Викканские Свитки

Нэнси Питман. О тринитарной традиции (Life as Christian Wiccans)

Тринитарная викка i (иначе называемая христианской виккой) – один из путей американской традиционной виккиii, испытавший сильное влияние александрийской и дианической традиций. Тринитарная викка работает исключительно с христианским пантеоном. Это форма адогматического христианства, так что Библии следует оставить на пороге. Мы действительно виккане. С октября 1999 я вела группу в Yahoo, где «христианская викка» служила рабочим термином, обозначающим эклектическую практику новой американской (т.е. не-британской) викканской традиции. К 2002 г. у пути появилось свое имя – тринитарная традиция. Эта традиция выработалась в группе практикующих виккан, которые почитали христианскую троицу, где одним из лиц была Богиня. Эта традиция обращается к многочисленным богиням из гностицизма, каббалы, псевдоэпиграфовiii и к ранним синкретическим персонажам, открытым на стыке еврейского и греко-римского влияния: Софии, Шхине iv , Деве Марии, Марии Магдалине, Лилит как Темной Матери, сестре-близнецу Шхины, Ашере v , Йере, Барбело vi , Зоэvii и Благодати (Грации, Харите) viii . Да, мы виккане – мы христиане-политеисты, и мы верим, что Божественное – «Бог и Богиня» — имманентно, а не трансцендентно. Хотя тринитарные виккане не являются язычниками, однако в основном мы мыслим в том же русле, что и многие виккане-язычники различных традиций.

Во-первых, мы политеисты, а не монотеисты. Политеистическое христианство не так уж трудно себе представить. Мы знаем, что есть Единая Вселенская Сила, но воспринимаем ее в Дуальности Божественного Пола – как Женское и Мужское. Мы выражаем наши идеи при помощи триад: Бог одновременно принадлежит к каждому из двух полов, и ни к одному из них. Подобным же образом каждый из полов пребывает в противоположном себе. Во-вторых, мы либеральные христиане, а не фундаменталисты. Мы принадлежим к движению «возвращения Богини» (Goddess-reclaiming) ix . В-третьих, мы реконструкционистыx , а не ортодоксы. В-четвертых, мы стремимся к пересмотру традиций, обычно окружающих христианский пантеон. Мы утверждаем, что святость христианского пантеона может быть выражена в викканской практике с такой же полнотой, что и в практике основного потока патриархального, церковного христианства. Мы также утверждаем, что в практике американской традиции викки не существует строго установленного пантеона, а потому наш пантеон столь же правомерен, как заимствованный из любой другой культуры. Викка предполагает почитание Богини и Бога – а в христианском пантеоне имеется множество богинь. В-пятых, мы рассматриваем наши Божества как имманентные, а не трансцендентные сущности. Это Божества близкие нам и любящие (имманентные), а не далекие и карающие (трансцендентные).

Сам термин «христианская викка» расстраивает очень многих, однако я обнаружила в ходе моего исследованияxi , что практики этой традиции в целом позволяют отнести ее скорее к «природным» религиям. Ко времени написания книги , тем не менее, «рабочее название» прижилось, и трудно было говорить о тринитарной викке, не прибегая к термину «христианский». Тринитарная традиция становилась все более викканской, по мере того как ее практики включали в себя празднование событий Колеса Года – восьми солнечных праздников, саббатов, и тринадцати лунных – эсбатов. Особое почтение было уделено четырем «четвертным» солнечным праздникам, посвященным Юному Богу Иисусу Христу, которые получили название «кириатов» xii . Хотя тринитарная традиция – часть викки, практикующие ее не могут считаться христоязычникамиxiii , потому что они почитают исключительно христианский пантеон с его многочисленными троицами. Христианская викка – это не название традиции, а скорее общеописательный термин, призванный указать на то, с какой культурой она работает, как кельтская, александрийская или дианическая викка. Вопреки распространенному мнению, «христианская викка» — не оксюморон, и не означает, что фундаментальные христиане «играют в ведьм», при этом боясь оставить христианскую церковь. Христианские и тринитарные виккане не фундаменталисты и не ортодоксы. Тринитарная викка прославляет христианскую Троицу – Бога, Богиню и Сына, солнечногоxiv Бога Иисуса. Святые, ангелы и элементальные духи также присутствуют в ритуальных и магических техниках тринитарной викки. Такие представления как спасение, Страшный Суд, грех, ад, дьявол не имеют места в тринитарной традиции.

(Nancy Pittman. Life as Christian Wiccans) http://www.helium.com/items/1364367-real-information-about-christian-trinitarian-wicca

Примечания

iТринитарная (лат. trinitas — троица) – т.е. троичная.

iiАвтор хочет подчеркнуть, во-первых, то, что данная традиция не имеет отношения к Британской Традиционной викке, во-вторых, что она находится в русле американской викки, формировавшейся начиная с 1960-х гг. Американские традиции от британских отличает отсутствие ковенов как закрытых тайных обществ, эклектизм практик, часто – феминистский уклон теологии, интерес к экологической, политической проблематике, иногда – общественный активизм.

iiiПсевдоэпиграфы (греч. «ложноозаглавленные») – книги Ветхого Завета и апокрифы, приписывающиеся легендарным персонажам – царю Соломону («Притчи», «Песнь песней», «Псалмы Соломона»), сыновьям Иакова («Завет двенадцати патриархов»), Эноху («Книга Эноха») и т.п. «Богини» в этих книгах встречаются изредка, но одна из них (Хохма, София, Премудрость Божия из 1 главы Притчей) оказалась очень востребована в позднейшей христианской мифологии, будучи отождествлена с Христом-Логосом. О популярности ее в Древней Руси свидетельствуют древнейшие храмы Киева и Новгорода, а также иконы с ее изображением.

ivШхина (или Шехина, др.-евр. «присутствие») – женская персонификация присутствия Бога Ветхого Завета, впервые встречается в Талмуде и некоторых переводах Библии (Таргум). В средневековом иудаизме и каббале получила очень разработанную мифологию по красочности мало уступающую любой из дошедших до нас языческих мифологий Богини (см. Рафаэль Патай, «Иудейская богиня»).

vХанаанейская богиня, почитавшаяся евреями II – 1й пол. I тысячелетия до н.э., с культом которой боролись пророки Осия, Амос и многие израильские и иудейские цари.

viБарбело – персонаж гностических учений II в. н.э. Еще женским персонажем в некоторых диссидентских версиях христианства являются Святой Дух (слово «дух» женского рода в древнееврейском и арамейском), «Невеста» из Апокалипсиса, иногда отождествляемая с Церковью (см. богатую иконографическую традицию персонификаций Церкви как Девы, Жены и Старухи).

viiЗоэ (греч. «жизнь», ср. русское имя Зоя) – гностическое божество, одно из первых божеств в череде первоначальных эманаций у Валентина и Василида. В современном мандеизме – Хайя Р’ба, Великая Жизнь, главный персонаж религиозного поклонения.

viii«Благодать» (греч. «харис», лат. gratia) – богословская христианская концепция, обозначающая благожелательное расположение Бога по отношению к человеку, благодаря которому человек достигает спасения. В английском grace сохраняется отзвук античного «грациа» — собирательного имени трех богинь красоты и наслаждения (греческие хариты).

ixДвижение, зародившееся в 1970-е гг. в США. Нацелено на освобождение женщины и не только (духовное и политическое) посредством «возвращения» к архетипу Богини. Предполагает духовную «реабилитацию» сексуальности, телесного начала, природы, стремится к возврату гармонии между человеком и природой. Само слово “reclaim” означает «требовать [себе] назад»: предполагается, что определенные права в ходе истории оказались отчуждены враждебным обществом от «угнетенных» (народов колонизированных стран, женщин, детей, сексуальных меньшинств и т.д.), и теперь должны быть им возвращены. Движение связано с феминистским движением, феминистской теологией разных религий, экологическим движением.

xРелигиозный реконструкционизм предполагает современные попытки восстановления древних традиций, которые не практиковались долгое время, по историческим источникам.

xiДанная статья является адаптацией авторского предисловия к книге Nancy C. Pittman. The Christian Wicca: The Trinitarian Tradition. 2003.

xiiОт греч. «Кириос» — Господь.

xiiiДвижение среди американских язычников, почитающих персонажей христианства наравне/наряду с языческими божествами и использующих некоторые практики, традиционные для исторического христианства (молитвы Христу, Богу-Отцу, Деве Марии, розарий, пение псалмов, крещение, причастие и т.д.).

xivОбыгрывается омонимия английских слов Son (сын) и Sun (Солнце).

Перевод и примечания: Гарсиа
Первая публикация: http://versacrum.narod.ru/thealogic/trinitarian.html

Оставить комментарий