Викканские Свитки

Дерево над обрывом или Несколько слов о душе

Врастай в меня корнями, клён!
Быть мёртвым — равно быть Сизифом…
Не в полированном — в живом
Гробу покоиться мне – мифом…

Е.Красноярова


Понимание не приходит к нам само. Даже мгновенные озарения, проясняющие всё вокруг нас и дающие ощущение абсолютной ясности сознания, часто являются следствием длительных процессов в нашей голове. Пусть неосознанных, но от того не менее трудных. Понимание же детальное, пригодное к практическому использованию и даже к передаче другим обычно является результатом кропотливой работы. Во время которой в один котёл идут работа сознания и подсознания, мгновенные озарения и результаты экспериментов, логические построения и непосредственный опыт. На этом непростом пути приходится конструировать одну модель ситуации за другой, в поиске той самой, которая сможет увязать различные факты воедино. И которую можно будет в дальнейшем использовать. Но даже пройдя путь до конца, даже получив желанную модель, мы часто так и не получаем ответа насколько наша модель соответствует реальности. Нам остаётся довольствоваться той мыслью, что модель работает. Помогает в решении жизненных задач и в дальнейшем развитии. И только. На то она и модель[1] – ограниченный нашими задачами и известными нам фактами слепок с реальности.

И всё же порой полученная модель является достаточно интересной, чтобы отдать её вовне, другим людям. Быть может кого-то она просто позабавит, а кого-то наведёт на свои мысли. Быть может кому-то пригодится и целиком, хотя бы на время. Главное в этом деле – не выдавать желаемое за действительное. В отдельных сферах истина не даётся в руки, а лишь заманивает в глухие тупики, как блуждающий огонёк на болотах. Потому единственным критерием соответствия для модели является то, что она работает в узких рамках поставленных задач. А сколько в ней правды можно так никогда и не узнать. Одной из таких сфер является вопрос души. И, конечно же, жизни и смерти.

***

По мере накопления знаний о мире люди постоянно переходили от одних теорий к другим. Можно заметить, что с каждым новым витком развития между различными объектами в мире обнаруживалось всё больше общего. А способы взаимодействия объектов постепенно сводились в единую систему и обобщались[2]. Так изначально в ситуации падающего на землю яблока были по отдельности: яблоко, земля и «любовь» яблока к земле. В дальнейшем стало очевидно, что яблоко и земля просто два объекта, которые «любят» друг друга равно, в зависимости от массы[3]. И «любовь» эта – сила гравитации. В современном же понимании разделение становится всё более условным. И силы, и отдельные объекты, и само пространство где-то в точке сингулярности были одним и тем же. И стали различны лишь потому что изменялись условия: температура, давление и прочие. За более подробной информации о современных научных представлениях интересующиеся могут обратиться к соответствующим статьям или фильмам, созданным для популяризации науки. Мне же важна принципиальная тенденция: от множества отдельных элементов теории всё больше переходили к единству, которое видоизменялось в зависимости от тех или иных действующих факторов. Подобный подход мы можем проследить не только в физике, но и в других областях знания. В том числе психологии и философии[4].

В сущности, когда мы говорим про совершенно отдельные элементы, которые каким-то хитрым образом взаимодействуют, оставаясь при этом принципиально различными, — мы всегда можем заподозрить здесь некоторую условность. А в способах их взаимодействия – некоторый «костыль», надстройку, которая заполняет лакуну в наших знаниях и в нашем восприятии. Вполне разумный подход, про модель я уже писал чуть выше. Такой «костыль» позволяет предсказывать взаимодействие, описывает его в рамках поставленной задачи. Но постоянно даёт повод для вопроса: что же на самом деле должно находиться в этой лакуне? Что мы заменили условным «костылём»? Быть может где-то на каком-то уровне у этих объектов больше общего, чем мы предполагаем? Может быть они взаимодействуют из-за естественного сходства процессов в них? До тех пор, пока эти вопросы остаются только теоретическими, на них можно закрыть глаза. Но как только назревает практическая задача, которую ранее предложенная условность не позволяет однозначно решить – вопрос становится ребром. И приходится искать, если не истину, то хотя бы новую более точную условность[5].

Так, говоря о душе и теле, мы нередко подразумеваем их принципиально различными. Духовное и материальное – эти два полюса настолько естественны, что их наличие кажется самоочевидным. А их взаимодействие не вполне понятной условностью, вроде той же «любви» яблока к земле. Душа входит в тело, а потом покидает его. Душа может существовать отдельно от тела, но пока тело живо – остаётся с ним. Или же наоборот, пока душа остаётся с телом, тело живо. Иногда духовное, конечно, предполагают, как некую высшую форму воплощения материи. С возможностью духовной эволюции и прочими красивыми теориями, которые должны направить человека на пути от низшего к высшему. Но и в этом случае духовное, как правило, воспринимается как нечто принципиально отличное от материального[6]. И, конечно же, более высокое по своему статусу.

свечи

Автор фото: Марина Алексеева

В то же время единственным серьёзным аргументом в пользу этого подхода является просто и очевидное с древнейших времён различие: материальное можно увидеть и ощутить, а духовное нет. Во всяком случае без специальных манипуляций: магических действий, медитаций, молитв, применения различных химических средств и многих других. С тех древнейших времён изменилось многое. В том числе наше восприятие материи и пространства. Так радиоволна невидима и не ощутима, но вполне материальна. Материальна и тёмная материя[7], несмотря на то, что пока её так и не смогли однозначно засечь. То, чего мы не видим, чего не ощущаем и чего не можем засечь и вписать в повседневный опыт – не перестаёт от этого быть материальным. Но скорее расширяет наши представления о материи. Впрочем, я вовсе не предлагаю в дальнейшем заняться отловом души в лабораториях, экспериментах по подключению к богам или поиском элементарных частиц, входящих в состав духов. Религия и наука, взявшиеся за руки, — это не начало славного пути к новым достижениям, а скорее воплотившийся кошмар. Поскольку их цели различны, часто непонятны друг другу или, во всяком случае, не ценны друг для друга. Подобный союз скорее обратился бы выхолащиванием религии в пользу науки или же науки в пользу религии. Нет, пусть уж каждый занимается своим делом. Поэтому в рамках этой статьи я не предлагаю рассмотреть духовное как материальное. Наоборот, я предлагаю рассмотреть материальное как духовное. И любые отсылки к научным данным воспринимать лишь как отсылку к культурному базису современного человека. К тому пониманию мира, которое сложилось в наш век.

***

Итак, разделение духа и плоти в своё время явилось лишь следствием неполноты нашего восприятия. Плоть была дана в непосредственном повседневном опыте. Дух же требовал усилий для своего восприятия, а часто и вовсе лишь предполагался. В условиях почти полного отсутствия знаний о законах природы, выходящих за пределы очевидного в повседневной жизни, и на дух, и на плоть накладывалось немало домыслов, догадок и теорий. Часто вступающих в прямой конфликт с современным пониманием мироздания. И я сейчас говорю не о мифах, и не о магии. А о будничных суевериях. Самых простых и в то же время самых живучих в человеческой памяти[8].

Так сновидения, по традиционным представлениям, имеют обязательную духовную трактовку[9]. Будь-то предсказание, открытие тайн дня сегодняшнего или прямой контакт с духами. В то же время сегодня мы знаем, как вполне успешно разгадываются сны методами психологии[10]. Без малейшего использования теорий о духах и прорицаниях.

Так покойник через некоторое время после смерти может выглядеть розовым, упитанным и здоровым. И это не признак вампиризма, когда душа не может покинуть тело, и труп по ночам выходит напиться крови. А просто химические и биологические процессы в разлагающемся теле[11].

Так, переходя через порог комнаты или квартиры, мы можем забывать что-то казавшееся важным ещё мгновение назад. И дело не во влиянии домового или иного духа. А в том, как наш мозг воспринимает прохождение преграды, как бы обновляя свои данные при этом[12].

Впрочем, я пишу о суевериях не для того, чтобы предложить бороться с ними. Подобное утверждение не имело бы отношения к теме статьи. Дело совсем в другом. Суеверия могут ни в малейшей степени не соответствовать реальным процессам, но порой они всё же работают. Распухший труп вряд ли встанет и потребует от вас крови. Но многие получали вполне реальные предсказания из своих снов. И нередко ловили себя на мысли, что банальные вещи, вроде забывчивости при прохождении порога, удачно совпадают с другими такими же банальными вещами. От этого можно было бы отмахнуться. Но в среде верующих и магов это будет странным решением.

Суеверия, не соответствующие действительности, но при этом удивительным образом работающие, — наиболее наглядно демонстрируют как духовное проявляется в материальном. Духовные процессы никак не объясняют происходящие в материальном изменения. И могут быть полностью исключены из анализа происходящего. Но в то же время продолжают работать, связывая для нашего сознания явления вне всяких материальных зависимостей. Духовные процессы работают как отдельное взаимодействие, которое нисколько не противоречит остальным взаимодействиям. Но каждый раз добавляет к ним ещё один смысл, ещё одну грань, ещё один уровень понимания. Так любой символ имеет исчерпывающее объяснение в рамках обычных материальных взаимодействий. Но при этом даёт нам понять нечто сверх этих взаимодействий. Так чудеса не нарушают законов природы и никак не мешают научным теориям. Но в то же время работают.

В этом есть огромная проблема для вписывания духовных процессов в научные теории. Можно упомянуть здесь синхронистичность[13], а можно удариться в рассмотрение многочисленных псевдонаучных теорий вроде «торсионных полей[14]». Но в рамках заданного подхода я оставлю это другим желающим. Меня интересует иное – ещё один великий соблазн полностью разделить духовное и материальное. Ведь раз одно с другим вроде как не взаимодействует, значит и не надо искать общего. Лукавство этого соблазна в том, что «не взаимодействует» — неверный вывод. Если бы не взаимодействовало, то просто не существовало. Сам факт, что духовный процесс способен нам что-то демонстрировать или каким-то образом менять вероятность событий, означает наличие взаимодействия. Но взаимодействия – не затрагивающего основные наблюдаемые нами процессы. Такое взаимодействие подразумевает вовсе не прямую загадочную связь падающего камня и высеченного на нём символа. Оно подразумевает наличие глубинной связи, которая выходит далеко за пределы прямых взаимодействий камней, трав, ветров и прочих объектов видимого нами мир с миром духовным. Так для описания многих явлений не требуется знать строение атома. Но от этого оно никуда не девается. Оставаясь значимым и важным – для описания других явлений.

Отсюда мы можем сделать простой вывод. На глубинном уровне материальное – духовно. Само по себе. И говоря о духовных процессах мы говорим лишь о другом уровне восприятия материи. Или иначе: говоря о материальном, мы говорим лишь о другом уровне восприятия духовного.

***

Если то, что мы воспринимаем как духовное, лежит в глубине всех процессов материального, то уместно было бы опереться на некую систему. На образ того, что лежит в основании, в центре. И как от этого центра мы можем прийти к окраине, к непосредственным материальным объектам, с которыми мы взаимодействуем. Естественно, поскольку я избегаю фиксировать в этой статье внимание на науке, такая система не должна носить научный характер и быть связанной со структурами вроде атомов, полей и т.п. Здесь уместно обратиться к теологическим подходам. И к теологическим системам. Дабы не занимать место и уводить статью в сторону, я предлагаю всем желающим ознакомиться с «Системой звезды» Айтвараса Наррентурма. Конечно, если вы с ней ещё не знакомы. Начать можно прямо с первой его статьи на эту тему: http://wiccanscrolls.ru/tekst-i-vvedenie-v-sistemu-zvezdy-a-takzhe-o-edinstvennom-edinom-i-o-nachale-dvizheniya/ . И далее читать по мере необходимости. Это прекрасный вариант теологической системы, который удобен для визуализации и наглядного представления сказанного о духовных процессах.

В системе звезды мы идём от центра к окраинам, от Единого к человеку. И как следствие от более «духовного» к более «материальному». Конечно, как я уже сказал, «духовное» и «материальное» в последнем утверждении – лишь условности, необходимые для понимания. По сути же мы можем рассмотреть их как единую систему, единую линию, связующую исток всего и конкретные проявления этого истока в мире.

При таком подходе абсолютно всё в мире имеет свою «духовную» компоненту. А фактически и вовсе является духовным. Никакие дополнительные механизмы связи души и тела в этом случае не требуются. Потому что тело можно рассматривать как форму организации души. Так же как стол можно рассматривать как форму организации его молекул.

Однако в теологической системе мы не можем свести всё к вложенности одного в другое. Тело вовсе не состоит из множества отдельных душ. Взаимодействие явно должно быть глубже и сложнее. Как конкретная душа связана с конкретным телом? Как она появляется и куда исчезает? И, если все души уходят к одному истоку, как вообще мы можем говорить об отдельных душах? Кто мы, живущие здесь и сейчас люди? И какое место занимаем в общей системе?

Именно для ответа на эти вопросы и нужна модель взаимодействия «духовного» и «материального». И для этого я предлагаю воспользоваться упрощённой, популярной и от того достаточно наглядной моделью гравитации[15], как взаимодействия пространства и объектов в нём.

***

Одним из классических образов при объяснении гравитации является образ натянутой ткани, на которой размещают несколько шаров разной массы. Изначально ровная поверхность ткани прогибается в нескольких местах. Тем сильнее, чем больше масса шара. Шары поменьше начинают скатываться к более крупным шарам, поскольку катятся по изгибу ткани. Но и сами в свою очередь прогибают ткань, изменяя форму поверхности. Так расположение объектов и их вес изменяют пространство. Но в то же время свойства пространства и его искривление влияют на расположение объектов. Для простоты можно сказать, что они изменяют друг друга до момента нахождения баланса между разными факторами.

Если мы представим «материальное» в виде шаров, а «духовное» в виде ткани, то получим как раз процесс взаимодействия одного с другим. В такой системе «материальное» влияет на «духовное», но и «духовное» влияет на «материальное». Ничто не главнее, не выше и не ниже. Но каждый элемент оказывает влияние на другой – до момента установления равновесия. До нахождения баланса.

Здесь стоит уточнить, что главное обнаружить всё-таки можно. Если считать, что в истоке заложено изначально всё, что происходит в системе, то оно определённо оказывается главным. И находится выше в иерархии. Но исток – это не «духовное», которое мы здесь рассматриваем. А нечто ещё более глубокое, более значимое и куда менее доступное для анализа. Для простоты можно считать исток единой базой всего, заведомо содержащей в себе и «духовное», и «материальное». Образом, по которому строится система.

«Материальное» формирует границы, создаёт место для реализации потенциала. «Духовное» же наполняет его, но одновременно и изменяет, предопределяет его очертания. Так вода, ринувшись в выкопанный канал, не только принимает форму канала, но и точит его, изменяет форму и норовит подкорректировать направление. Так в хорошей книге идея прорастает сквозь форму подачи, становясь с ней единым целым. До невозможности отделить одно от другого.

книга

Автор фото: Марина Алексеева

Другим наглядным образом для данной модели взаимодействия является дерево. Видимые нами объекты, «материальное» — это листья и цветы на дереве. А «духовное» ветвями уходит в единый ствол и далее к корням. Но соки в дереве текут единые. В этом образе ещё больше заметно, что нет ни главного, ни второстепенного. Где окажется лист зависит от того, как растут ветви. Но растут-то они не просто так, а для тех самых листьев. И именно лист определяет куда тянется ветвь. Так шаг за шагом формируется крона дерева. Крона из множества «материальных» объектов. Из множества людей, связанных «духовным» с истоком, с корнями. Кто-то засыхает нераскрывшейся почкой, кто-то подобен листу. Кому-то повезло быть подобным цветку. Каждая почка, каждый лист, каждый цветок – уникальны. У каждого своя небольшая веточка. Но эта веточка уходит в ветку побольше, а та в свою очередь в небольшой сук. И так пока не сойдётся с остальными сучьями в единый ствол.

Существует ли отдельная душа и кто мы, живущие здесь и сейчас, — зависит в первую очередь от того, на каком уровне мы остановим взгляд. В природе отломанная ветвь дерева вполне может дать корни и продолжить жить самостоятельно. Но в то же время она – лишь часть дерева. Деление всегда носит условный характер. Так человек может мыслить себя как единое целое. Но внутри него отдельные клетки могут бороться с другими, в органах будут трудиться совсем отдельные живые бактерии, ставшие с ним единым целым. Эти клетки – отдельно или нет? Эти бактерии – отдельно или нет? Всякое единство и всякое разделение – относительны. И зависят только от того, что мы посчитаем важным. И на чём остановим свой взгляд.

Если продолжить сравнение, дерево жизни растёт над обрывом. Над бездной, в которой ничего нет. Листья и цветы распускаются и увядают, сменяя друг друга.

Есть лист, наше эго, наша личность, всё то, что мы обычно и считаем собой. Уникальное и увядающее в конце сезона, в конце нашей жизни. Лист падает в бездну, растворяясь в пустоте. Но в то же время информация о нём, а значит и он сам, уходят с соками в дерево, оставаясь в нём навсегда.

Есть черенок листа, тонкая веточка связывающая лист с деревом. Наши инстинкты, страсти, чувства, эмоции. Всё то, что даёт нам силы и побуждает жить. Наполненная током соков веточка. Которая в конце сезона так же опадает с дерева. Возможно, она ещё долго кружится в бездне, когда сам лист рассыпался. Но это уже не мы. Всё, что в ней было от нас – так же ушло в само дерево вместе с соками.

И есть ветвь, на которой вырос лист. Ветвь, которая порождала немало листьев и цветов, и немало ещё породит. Ветвь, связывающая нас, листья и цветы, с единым стволом. Она постоянно прирастает новыми поворотами, новыми веточками, новыми черенками, листьями и цветами. Ветвясь и разрастаясь. Она не отмирает каждый сезон, но живёт и живёт, покуда живо само дерево. Нависая над бездной, она впитывает в себя память всех листьев и цветов, что были на нём. И провожает увядающих в бездну.

Любое разделение проистекает либо из нашего выбора точки обзора, либо из нашего неведения, из нашего недостатка опыта. У каждого из нас отдельная душа. Эта душа умирает с телом. Эта душа продолжает жить, переходя в другие тела. Эта душа сливается с другими душами. Она отдельная. И одновременно просто часть единого. Здесь нет парадокса, как нет парадокса в том, чтобы называть дерево – деревом, зная, что оно состоит из разных частей. Как нет парадокса в том, чтобы называть человека – человеком, со всеми его клетками и бактериями.

Дух прорастает из общего истока, разделяясь на отдельные души. А те в свою очередь расцветают отдельными жизнями вещей и живых существ. И то, что мы называем материей, — лишь дошедший до максимального проявления дух. Потому всё едино и всё раздельно, в зависимости от нашего взгляда. И потому всё «материальное» фактически «духовно». Не отчасти и не ослабленно. А во всей своей полноте.

***

Какие практически выводы мы можем сделать, принимая такую модель за рабочую? Что она может дать нам в наших мистических поисках и духовных практиках? И какие проблемы оставляет нерешёнными?

Во-первых, данная модель позволяет нам отбросить и не держать в голове все сложности, связанные с теориями о взаимодействии духовного и материального. Подходят ли авторы этих теорий с научной точки зрения (например, торсионные поля[16] или вибрации), эзотерической (например, наличие тонкого мира как отражения материального или удерживающие душу печати[17]) или чисто религиозной (например, душа входит в тело по велению богов[18]) – это не имеет принципиального значения. Если материя изначально духовна, если одно связано с другим так же, как цветок связан со стеблем, то для духовных практик конкретный механизм связи становится несущественным. Одно естественным образом проистекает из другого. И от одного можно перейти к другому без дополнительных механизмов взаимодействия. Таким образом нет смысла держать при работе в голове недоказуемые теории, мешающие сконцентрироваться на главном.

Приведу несколько примеров, как это работает на практике:

— «Мы с тобой одной крови, ты и я». Эти слова из «Книги джунглей» впору использовать и нам. Конечно, с большой осторожностью. Но тем не менее использовать. Боги, как и любые другие духовные воплощения, не являются чем-то абсолютно отдельным от нас. В какой-то степени все мы родственны и сходимся в единое целое в развилках ветвей. Это не отменяет необходимости уважительного отношения и проверки. Но даёт право смешивать внутри нас энергию, полученную от богов, с нашей энергией. Без дополнительных магических операций. Мы способны принять в себе божество, помня об изначальной близости и изначальном единстве. Пусть мы не равны, пусть наша близость подобна касанию кончиками пальцев, но она возможна. Аналогично, помня о единстве, мы можем направлять данную богами в ритуале силу по своей воле. Наши отношения – не отношения господина и слуги. Но отношения дальних родственников, которые тем не менее вполне могут быть дружны друг с другом.

— Для целого ряда операций не требуется никакого специального очищения или благословения. Конечно, я не имею ввиду ситуации, когда нужно очистить существующие проблемы, влияние негативных сил, просто посторонние воздействия. Здесь очищение и благословение остаются необходимыми. Но если речь идёт про использование инструментов, то нет необходимости особым образом наделять их духовной силой. Скорее нужно постараться разглядеть в них уже существующую силу и воспользоваться ей. Активировать её, говоря технически. Дать ей проявиться. Если у вас потерялся атам или жезл на ритуале в лесу, дайте себе прислушаться к миру вокруг, поднимите ветку, которая откликнется на ваш призыв. И позвольте ей отработать в ритуале, пробудив её силу. В свою очередь если вы хотите передать чему-то или кому-то часть энергии божества, необязательно устраивать целый ритуал с применением символов и долгих речей. Если вы наладили отношения с конкретным божеством, просто постарайтесь ощутить внутри себя (по личному опыту – в области сердца) пульсирующую точку, через которую вы связаны с божественным. И настроившись на единство и общность, позвольте энергии божества пройти сквозь вас к тому, в кого или во что вы хотите её вложить.

— Присмотритесь к миру вокруг вас. Он цельный, он духовный во всех своих проявлениях. Дух дышит не только в привычных кристаллах, растениях или металлах. Дух можно ощутить камнях под вашими ногами, в обломке асфальта, в обломке арматуры. И даже в пластиковой бутылке или куске бетона. Мир духовен. И вы можете этим воспользоваться, нащупывая союзников для ваших целей в окружающей обстановке, пусть даже эта обстановка не соответствует обычным представлениям о ритуальных и магических инструментах. Иногда дух очень слаб или кажется, что он спит. Попробуйте научиться будить его. И он сможет вам пригодиться. Помните, что всё проявленное в мире, является частью того же дерева на обрыве, частью которого являетесь и вы. Возможно, иные листья кажутся непритязательными. Но они тоже – листья.

Можно найти и другие применениям для указанного подхода. Я предлагаю всем заинтересованным заняться этим самостоятельно, проанализировать свои обычные подходы к магии и ритуалам и найти в них, что можно изменить исходя из цельности и неразделённости мира.

Вернёмся к выводам из представленной модели. Во-вторых, мы получаем возможность найти в себе баланс между индивидуальным и коллективным, между судьбой отдельной личности и судьбой перерождающейся части нас, между тем, что должно исчезнуть после смерти, и тем, что будет жить вечно. В описанной выше модели мы одновременно те, кто отправится в бездну и исчезнет навсегда, и те, кто оставит свой след в памяти древа и продолжит жить вместе с ним.

Фактически, наша душа, с одной стороны, предстаёт единым целом, притом связанным с другими душами самым естественным образом. А с другой стороны она оказывается составленной из нескольких частей. Каждая из которых имеет своё значение и свою судьбу. В этом случае душа – не хаотически перестраивающаяся после смерти структура (как в отдельных направлениях буддизма) и не сущность, постоянно теряющая память, чтобы получить новый опыт (как в отдельных направлениях индуизма). Просто часть оказывается личностной и смертной. В то время как другая часть души оказывается вечной и порождающей новые и новые личности. Со смертью мы что-то навсегда теряем. Но в то же время сохраняем главное и неотъемлемое от нас.

В-третьих, из предыдущего пункта мы можем сделать вывод, что в жизни равноценными оказываются и следование за сиюминутными велениями сердца, и тщательный труд по росту над собой. Мы приходим в мир не просто, чтобы получить опыт. Часть нашей жизни навсегда останется здесь, рассеявшись после смерти в никуда. И потому наша жизнь здесь и сейчас обретает собственную ценность. Она – не кармический урок, не задание для роста и не проверка на прочность. Она дана нам во всей полноте и в полной свободе наших действий. Хорошая или плохая, но она есть. И она уйдёт. Этот момент полезно осознавать всегда, чтобы не упускать её мгновений и не надеяться ни на какие будущие перерождения. Листья падают в бездну, даже если они очень нужны дереву.

часы

Автор фото: Марина Алексеева

Но в нашей жизни есть место и росту, и тяжёлому труду по шлифовке своей души. То, что мы заложим в глубине себя – останется в ветвях дерева. Опыт и духовная сила не исчезнут в бездне, они сохранятся для будущего. Так обретается понимание, что всему своё место и время. И нет ничего второстепенного.

В-четвёртых, в рамках описанной выше модели не может быть вещей, недостойных лишь на основании их будничности, сиюминутности или слишком явной привязки к «материи». Чем бы мы ни занимались – молитвой, музыкой, насыщением, сексом, игрой – всё имеет своё духовное значение. И потому новый опыт и новые знания могут прийти к нам в самый неожиданный момент. Сознание, приученное искать знаки и ловить ассоциации, способно поймать озарение при просмотре самого глупого из виденных вами фильмов точно так же, как и при чтении серьёзной теологической статьи. А ощущение близости богов может возникнуть как во время молитвы, так и во время футбольного матча. Вопрос не в том, что мы делаем. А скорее в том, как мы делаем. И помнить об этом, безусловно, полезно.

***

Впрочем, не стоит думать, что модель лишена явных недостатков. Нужно всегда помнить то, о чём я писал в самом начале статьи. Любая модель действует лишь в узких рамках задач, для которых она была создана. Стоит выйти за эти границы, как может оказаться, что модель не соответствует не только действительности, но даже и простейшему практическому опыту.

Так дерево над обрывом не объясняет, как именно происходят путешествия в «духовных» мирах, как бы их ни называли: астрал, тонкий мир или как-либо иначе. Взаимодействие разных уровней дерева теоретически остаётся возможным, но в рамках данной модели попросту не описанным. Она не создавалась для этого.

Так же в модели не учитывается, как именно связаны разные духовные ветви. Ветви вещей, людей, богов. На каком именно уровне они сходятся. И насколько уместно рассматривать их как единое целое. Не создаёт ли это для нас потенциальную проблему при взаимодействии. Данный вопрос, вероятно, может быть решён в рамках модели, но я не задавался им. Попросту потому, что не сталкивался с такой необходимостью на практике.

И, конечно, модель исключает само описание взаимодействия разных уровней. Для практического использования эти описания несущественны. Но для искателей истины о мире они необходимы. Я оставил их в стороне по причине указанной в начале статьи: они лежат скорее в области науки, чем теологии. А право входить под своды науки я предпочту оставить серьёзным специалистам, учёным. Чтобы избежать участи тысяч теоретиков, ушедших в своих идеях далеко в сторону псевдонаучных теорий.

Гораздо лучше оставить модель в той сфере, в которой она изначально создавалась. В сфере религии. И тем самым сохранить здравый смысл и не создавать на пустом месте бесполезных конфликтов.

***

Таким образом представленная модель позволяет немного иначе взглянуть на вопросы души, жизни и смерти. В основном за счёт отказа от идеи разделения «материального» и «духовного». Этот отказ даёт нам не только возможность более прозрачного восприятия духовных вопросов и не только возможность упрощения используемых методов, но и позволяет обрести простой и естественный баланс в наших практиках и в нашем отношении к жизни.

Безусловно, модель может показаться кому-то банальной и безынтересной. А кому-то и вовсе ошибочной. Право каждого оценивать и принимать своё собственное решение. Единственной реальной целью для данной статьи было оформить существующую идею, чтобы она обрела жизнь за пределами личных взглядов автора. И, возможно, нашла людей, с чьими мыслями окажется созвучной. И кто сможет использовать её себе во благо.

Будьте благословенны!

Автор: Александр Садовников ( член Ковена Неназванного Древа )

Больше текстов этого автора вы сможете найти в группе Орден Несуществующих

Автор фото: Марина Алексеева (другие фотографии в группе https://vk.com/alchemicalimage)

Сноски:

[1] «Моделирование можно рассматривать как замещение исследуемого объекта (оригинала) его условным образом, описанием или другим объектом, именуемым моделью и обеспечивающим близкое к оригиналу поведение в рамках некоторых допущений и приемлемых погрешностей.» См. http://sernam.ru/book_mm.php?id=2

[2] См. http://yourlib.net/content/view/4246/54/

[3] См. http://mrcnn.narod.ru/theory.htm

[4] См. http://filinnik.ru/1-/1-1-.html

[5] Интересующиеся методами научного познания могут обратиться к соответствующим материалам. См. http://gtmarket.ru/concepts/6874

[6] См. http://texts.news/istoriya-filosofii/podhodyi-duhovno-materialnomu-edinstvu-16114.html

[7] Информацию по тёмной материи можно прочесть в соответствующих источниках. См. http://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/430380/Temnaya_materiya

[8] Для примера. См. http://elzem.ru/statya-vypuska/primety-poverya-narodnaya-magiya-veshhie-sny-zagovory.html

[9] На примере Тибета. См. http://kunpendelek.ru/library/dreamswork/dreamsarticles/awakened-dreams/

[10] З.Фрейд «Толковние сновидений». См. http://www.e-reading.club/bookreader.php/60736/Freiid_-_Tolkovanie_snovideniii.html — К.Юнг «Сны и бессознательное». См. http://www.aquarun.ru/psih/soul/soul3.html

[11] «Раздутое тело в гробу и следы крови во рту и в носу сегодня считаются обычными признаками разложения примерно через месяц после смерти — как раз именно в этот период большинство трупов подвергалось эксгумации с целью выявления вампиров.» См. http://www.alisavamp.narod.ru/biblio/articles/nikol/nikol3.html

[12] «Заключение психологов следующее: судя по всему, на запоминание влияет не только концентрация и важность задачи. У памяти есть зависимость от происходящих событий – как назвали её психологи, «событийная модель». Мозг хранит информацию до тех пор, пока она остаётся актуальной. Когда, по мнению сознания, информация устаревает – она удаляется, чтобы освободить место для новой.

Событие, связанное с покиданием комнаты, где была поставлена задача, приводит к освобождению «места» в памяти для новых данных – а старые данные считаются «устаревшими». Такими же событиями могут стать и другие вещи – стук в дверь, завершение некоей сложной задачи, сильно отвлёкшее вас действие.» См. https://geektimes.ru/post/250892/

[13] «Синхронистичность означает одновременное протекание определенного психического состояния с одним или несколькими внешними событиями, которые выглядят смысловыми аналогами моментального субъективного состояния — и, в определенных случаях, наоборот.» См. http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/ung_sinhronichnost.html

[14] См. https://www.skeptik.net/pseudo/torsion1.htm

[15] По современным подходам к гравитации можно посмотреть информацию в соответствующей литературе. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гравитация

[16] Желающие понять о чём идет речь могут обратиться к соответствующей литературе. Просьба учитывать, что фактически данная теория не является научной, несмотря на желание многих людей считать её такой. Пример по ссылке. См. http://alexfl.ru/vechnoe/vechnoe_tors.html

[17] Примеры можно привести множество. Для ознакомления предлагаю пройти по ссылке. См. http://www.znac.com.ua/p/blog-page_8301.html

[18] Примеры можно привести по множеству религий. Для ознакомления предлагаю пройти по ссылке. См. http://www.ordodeus.ru/Ordo_Deus1_c.html

Оставить комментарий