Викканские Свитки

Звездная Богиня

(Sable Aradia. The Star Goddess)

«Внемлите словам Звездной Богини. Воинства небес –пыль на ее стопах, а тело ее объемлет всю вселенную.

Я – красота зеленой земли; и белая луна среди звезд; тайна вод; и желание человеческого сердца. Я взываю к твоей душе: встань и приди ко мне. Ибо я – душа природы, дарующая жизнь вселенной; От меня все вещи берут начало; и ко мне все вещи должны вернуться. Возлюбленные богов и людей, пусть ваше внутреннее божественное Я расцветает, охваченное восторгом беспредельного».

(Дорин Валиенте, Наказ Богини[1])

«O круг Звёзд, в котором наш Отец – лишь младший брат, невообразимое чудо, душа бесконечного пространства, пред которым Время посрамлено, ум в замешательстве, а понимание померкло. Мы не можем постичь Тебя иначе, как в Твоем образе Любви. Поэтому семенем и корнем, и стеблем, и почкой, и листом, и цветком, и плодом — мы призываем Тебя.

О, Царица Неба, о, роса света, простирающаяся в пространстве, да будет так вовеки; да не скажут о Тебе: Нечто, но скажут: Ничто; пусть же не говорят о тебе вовсе, раз ты простираешься всюду!

Ибо ты – точка в круге, ей же мы поклоняемся, источник жизни, без которого нас бы не было. Так воздвигаются два священных столпа – В красоте и силе они взросли, на диво и славу всем людям».

(Джанет и Стюарт Фаррар, «Путь ведьм»[2])

 

Роберт Хьюз (1851 — 1914), «Ночь»

Когда язычник говорит о божестве и его природе, это всегда рискованное предприятие, ибо все, что будет здесь сказано, обязательно пойдет вразрез с чьими-то убеждениями. Несогласие неизбежно. Поэтому всякий раз нам приходится объявлять, что наши рассказы о богах – это наши собственные мысли. Люди просто не могут воспринять полноту божественного, хотя каждый из нас несет его частицу в себе. К какому бы заключению мы ни пришли, оно будет неверным, потому что не может быть полностью точным. Тем не менее, я думаю, что наши попытки рассуждать о божественном – достойное занятие.

Существует множество языческих традиций, которые говорят о Звездной Богине. В традиции фери она известна как Звездная или Синяя Богиня и выступает как Создательница, от которой происходят все остальные божества и существа. Многие ванатру говорят о Звездной Матери – она, так сказать, является Богиней для самих богов. Но я буду писать о викканской Богине, потому что знаю именно ее.

 

Истоки

Книга Закона

Звездная Богиня, как мы понимаем ее в контексте современного язычества, судя по всему, происходит от Нюит, Богини религии телема, которую провозгласила и передала в медиумическом трансе жена Алистера Кроули Роуз Эдит Келли (ее, по моему мнению, несправедливо и, возможно, в силу мизогинии, обходят вниманием современные историки оккультизма). Именно Эдит Келли была источником откровений, записанных Кроули и послуживших черновиком для Книги Закона.

Молодожены Кроули и Келли посещали недавно открывшихся Египетский музей в Каире, когда Роуз получила видение от бога Гора и обратила внимание мужа на погребальную стелу фиванского жреца XXVI династии Анх-эф-на-Хонсу. Эта стела в 1904 г. имела каталожный номер 666 – число, которое приобрело определенное религиозное значение в телеме. Возможно, не лишено значения то обстоятельство, что стела была обнаружена в заупокойном храме Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. На памятнике изображена египетская богиня неба Нут, простирающаяся над сидящим на троне синкретическим богом Ре-Харахти («Ра-Гором обоих горизонтов», совмещающим в себе черты Ра и Гора), который обращается с речью к умершему жрецу. В телеме этот надгробный монумент получил название Стела откровения – считается, что на нем изображены три божества религии Нового Эона: Нюит (Звездная Богиня), Хадит (в виде самого жреца) и Ра-Гор-Хуит. Кроули и Келли заказали себе копию стелы, и вскоре Келли передала ряд видений, которые Кроули записал в виде «Книги Закона». Можно говорить, что этот документ положил начало теологии большинства форм современной викки и язычества. Некоторые фрагменты «Книги Закона» звучат привычно для викканского уха:

Стела откровения

«Взывай ко мне под звездами моими! Любовь есть закон, любовь в согласии с волей».  (AL, I, 57)

«Я люблю тебя! Я тебя жажду! Бледная иль воспылавшая, сокрытая иль сладострастная, я, в коей всё наслажденье, и царственный пурпур, и опьяненье глубинных чувств, желаю тебя. Облекись крыльями и пробуди в себе величие, свитое кольцами: приди ко мне! Ко мне! Ко мне!» (АL, I, 61)

«Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность — а не веру — при жизни в том, что будет по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв». (AL, I, 58)[3]

Арадия, Евангелие ведьм

Чарльз Леланд опубликовал «Арадию» в 1899 г. По его утверждению, книга была написана им со слов итальянской ведьмы (stregha) по имени Маддалена. В космогонии, которую излагает Леланд, Диана, богиня Луны, соблазняет своего брата, солнечного бога Люцифера и рождает Арадию, которая нисходит на землю, чтобы учить угнетенных ведовству и помогать им в борьбе с угнетателями. Современные историки считают «Арадию» произведением, написанным самим Леландом, но вполне вероятно, что он опирался отчасти на какие-то элементы тосканской фольклорной традиции. Некоторые тексты «Арадии» легли в основу викканских инвокаций. Диана у Леланда выступает не просто как богиня Луны – она также властвует над ночью, магией, звездами, природой и животными. Текст «Арадии» тоже местами звучит знакомо:

«Когда покину этот мир я,

Коль будет в чем у вас нужда,

Один раз в месяц, в полнолунье лучше,

Сойдитесь вместе в пустыне глухой,

Или в лесу вы купно соберитесь

И поклоняйтесь духу матери моей,

Владычицы Дианы величавой.

Ту, кто рьяно

Изучит колдовство, но не познает

Его глубоких тайн, мать моя

Научит истинно всему,

Ей неизвестному доселе.

Так я избавлю вас от кабалы:

Во всем свободны будьте!

И в знак того, что истинно свободны,

Нагими пребывайте вы в обрядах,

Мужчины все и жены; будет так

Пока не сгинет прочь последний ваш мучитель;

Затем играйте в Беневенто, дети,

Все погасив огни, а после

Устройте вечерю…

… все должны сесть за стол для ужина, полностью обнаженными, и мужчины, и женщины, и веселиться, они должны танцевать, петь, играть музыку, и затем любить в темноте, со всеми погашенными огнями: для этого Дух Дианы потушит их, и затем, они будут танцевать и играть музыку во славу ее»[4].

 

Белая Богиня

Творческая разработка своего собственного поэтического мифа Робертом Грейвсом также повлияла на образ Звездной Богини. Грейвс предложил мифологему Белой Богини, завязанную на изменении фаз Луны, которую находил в основе культов различных богинь различных древних европейских культур. Современные фольклористы не разделяют идеи Грейвса, но во время публикации «Белой богини» (1948) поиск «пережитков» и «общих истоков» для богов и религий был обычным делом среди антропологов. Возможно, на Грейвса повлияла «Золотая ветвь» Джеймса Фрезера, который применял аналогичный метод для поиска универсальной основы культа «умирающего и воскресающего бога» — на этот мотив, скорее всего, повлияло викторианское восприятие индуистских божеств, где все боги провозглашаются аспектами Единого, Брахмана. Идея единого божества со многими именами – в виде ли богини «рождения, любви и смерти», или бога, который живет, умирает и возрождается – основная идея синкретической викканской религиозности и ее производных.

Викканский «Наказ Богини» несомненно имеет источником «Арадию» Леланда, «Книгу закона» и отдельные обороты речи характерные для «Белой богини».

 

Интерпретации

Кроули описывал Нюит как воплощение великого таинства космоса. Она – «наша Владычица, госпожа Звезд», «госпожа звездного неба», «царица безграничного Пространства», «Царица неба» — последним эпитетом награждались многие Богини-матери в самых разных пантеонах. Согласно Википедии:

«Нюит представляет собой бесконечно расширяющуюся сферу, чья окружность неизмерима, а чей центр находится везде (тогда как Хадит – бесконечно малая точка в центре каждой из вещей). Согласно телемитскому учению, взаимодействие между этими двумя космическими принципами создает проявленную вселенную».

Современному читателю трудно понять революционную, трансгрессивную природу этого нового видения космоса. До той поры вселенная рассматривалась с точки зрения метафизики в категориях добра и зла, притом зло было атрибутом материи, а духовное (т.е. нематериальное) рассматривалось как само по себе благо. Даже гностики, очевидно повлиявшие на Келли и Кроули, видели в физической вселенной только неудачную манифестацию женской силы творения – эона Софии, которая осмелилась творить без помощи мужской силы, и потому породила злобного Демиурга, царя мира иллюзий. Стархоук назвала подобное мировоззрение «культурой отчуждения» в своей книге «Грезя о тьме» (Dreaming the Darkness).

Видение Келли и интерпретация Кроули не предполагает разделения между физическим и духовным. Для них духовное имманентно физическому, и следует стремиться не к трансценденции, а к эволюции. Боги проявлены в этом мире. Кроули стремился придать (или вернуть) физическом у статус сакрального, и потому использовал язык, который даже сегодня остается скандальным, называя божество Вавилонской Блудницей (иначе – Бабалон), Великой Матерью, и отождествляя Люцифера с Прометеем. Себя он часто называл «Зверем из Бездны», примеряя на себя сатанинский образ в контексте христианской культуры. Однако, он имел в виду, что является жрецом Великой Матери.

Конечно, я не буду говорить, будто Нюит телемитов – точно то же самое, что Звездная Богиня викки, Синяя Богиня фери, Звездная Матерь современных ванатруар или египетская Нут. Тем не менее, между ними существуют сходства, и все они многим обязаны ей, поэтому и понимание Нюит поможет нам понять других богинь. Истоки важны, потому что они влияют на наше нынешнее видение. Существовала или нет до Грейвса идея о «Богине-истоке», она явно существует сейчас; в современном язычестве ее выражает распространенная фраза «все богини – одна Богиня».

Более современные авторы, к примеру, Джозеф Кемпбелл и Стархоук, в большей степени рассматривают Великую Богиню как архетипический концепт в юнгианском смысле – я сомневаюсь, что с этим бы согласились Кроули, Гарднер, Валиенте, Фаррары или Андерсоны (основоположники традиции фери).

 

Аспекты

Царица Неба

 

«Внемлите словам Звездной Богини. Воинства небес –пыль на ее стопах, а тело ее объемлет всю вселенную».

(Наказ Богини)

«Так как я — Бесконечное Пространство и Бесчисленные Звезды в нем, то и вы поступайте так же». (AL, I, 22)

«O круг Звёзд, в котором наш Отец — лишь младший брат, невообразимое чудо, душа бесконечного пространства, пред которым Время посрамлено, ум в замешательстве, а понимание померкло. Мы не можем постичь Тебя иначе, как в Твоем образе Любви».

(«Путь ведьм»)

«Ибо вовеки он — солнце, она же — луна. Но для него — крылатое тайное пламя, а для нее — звездный свет, нисходящий с высот» (AL, I, 16).

Селена как богиня неба, начало н. э., Рим

 

Царица Неба – титул, который давали верховным богиням пантеона – правящим либо как супруги верховного бога, либо сами по себе. Царица Неба также часто мать богов и наиболее важного из них – Бога-Героя. И, конечно, она буквально, царица неба, управляющая небесными явлениями.

В свое время Царицами неба именовались Исида, Инанна, Анат, Астарта, Гера, Юнона, Фригга, Богоматерь и, возможно, Ашера. Некоторые из этих имен упомянуты в Наказе Богини как имена, которыми когда-то называли Великую Мать.

Вполне вероятно, что на Келли и Кроули повлиял Леланд, но, в любом случае, он прямо повлиял на Джеральда Гарднера, поскольку самый ранний вариант Наказа Богини содержит прямые заимствования из «Арадии», также как раскавыченные цитаты из «Книги Закона» — потом этот плагиат был несколько сглажен талантливой Дорин Валиенте.

Мне кажется, что, принимая во внимание эти заимствования и фразу: «воинства небес –пыль на ее стопах, а тело ее объемлет всю вселенную», можно сказать, что Звездная Богиня и Великая Мать – это одно божество, хотя я знаю, что многие ведьмы и виккане со мной не согласятся. В любом случае, Звездная Богиня, по крайней мере отчасти, может быть признана синкретической Царицей Неба «викканского пантеона».

 

Богиня Космоса

«И жрец ответил и молвил Царице Пространства, целуя ее прелестное чело, и роса ее света омывала все тело его благовонным нектаром пота: «О Нуит, непрерывная в Небе, да будет вовеки так: люди пусть говорят о тебе не как о Единой, а как о той, кого Нет; пусть и вовсе молчат о тебе, ибо ты непрерывна!» (AL, I, 27)

«Ибо я – душа природы, дарующая жизнь вселенной; От меня все вещи берут начало; и ко мне все вещи должны вернуться».

(Наказ Богини)

«Так воздвигаются два священных столпа – в красоте и силе они взросли, на диво и славу всем людям».

(«Путь ведьм»)

«Она меняет все, до чего коснется – все, чего она коснется, меняется».

(Стархоук)

 

Звездная Богиня воплощает величие космоса. Она – это время и пространство, она – сила, поражающая нас, когда мы всматриваемся в ночное небо, созерцая непостижимое. Потому она также богиня вечности и периодичности, в чем-то близкая лунным богиням, управляющим приливами и сменой времен года. Она описывается как госпожа «Серебрянного колеса» метаморфоз – как Диана, Артемида, Арадия, Арианрод. Бог всегда сохраняет тождество себе; Богиня – преображает и преображается сама. Стархоук говорит о том, как следовать за ней, сознавая цикличность бытия, которой она управляет, в своем «Танце по спирали».

Другое отождествление Звездной Богини с богиней космоса содержится в инвокации из «Пути ведьм». Мы все помним строку Наказа: «потому да будут в вас красота и сила, мужество и сострадание, честь и смирение, веселье и благоговение». Многие современные ведьмы не знают, что Красота и Силы – отсылка к каббалистическому Древу Жизни, и далее Фаррары именуют красоту и силу «Двумя Столпами». «Столп» левой части Древа Жизни известен как Столп Строгости, и включает в себя сфиру Гвура («Сила», «Мужество», «Насилие»), а центральный столп – Столп Милосердия – сфиру Тиферет («Красота», «Великолепие»). По другую сторону Древа также можно обнаружить Хесед («Милосердие», «Сострадание»), которая составляет Столп Благосклонности. Белый и черный столпы (Боаз и Йахин, символизирующие Столп Строгости и Столп Благосклонности – две крайности, примиренные центральным столпом) изображены на 2 аркане «Верховная Жрица», где сама жрица выступает как воплощение баланса двух главных космических сил.

Мне кажется, что в этом ее аспекте Звездная Богиня является особенно современной богиней. Это богиня относительности. Как бы сказал Брендан Майерс, это богиня беспредельности, тогда как Рогатый Бог, по контрасту, бог сингулярности. Все время и пространство существует внутри нее, и потому она – и конец и начало – или, как однажды сказал другой Бог, «Я – Альфа и Омега».

Моника Хьо, Бог Рождающий (God Giving Birth, 1968)

В этом аспекте она также Великая Разрушительница, всепоглощающая Темная Мать, пожирающая собственных детей, хранительница Котла, который и рождает и растворяет. Здесь Звездная Богиня близка Керридвен, Гекате, Морриган и Кали. Когда однажды я совершала низведение Звездной Богини, она сказала: «Я – звезды; и я – пространство меж звезд».

В результате, она неизбежно будет далека от нас. Звездная Богиня, как и лунная, проходит через циклы метаморфоз, но никогда не умирает, потому что она и есть космос как таковой. В то же время Рогатый Бог, ее супруг, пребывает с нами, смертными, являясь всем, что воплощено и имеет конкретную физическую форму. Он живет и умирает ежегодно – он знает наслаждение и боль – он знает, как играть и знает, как стареть. Богиня же – все, что пребывает вечно, но вечно меняется, приобретая новые формы – все, включая человеческую душу. Именно поэтому она смотрит за нами, пока мы пребываем между инкарнациями. Бог умирает и возрождается; Богиня убивает и возрождает.

 

Богиня таинств

«Я – красота зеленой земли; и белая луна среди звезд; тайна вод; и желание человеческого сердца. Я взываю к твоей душе: встань и приди ко мне».

(Наказ Богини)

«О Нуит, непрерывная в Небе, да будет вовеки так: люди пусть говорят о тебе не как о Единой, а как о той, кого Нет; пусть и вовсе молчат о тебе, ибо ты непрерывна!» (AL, I, 27)

«Я звезды – и пространство меж звезд».

(Звездная Богиня, послание автору во время ее инициации третьей степени)

«Возлюбленные богов и людей, пусть ваше внутреннее божественное Я расцветает, охваченное восторгом беспредельного».

(Наказ Богини)

Будучи богиней беспредельного, Звездная Богиня также божество Таинства. Она воплощает все непознанное и сокрытое. Это неудивительно для богини, которая имеет дело с магией. Часто подобные божества также покровительствуют интуиции и прозрению, что также свойственно лунным богиням. Если посмотреть в небо или в глубь океана, рано или поздно увидишь оттуда ответный взгляд, хотя иногда, как уверяет Ницше, он может быть полностью лишенным сочувствия. Она одинаково любит крокусы, кроликов и крокодилов, по выражению С. М. Стерлинга, и мы не имеем привилегий среди других ее творений. Когда мы встречаемся с ней, нас охватывает трепет, в котором сочетаются любовь и страх.

 

Богиня радости

«… они должны танцевать, петь, играть музыку, и затем любить в темноте, со всеми погашенными огнями…»

(«Арадия, Евангелие ведьм»)

«Я дарую немыслимые радости на земле: уверенность — а не веру — при жизни в том, что будет по смерти; покой несказанный, отдохновение и блаженство; и я не требую взамен никаких жертв» (AL, I, 58).

В тех пассажах из Наказа и его источниках, где речь идет о Звездной Богине, она упоминается в связи с тем, что делает нас счастливыми. В ее свете, мир предстает не уроком, а праздником, и нас уверяют вновь и вновь, что мы находим ее в высочайшие моменты нашей радости. Мы также знаем, что она присутствует в человеческой жизни и мистическое постижение Звездной Богини можно получить лишь полностью приняв этот мир, а не отстранившись от него.

 

Богиня любви и желания

«Ибо я разделилась ради любви, дабы стал возможен союз». (AL, I, 28)

«Пусть меня почитает сердце, которое радуется, ибо воистину все дела любви и наслаждения – мои обряды».

(Наказ Богини)

«Тогда, в безумстве танца, все лампы

Будут погашены и мы будем свободно любить!»

(«Арадия, Евангелие ведьм»)

«Ибо ты – точка в круге, ей же мы поклоняемся, источник жизни, без которого нас бы не было».

(«Путь ведьм»)

«Я люблю тебя! Я тебя жажду! Бледная иль воспылавшая, сокрытая иль сладострастная, я, в коей всё наслажденье, и царственный пурпур, и опьяненье глубинных чувств, желаю тебя. Облекись крыльями и пробуди в себе величие, свитое кольцами: приди ко мне!» (АL, I, 61)

Звездная Богиня – источник жизни и жизненной силы. Поскольку жизнь людей продолжается через секс, а любовь представляет собой манифестацию силы жизни в человеческой душе, она также богиня сексуального желания и любви. Фаррары говорят о «точке в круге, которую мы почитаем» в ритуале третьей ступени традиционного викканского посвящения, где алтарем является женщина, а «точкой в круге» — влагалище жрицы, представляющее в ритуале великое лоно и великую гробницу всего сущего. Звездная Богиня – сладострастная, похотливая женщина, сцепившаяся с миром в сексуальной схватке, оставаясь запредельной ему. Ее можно обнаружить в глубине человеческих отношений – от красоты дружбы до союза любви, от вербального общения до слияния в оргазме. Этот аспект богини ближе всего к Бабалон Кроули, которую также часто ассоциируют с Лилит, Астартой, Инанной и Иштар ближневосточных пантеонов.

Абстрактная фигурка женщины или богини, Израиль, IV-III тыс. до н.э.

 

Дети Звездной Богини

 

«Ту, кто рьяно

Изучит колдовство, но не познает

Его глубоких тайн, мать моя

Научит истинно всему,

Ей неизвестному доселе».

(«Арадия, Евангелие ведьм»)

«Что наверху, то и внизу. Какова вселенная, такова и душа. Как снаружи, так и внутри».

(Марго Адлер, «Низведение Луны»)

 

«Нужно носить в себе хаос, чтобы быть способным родить танцующую звезду».

(Ф. Ницше, «Так говорил Заратустра»)

«Из ничто мы исходим, вздымая вокруг себя звезды, как прах».

(Джелаладдин Руми)

«Каждый мужчин и каждая женщина – звезда» (AL, I, 3).

Возможно, самый важная викканская теологическая идея – идея о детях Звездной Богини, и мне непросто сформулировать свои мысли по этому поводу. В «Книге Закона» говорится, что мы – дети Богини. Я думаю, что эта идея происходит из вдохновленного восточными мотивами оккультизма начала XX в. Мы все – частицы Богини, как в Индии все представляется частью Брахмана; но в то же время каждый из нас всецело является Богиней. Это значит, что в нас заключена малая толика силы создания жизни, которую воплощает Звездная Богиня – это то, что мы называем магией. Отчасти мы божественны, хотя и смертны – именно потому язычество всецело разделяет позицию религиозного гуманизма, который подчеркивает ценность жизни и деятельности человека.

 

Будущее и прошлое

Сегодня беспредельная и прекрасная Звездная Богиня непопулярна в языческом сообществе. С подъемом религиозного политеизма ее стали рассматривать как современный образ, порожденный юнгианским архетипализмом, новой психологией и ориентализмом. Источники мифа и теологии обычно изучают профессионалы, но они всегда также будут привлекать внимание «любителей» вроде меня, а в конечном счете, религия обретается в опыте того, кто ей живет. Отчасти Звездная Богиня действительно – новый образ, в котором люди воспринимают Божественное, но несомненно, что она всегда была с нами. Ведь она воистину была с нами с самого начала, и ее мы обретаем в конце нашего пути.

Источник: http://www.patheos.com/blogs/betweentheshadows/2015/10/the-star-goddess/

Пер. с англ.: Гарсиа

[1] Здесь и далее тексты британской традиционной викки по моему переводу «Гарднерианской книги теней».

[2] Текст Фарраров (как и Наказы Гарднера-Валиенте) представляет собой компиляцию из Гностической мессы Кроули и Книги Закона. Оригинальных слов, принадлежащих Фаррарам в этом фрагменте нет. Поскольку автор атрибутирует этот фрагмент как текст Фарраров, я сохраняю такую атрибуцию, хотя, строго говоря, здесь речь идет опять же о текстах Кроули.

[3] Все цитаты «Книги Закона» по переводу «Убежища Пана».

[4] Поэтический фрагмент из 1 гл. «Арадии» по переводу: Лиланд Ч., Мюррей М. Арадия; Бог ведьм / пер. А. Осипов. М.: «Ганга», «Телема», 2012. Перевод прозаического фрагмента я вынужден был взять из некачественного перевода 2009 г., поскольку в переводе Осипова он отсутствует. Довольно странный случай внутренней цензуры.

Оставить комментарий