Викканские Свитки

Викканская этика

Эта заметка могла бы поспорить за звание самой короткой в моей жизни. В самом деле, что такое викканская этика? Делай, что хочешь, если это никому не вредит. И понимай вред так, как сумеешь сам. Всего-то ничего букв, знаков препинания и пробелов. Тем более, что это была бы чистая правда. Но в жизни так красиво получается только в цитатниках мудрецов. Открыл, прочитал, умилился. И пошёл дальше, даже не запоминая.

Красивые лаконичные фразы потому и красивы, что содержат в себе яркий образ. А все скучные муторные и часто спорные разъяснения из них заботливо выброшены. Осталось только принять вид возвышенной одухотворённости (не путать с покерфейсом!) и красоваться. Бесполезно, но эффектно.

Что ж. Я сегодня не стану претендовать ни на красоту фраз, ни на лаконичность, ни даже на хоть какую-то одухотворённость. Вместо этого возьму лопату и слегка, буквально на пару штыков, углублюсь в это аморфное и загадочное явление — викканскую этику. Кто готов немного поскучать — за мной!

***

И всё же по самой своей сути викканская этика неотделима от викканского наставления. Заповедей у ведьм нет, только пожелания и советы. Вопрос в том, как в реальной жизни раскрывается эта прекрасная максима: делай, что должен, если это никому не вредит? Не буду вдаваться в банальности, но любой наш поступок вредит. Кому-то или чему-то. Учитывая, что виккане часто почитают духов лесов, рек, а порой и каждого отдельно лежащего камня, разница между «кому» и «чему» — весьма относительна. В конце концов, даже просто потирая щёку мы рискуем убить немало вполне живых микроорганизмов. Сколько бактерий ежедневно губят наши лейкоциты — вовсе не перечесть. И это мы ещё стыдливо обошли тему питания.

Вполне очевидно, что поставленная в наставлении задача принципиально неразрешима. Мы вредили, вредим и будем вредить. А впадать на этой основе в непрерывную депрессию, сменяющуюся жарким покаянием, уж точно не по-виккански. Наставление потому и не является заповедью и правилом, что не может быть окончательно разрешено и постигнуто. Это не ответ, что нам делать. Это вопрос к нам, к каждому из виккан. И вектор, в направлении которого следует двигаться мысли.

Сколько виккан, столько и прочтений этой викканской максимы. И даже у одного викканина изо дня в день прочтение будет меняться. Наверняка, описанное мной ниже кому-то покажется неуместным. А кому-то и вовсе фривольным и радикальным. Что ж, это их полное право. Так же как полное право других виккан послать меня во всем знакомые места, даже и не читая дальнейшего.

Но в свою очередь, эта заметка — моё право.

***

Простейшим прочтением наставления будет аналогия с известной и вполне светской фразой: свобода моего кулака заканчивается там, где начинается свобода чужого носа. В известном смысле такая аналогия упрощает ситуацию. И позволяет применять себя на практике. Но фактически упрощение здесь связано с тем, что мы заведомо ограничили понятия вреда — вредом человеку. Что мало помогает в викканских делах. Но даже если вас такое ограничение устраивает, вам придётся стать аскетом, чтобы его избежать. Ведь даже выигрывая конкурс на рабочее место, вы причиняете кому-то вред.

Увы, любая прямая трактовка наставления окажется не лучше. Мы всегда будем заходить в тупик, пока не сделаем понятие вреда максимально узким и комфортным. Что фактически приведёт нас к утверждению «не вреди своим близким». Оно, конечно, верно. Но относится скорее не к этике, а к чистой прагматике.

С другой стороны «свобода кулака» направляет нас к куда более перспективному прочтению. А именно к понятиям «свобода» и «последствия».

Если разобрать наставление с их помощью, то легко прочесть его так:

  1. Будь свободен в своих желаниях и поступках.
  2. Помни, что у твоих действий будут последствия.
  3. Избегай негативных последствий.

Если добавить к этому идею троекратного воздаяния, то можно указать дополнительно:

 4. Стремись к позитивным последствия.

Последнее в общем-то логично по умолчанию. Но для надёжности его стоит указать.

При таком прочтении наставление звучит куда конкретней. И главное — становится применимо на практике. Теперь это не просто красивый афоризм, но вполне ясное указание пути. Избегай вреда, стремись к благу, следуй свободе. Пусть не всегда это просто, пусть нам по-прежнему нужно учиться различать и оценивать вред. Никто не обещал, что на викканском пути всё будет легко и безоблачно.

Подобно дзенским коанам наставление вынуждает последователя выходить за пределы формальных правил и находить решение в условиях реальной ситуации. Если каждое наше действие причиняет вред, то вполне логично, что и отсутствие действия причиняет вред. Так невыполотый борщевик может стать причиной тяжелейших ожогов случайного прохожего. А ненаказанный хулиган — причиной множества беспорядков. Как только мы осознаём, что вред смешан с самим нашим существованием, мы перестаём беспокоиться о каждой бактерии. И приходим к идее вреда допустимого и недопустимого.

Наши действия и наше бездействие оказываются на весах. Где вреда больше? И какой вред мы готовы принять? Здесь важно снова обратиться к идее свободы, этому краеугольному камню всей викканской жизни. Выбирая уровень вреда и его допустимость мы вольны решать самостоятельно настолько, насколько нам позволит наш разум. И привитые нам в обществе шаблоны.

Боги не карают нас. И не тыкают носом в проступки. Они лишь сводят вместе причины и следствия. Без осуждения и презрения. Исходя из нашей свободы, мы выбираем последствия. И принимаем их сполна. Беда — не тому, кто причинил вред. Беда — тому, кто не понимал, что делает. И для кого последствия будут внезапны.

Избегая негатива и стремясь к позитиву, мы сами выбираем приоритет. И меру ценности. Любые нормативы любых эпох — лишь ориентир для нас, но не закон. Пункт отправления, но вовсе не клетка для разума. Свобода побуждает искать свой ответ. А последствия — выбирать, что в действительности ценно. Так на войне жизнь противника вряд ли будет стоить жизни друга и соратника. И выстрел в противника будет вполне соответствовать идее избегания вреда.

К счастью, обычно мы не стоим перед столь глобальным выбором. И перед столь большой ценой. Но принцип сохраняется. И каждый раз мы снова и снова решаем, что по-настоящему важно. А что — вынужденная мера. Но как именно нам это делать? Решать сердцем? Безусловно. Викка — это путь мудрых. Точнее тех, кто хочет стать мудрым. А мудрость всегда индивидуальна, никто не даст вам точной карты, не проведёт за руку. Мудрость включает в себя ваш жизненный опыт, ваши ошибки, вашу меру понимания мира — и, конечно, стремление понимать его всё лучше. Но одним только сердцем ограничиваться не стоит. Давайте сделаем ещё один шаг вперёд и посмотрим на каких уровнях мы можем рассмотреть свободу наших действия и последствия наших выборов.

Для этого снова обратимся к принципу троекратного воздаяния.

***

Чтобы не плакать горько,

Запомни навсегда:

Что хочешь делай, только

Не причиняй вреда.

И правильный, и вздорный

Вернут поступок твой.

В три раза лучше добрый,

В три раза хуже злой.

Все наши поступки и правда возвращаются нам троекратно. Но, скажем так, не в трёх экземплярах наших же действий. И необязательно в виде выгоды. Порой их возвращение не столь уж и приметно для неопытного глаза. Но от того не менее неизбежно.

Первый возврат — прямая реакция мира на наши действия. Ответ на слова, защита или благодарность на поступок, отношение к нам, всё что явно вытекает из действий. Купите мороженное и получите потерю в деньгах и прибыток в калориях и настроении. Помогите другу и почувствуйте его благодарность. Избейте беззащитную собаку (не стоит) и посмотрите на презрение в глазах увидевшего вас прохожего.

Второй возврат — изменения внутри нас. Наши поступки не просто выдают нас. Они нас в конечном итоге и формируют. Конечно, это относится и к мыслям, и чувствам. Всё это неотъемлемая часть любого поступка. Не стоит впадать в приятный, но наивный максимализм, тот или иной поступок редко делают нас хуже или лучше. Они делают нас другими. Проявляют нашу суть, оттачивают характер, пристрастия, способности. Вся жизнь — череда таких решений, поступков, реакций. Словно удары неторопливого скульптора они отбивают с нас лишнее, формируют и суть, и внешний образ. Как говорится, посеешь поступок — пожнёшь характер. Посеешь характер — пожнёшь судьбу.

Третий возврат — изменения в мире. Часто мы не обращаем на него внимания. Мир большой. Одно изменение — песчинка в бархане. Но со временем мы понимаем, что песчинок накапливается немало. Тот, кто проживёт подольше, имеет все шансы увидеть, как его погребёт под личным барханом. Но и остальные столкнутся с последствиями. Изменение круга общение, сферы деятельности. Отношение близких. Положение в профессиональной среде. Распространение среди людей ваших идей и мыслей. Рано или поздно и благие, и дурные последствия станут очевидны каждому.

Каждый возврат — это и есть уровень, на котором мы можем немного задержаться. И понять, что здесь приемлемо. А что нет.

***

Самый очевидный уровень — первый. Помимо чисто прагматических моментов (не забываем про уголовный и административный кодексы), он содержит в себе привязку к социуму. К тому, что социум считает приемлемым и допустимым. Или же наоборот, совершенно неприемлемым. Хотим мы того или нет, но все мы — дети своего времени, дети общества, в котором родились. В конце концов, дети системы, боремся мы с ней или же поддерживаем её. Кто не сбежал в леса подальше от людей, тот будет зависеть от окружающих.

Но не стоит воспринимать общество как неизбежное зло и давление на нас. На самом деле даже самое агрессивное общество выступает в первую очередь как рука поддержки. Ласковая и заботливая или грубая и безразличная — несущественно. И в том, и в другом случае она позволяет нам подняться на ноги. От первых дней жизни и до последних мгновений оно предоставляет нам хоть и рыхловатые, но всё же основания для оценки мира и нас самих. Люди не ведомы инстинктами. Наш мозг настраивается в соответствии сначала с данной нам другими картиной мира. А после уже в соответствии с нашими личными потребностями и наработками.

Сначала общественная мораль выступает своего рода ходунками для ребёнка. Позволяя ему осваивать мир. Иногда это буквально распространённая в обществе этическая модель. Чаще это одна из вариаций, выдаваемая нам сначала родителями, а позже ближайшим кругом общения. После общественная мораль постоянно тыкает нас носом в несоответствие себе, заставляет снова и снова отвечать на вопросы о наших действиях. Словно настырный и грубоватый учитель она понуждает нас либо соглашаться с общими выводами, либо находить сугубо свои, более подходящие нам. И бороться за них. В критической же ситуации потери ориентиров общественная мораль становится подобием костылей калеки. Мы можем опереться на неё и попробовать прийти в себя, не тратя лишних сил на рефлексию.

Иные религии могут указывать своим последователям отклоняться от общественной морали радикально, в соответствии с догмами и канонами. Но в викке, как мы уже поняли, догм и канонов фактически нет. Викка подталкивает нас к личным размышлениям и личному же опыту. Поэтому как минимум на раннем этапе человек приходит в викку с установками, принятыми им через согласие или несогласие с установками общественными. Что же будет являться в этом случае приемлемым вредом? Чаще всего вред, приемлемый обществом. Либо той частью общества, к которой человек хочет принадлежать.

Здесь уместно говорить даже не о приемлемом, а скорее о базовом уровне вреда. Уровне насилия, если угодно. Так общество сегодня в целом приемлет жёсткую конкуренцию на карьерной лестнице, приемлет нанесение физического вреда при самозащите. приемлет убийство животных для еды, приемлет убийства в рамках войны или задержания опасного преступника. Это базовый уровень насилия. То, что с точки зрения общества фактически не требует оправданий, если выполнены сопутствующие условия. Так по суду вас могут признать виновным за превышение самообороны. Но в рамках общественной морали ваши действия вероятней всего сочтут нормальными.

Базовый уровень насилия — это по сути уровень, исключённый из понятия “не навреди”. Да, очень условно. Да, с рядом оговорок. Но всё же в этом случае вы оказываетесь лишь частью системы с её закономерностями. Волк охотится на зайца, заяц поедает морковку, а вы разбили лицо пьяному неадеквату. Всё в порядке.

При этом существующая в викке установка на максимально хорошие последствия всё же довлеет над нами. И требует от викканина стараться — именно стараться, заметьте! — быть хотя бы немного лучше, чем диктует общественная мораль. Если у вас есть шанс решить дело миром — решите его. Или хотя бы не бейте лишний раз в запале. Внезапно, вы только что выполнили викканское наставление. Вы оказались лучше, чем общество предлагало вам. Вы применили лишь минимально необходимое насилие. Причинили неизбежный вред, избегнув вреда чрезмерного.

И наоборот, если вы не просто разбили неадеквату лицо, но потом ещё долго пинали его по рёбрам и обещали найти его семью и их тоже избить — вы вышли далеко за рамки общественной морали. И определённо не выполнили викканское наставление.

С другой стороны, если вы целиком и полностью принадлежите той части общества, для которой жестокие формы насилия норма, возможно, вы выполнили наставление уже в том случае, если просто не убили человека. В конце концов, кроме вас никто не знает условий, в которых вам приходится жить. Может быть вы находитесь в своёй личной версии постапокалипсиса. А во время постапокалипсиса нравы становятся куда более жестоки. Кто вам судья, кроме людей вокруг вас и богов над вами?

***

Предыдущий уровень может показаться сомнительно религиозным. Вы можете сказать, что человек начинает с данного ему обществом, но в итоге-то приходит к своему личному. И что опираясь только на общество легко в неудачном случае дойти до точки, когда и массовые изуверские убийства с особой жестокостью будут легко вписываться в наставление. В общем-то да. Это вполне возможно. Уверен, что есть виккане, для кого это работает. И безусловно, рано или поздно человеку стоит задаться вопросом, что он сам считает нормальным. А что нет. Что для него лично — приемлемый уровень вреда? Здесь мы плавно переходим ко второму возврату. И второму уровню свободы и последствий. На этот раз непосредственно внутри нас.

Да, со временем мы формируем личное видение морали на основе видения общественного. Фактически, здесь стоит говорить уже не столько о морали, сколько о нравственности — нашем внутреннем этическом кодексе. Том, что мы не просто признаём как данность, но способны прочувствовать и осознать. О принципах, которые порой могут заметно отличаться от принятых среди окружающих нас людей. Но крайне важных именно для нас. Чаще всего их формирование связано с накоплением личного опыта. В том числе опыта страданий, жизненных метаний, опыта общения с важными для нас людьми. Подобно брошенному на гончарный круг куску глины мы подвергаемся многочисленным ударам, растягиваниям и прочим испытаниям. Пока не находим некий баланс. Баланс между внутренними потребностями и внешним давлением. Чтобы вышедший из нас “сосуд” был устойчив. Но в то же время оставался в указанных миром рамках.

Если мы не сохраним внутренних потребностей, то просто рухнем под гнетом непосильных изменений. Если же будем упорствовать в своём нежелании признавать реальное давление мира, все эти шлепки мокрых рук гончара-жизни, то будем смяты и раздавлены им. Так, в сущности, взросление человека является чередой травм. От нас отлетают кусок за куском. Желания, надежды, фантазии. Другие же преобразуются и встраиваются в свободное пространство. Так, словно мы и правда глина в руках гончара. Или же глыба мрамора в руках скульптора. Скол за сколом из глыбы проявляется статуя. И огромное количество материала летит в слом, чтобы никогда не вернуться к нам.

В этой череде изменений мы не только учимся, находим жизненный путь и своё место в обществе. Но и признаём предлагаемую нам мораль, либо модифицируем под себя. Вернее сказать мы всегда её модифицируем. Вопрос лишь в том насколько сильно. И в том, сколь глубоко мы принимаем мораль. Становится ли она нашей нравственностью. Или же оказывается лишь очередными ограничениями на уровне законов, которым мы вынуждены подчиняться, но можем не верить.

Человек, поступающий против своих нравственных идеалов, разрушает себя, травмирует повторно. Это не зависит от его религии. Викканин вы или нет — травма неизбежна. И наставление тут ничего не значит. В результате этой травмы вы либо выработаете новые идеалы. Либо будете мучаться и терзаться. Либо вовсе сломаетесь.

В этом случае викка может прийти к вам на помощь с неожиданной стороны. Викканское наставление не требует от вас мучаться совестью в полном смысле этого слова. Оно указывает, что вы должны принять последствия. Если вы нарушили свои нравственные принципы, можете каяться, но это непринципиально. Главное, вам нужно признать нарушение. Признать, что оно имеет последствие. И либо исправить их в доступной вам мере, либо усвоить урок на будущее и идти дальше.

Порой викку обвиняют в безнравственности. В известной степени это обусловлено именно отсутствием требований мучаться совестью. Только вот тут нет ничего безнравственного. Викканину просто разрешено не тратить силы впустую, а направить их на реальные дела. Сэкономьте свой психический ресурс, решайте реальные проблемы. Если вам нужно выплакаться — выплачьтесь. Если нужно повыть в полях на луну — повойте. А потом идите работать. Снова и снова идите работать. Над собой, над миром вокруг вас, над собственными ошибками в конце концов.

Викка говорит о принципиальной важности не показушных мучений, не страха, не отработки долгов через бесполезную боль. Но о стремлении быть максимально эффективным. В том числе в области добродетелей. Вы свободны в своём праве подпитывать душевную боль или же покончить с ней как можно быстрее, если у вас есть на то силы. Примите последствия и снова станьте свободными. Да, для этого нужна внутренняя сила. Много внутренней силы. Но эта сила будет тратиться вами на реальные дела. А не потерянное в страданиях время.

И всё же вернёмся к самой идее внутренних принципов. Вышесказанное мной о свободе может навести на мысль, что внутренние принципы необязательны. В конце концов, зачем подвергаться риску той самой боли? Соблюдай общественные нормы, придерживайся минимального внутреннего базиса, который тебе комфортен. А всё остальное отбрасывай. Раз нравственность может войти в конфликт с реалиями мира — так не взращивай нравственность. Не вырабатывай свои взгляды на жизнь. Будь сух и прагматичен. Пугающая и красивая мысль. Но в корне неверная.

В своей статье “Путь души в викке” я ранее говорил о том, что фактически развитие души проходит через три этапа: исцеление души, интеграция души, восхождение души. Те, кому интересно, могут обратиться к соответствующей статье. Здесь же имеет смысл остановиться только на одном этапе — интеграция души.

После того, как практику удастся залечить наиболее болезненные травмы и найти в душе хотя бы намёк на гармонию, неизбежно встаёт вопрос объединения воедино всех составных частей души. Почти физической силы материальной души, исканий и осознаний души личностной, высших идей и целей божественной искры. Когда боль немного стихает, когда человек перестаёт подсчитывать обиды. ему открывается удивительный простор мира. В котором он может обрести куда больше, чем простые сиюминутные выгоды. Развить личную магическую силу, получить откровения от богов, увидеть глубину за повседневными буднями. Ощутить божественное присутствия даже в пыли под ногами на прогулке. А в перспективе — может быть даже продлить своё влияние за пределы смерти, оставив по себе яркий активный след.

Всё это требует интеграции. Соединения. Синтеза — всех частей души друг с другом, а так же с божественной силой, проявляющей себя в мире. Всё это будет происходить параллельно продолжающемуся исцелению души. И точно так же как исцеление — не закончится до самой смерти. Шаг за шагом практик сможет подниматься к новым вершинам. Обретай уверенность в себе, силу, мудрость и своё место в мире. Но синтез неизбежно приводит к усложнению. Открывая новые возможности, практик будет сталкиваться с необходимостью решать всё более сложные вопросы. В том числе внутри себя. Чистое восприятие будет сменяться сознательными изысканиями знаний и экспериментами. А главное — обретение мощи приведёт практика к работе с людьми и силами на новом уровне. Когда даже обычная трава под ногами может оказаться важной и значимой.

На этом уровне общественная мораль и минимальные внутренние установки могут оказаться — и непременно окажутся! — недостаточными. Если у вас есть только молоток — вам не сделать на статуе тончайшую резьбу. Как бы вы ни старались. Когда однажды ваша душа ляжет в ваши собственные руки для филигранной доработки, а у вас не окажется духовных инструментов — что вы будете делать? Создавать инструменты, естественно. И рано или поздно ключевым инструментом окажется ваша нравственность.

Однажды во время фотосессии с огнём, которую мы устраивали много лет назад, оказалось немного опалено молодое дерево. Всё происходило на пустыре, который только-только приходил в себя после стройки. Который только оживал под руками богов. Опалить на таком пустыре деревцо, да ещё по глупости — определённо было безнравственно. Я не мог исправить ситуацию — листья назад не приклеишь. Поэтому убедился, что деревце потушено и полито. Что из него не вытекает сок и вместе с ним силы. Попросил прощения и отдал земле несколько своих волос в извинение. Это очень мало. Но порой выбор невелик. Как я и сказал, всё, что мы можем — принять последствия и попытаться исправить хотя бы немногое.

Понимание безнравственности повреждения дерева на оживающем пустыре — повседневная, но важная часть работы над душой. Она неразрывно связана с самой идеей синхронизации с миром, с идеей ощущения божественного вокруг себя. Человек без внутренних принципов, без личных установок часто просто недостаточно чувствителен к миру. Нравственность здесь, как ни странно, столь же практична, как и на первом уровне. Она расширяет наше видение, наше восприятие. Связывает воедино порой совершенно различные части действительности. И в конечном итоге уберегает нас от ошибок, от холодности и потери самого себя.

Более того, нравственность — это ещё и обеты, которые мы берём на себя. То наше личное “должно”, которое мы никому кроме самих себя не обещали. Но для самих себя храним свято. Такие “должно”, такие обеты формируют наш стержень. Внутреннюю опору. Чем выше поднимается душа, чем дольше мы живём, тем важнее оказывается иметь внутри себя пусть странные, но принципы. Когда мир начинает распадаться, именно личные принципы позволяют удержать его. И подняться ещё на шаг выше.

Так однажды нравственность становится даже важнее, чем мораль. Удары окружающего мира можно выдержать. А вот распад души обратно на части — очень маловероятно. Но в том-то и дело, что на этом уровне мы говорим именно о личных установках. То, что для меня было безнравственно оставить без извинений опалённое дерево, для вас может быть совершенно пустым и глупым. Вполне вероятно, что у вас будут свои принципы, которые покажутся мне странными. Таков путь внутренних установок. Они вырабатываются долго, тяжело, под давлением мира, под влиянием внутренних же изменений и роста. Их невозможно просто принять. Невозможно сесть и написать их свод, даже для себя самого. Это то странное и диковинное, что должно вырасти внутри вас. Это как раз тот самый выбор сердцем. Поначалу вас может даже пугать как внутри вдруг возникают идеи и принципы. Как они врастают вас, словно ещё один дополнительный орган.

На этом этапе можно и нужно советоваться с богами, проверять на практике, позволять себе никуда не торопиться. Постепенная интеграция души будет ставить перед вами вопросы: как я отношусь к траве и камням? что я могу сделать для людей, чтобы моя душа стала более целостной? как я могу помочь миру? что успокоит меня и даст мне ощутить, как моя физическая сила существует в гармонии с моим умом? Множество вопросов. Порой самых неожиданных. Не отказывайтесь от них. И со временем внутри вас оформится понимание допустимого вреда и насилия. Допустимого — именно для вас.

***

Раз уж я сказал о богообщении и о том, что вы можете помочь миру, то давайте рассмотрим этот момент подробней. Он будет очень важен для третьего уровня свободы и последствий. Того самого, где на наши поступки отвечает изменениями уже сам мир. Или быть может боги?.. Грань крайне тонка.

Боги готовы помочь нам в определении наших целей. Готовы вести и направлять. В том числе в нравственном росте. Раз так, значит у них всё же есть некий взгляд на наш рост? На нашу этику? Почему же тогда мы не начали разговор именно с их взгляда? Да потому что у них нет для нас свода правил. Во всяком случае применимого для всех и всегда. Взгляд богов — это не взгляд строгих господ, дарующих закон. И даже не взгляд ведущего инженера, принёсшего инструкцию по бесперебойной работе устройства “человек”. Наоборот, это взгляд исследователя, которому интересны наши ответы.

Делай, что хочешь — таково наставление. Но чтобы люди искали свои ответы — не причиняй вреда. Как ограничитель. Условия заданы, эксперимент начинается. Проживите каждый свою жизнь так, как сумеете.

Я не раз задавал вопросы о том. как соотносятся разные системы и разная информация у разных язычников. Ответ Бога и Богини как правило был прост: каждому говорится то, что важно для него. Не больше и не меньше. Речь не идёт ни о какой глобальной вечной истине. Речь всегда о реальных потребностях людей. И наставлении для них. Вот именно для них, для конкретных личностей, идущих по миру. Человек спрашивает, а боги отвечают — если ситуация того требует. Однажды каждый сталкивается с тем, что боги делают шаг назад и говорят: а вот тут сам. Давай, думай. И то, что человек надумает — будет иметь огромную важность как для него, так и для богов. Это и есть результат эксперимента.

Но чтобы избежать обвинения в том, что у виккан даже боги только развлекаться и могут, уточню. Интерес богов вовсе не праздный. Это не игра скучающих сущностей, этаких пресыщенных олимпийцев. Падая в материю, божественная искра приносит человеку немало ключевых вопросов, ответ на которые будет влиять на мир. А вот как именно влиять, боги дают нам выбирать самостоятельно.

***

Ранее я неоднократно писал, что Бог и Богиня — прямые воплощения своего рода викканского дао, формы единого потока божественной силы, из которого состоит весь мир. Я называю этот единый поток Неназванным. Так как Неназванный сочетает в себе несочетаемое. И дать ему название невозможно. Даже само уточнение “ему” здесь не более, чем особенность языка. Неназванный — не бог. Но именно сама божественность. Сама изначальность. Исток всего и вся, во всех возможных и невозможных видах.

Ключевое его свойство — постоянная изменчивость. Статичный Абсолют невозможен. Это следует из логики мира. Это следует из множества данных мне видений. Это следует из ответов богов. Статичность — это окончательная смерть мира. Не в том смысле, как мы понимаем смерть. А полное и абсолютное несуществование. Мир существует пока движется. Пока изменяется.

Бог и Богиня проводят в мир эти изменения. Вечно противоположные друг другу, разнонаправленные, вечно вращающие Колесо Года, а вернее сказать — Колесо Времени. Так как изменчивости подвержена не только планет Земля, но и всё сущее (а равно и всё никогда не существовавшее).

Каждое существо в мире — от пустой пыли до людей и духов — вносит свой посильный вклад в изменчивость мира. Каждым своим решением привнося что-то новое. И чем сильнее может существо спорить с предначертанным, с естественным ходом событий, тем важнее оно для вращения Колеса. Боги оставляют за нами право свободного выбора именно потому, что наш выбор важен. Быть может его последствия будут крайне малы. Но это последствия. Мир изменится хотя бы на йоту. В лучшую или худшую сторону. Но сдвинется с места. И станет немного дальше от падения в полное окончательное небытие.

У замечательной детской писательницы Дианы Дуэйн есть слова: “Единственная награда для волшебника — знать, что Вселенная просуществует на одно мгновение дольше. Единственное наказание для волшебника за напрасно растраченные силы — знать, что Вселенная просуществует на одно мгновение меньше.” Безусловно, для викки это слишком высокопарно. Как и для реального мира. Но сама идея определённо неглупа. И появляется в человеческой культуре веками в самых разных вариациях.

Боги заинтересованы в нашей этике — поскольку этика приводит к принятию решений. И именно этика порой приводит к не самым естественным решениям. Что может быть естественней смерти? Но бывает, что хирург до потери сил бьётся над пациентом за операционным столом. И спасает его. Что может быть естественней, чем спасать свою жизнь? Но солдат на поле боя может отдать жизнь ради идеалов. И приблизить изменение мира. Что может быть естественней, чем жить на накопленные деньги и не думать о будущем? Но многие богачи раздают деньги на благотворительность или берутся реализовывать несбыточные проекты.

В конце концов, что может быть естественней, чем просто расслабиться и выпить вина? Но я зачем-то пишу эту заметку, даже понимая, сколь малому числу людей она будет нужна.

Мир меняется от наших действий. Он становится добрее или злее, комфортней или страшней, сложнее или проще. Мы боремся с предначертанным и естественным, формируя для этого в процессе причудливые этические системы. Боги же отвечают нам и дают советы, как найти максимально подходящую систему именно для нас. Но приходит час, когда они оставляют нас и ждут только нашего ответа. Чтобы узнать как изменится мир.

И если вам нужен ориентир, то помните, что богов больше интересуют решения, которые вырывают нас из привычного и повседневного. И дают шанс достичь большего. Тот, кто бьётся за будущее, за жизнь, за идеалы и высокие ценности, тот у кого есть понимание долга и чести — как правило меняет мир куда больше. И имеет шанс подняться выше. Хотя бы в своей душе. И перед лицом Бога и Богини.

Но итоговый ответ всегда будете определять только вы. И даже сами боги в конечном итоге напомнят вам всё то же самое наставление: Делай, что хочешь, если это никому не вредит.

Автор: Александр Борода

Оставить комментарий