Викканские Свитки

Первая ведьма с метлой?

Данный материал был написан специально для сообщества Renard Occultisme. Публикуется на Викканских Свитках с разрешения сообщества Renard Occultisme.

Автор: #LS
Сообщество Renard Occultisme

Образ ведьмы с метлой встречается в разных культурах: британский антрополог Нидхэм утверждает, что это является способом демонстрации их силы, их способности причинять зло всем, кто встает у них на пути или действует им на нервы. Но в европейской традиции ведьмы ассоциируются, с учетом всего выше перечисленного, с метлами; стоит отметить, что они также изображались летающими по небу верхом на кошках (контаминация с валькириями?), цепах, палках для кудели и брёвнах. Длинные и очень бурные дебаты велись по поводу мётел. Споры о том, откуда это пошло, были долгими и… по итогу мало к чему привели. Были ли мётла просто женским символом (по крайней мере, существует только одно свидетельство о мужчине, летавшем на метле), или ассоциировались с кометами (именно так!), или инструментом для впитывания галлюциногенных мазей, нанесенных на метлу, посредством половых органов (но об этом в другой раз). Вместо того чтобы разбираться во всей этой чертовщине, сегодня автор ограничится ответом на более простой вопрос: когда появились ведьмы и мётла в западной культуре? Так, есть несколько иллюстраций в письменных источниках, датируемых XV веком; во всяком случае, если мне не изменяет память, первое печатное изображение относится именно к XV веку. Однако, самым первым рисунком с изображением ведьмы, летящей на метле, считается датируемая 1300-ми годами фреска на стене собора в Шлезвиге, Германия. Практически без сомнений временной промежуток около 1300 года был отнесен к «двенадцатому веку», и в неоязыческой литературе, где часто ссылаются к «самой первой ведьме», встречаются смелые заявления о древности этого изображения. Стоит также оговориться, что заключение о том, что на изображении, приведенном в тексте, взятом из неоязыческих источников, изображена Фригг, довольно сомнительное.[1]

Проблема здесь заключается в том, что подобная датировка просто не выдерживает критики. Многие годы существовало мнение (пусть его и придерживалось меньшинство), что эта фреска — подделка (или попытка «подкорректировать») реставратора из XIX века: возможно, это основано на том, что данное изображение проблематично отнести к эпохе Высокого Средневековья. Сейчас это мнение практически нигде не высказывается. Однако, в очень хорошем эссе 2002 года (‘Die zwei Schleswiger Hexlein. Einige Seufzer zu Lust und Last mit der Ikonologie’) Вольфганг Шильд рассмотрел свидетельства об этой фреске (и еще одной[2]) в Шлезвиге и предположил, что она относится к 1450-м годам. Относить её к XII – или XIII – веку было бы просто-напросто странно, потому что нет контекста для подобного рода изображений. Если эта датировка верна, и если мы не были введены в заблуждение «корректировкой» XIX века, то эту фреску всё равно можно считать самым первым изображением ведьмы, но, как отмечалось выше, ведьмы на метлах упоминаются в рукописных источниках только этого периода. Выше автор задался вопросом, почему ведьмы летают именно на метлах, но вместо ответа он пожал плечами и ушел. Правда в том, что есть много существенных вопросов, почему ведьмы начали использовать метла в 1400-х годах. Просто нет иллюстрированных или писаных (или даже сфотографированных) доказательств до этого времени.
Примечания

1. К иллюстрации ниже действительно прилагалась подпись «Фреска с изображением богини Фригг, летающей на палке для кудели, Кафедральный собор Шлезвига, Шлезвиг-Гольштейн, Германия, XII век. Найджел Пенник».
Также стоит отметить, что некоторые исследователи склоняются к мнению о том, что здесь фигура летает именно на палке для кудели, нежели на метле.
2. Ранее упоминалось, что ведьмы также изображались и верхом на кошках. Собственно, одно из таких изображений также присутствует на стенах собора Шлезвига.

Комментарий переводчика

Трактовка археологических данных без сопутствующих письменных упоминаний о них является одной из проблем в исследованиях. Читая академические и около-научные труды (всё-таки, читая их полностью, с учетом «введения» и подобных «неинтересных и бесполезных глав»), вы можете наблюдать, что каждый автор так или иначе об этом оговаривается. — L

Оригинал заметки.


Сообщество Renard Occultisme

Оставить комментарий