Викканские Свитки

Бог ведьм. Глава I. Сын-Любовник

Данный материал был написан специально для сообщества Renard Occultisme. Публикуется на Викканских Свитках с разрешения сообщества Renard Occultisme.

Сообщество Renard Occultisme

из книги Фарраров “Бог Ведьм”
перевела: #Лофтрун


Сыновья, я родила много сыновей, но груди мои не сухи.

Редьярд Киплинг

“То была Нейт, великая мать, — сказал египетский жрец царю Персии, что дала рождение Ра. Она была первой до рождения всего, она была, когда ещё ничто не было рождено и она сама ещё не родилась…

Или, согласно верованиям Тосканских ведьм: “Диана была первой до сотворения, в ней пребывали все вещи; из себя, первозданной тьмы, она разделилась на тьму и свет. Люцифер, её брат и сын, она сама и её вторая половина, был светом. И когда Диана увидела, насколько он прекрасен, то страстно возжелала его”. (Леланд, Арадия: Евангелие Ведьм, стр. 18).

Одна гностическая школа говорила о Софии, Древней Мудрости: “Она старая женщина, потому что была первой и мир был сотворён ей”. Она породила вселенную в самоиндуцированном оргазме, поскольку хотела “создать её из себя без супруга”.

В Бытии 1:2 “ Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.” Слово “бездна” здесь tehom, а “воды” tohu, древнееврейская форма имени Тиамат, богини олицетворения изначальных вод, из которых вышло всё сущее. (К слову, древнееврейское слово “дух” также женского рода, это интересно, учитывая переводы Библии в патриархальный период, где в греческом это слово среднего, а на латыни мужского рода.)

На другой стороне мира австралийская богиня солнца Йхи, Великий Дух, существовала во всех проявлениях, она создала своего супруга, Всеотца Байаме, и вместе они сотворили всё живое. Именно этот образ изначальной несотворённой Матери, дающей жизнь всему, включая её мужского аналога, и есть самый ранний во всей мифологии и религии.

В эпоху палеолита девушки начинали половую жизнь и зачинали детей в период полового созревания, поэтому факт, что секс вызывает беременность не был очевиден. Многие “примитивные” племена в письменной истории верили, что беременность вызвана лунным светом или духами предков, даже те, кто знал больше, полагали, что в древние времена всё было именно так. Поскольку оплодотворяющая роль мужчины была не реализована, либо фигурировала частично, естественным образом именно Женщина представала архетипичным Творцом. И когда человечество по природе своей стало осознавать трансцендентальных божеств и поклоняться им, очевидным (и почти единственно возможным) был образ Матери Земли, либо, в некоторых случаях, Изначальной Матери Вод.

Начало книги о Боге выглядит странно, но чтобы описать его, мы должны начать с его рождения. В понимании людей Мать предшествовала его рождению. Вся допатриархальная мифология указывает на это и, чем древнее источники, тем яснее это проявлено.

В доаграрный период, когда человечество жило рыбной ловлей и охотой, дом олицетворяла женщина, даже если он был кочевым. Она отвечала за молодняк и приготовление пищи, которую приносили мужчины. Нет ни малейших сомнений в том, что именно она первой освоила сельское хозяйство, найдя и впоследствии научившись выращивать растения, которые выступали добавкой к мясному рациону.

Но, по мере расширения земледелия от дополнения к основе экономики человеческого общества, социум изменился. Мужчина тоже стал частью домашнего хозяйства, а разделение труда усложнилось. Новая система была более эффективна в экономическом плане, она не только обеспечивала выживание, но и позволяла накапливать излишки (по крайней мере локально или поэтапно).

Об этом говорит тот факт, что племена, которые всё ещё находились на стадии охоты, попали в зависимость от земледельческих культур. Они либо обменивались излишками, либо совершали набеги. Последнее в свою очередь добавило ещё один аспект к возрастающей роли мужчины в сообществе земледельцев. Он был воином и защитником слишком уязвимой для кочевых племён территории.

По мере усложнения социума родились новые представления о божестве. Мать Земля, от которой зависело всё (в том числе урожай) всё ещё была первоосновой. На уровне людей её дочери продолжали выполнять те же функции — способность рожать детей была залогом развития сообщества. Но и функции сыновей становились всё более определёнными и обособленными. Они были работниками в поле, особенно полезными за счёт физической силы, и, наконец, воинами.

По мере роста опыта и наблюдательности их роль в оплодотворении стала более очевидной. Таким образом этот ход мыслей был перенесён и на божественный уровень. Как же можно представить первую мужскую форму бога? Он был бы сыном Матери Земли, молодым и сильным, равно воином и оплодотворителем.

Чтобы дать ему дальнейшее определение, мы должны вернуться к человеческому уровню. Королевская власть (которая развивалась с усложнением социума и оседлостью) была матрилинейной; до сих пор ведутся споры о том, насколько часто это совпадало с матриархатом. Именно королева (будучи средоточием большой общины или вождём племени) олицетворяла преемственность власти, а её дочь наследовала её; супруг-консорт, оплодотворяющий её, лидер воинства, был вторичен по отношению к передачи власти и исполнял свою роль до тех пор, пока его фертильность и воинские навыки соответствовали требованиям.

Это обстоятельство приняло форму обычая выбирать мужа с помощью состязания между кандидатами, победитель становился супругом королевы на определённый срок — три или семь лет. Затем преемник ритуально приносил прежнего короля в жертву или убивал в бою. (Большим прорывом на эту тему была книга Дж.Г. Фрезера “Золотая ветвь” — см. Библиографию.) Королева же царствовала беспрерывно, пока не приходил черёд править её дочери.

На божественном уровне Мать, конечно, абсолютна в своём праве: нет дочерей, которые наследовали бы ей и были рядом с молодым богом. Так бог и её сын, и любовник. Периодичность правления короля часто отражалась и на боге, это перекликается с темой бога растительности и бога, принесённого в жертву, что мы рассмотрим в главах V и X. Но часто он появляется и в качестве постоянно возрождающегося божества, чей цикл от сына к любовнику вечен. Следы этой концепции можно найти в поздних мифах, например, один из титулов Гора был “Бык своей Матери”, и во всех смыслах он считался своим перерождённым отцом Осирисом.

Эротическое желание одно из самых очевидных качеств человеческой женщины, соответственно и божественная Женщина должна обладать им. Родив свою вторую половину, она желала союза с ней, как этрусская Диана, возжелав своего брата Люцифера, преследовала его по всему небу, пока не поймала его и не заманила в свою постель.

Кровосмесительные отношения Матери Земли и Молодого Бога шок только для современного ума. Для древних же, когда речь шла о магической силе или нуменозности королевской власти, инцест при определённых обстоятельствах только усиливал её. Кровосмешение было и политической практикой: в матрилинейном Египте фараоны для обеспечения легитимности власти брали в жёны собственных сестёр или даже дочерей, как Рамзес II сделал это с Нефертари. (Покойная Омм Сети, с которой мы имели честь встретиться в Абидосе перед её смертью, думала, что это была хорошая идея: “Никакой свекрови!”)

Возможно последним примером таких отношений в сфере магии был Мерлин и его сестра Гвендид. Говорили, она была единственным человеком, кто мог приблизиться к брату, когда он уединился в лесах. Наконец, она присоединилась к нему там, где Мерлин научил её дару пророчества и в первоначальной версии, безусловно, она стала его любовницей.

В последующих версиях, например Гальфрида Монмутского, она была заменена на Вивиенн или Нимуэ. Но история Гвендид носит “следы времён, когда инцест между братом и сестрой не был запретным, по крайней мере, среди исключительных людей, которые образовывали идеальную пару”. (Маркаль, “Женщина кельтов”, стр. 56, 134).

“Исключительные люди” по всей видимости включали богов и богинь. В языческих мифах для жены бога нормально быть его же сестрой, как это случалось со многими богинями Земли, например, у греко-финикийской Геи было потомство от её собственных сыновей.

Таким образом, это был первый из всех богов: мужественный молодой воин, сын самосотворённой Матери Земли, оплодотворяющий её и постоянно возрождающийся в качестве собственного сына. Пока он представлял только зарождающийся линейно-логический и левополушарный аспект мужской полярности, который мы определили во введении: акцент всё ещё делался на воинственности и оплодотворении, но от него пошли более поздние божественные формы.


Сообщество Renard Occultisme

Оставить комментарий