Викканские Свитки

Викка и Ведьмовство. Вчера, сегодня и завтра

Викка и Ведьмовство. Вчера, сегодня и завтра

 

Предисловие. Статья является попыткой немного проанализировать развитие Викки и Языческого Ведьмовства с прошлых веков (от Эпохи Костров) и до 21 века, подвести некоторые общие итоги и наметить возможные линии движения. Не столько в СНГ, сколько в мире в целом. Об этом уже не раз писали, но в основном западные блогеры и языческие деятели. Поэтому я пишу об этом здесь и сейчас, т.к. для языческого и викканского сообщества (как бы эфемерно и иллюзорно оно не было) СНГ таких статей не хватает. Особенно для новичков и тех ведьм, которые мало следят за языческой «обстановкой» в мире. Статья написана в не академическом стиле и может иметь субъективный взгляд автора. Некоторые слова даны с большой буквы для выделения их значимости по ходу текста. Для более полного охвата темы советуем почитать статьи в группах «Дух Богини — Викка и Природное Ведьмовство» и «Звёздное Ведьмовство».
Виктор Арадия и круг «Духа Богини».

Не все знают, но даже в эпоху своего возрождения в середине 20 века, Ведьмовство было крайне неоднородно. То, что открыл миру Джеральд Гарднер, найдя старые выжившие ведовские ковены, реструктуризировав их знания и вынеся в мир как Викка (выжившее Древнее Ремесло) — было далеко не единственным ведьмовским культом (как он сам пишет, «ведовской культ»). Были и другие традиции, ковены, деятели и ведьмы (Кокрейн, Сесил Уильямсон и др). В чем-то они были схожи, в чем-то различались (иногда по началу были схожи, потом сильно разделились). Но Гарднеру повезло стать более популярным (по ряду причин, где не в последнюю очередь сыграл интерес медиа). Что довольно сильно не нравилось (и до сих пор не нравится) некоторым другим ведовским кланам и деятелям, которые либо завидовали его популярности, либо не желали выхода Ремесла «в массы» (по разным причинам). Хотя первые работы Гарднера и практики ведьм его времени сильно отличаются от современных виккан.

Ведьмовство существовало всегда, от самого начала времён. От самых первых шаманских сообществ и культов Великой Матери, на заре человечества. Проходя через века и тысячелетия оно преображалось и изменялось. Что-то теряя, что-то находя. После времени упадка в Эпоху Костров, оно вновь выходит в мир и ищет в нем своё место. Вернее, свои места, раздробившись на великое множество оттенков.

После того как культ Великой Богини (ведовской культ), чьими жрецами были шаманы и ведьмы, был вынужден уйти в подполье тяга человека к познанию тонкой стороны мира была вынуждена пробивать себе дорогу самостоятельно. Оккультные и мистические ордена, возникшие на рубежах Эпохи Костров и Эпохи Просвещения, были попыткой человека изучать и накапливать знания, т.к. ведьмы уже не могли открыто делать это и были дискредитированы. Знания, некогда принадлежавшие ведьмам были отняты у них, частично уничтожены, частично искажены и превращены в суеверия, а частично спрятаны в подвалах «тайных обществ». Эти «общества» по сути являлись «союзом» остатков Ремесла и своего времени (в которое зародились). Изначальная их задача была в сохранении и развитии мистических (и научных) знаний, методах взаимодействия мира людей с миром духов. Но со временем неизбежны искажения, как из-за вынужденной чрезмерной таинственности, так и из-за человеческого фактора. Постепенно большинство оккультных орденов и тайных обществ поразила болезнь элитаризма, властолюбия и стяжательства. Они ушли уже очень далеко от языческого ведовства, у которого когда-то брали свои первые знания и вдохновение (о связи ведовства со многими вещами и структурами можно прочесть у многих авторов, в т.ч. у Гарднера). Да и в практики добавилось очень много от мистерий чисто авраамических течений и их производных, сильно и местами почти неузнаваемо изменив языческое ведовство. Практики людей ушли от ведовских и шаманских мистерий общения с Духами и Божествами, к ритуальной и церемониальной магии, жестким догматам и ортодоксии. А Духи и Боги как суть языческие были забыты и искажены, демонизированы и превращены в ангелов, демонов и тд (как и пошли дальше, создав такие оккультные «науки» как демонология, изучение искажений язычества суевериями авраамистических традиций). Духов Природы заменил сформированный эгрегор и его производные (к которому и подключали далее адептов при инициации). Так было проще, да и забылось многое. Многие ведьмы и самые разные люди шли туда за статусом, за скрытностью и защитой, за «авторитетом» и «могуществом», и тд. Это стало больше социальными «элитными клубами», чем обществами исследователей духовного. Как например масонский императив (можно сказать, основная ландмарка) — «масонство выше закона». Разумеется, со временем они стали претендовать на более «истинную истину», чем у других сообществ и в том числе, самих ведьм (у которых со временем стало куда меньше ресурсов, в результате преследований). Эти общества возникали и исчезали, преображались и перетекали одно в другое. Но и поныне остаются социальным «элитным клубом» для желающих и к оккультизму. Даже сейчас ведьмы (те, кто побогаче) порой вступают в такие ордена и общества, для социальных «плюшек» и оккультной библиотеки (разной степени качества и адекватности). Но ведовства каким оно было и должно быть (как путь Шаманско-Ведовского Ремесла Мудрых) там уже нет. Отдать им конечно должное, они помогли выжить некоторым из ведьм и мистиков, даже обучали неофитов и были порой действительно более-менее прогрессивны (по отношению к остальному обществу). Однако их (ведьм) знания так и не вернули людям, оставив «для избранных» (имеющих тугой кошелек или нужный социальный статус).

Возвращаясь к Викке и Ведьмовству, не только «тайные общества» сохраняли магические знания, но и вполне себе ведьмовские семьи. Те, что уцелели во времена активных гонений и преследований. Они и составили «конкуренцию» Гарднеру, когда он из благих побуждений (дабы не допустить угасание Ремесла) открыл Ведьмовство в мир. Конкуренцию конечно слишком громко сказано, но тем не менее, недовольство вполне было (как я уже писал, по разным причинам). Некоторые из этих традиций так же «вышли в мир», под разными названиями. Но и они за многие века нахождения в «подполье» претерпели искажения и изменения. Некогда прославлявшее жизнь языческое ведьмовство в некоторых из своих течений стало жестким и ориентированным чисто на выживание, а кое-где даже на месть (поэтому Гарднеру и его помощницам пришлось частично реконструировать найденное). Впитало много суеверий авраамических течений и частей церемониальной магии да оккультизма (в которых языческие Боги были уже как правило демонизированы). Так среди народа возникли чернокнижные «ведьмовские» традиции, бывшие так же далеко от языческого ведовства, как и демонизированный «элитарный» оккультизм. Когда долго и много говорят, что всё ведьмовское «от дьявола», а истинные знания предают поруганиям и забвению — люди так или иначе начинают задумываться и даже проникаться. Так внешние идеи проникают в культ, изменяя и преображая его.

После выхода работ Джеральда Гарднера (а так же, после Дорин Валиенте, Алекса Сандерса с его медиа-талантами, и других) люди стали активно возвращаться, приходить к Ведьмовству. Стали вспоминать корни языческого пути и Ремесла Богини. В этом был огромный плюс. Но и некоторый минус. Ведьмы оказались под пристальным вниманием общественности (чего например как раз не хотелось старым ковенам), что в дальнейшем вылилось в частичную десакрализацию Ремесла, новые вспышки анти-ведьмовских истерик и так далее.

Но тем не менее, благодаря этому великое множество людей по всему миру смогло начать изучать и практиковать Ведьмовство. По началу, во время и немногим после самого Гарднера Ведьмовство все ещё оставалось достаточно закрытым. Это были частные ковены, закрытые и инициаторные традиции (вступление в которые было возможно только через посвящение). Т.е. стать ведьмой можно было только через посвящение (зов Богини к человеку в расчёт мало принимался). И тогда это было конечно довольно оправдано, слишком сильна была память о активных гонениях, слишком велик страх и слишком велико количество провокаторов, желавших проникнуть в ковены и сам ведовской культ. Но время идёт, постепенно общество начало привыкать, а Викка обрастать внешним масс-медиа слоем. Слова Ведьмовство и Викка уже практически стали синонимами, хотя и не всегда это так (есть совсем не викканские ведьмовские традиции и порой даже не языческие). Выйдя из «чуланов для мётел» после многих веков «пряток», Ведьмовство стало будто дышать свежим воздухом, наполняться новыми идеями. Словно очищаться от пыли, жесткости и эманаций страха. Стали выходить вдохновляющие и революционные (для своего времени) идеи, относительно самопосвящения, этики ведьмы, изучения и возвращения в культ Богини разных концепций выживших в разных областях и традициях, и многое другое. Даже банально вне гендерности или свободы выбора.

Постепенно (60-70-80е годы 20 века) стало формироваться и разрастаться мировое языческое сообщество. Это конечно громко сказано, но контакты язычники и ведьмы (на западе и в мире в целом — вне гендерный термин обозначающий практика ведовства или даже практика магии в целом) вполне имели друг с другом. Возникали и развилась разные традиции (как викканские, так и другие языческие), выходили новые книги и возникали тысячи разных ковенов.

До глобальной эпохи интернета язычники искали контакты друг друга через какие-то книги или редкие магазины (чего не было ещё во времена Гарднера, когда ведьмы вынуждены были скрываться). А авторитетами в языческом сообществе были авторы самых известных книг, основатели традиций, ведущие крупных собраний. Они считались «старейшинами сообщества». Это было время активного налаживания контактов. Хотя конфликты и «войны ведьм» уже так же случались (например, по началу Гарднериане и Александрийцы сильно конфликтовали, но ныне известны под единым названием БТВ или ТБВ — Британская Традиционная Викка (слово «традиционная» не значит, что она «более традиционная» или «более правильная», чем многие другие традиции, просто название такое)), но в целом сообщество действовало более-менее сплоченно. Сегодня же существует большое количество самых разных определений как в формате язычества в целом (язычник, пантеист, политеист, анимист, и тд), так и отдельных традиций (ведьма, шаман, маг, викканин/ка, викковство, и тд). От этого может голова кругом пойти. Каждый тащит одеяло на себя. И в чем-то это конечно оправдано, но в то же время и плохо. С развитием интернета сообщество начало дробиться и делиться на отдельные под-группы и течения. Стали привычны «войны ведьм», конфликты и враждебность в среде язычников и ведьм. Как «внешние», когда какие-либо фрики и агрессоры пытаются развести конфликт и враждебность. Так и «внутренние», конфликты между самими язычниками. Такое (и «внешние» и «внутренние» конфликты) бывало в том числе и в языческом сообществе СНГ.
Авторитетами ныне считаются наиболее активные и известные блогеры, авторы да активисты. «Старейшины сообщества» же уходят, по большей части в Земли Вечного Лета. Старые и легендарные порталы (как Witchvox — Голос Ведьм) закрываются и уходят в прошлое. Старые инициаторные традиции все больше закрываются сами в себе. В некоторых традициях и сообществах уходящие ведьмы успевают найти себе замену или молодые успевают «подхватить», но далеко не всегда. И на замену приходят множество мелких и молодых деятелей, тянущих в разные стороны.

Так же минусом публичности стала десакрализация Ремесла, частичное превращение его в масс-медиа и поп-культуру. Моду и молодежный тренд. Чем оно никогда не бывало и не должно было быть. То, чего боялись старые ковены и частично тайные общества (хотя их элитаризм так же не выход). Ведьмовство, как уже бывало в прошлом, смешалось с течениями и веяниями время и на их слиянии возникли новые виды самого Ведьмовства. Социо-культурные, социо-психологические, социо-политические тренды и проблемы общества, вечные человеческие конфликты и амбиции эго породили своё собственное видение Ведьмовства. А так как в эпоху интернета более всего распространяется то, что громче, ярче и трендовее, то это поп-Ведьмовство для многих стало заменой настоящему Ведьмовству. Так и оставшемуся в тени, как по сути и было раньше (хотя и чуть менее в тени, чем было).

Можно сказать, что суеверия и «ведьмовство» для мало-образованных и неграмотных масс, желающих «хлеба и зрелищ» (или ещё, где-нибудь с кем-нибудь за что-нибудь поконфликтовать и побороться), как это было в Эпоху Костров, так и осталось. Просто разительно сменило имидж и внешний вид. И к суевериям неграмотного чернокнижно-двоеверческого ведьмовства сёл и деревень добавилась другая крайность: мода, глянец и тренд для больших городов. Нью-Эйдж течения и внешние круги ведьм да оккультистов породили такой феномен, как магия сама по себе. Магия без духовной составляющей (максимум, краткие обращение к Богам за чем-либо сугубо практичным) и ведовской грамотности, магия как средство улучшения своей жизни и не более. Магия сугубо потребительского отношения, которая заполонила прилавки и умы желающих «быстро и легко жить хорошо». И если в период своего выхода в мир в середине 20 века книги по Ведовству включали в себя как само собой разумеющееся разделы теории, теологии, философии, космологии и разных практик. То сейчас множество книг содержат в основном простейшие (или узко-специфичные) магические практики (то, что разлетается как «горячие пирожки») или описания социально-психологическо-политических проблем общества (где ведьмы уже не ведающие Мудрые, а некие борцы за что-либо и с чем-либо — вообще удивительный феномен). Т.е. книги ориентированные на среднего покупателя, который хорошо потребляет внешний слой и не особо задумывается над глубинными слоями Ведовства как познанием человеком разумным Мира Духов и развитие своей Божественной искры. Прикладная и потребительная магия в сочетании с очередным обсуждением очередных проблем человеческого общества отвлекли людей от глубинного самопознания и Ведовства как пути гармонии с Богами, пути развития от Человека Разумного до Божества (на пути множества жизней). Хотя во всем этом безусловно есть и плюс — даже через это некоторые люди находят свой путь в Ведовстве или как минимум начинают лучше понимать природу вещей (если не улетают в «шизотерику», конечно), заботиться о себе и о Земле-матери. В этом у внешней глянцевой стороны современного Языческого Ведьмовства есть и свой плюс. В добавок к этому, общество так же постепенно привыкает к магии и чуть более спокойно на неё реагирует (зависит от страны и местности!).
Отколовшиеся от язычества в отдельные течения оккультисты и ордена (взявшие за основу в основном авраамические мистерии и демонизированное язычестве, вместо природного ведовства) так и остались как ранее, «социальным клубом избранных». Ну а ведьмы как дети Ремесла Мудрых хоть и вышли на какое-то время в мир, снова становятся несколько «в тени» (хотя конечно и менее в тени, чем раньше). Вдобавок ко всему этому получили активное развитие этнические языческие традиции (такие как скандинавская, славянская, кельтская, греческая, римская, индейская, бурят-монгольская, частично восточные, и тд) и шаманизм. Которые порой довольно сильно стараются отстраниться от викканских традиций (хотя викканский интернационализм — очень прогрессивная вещь, как и возрождение культа Великой Матери). Но тем не менее, в целом мире вполне входят в языческое сообщества (хотя порой и условно, но это уже зависит от отдельных людей и течений/общин). И остается надеяться, что тенденции на сближение (как в рамках сообщества и взаимодействия, так и в целом ведьмовства и шаманизма как единого Ремесла Мудрых, а разных языческих культов как путей к единому Великому Духу — Мировой Душе) будут сильнее, чем на разделение.

Несколько отдельно можно выделить культы различных Богов, т.к. они претерпевают самые разные изменения. Древние Боги (не путать с вымыслом фантаста Лавкрафта) и Духи не ушли никуда (что естественно видно из развития Язычества и Ведьмовства), но их подход к развитию своих культов изменился. Точнее, он расширился. Но не потому-что Боги стали «шире мыслить», а потому-что шире мыслить стал человек. И естественно смог воспринимать Богов более широко, чем могло быть ранее (все-таки философия, этика, космогония, наука и тд — развиваются). Поэтому в добавок к традиционалистам и ортодоксам добавляется все больше мистиков (хотя конечно так было всегда, но в настоящее время с развитием интернета — все больше) и практиков смотрящих на Богов вне каких-либо жестких рамок (например, этнических). Так, для примера, та же Гекатиана имеет множество разных подвидов: этнические круги (в основном, греческие), не этнические традиционалисты, течения не викканского ведьмовства (т.н. традиционного ведьмовства — наследие Эпохи Костров, где в ведовстве стало главным не духовное развитие, а выживание любыми средствами, порой демонизированное и двоеверческое, имеет смешанные практики по принципу «главное, чтобы работало»), викканские течения, демонизированный оккультизм, церемониальный оккультизм, гекатианский сатанизм (если в язычестве применимо слово «ересь» — то здесь это именно оно, либо проще сказать — чушь), последователи Мировой Души (Геката как Матерь Мира), последователи отдельных ликов, и так далее. Упомянул это здесь отдельным абзацем, т.к. отдельные культы являются разумеется частью языческого сообщества (или можно сказать, ведовского культа в целом), но при этом часто держатся и особняком.

В выходе Ведовства в масс-культуру есть и позитивные стороны, например ведьмы стали меньше бояться действовать публично (зависит от страны, конечно!). В некоторых странах язычники действуют в политической сфере, лоббируя экологические и другие проекты. Хотя негативная сторона этого, кроме описанного выше — коррупция, излишняя коммерция и фрикачество. В среде язычников хватает неадекватов, психопатов, сексистов, гомофобов, националистов, радикалистов (разных видов, как сексистов так и феминистов, как экологов так и поборников наплевательского отношения, включая сторонников самых разных политических идей) и просто авторитарных людей ищущих себе «последователей». Но большинство язычников и мировое языческое сообщество в целом как правило не принимает таких людей (ну или старается, более-менее, когда как)). Кроме тех моментов, когда это не выгодно кому-то из уже «авторитетных авторитарных деятелей».:) Об этом (не принятии радикалов) писали многие языческие блогеры и деятели (например, Джейсон Менки). Так же хватает и коммерции как искажения Ведовства. Не вся коммерция разумеется плоха, это в том числе и издательства выпускающие книги или магазины, продающие ведьмовские товары. Но с развитием интернета появилось множество мошенников да просто «шустрых типов», которые часто разводят людей под видом всевозможных школ магии и курсов ведьмовства (порой доходя даже до платных посвящений, что совсем не в какие ворота). Ведьмовство как бренд, чтобы срубить бабла. Даже в рамках Викки этого стало очень много, это никак невозможно проконтролировать или что-либо полноценно сделать (Викка слишком разрозненна, это как плюс, так и минус). Стало очень много коммерческих «ковенов», «ковенов» как тусовок по интересам и так далее (тогда, когда настоящий ковен это духовная семья ведьм, что формируется не сразу и требует большой ответственности). Викка стала так разнообразна, что традиции и ковены порой не принимают друг друга за виккан (хотя любой человек всегда сможет найти своё и себе по душе). Вообще по сути большая часть всего языческого и магического сообщества в мире состоит из солитари-одиночек и малых групп (ковенов, общин, орденов, маленьких традиций и тд). Это усложняет какое-либо сообщение друг с другом и кооперацию, зато мешает созданию «единых церквей» и авторитарных организаций. Немногие языческие организации не изменяют этого правила. Викканам не нужна (по мнению множества ведьм, в т.ч. согласно опросам) никакая единая и централизованная «официальная» организация, это будет концом свободы. Это будет «викканским Папой». Викканам не нужны «официальные» жрецы, организации и любой официоз — это будет процветанием коррупции, эгоцентризма и догматизма. И так догматизма и порой даже фундаментализма вполне хватает в современном языческом и ведьмовском сообществе. Не смотря на все плюсы, достигнутые ведьмами после выхода в свет благодаря трудам Гарднера. Нет нужды в единой системе. Нужда в сотрудничестве и поддержке, прекращении конфликтности друг с другом и взаимоуважении. Викка это путь Мудрых. Но при этом, вся Викка в представляет собой разноцветной лоскутное одеяло, которое состоит из разных фрагментов, движущихся условно в одном направлении.
В будущем, вероятнее всего, всё больше и больше самых разных людей будет приходить в ведовству и язычеству, по самым разным мотивам. От движимых сердцем и духом, до движимых жаждой наживы и амбициями. Это как раз и порождает раздробленность (в том числе), т.к. многие люди ищут сообщества, ковены или традиции себе по духу и не хотят общаться с теми, кто им не близок (кроме тех, кто разочаровавшись вообще уходит в солитари или изначально был одиночкой). И само по себе это неоднозначный момент (т.к. поиск людьми близких им течений и групп — вполне нормально, но глобально и в целом — раздробленность не очень хорошо, хотя при этом мешает созданию «единой викканской/языческой церкви»). Поэтому время тесного сотрудничества язычников и ведьм разных взглядов (если оно вообще было в мировом сообществе, скорее было в отдельных странах) — скорее всего ушло. Хотя дипломатия и диалоги естественно были и будут, и это хорошо.

Ещё из плюсов, появления фестивалей и средств кооперации язычников и ведьм породило возможность иногда действовать более-менее взаимно. Например, коллективные практики на исцеление Земли, связывание деструктивных людей и так далее. Появилось множество языческой музыки и других позитивных сторон медиа, связанных с ведьмовством. Благодаря интернету почти любой язычник может найти себе друзей и единомышленников где-либо в мире (помните, если вы язычник другие язычники вашей традиции не являются вашими единомышленниками по умолчанию, все очень и очень разные). Благодаря множеству книг и медиа-сферы ведьмовства каждая начинающая ведьма может узнать как продолжать и найти практики и разделы Ремесла себе по душе.

Во все мире всегда и во все времена существовали природные ведьмы (как одиночки, так и общины), которые чтут Великую Мать и Рогатого Бога Природы. Можно ли их назвать викканами? Возможно с точки зрения каких-нибудь авторитарных организаций или ортодоксов-догматиков нельзя, но по моему мнению — вполне можно (если они чтут Кредо и не вредят своим, не агрессивны к другим следующим Ремеслу Мудрых). Хотя и не существует какого-либо единого определения викканина (в этом так же плюс, как и минус, одновременно). Как минимум — ведьмами уж точно. Ибо первейшее посвящение при становлении на духовный путь Ведьмовства дают не люди, а сами Боги. Сама Природа. Именно Духи выбирают вас в шаманы и ведьмы, именно Духи дают вам Дар к Шаманско-Ведьмовскому Ремеслу.

В будущем остаётся надеяться мы все научимся сосуществовать мирно и поймем, что общего всегда больше, чем различий. И мир всегда лучше конфликтов. Мы все ответственны за наше общее будущее. И мы надеемся, что оно будет мирным, наполненным сотрудничеством и взаимопомощью, мудростью и развитием.

В СНГ крупнейшим проектом по природному викканскому ведьмовству уже давно является «Дух Богини» («Дух Богини — Викка и Природное Ведьмовство»), представляющий собой большой проект при ковене и нескольких общинах (внешних кругах). Ковен является частично открытым и всегда рад тем, кому близок наш путь и наша традиция. Наша традиция — Звёздное Ведьмовство — является первой самобытной традицией Викки в СНГ вышедшей за рамки одного ковена (иначе называемая нами ещё как Ведьмовство Верхнего мира). Так же нами основано одно из течений путей Гекаты — Звёздная Гекатиана. Мы всегда стараемся помогать людям развивать свой Дар и учиться искать свой Путь Духа. И мы во многом способствовали развитию Ремесла в СНГ, уже более 7 лет обучая интересующихся и делясь знаниями. Целое поколение природных ведьм начало свой путь благодаря Духу Богини.

Во имя Великой Матери.

Благословенны будьте.

Виктор Арадия, Верховный жрец «Духа Богини» и Основатель традиции Звёздного Ведьмовства.

Дополнительно:
Викка в России и СНГ — https://vk.com/@witch_sabbat-wicca-in-cis
МВК. Позиция относительно розней среди язычников и виккан — https://vk.com/@witch_sabbat-conflicts
Что значит быть активистов в среде Язычества и Ведовства — https://vk.com/@witch_sabbat-to-be-an-activist-priest
Краткий обзор западных магических групп и орденов — https://vk.com/@witch_sabbat-occult-west
Виккане тоже люди и бывают разные (юмористическая статья о важном) — https://vk.com/wall-58498825_2619
Миф Старого Ремесла — https://vk.com/wall-39588376_66087
Ведьмы и шаманы — https://vk.com/wall-121561384_455
Природное ведьмовство — https://vk.com/@witch_sabbat-witchcraft
Blessed be.

Оставить комментарий