Викканские Свитки

ОХОТА НА ВЕДЬМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА?

В широких кругах о преследованиях ведьм принято  говорить только в историческом контексте средневековой инквизиции. Жестокости папского трибунала ассоциируются с «тьмой веков». Сегодня многие интернет-издания называют 13 июня 1782 года датой последней смертной казни в Европе за официальное обвинение в колдовстве. Однако хорошо известно: несмотря на то, что колдовство уже не являлось основанием для уголовной ответственности, казни продолжались и в XIX веке. Исследователи до сих пор публикуют всё новые списки осуждённых, появляются сайты с развёрнутой статистикой, однако до последнего времени разговор о преследованиях ведьм редко выходил за пределы Евразии.

С начала третьего тысячелетия африканская охота на ведьм является общеизвестным фактом, и мы вынуждены признать что в общемировом смысле она не заканчивалась никогда. Нигерия, Кот-д’Ивуар, Зимбабве, Нигерия, Конго, Гамбия, Танзания, Кения, Уганда, Ангола, Гвинея – сложно перечислить все страны, которых коснулось это бедствие. Исследователи связывают вспышки погромов с деятельностью христианских сект, которые пропагандируют нетерпимость в рекламных целях — ради продажи услуг экзорцизма. Однако отношение к колдовству в разных странах может быть кардинально противоположным. Например, в 2009 году ныне правящий президент Гамбии Яйя Джамме устроил охоту на ведьм, что привело к массовой миграции гамбийцев в соседний Сенегал. А президент Уганды Иди Амин (1971-1979 годы правления) наоборот окружал себя свитой из колдунов*, выходцев его родной деревни; так же  в 2016 году нынешний президент Камеруна Поль Бийя, не смотря на государственные законы, запрещающие колдовство, призвал бороться с радикальной исламистской организацией Боко Харам магическими средствами. Подобных историй бесчисленное множество, криминализация колдовства в одних странах легитимизирует массовые погромы, но и призывы к магическому оружию вредят не меньше: разжигание вражды на разных социальных уровнях даёт на выходе страшную статистику.

С начала 2000-х международные правозащитные организации начали работать по вопросу спасения обвинённых в колдовстве: в большинстве случаев, это женщины, старики и дети. Если сначала спасением занимались международные организации, такие как ООН, то сейчас существует немало специализированных европейских фондов, например, фонд Аньи Рингген Ловен.

Впрочем, не обязательно покидать Евразийский континент, что бы столкнуться с гонениями: Индия и Индонезия так же печально известны убийствами ведьм, а в Саудовской Аравии колдовство криминализовано официально и карается смертной казнью. Из стран Американского континента наименее безопасной страной для ведьм считается Мексика.

Справедливости ради стоит отметить, что перечисленные регионы печально известны высоким уровнем агрессии, и поводом для её выплеска может быть что угодно. Но это не снимает проблемы полностью, и требует определённой рефлексии.

Эклектика, присущая викке, располагает её адептов не только к религиозной терпимости, но и к ответственности перед магическим сообществом. Актуальные для западного викканина проблемы меркнут перед ужасами африканских гонений и резонно возникает вопрос: как относиться к современной охоте на ведьм, что можно сделать для защиты сообщества а чего лучше не делать?

С точки зрения нативной антропологии, которая исследует проблему со стороны субъекта, находящегося в её (проблемы) пределах,  созданный в СМИ образ несчастной Африки следует назвать истерией, а действия некоторых правозащитных организаций — колониальным мышлением в действии. Европейский атеист не даёт права на существование колдовства как такового, а значит любой человек, попавший под обвинение, в колониальной оптике моментально становится жертвой. Однако практикующий маг знает, что у монеты есть, как минимум, две стороны, а в Африканском конфликте их, пожалуй, больше. Соответственно, следует решать проблему сразу не нескольких уровнях. Самые очевидные вопросы и решения могут выглядеть следующим образом.

  • Что мы можем сделать для невинно пострадавших детей, непрактикующих людей, обвинённых в колдовстве, и тех, кому угрожает опасность от наговоров? В первую очередь, не искать сложных путей и сделать то же, что может и другой: определить сумму ежемесячного пожертвования в специализированный фонд, которому доверяете.
  • Как защитить невинных ведьм и колдунов? Те же пожертвования, только магические: совместные молитвы и ритуалы защиты (если ваша традиция позволяет эти практики). Создание и проведение ритуалов для поддержания защитного поля магического сообщества можно рассматривать и в контексте взаимовыручки: при правильном наведении мостов с такими же вкладчиками, можно надеяться на отдачу и помощь в экстренной ситуации.

Однако, если заручиться оптикой индуистской философии, ничего этого не нужно. Ведь каждый принимает свою карму, а путь Африканских ведьм нам неизвестен. Стоит ли брать на себя ответственность за судьбы  магов с другого континента? Этот вопрос может быть опасным для начинающего медиума-идеалиста, который решит заглянуть в неизведанное. Тут будет уместно вспомнить отрывок из стихотворения про Фому Сергея Михалкова:

«…Однажды
Приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес
Африканское солнце печет,
Река под названием Конго
Течет.

Подходит к реке
Пионерский отряд.
Ребята Фоме
У реки говорят:

«Купаться нельзя:
Аллигаторов тьма».
«Неправда»,-
Друзьям отвечает Фома.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Упрямец плывет
По опасной реке.

Близка
Аллигатора хищная
Пасть.
«Спасайся, несчастный,
Ты можешь пропасть!»

Но слышен ребятам
Знакомый ответ:
«Прошу не учить,
Мне одиннадцать лет!»

Уже крокодил
У Фомы за спиной,
Уже крокодил
Поперхнулся Фомой;
Из пасти у зверя
Торчит голова.
До берега
Ветер доносит слова:
«Непра…
Я не ве…»
Аллигатор вздохнул
И, сытый,
В зеленую воду нырнул.

Трусы и рубашка
Лежат на песке.
Никто не плывет
По опасной реке…»

Не стоит недооценивать Африканских колдунов. На континенте тьма магических традиций всех цветов. Специалисты-антропологи не раз подчёркивали, что в каждой деревне свои секреты, и порой сильнейший колдун не может снять порчу, нанесённую практиком неизвестной ему традиции. Тёмные колдуны, попавшие в беду, верещат на весь свет, а неопытный маг может попасться на эту «удочку», и отдать всего себя на неведомую ему борьбу.

Из этого не следует, что необходимо избегать любых астральных контактов с африканским магическим сообществом, однако стоит быть настороже и соблюдать технику безопасности: ведь доподлинно неизвестно, какой мощью обладает тот, кто «на другом конце провода».

Африканский вопрос поднимает за собой сонм других, более глубоких проблем: как нам относиться к магам других традиций? Насколько важно наше положение в социуме и что мы готовы сделать для того, что бы что-то изменить? Можем ли мы открыто исповедовать викку в нашей стране, и какой смысл в открытости? Широкие дискуссии по этим поводам ещё ждут своего часа.

__________________________________

*Смирнова Инна Михайловна, «Величайшие загадки и тайны магии»,
глава «Африканские колдуны»

Оставить комментарий