Викканские Свитки

Викканское Наставление (поэтический перевод и комментарии)

Поэтический перевод Викканского Наставления

Викканское Наставление за авторством Дорин Валиенте — одно из самых известных и заметных произведений в современной Викке. Для кого-то оно сопоставимо по значимости с символов веры. для кого-то является источником вдохновения, кто-то относится к нему с уважением, как к исторической вехе в нашей религии.

В любом случае, как бы викканин не относился к нему, он знакомится с ним в самом начале пути. К сожалению, долгое время в России Наставление было представлено преимущественно в виде прозаического перевода. Что значительно снижает ухудшает его восприятие. И мешает оценить в должной мере красоту этого удивительно ёмкого и точного произведения.

Я постарался исправить ситуацию. Ниже представлен поэтический перевод Викканского Наставления, сделанный с максимально точным сохранением содержания и смысловых нюансов оригинала. Так же я добавил оригинал, на случай, если будет потребность в сравнении.

Викканское Наставление
(автор - Дорин Валиенте)

Совершенны любовь и доверие
Для того, кто принял Наставление.

Кто за честный дар - одарить готов,
Кто не ищет смерти или врагов.

Трижды круг отмерим за шагом шаг,
Духам чуждым в круг не попасть никак.

Рифмы кружевом заплетём слова,
Чтобы сила наша была полна.

Чти ушедших, древних и мудрых чти,
Их речам внимай, свою речь уйми.

Лёгким будь и пылким, оставь печаль,
Пусть любовь и свет поведут как встарь.

***

Посолонь идут на растущий серп,
Противосолонь - когда месяц сед.

Так сменяет песню людских сердец
Волколака вой, где цветёт борец.

Под покровом тайн новолунья дни,
К двум рукам губами на миг прильни.

Если правит ночь полною луной,
Госпоже желанья свои открой.

Дышит бурей с Севера мощь ветров,
Паруса крепи, двери на засов.

Но едва Восточный повеет бриз,
Душу отпусти ликованьем ввысь.

Песни Юга жарки, ветра хмельны,
Поцелуем пряным - любви дары.

Но вискам прохладу, сердцам покой
Дарит Запад ветренною порой.

***

Бросим девять дров в колдовской котёл.
Кто едва горит, а чей пламень зол?

Серебро берёзы в огонь вложи
И откроешь знание Госпожи.

Откровеньем Бога золотоглав
Полыхает дуб, исполин дубрав.

Где ветвей рябиновых тлеет сноп,
Жизнь цветёт и царствует колдовство.

Ива шепчет тихой реки напев,
Прикоснуться к Летней стране сумев.

Тяжек дух, но жаром земля чиста
Древа фей - боярышника куста.

Как орешник пылок учёный ум,
Постигают мудрость и стар, и юн.

Но предвестьем дара земной любви
Плодоносных яблонь цветы белы.

Где шесты лозою оплетены,
Радость духа нам и вино даны.

Вечна жизнь, как вечнозелёный стан
Гордой ели, давшей отпор снегам.

Но проклятье божье прочтёшь в золе,
Коль решишь довериться бузине.

***

Приходит день - четыре раза в год -
В ночи Великий Шабаш настаёт.

Где старый год отходит на одре,
Горят огни Самайна в октябре.

Цветы под снегом - трепетный хрусталь,
Имболком начинается февраль.

Зелёный май в лихой сорвётся пляс,
Бельтайн - для смеха, песен и проказ.

Но сходит август золотом зерна,
В ночи на Ламмас ворожба сильна.

Путь солнца омрачён игрой теней,
Свой Малый Шабаш есть у четвертей.

Во тьме бескрайней отмечают Йоль,
Когда Рогатый властвует король.

Остарой юной будет мир согрет,
Едва догонит тьму весенний свет.

На Литу солнца лик высок и чист,
Сойдутся в битве дуб и остролист.

А на Мабон и тьма, и свет равны,
Все как один пожнут свои плоды.

***

Кусту, и древу, и цветку внимай,
Благословлён Богиней дивный край.

Пойдёт по глади вод от камня дрожь,
Сочти круги и правду обретёшь.

В нужду вникай, но жадность укроти,
Владей лишь тем, что на твоём пути.

Не заводи друзей среди глупцов,
Они не стоят времени и слов.

Весельем встреч и радостью разлук
Твори надежду, замыкая круг.

Вернётся трижды зло - таков закон.
Но благом трижды будь благословлён.

Когда же в дом твой постучит беда,
Носи во лбу звезду синее льда.

В любви будь верен, как заведено,
Пока сердца влюблённых заодно.

Пусть Восемь слов живут в твоей груди:
Всё, что захочешь делай, но только не вреди.
The Wiccan Rede
(by Doreen Valiente)

Bide within the Law you must, 
in perfect love and perfect trust.

Live you must and let to live, 
fairly take and fairly give.

For tread the circle thrice about 
to keep unwelcome spirits out.

To bind the spell well every time, 
let the spell be said in rhyme.

Light of eye and soft of touch, 
speak you little, listen much.

Honor the old ones in deed and name, 
let love and light be our guides again.

***

Deosil go by the waxing moon,
chanting out the joyful tune.

Widdershins go when the moon doth wane,
and the werewolf howls by the dread wolfsbane.

When the Lady’s moon is new, 
kiss the hand to Her times two.

When the moon rides at Her peak 
then your heart’s desire seek.

Heed the north wind’s mighty gale, 
lock the door and trim the sail.

When the wind blows from the east, 
expect the new and set the feast.

When the wind comes from the south, 
love will kiss you on the mouth.

When the wind whispers from the west, 
all hearts will find peace and rest.

***

Nine woods in the cauldron go, 
burn them fast and burn them slow.

Birch in the fire goes 
to represent what the Lady knows.

Oak in the forest towers with might, 
in the fire it brings the God’s insight.

Rowan is a tree of power 
causing life and magick to flower.

Willows at the waterside stand 
ready to help us to the Summerland.

Hawthorn is burned to purify 
and to draw faerie to your eye.

Hazel-the tree of wisdom and learning 
adds its strength to the bright fire burning.

White are the flowers of apple tree 
that brings us fruits of fertility.

Grapes grow upon the vine 
giving us both joy and wine.

Fir does mark the evergreen 
to represent immortality seen.

Elder is the Lady’s tree 
burn it not or cursed you’ll be.

***

Four times the major sabbats mark 
in the light and in the dark.

As the old year starts to wane 
the new begins, it’s now Samhain.

When the time for Imbolc shows 
watch for flowers through the snows.

When the wheel begins to turn 
soon the Beltane fires will burn.

As the wheel turns to Lammas night 
power is brought to magick rite.

Four times the minor sabbats fall 
use the sun to mark them all.

When the wheel has turned to Yule 
light the log the Horned One rules.

In the spring, when night equals day 
time for Ostara to come our way.

When the sun has reached it’s height 
time for oak and holly to fight.

Harvesting comes to one and all 
when the autumn equinox does fall.

***

Heed the flower, bush, and tree 
by the Lady blessed you’ll be.

Where the rippling waters go cast a stone, 
the truth you’ll know.

When you have and hold a need, 
harken not to others greed.

With a fool no season spend 
or be counted as his friend.

Merry meet and merry part 
bright the cheeks and warm the heart.

Mind the Three-fold Laws you should 
three times bad and three times good.

When misfortune is now 
wear the star upon your brow.

Be true in love this you must do 
unless your love is false to you.

These Eight words the Rede fulfill:
An Ye Harm None, Do What Ye Will!

Комментарии к Викканскому Наставлению

Wiccan Rede изначально появляется как стихотворение Леди Гвен Томпсон. Оно меньше и у него немного отличается текст. Для примера, при Западном ветре — духи не находят покоя. Я использовал для перевода версию стиха. которая приписывается Дорин Валиенте. Она больше и точнее соотносится с виккой, как мы сегодня представляем её. В общем и целом история текста достаточно запутана. Частично с ней можно ознакомиться в статье Оборотень и аконит, и викканский закон леди Томпсон. Здесь я не буду вдаваться в подробности, для разбора текста они не принципиальны.

Важно лишь уточнить, что итоговый текст, в том виде как он представлен выше, появился в 70-е годы XX века. Есть указания на то, что изначальный текст мог появиться в 40-е или раньше. Это спорно. Но даже в этом случае мы не выходим за пределы XX века. Фактически, можно сказать. что текст не был переработан из ведьмовского наставления более ранних веков. С самого начала он соотносится с виккой и теми оккультными традициями, которые существовали параллельно с ней. В более коротком тексте Леди Гвен Томпсон мы видим больше отклонений от привычных нам викканских норм. В более длинном тексте Дорин Валиенте — элементы приведены к привычным нормам.

Викканское Наставление можно разделить на пять частей. Что само по себе символично и отсылает нас к пяти стихиям. Каждая часть поднимает свои вопросы и немного отличается тоном. В оригинале это связано в том числе и с тем, что текст фактически писал по меньшей мере двумя людьми. Так, например, часть с перечислением деревьев почти полностью отсутствует в варианте Гвен Томпсон. Там указан лишь факт девяти магических деревьев и одного запретного (бузины). Всё остальное было дополнено только в более позднем варианте Дорин Валиенте.

В результате структура Викканского Наставления отчасти напоминает структуру Речей Высокого из Старшей Эдды: отдельные части более прагматичны, другие более возвышенны. Что не мешает воспринимать произведение в целом. Давайте рассмотрим каждую часть отдельно.

  1. В первой части мы видим, можно сказать, основные вводные. То, что задаёт тон викке, а вернее языческому и колдовскому мировоззрению в целом.

«Совершенны любовь и доверие
Для того, кто принял Наставление.»

С первых же строк задаётся своеобразный высокий нравственный уровень, к которому следует стремиться. В оригинале он звучит немного жёстче: согласно Закону ты должен быть совершенным в любви и доверии. В доверии между людьми, практикующими викку.

Для многих виккан в России эти слова хорошо известны, как часть ритуальной формулы. После создания круга жрец вводит каждого участника и спрашивает его:

— Как входишь ты в этот круг?

На что получает ответ:

— С совершенной любовью и совершенным доверием. (Либо как вариант: с абсолютной любовью и абсолютным доверием.)

Ритуально это означает оставление всех сомнений, споров и конфликтов за пределами круга.

«Кто за честный дар — одарить готов,
Кто не ищет смерти или врагов.»

По другому можно перевести как «честно получайте и честно отдавайте, живите сами и дайте жить другим». Викка построена на честном обмене. Всё вокруг живое, имеющее свою часть в происходящем. Всё полученное в той или иной степени придётся вернуть миру. Отсюда упоминаемый позднее закон троекратного воздаяния.

Жить в гармонии с миром, природой, мирозданием — ключевая идея многих языческих религий. Поиск баланса, синхронизация с природными циклами. отказ от чрезмерного потребления. В рамках магической практики это так же означает необходимость благодарности за полученное, в виде благословения растений и животных, камней и природных сил. В ряде случаев необходимость жертв и подношений.

Почитание жизни, сохранение жизни и отказ от насилия за пределами необходимого для продолжения всё той же жизни — не менее важная часть викканского мировоззрения. По классике, охотник не стреляет дичи больше, чем ему нужно для пропитания.

«Трижды круг отмерим за шагом шаг,
Духам чуждым в круг не попасть никак.»

Три — число священное для виккан. Впрочем, это одно из самых священных чисел во множестве религий. В случае с виккой число три отсылает нас к троелунию. К трём ликам Богини: Деве, Матери и Старухе.

Фактически эта строфа объясняет нам один из важнейших ритуальных элементов — построение круга. Его функция указывается здесь в первую очередь как защитная. Разделяющая два мира. Духам чуждым — значит, что круг проницаем для тех, кого зовут и ждут ведьмы. Но всё чуждое проникнуть за его пределы не может.

«Рифмы кружевом заплетём слова,
Чтобы сила наша была полна.»

В современном мире заклинания нередко представляют собой ритмический текст, не содержащий рифм. В строгом смысле слова, это не делает их менее поэтическими. Рифма появляется в поэзии сравнительно поздно. Можно сказать, по меркам человеческой истории, она является нововведением. Хоть и привычным для нас.

Тем не менее в Викканском Наставлении мы видим указание на использование рифм в заклинаниях для их усиления. Строго говоря, английское слово «rhyme» может быть переведено и как ритм. В этом случае для усиления заклинания оно должно быть ритмическим и только. Это более привычный и общий подход. Тем не менее такой вариант редок. И дошедшие до нас заклинания времён расцвета викки во второй половине XX века — рифмованные. Примером тому могут служить тексты самой Дорин Валиенте.

«Чти ушедших, древних и мудрых чти,
Их речам внимай, свою речь уйми.»

В оригинале текст звучит даже жёстче: меньше говори, больше слушай. Вполне очевидное нравоучение, естественное для большинства традиций, необязательно языческих. Но помимо всего прочего в этой строфе есть намёк на Великих Мёртвых. Уже умерших ведьм прошлого, к которым можно обращаться за советом и помощью.

В викке нет культа святых, даже самые великие ведьмы и колдуны или основатели направлений не почитаются как образцы высокой морали и не превозносятся в качестве совершенных образцов. Но их опыт, знания, навыки всё же признаются заслуживающими уважения и признания. Так же как их помощь своим потомкам по духу считается естественной и ожидаемой.

Этот момент признан далеко не повсеместно. А с учётом распространения эклектической викки, вне традиций и линий посвящений, понятие Великих Мёртвых размывается. Становится неочевидным и не всегда уместным. Тем не менее Наставление по-прежнему напоминает нам об ушедших. которые могут поделиться своей мудростью.

«Лёгким будь и пылким, оставь печаль,
Пусть любовь и свет поведут как встарь.»

Помимо призыва жить, важной частью строфы является отсылка к древности. Викка — современная религия. Но свои корни виккане видят в прошлом, в многотысячелетней истории человечества. Вплоть до неолита и даже палеолита, когда возникали первые культы, позже сформировавшиеся в религии.

Мудрость предков, чистый свет истоков религии, любовь к миру и открытость новому мистическому опыту — то, с чем ассоциируется мифологизированная древность. Этот чистый образ нельзя исключить из викки, не лишив её силы. Как бы мы не относились к реальной истории, нужно понимать, что викка подобно многим религиям несёт в себе представление о золотом веке человечества. Когда божества были ближе, открытия свежи, а сами люди лучше понимали природу с её бедами и дарами.

2. Вторая часть Наставления рассказывает нам о циклах луны и сторонах света. Образ луны для викки отчасти даже более важен, чем солнца. Луна — это зримое воплощение Богини. Символ всей викки. Лунные циклы имеют огромное значение в магии и ритуальной практике. Лунные праздники — эсбаты — куда более частое явление, чем праздники солнечные. Они часть повседневной жизни, её забот и радостей. С луной связывают всходы и рост растений, состояние здоровья, изменения в поведении животных, женские циклы.

В свою очередь стороны света активно используются в колдовстве. По ветрам гадают о будущем, определяют благоприятные периоды. Так же стороны света — это неявная отсылка к четырём стихиям. В Викканском Наставлении вопрос стихий напрямую не поднимается. Но в описании ветров с четырёх сторон света мы видим естественные отзвуки стихийных элементов.

В целом вторая часть говорит о самой повседневной и жизненной практике. О той религиозности, которая впитывается викканином и становится его частью, о которой он может даже не задумываться. Можно забыть про полнолуние над головой. Но его влияние в душе и делах человека останется.

«Посолонь идут на растущий серп,
Противосолонь — когда месяц сед.

Так сменяет песню людских сердец
Волколака вой, где цветёт борец.»

Посолонь — значит по часовой стрелке. Противосолонь — против часовой стрелки. Это прямая отсылка к практикам во время лунных циклов.

Движение по часовой стрелке предполагает рост, развитие, усиление влияния. На растущую луну следует колдовать на улучшение здоровья, на прирост доходов и всё прочее, что может прийти вам в голову и что требует роста и увеличения себя в количестве и объёме. Растёт луна. Растёт и всё вокруг. Посмотрите в небо, мысленно проведите черту через рога месяца. Если получится буква, похожая на Р — луна Растёт. Пользуйтесь этим.

Движение против часовой стрелки наоборот предполагает уменьшение, спад, деградацию. Если вам нужно что-нибудь замедлить или вовсе убрать из своей жизни — самое время для колдовства. Посмотрите в небо, если месяц похож на букву С — луна Стареет. Используйте это в своей магии.

Помимо всего прочего растущая луна символизирует молодость, надежды и планы. Пойте и радуйтесь, ликуйте. Славьте луну чантами, небольшими гимнами. Растущая луна символизирует Деву, первый из ликов Богини. В свою очередь стареющая луна символизирует старость и угасание. Это Старуха — третий лик Богини. Время для подведения итогов, печали и молитв. Но так же это и время для завершения всего плохого, что может случиться в жизни.

Вой волколака — не только отсылка к печали и страху смерти. Но и символ погибающего зла. Волколак воет над борцом — над аконитом. Ядовитым растением, которое традиционно не только губит, но и используется для очищения и изгнания злых духов. В английском языке оно называется wolfsbane. По поверью аконит забирает силу оборотня, может ослабить его или привести к смерти. Так и угасающая луна может помочь людям в их бедах.

«Под покровом тайн новолунья дни,
К двум рукам губами на миг прильни.»

Новолунье — своего рода четвёртый, не всегда признаваемый лик Богини. Потаённый, скрытый. Время подготовки к будущим свершениям, время духовной работы и осторожности. 12 или 13 новолуний в году — часть празднуемых викканами эсбатов. Дела не начинают на новолуние. Но это время почтить Богиню.

Две руки для поцелуя — это два кончика рогов месяца. Формально новолуние — это полное отсутствие луны на небе. Но на практике новолунием называют и тот момент, когда месяц едва-едва проявляется в небе. Отсюда символизм рук, которые можно почтить поцелуем.

Одновременно это и отсылка к ритуалу с Богиней под покрывалом. Жрица, укрытая с головы до ног, подаёт руки для поцелуя. Сначала целуют одну руку, затем другую.

«Если правит ночь полною луной,
Госпоже желанья свои открой.»

Полнолуние — время силы. 12 или 13 полнолуний в году — другая часть празднуемых викканами эсбатов. Время вершить колдовство, праздновать и получать желаемое. Полнолуние может быть тяжёлым временем. Вызывать катастрофы и нервные срывы. Но для практиков, кто способен совладать с силой и кому благоволит Богиня, это могущественные дни.

Второй лик Богини — Мать. Полная луна. Материнская забота. Но и материнская власть.

Так же полнолуние может вызывать прилив жизненных сил. И как следствие прилив страстей, от агрессии до любовной страсти.

«Дышит бурей с Севера мощь ветров,
Паруса крепи, двери на засов.»

Север вполне естественно ассоциируется с бурями и тяжёлыми испытаниями. Которые надо пережить. Но так же косвенно Север отсылает нас к стихии Земли, к основанию и силе корней. «Двери на засов» («lock the door») говорит не только об опасности. Но так же о необходимости остаться дома. заземлиться, не отправляться в путь.

«Но едва Восточный повеет бриз,
Душу отпусти ликованьем ввысь.»

На востоке восходит солнце. А вместе с ним и надежда. Так же восток — это Воздух. Освобождение, живое дыхание. Возможности для обновления и обретения радости.

«Песни Юга жарки, ветра хмельны,
Поцелуем пряным — любви дары.»

Юг — Огонь. Отсюда образы жары. игры страстей и любви.

«Но вискам прохладу, сердцам покой
Дарит Запад ветренною порой.»

Запад приносит с собой закат. Закатная страна — одно из мировых названий страны мёртвых. Закат связан с сумерками, пробуждением духов и сомнений. Но в викке мир мёртвых благ и несёт с собой покой (по одним из представлений — временный. до нового рождения). Поэтому и сам закат несёт успокоение. Помимо этого закат — это Вода. Не страсти, но уже сильные полные чувства. А так же возможность наполниться спокойствием. Переход через текущую реку так же всегда ассоциировался с переходом в иной мир, в другую землю. А сама водная гладь по поверьям скрывала в себе целые страны.

3. Третья часть рассказывает нам о практике колдовства. О самых общих ритуальных и магических элементах — растений. которые можно использовать в костре. Подборка растений обусловлена английскими традициями и в других странах может оказаться не полной или даже неожиданной. Так, например, виноград хоть и интуитивно понятен, но для большей части России вряд ли может считаться актуальным магическим растением. Тем не менее эта часть важна, так как очерчивает для викканина круг возможностей. Указывает на направления, которые практик может освоить, будь то практика магическая или мистическая.

Помимо всего прочего третья часть имеет и фольклорное значение, характерное для английской поэзии.

«Бросим девять дров в колдовской котёл.
Кто едва горит, а чей пламень зол?»

Растения бросают не костёр под котлом, а в сам котёл не для того, чтобы сварить. В данном случае подразумевается практика сжигания чего-либо в котле, как в жаровне. Например, для использования пепла. Для скрытности. Или просто для удобства контроля. Виккане и сегодня могут практиковать сжигание свечей или небольших порций травяных смесей в стальных чашах, котелках и жаровнях. В домашних условиях это часто единственный безопасный способ. Но отчасти в этом есть и дань традиции с ведьминскими котлами.

Помимо всего прочего котелок можно использовать для окуривания или смешивать в нём пепел с другими ингридиентами.

При этом разные растения могут сжигаться по разному. Быстро или медленно, для создания скорее дыма или же полноценного жара. Разные цели приводят к разным решениям. Каждое из которых может зависеть в том числе от виде растения. Наставление предлагает нам разобраться в видах растений, их особенностях и характере.

«Серебро берёзы в огонь вложи
И откроешь знание Госпожи.»

Получение знаний Богини фактически отсылает нас к прямой связи с Богиней. Берёза — дерево, исконно относящееся к женским. К тому же в некоторых регионах у него есть характер шаманского дерева, равно связанного как с жизнью, так и со смертью. Белый и чёрный цвет, прохладная кора в жаркий день, способность массово расти на вырубках или вдоль болот — всё это обуславливает особое отношение к дереву. Его амбивалентность хорошо сочетается с образом Богини. Ведь Она и дарит жизнь, и забирает.

В русской традиции виккане часто используют как растение Богини вербену или омелу. Что символически понятно. Но с практической точки зрения даже странно, учитывая повсеместное распространение берёз. И хорошую сочетаемость русских представлений о берёзах с английскими, как мы видим на примере Наставления.

По поводу серебра — это так же отсылка к Богине, так как Она связана с луной.

«Откровеньем Бога золотоглав
Полыхает дуб, исполин дубрав.»

А вот золото — уже отсылка к Богу, как связанному с солнцем. Золотоглавость здесь связана не только с золотистым цветом хорошей древесины дуба, но и с тем, что дубравы как правило довольно светлые. Лучи солнца легко проходит между деревьев, освещая всё вокруг мягким светом.

Дуб выделяется в восприятии людей практически везде, где растёт. Дерево особое, крепкое, долгоживущее. С ним же связан яркий образ из мифологии друидов: использование омелы. Связь дуба и омелы, как мужского и женского, нередко ассоциируется с Богом и Богиней.

В русской практике вместо древесины дуба часто используется кора дуба. Благо её можно заготовить самому или купить в аптеке.

«Где ветвей рябиновых тлеет сноп,
Жизнь цветёт и царствует колдовство.»

Рябина яркая. выделяющаяся на фоне других деревьев хоть весной, хоть осенью. И даже зимой, уже облетев и оставшись с тёмными ветвями, она всё ещё алеет своими ягодами. Этими ягодами в холода кормятся птицы. Они становятся сладкими после морозов, люди могут собрать их и вспомнить тёплое время года. Неудивительна особая роль рябины в колдовстве. Её используют и для целительства, и для пробуждения страсти, и плетут из неё обереги. Рябиновые палочки используют как волшебные жезлы.

В славянской традиции рябина нередко связывалась с Перуном, а после с Ильёй-Громовником. Есть даже выражение «рябиновые ночи», т.е. грозовые ночи, когда молнии сверкают по небу. Даже простая рябиновая ветка считалась надёжной защитой от нечисти и недобрых людей. Хранила жизнь и берегла от беды.

В оригинале это указывается даже более однозначно, рябина называется «tree of power». Деревом силы.

«Ива шепчет тихой реки напев,
Прикоснуться к Летней стране сумев.»

Ива связана с иным миром и переходом на другую сторону. С землями мёртвых, с колдовством и воззваниями к ушедшим. Отчасти это связано с образом реки. Ивы растут по берегам реки, а водный поток — традиционная граница между мирами. Выходит, ива буквально растёт на самой границе. И может помочь с переходом.

Помимо прочего шепчущие на ветру ветви ивы вызывают соответствующие мысли о голосах духов. А их характерный поникший вид привёл к тому, что иву даже называют плакучей. Оплакивающей беды, горе и ушедших.

«Тяжек дух, но жаром земля чиста
Древа фей — боярышника куста.»

Аромат боярышника служит скорее для привлечения мух, чем людей. И от того кажется нам как минимум странным. Как максимум крайне неприятным. Существуют, правда, декоративные сорта, почти лишённые запаха. Но это исключение и не факт, что вы с ними встретитесь.

Кусты боярышника действительно называют древом фей, в его пышных цветах и нездешних ароматах предполагается искать встречи с малым народцем тем, кто готов рискнуть и пообщаться. Возможно, это связано с определённым эффектом дурманящего запаха, меняющего восприятие.

Но важнее то, что я боярышник — растение способствующее очищению. Для этого годятся и плоды, и цветы, и ветви. Боярышником изгоняют болезни и зло. Как настоями, так и окуриванием.

«Как орешник пылок учёный ум,
Постигают мудрость и стар, и юн.»

Орешник по поверьям позволяет узнать будущее, открыть правду. Найти справедливое решение. Его плоды способствуют развитию ума (что, в принципе, справедливо не только с позиции колдовства), а ветви могут использоваться как жезлы для получения знаний или передачи волевого воздействия.

Как требуется труд, чтобы расколоть орех, так же требуется он и для познаний наук. Мудрость приходит через прилагаемые усилия. При этом орешник плодовит и сулит обильные плоды тому, кто будет старательным.

В костре орешник горит ярко, символизируя яркий ум и силу духа.

«Но предвестьем дара земной любви
Плодоносных яблонь цветы белы.»

У яблони в первую очередь используются цветы и плоды. Но и сами ветви могут приносить пользу в колдовстве. Яблоня в отдельных традициях — ось мира. Но чаще всего ассоциируется она с любовью и плодородием. Так в одной из версий сказки про волшебное зачатие, именно от яблочного зёрнышка становится беременной царица и рождает героического сына.

Разбудить или унять любовь, забеременеть или исцелить женские болезни — для всего этого используется яблоня.

«Где шесты лозою оплетены,
Радость духа нам и вино даны.»

Хоть виноградная лоза и не частый гость на просторах России, но сам образ понятен так же, как и во всём остальном мире. Вино связано с радостью и весельем. Важно отметить, что Наставление указывает в том числе на радость духа. Подобно суфийским притчам. Наставление говорит о винограде и как о буквальном подателе вина и веселье плоти, и как о метафорическом источнике вина, как силе ликования и возвышенных чувств.

«Вечна жизнь, как вечнозелёный стан
Гордой ели, давшей отпор снегам.»

Оригинал можно перевести не только как «ель», но и как «сосна». Это справедливо, так как несмотря на современные крайне дифференцированные представления, в древности хвойные растения вполне могли смешиваться друг с другом в представлениях. Их основные черты — вечнозелёная хвоя, смола, которой можно скрепить верёвки или промазать лодку, характерный терпки освежающий аромат.

Среди зимы они стоят непобеждёнными ни морозом. ни ветром. Воплощая в себе идею вечно жизни, исцеления и крепости тела.

Хвойные венки используются на Йоль (равно как и на другие версии зимнепраздников), сами деревья ставятся в домах и украшаются. Характерно, что в России мы тоже называем ёлкой чаще всего совсем другие деревья. Как правило, покупные ели — это пихты или сосны. Они лучше стоят в домах, поэтому именно их выращивают и продают под Новый год.

«Но проклятье божье прочтёшь в золе,
Коль решишь довериться бузине.»

Десятое дерево — бузина. Обратите внимания, она не включена в список сжигаемых растений. Она стоит особняком. Бузину не кладут в костёр, хотя могут почитать как древо Богини или древо фей. Использование её хоть в колдовстве, хоть в быту сопряжено с риском. Проклятье здесь связано не столько даже с сакральностью, сколько с вполне обыденным фактом — бузина ядовита. Буквально вся.

Конечно, разные виды ядовиты в разной степени. Тем не менее сжигание бузины может на самом деле привести к отравлению. Равно как и зелёные плоды. Бузина употребляется в пищу, но лишь определённые виды в определённое время. Так что совсем неудивительно отношение к ней и особое место в Наставлении.

4. Четвёртая часть наставления — о солнечных праздниках, саббатах. Сразу стоит отметить, что хотя в русском языке устоялся форма «саббат», в переводе Наставления я использовал «шабаш». Фактически это одно и тоже, вопрос лишь в звучании. Наставление отсылает нас к корями колдовства, поэтому уместно помнить, что мы говорим о современной интерпретации идеи шабашей — ведьмовских собраний для веселья и занятий магией. Слово «шабаш» в значительной степени испорчено массовой культурой, но фактически могло означать практически любую деятельность, никак не связанную с кровавыми жертвоприношениями и прочими ужасами традиционных представлений о ведьмах.

Колесо года — это восемь солярных праздников. В строгом смысле слова солярными являются четыре из них. Остальные не привязаны к солнцу столь строго. Но фактически всё равно зависят от него. Колесо года связано с основным мифом викки, подробней про саббаты и эсбаты можно почитать в заметке о праздниках виккан.

«Приходит день — четыре раза в год —
В ночи Великий Шабаш настаёт.»

Шабаша-Саббаты делятся на Великие и Малые. Великие привязаны к солнцу в меньшей степени. Важно отметить, что Наставление указывает празднование Великих Саббатов как более масштабное. Буквально предлагая праздновать его день и ночь («in the light and in the dark»).

Но тьма и свет так же указывают на двойственность Великих Саббатов. Действительно, в отличие от Малых, их контекст сложнее. Он как правило сочетает в себе противоположности и отсылки к противоположному Саббату. Так Самайн всегда смотрится в Бельтайн и наоборот. А Имболк смотрится в Ламмас. Тьма помнит о свете. А свет помнит о тьме. И смертная горечь Самайна может вдруг зазвучать в самый страстный и жизнерадостный момент Бельтайна. А радость Бельтайна разлиться в воздухе на Самайн.

«Где старый год отходит на одре,
Горят огни Самайна в октябре.»

Самайн — время завершения года. Бог умирает, последний урожай собран. наступает безвременье, пока цикл не начнётся снова. Традиционно особую роль в праздновании Самайна занимают костры или огни, которые зажигают для привлечения заблудших душ. И для защиты от духов.

«Цветы под снегом — трепетный хрусталь,
Имболком начинается февраль.»

Далеко не везде на Имболк можно найти цветы. Тем не менее основной образ Имболка — это именно пробившиеся сквозь снег первоцветы. Как правило, подснежники. Имболк — это фактически первое дыхание весны. Снег тает. в воздухе разливается тепло, зима отступает.

В более холодных регионах, к сожалению, столь явных изменений найти не удастся. Но даже посреди снегов и морозов Имболк по-прежнему возвещает о скорой весне.

«Зелёный май в лихой сорвётся пляс,
Бельтайн — для смеха, песен и проказ.»

Май — буйство жизни. Бог и Богиня сочетаются браком, и вся земля ликует и празднует их союз. Духи безумствуют, а вместе с ними безумствуют и люди. В древности многие запреты, в том числе сексуального характера, снимались на время Бельтайна.

Вальпургиева ночь, майская ночь, бельтайн — во всех культурах это время танцев, веселья и радости. Вскоре после этого закипит работа в полях и станет уже не до ночных гуляний и танцев.

«Но сходит август золотом зерна,
В ночи на Ламмас ворожба сильна.»

Ламмас, который так же иногда называют Лугнасад, — время первого урожая. Где-то сбор зерна ещё только предстоит, где-то первая волна жатвы уже закончилась. Время подвести первые итоги, распланировать последние дела перед тем, как придёт время собрать оставшийся урожай.

Колосья приносят в жертву богам и духам, просят о защите. В отдельных традициях готовят хлебную куколку. На Ламмас Бог начинает раздаривать себя миру, теряя свою жизненную силу, чтобы после на Самайн окончательно умереть.

Это время преломить свежий хлеб с близкими. И время колдовать для успешного завершения года.

«Путь солнца омрачён игрой теней,
Свой Малый Шабаш есть у четвертей.»

Малые Шабаши-Саббаты отмечают по движению солнца. Четыре особых точки в году, когда меняются соотношения дня и ночи, — это зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие. летнее солнцестояние, осеннее равноденствие. Они делят год на четверти. И в каждой такой точке празднуется саббат.

«Во тьме бескрайней отмечают Йоль,
Когда Рогатый властвует король.»

Йоль — зимнее солнцестояние. Самая длинная ночь в году. Рогатый Бог — бог природы. Иногда воспринимаемый как бог мёртвых. Тьма властвует до самого утра. Но с первыми лучами солнца Бог рождается вновь. Из некогда мёртвого — становится живым. Из мира тьмы переходит в мир света. Говорят, что на Йоль рождается новое солнце. Пока ещё совсем незаметно — но день увеличивается. Начинает расти.

Фактически Йоль совпадает с другими аналогичными праздниками в разных традициях. Все они празднуются с декабря по январь. И означают начало нового цикла, новой надежды.

«Остарой юной будет мир согрет,
Едва догонит тьму весенний свет.»

Остара — это уже полноценное начало весны в большей части регионов. Весеннее равноденствие. Даже если до цветов ещё далеко, воздух уже теплеет, хотя бы в отдельные дни начинается таяние снега. В более тёплых регионах зеленеет трава.

День становится равен ночи, Богиня — девушкой, а Бог — юношей. И их любовь согревает мир.

Остара связана с образом древней богини весны Эострой. По сей день ведутся споры существовала ли такая богиня или это кабинетная выдумка. Но даже если именно Эостры не существовало, были другие подобные богини. Так что фактически ничего не меняется. Так же Остара порой ассоциируется с Эос — рассветом.

«На Литу солнца лик высок и чист,
Сойдутся в битве дуб и остролист.»

Лита — это летнее солнцестояние. Солнце долго находится в зените. Это время самого длинного дня и самой короткой ночи. День, когда Бог пребывает на вершине силы, а мир пышет дикой жизнью. И это же день, когда по одному из вариантов мифа Бог получает смертельную рану, из-за которой будет терять жизненные силы на Ламмас и Мабон. А на Самайн вовсе умрёт.

По версии мифа на Литу сходятся в поединке король Дуба и король Падуба. Или иначе дуб и остролист. Остролистом на Западе принято украшать дома на Йоль, в наших краях он не растёт. Подробнее про поединок и миф можно узнать из статьи о Лите.

«А на Мабон и тьма, и свет равны,
Все как один пожнут свои плоды.»

Мабон — время осеннего равноденствия. День снова равен ночи. И впереди тёмное время, завершение цикла и новая зима. Но здесь и сейчас наступает время второго урожая. Во многих регионах он же почти последний. Хотя в более тёплых регионах третий урожай — Самайн — так же вполне может быть обильным.

В первую очередь Мабон ассоциируется со сбором плодов. Яблоки как основной образ. Но и все прочие, которые вы можете найти в саду. Наставление подчёркивает. что собирать урожай придётся всем («harvesting comes to one and all»), никому не удастся уклониться. Что за годовой цикл наработали, то и получим.

5. Пятая часть Наставления говорит нам с одной стороны о самых основных нравственных принципах викки, о самой сути её этики, а с другой стороны — об отношении к миру вокруг нас. О взаимодействии с божественной природой, о том как настроить свой дух, чтобы двигаться по пути мудрых. Это завершающая часть. После того как мы узнали основы викки, праздники, стихии и колдовство — наступает время для указания пути к росту и развитию.

«Кусту, и древу, и цветку внимай,
Благословлён Богиней дивный край.»

Эту строфу вполне можно воспринять буквально. Действительно, в викке весь мир почитается как живой и способный дать совет. Внимать кусту, древу или цветку означает не только использовать их в быту, в магической практике или в ритуалах. Но и учиться у них, прислушиваться к духовным силам, которые стоят за ними.

Даже если мы не умеем говорить с духом дерева, мы можем учиться у него на основе данного нам зримо. Учиться упорству одуванчика, пробивающегося сквозь раскрошившийся камень. Щедрости яблонь, увешанных плодами. Умению радоваться мгновениям у первоцветов, вспыхивающих повсюду весной буквально на несколько дней. Ищите мудрость вокруг — и вы её отыщите.

Но можно воспринять строфу и образно. Путь викки — путь мудрости. Не стоит зацикливаться на себе. Весь мир благословлён Богиней. Если мы хотим так же получить благословение, нужно выйти в мир, прикоснуться к нему, открыть глаза и открыть душу, чтобы воспринимать природу. И тогда мы воспримем и саму Богиню. И получим её благословение («by the Lady blessed you’ll be»).

«Пойдёт по глади вод от камня дрожь,
Сочти круги и правду обретёшь.»

Строфа отсылает нас к традиционным гаданиям по брошенному в воду камню. Нужно задать вопрос, бросить камень и посчитать сколько кругов разойдётся от места его падения. Вы можете найти различные современные варианты этого гадания и с разными подходами к счёту кругов и оценке ответа по их количеству. Вряд ли они будут точно совпадать со старинными версиями, но скорее всего окажутся вполне рабочими.

Правда гадать по кругам на воде всё же не очень удобно. Важнее, что строфа указывает нам на важность самого подхода. Бросание жребия, пусть даже не камня в воду, а, например, рун на столе, может раскрыть нам будущее и настоящее. Позволит обратиться к богам и получить их ответ. Что вы будете использовать в качестве жребия — уже ваш личный выбор.

Ещё более важно, что образ кругов по воде — это образ последствий от каждого нашего действия. Будьте внимательны. Каждый поступок имеет след, уводящий нас в будущее. От нас зависит каким оно будет. И чем больше камень в ваших руках, тем больше надо думать о том какие круги пойдут от него по водной глади.

«В нужду вникай, но жадность укроти,
Владей лишь тем, что на твоём пути.»

В оригинале используется почти юридическая формулировка «have and hold». Получите в полную собственность. Есть то, в чём человек действительно нуждается. А есть то, чего жаждет алчный взгляд. Без реальной нужды. Но просто потому что может дотянуться и получить. А если не может — то жалеет об этом.

Быть внимательным к своей нужде и отказаться от жадности — таков путь мудрых. Чтобы не лишать других того, в чём нуждаются уже они. Не грести под себя. Но не менее важно — чтобы не потерять своего.

Если мы алчно смотрим по сторонам, то перестаём понимать свой путь. И не замечаем как набираем чужое, а своё теряем. Не заботимся, не защищаем, не сохраняем. Остаёмся в итоге посреди долгой дороги, словно глупый путник в пустые — с золотом, но без капли воды.

Наставление призывает всегда помнить об этом и не брать сверх того, что действительно требуется.

«Не заводи друзей среди глупцов,
Они не стоят времени и слов.»

Глупость не порок, но создаёт множество проблем. Что ещё хуже, она в итоге может перекинуться на самого человека. Как минимум по мнению других людей. Поведёшься с глупцом и в итоге будешь считаться его другом («be counted as his friend»), а то и вовсе таким же как он. И сам лишь потратишь время.

«Весельем встреч и радостью разлук
Твори надежду, замыкая круг.»

В ритуальной формуле, устоявшейся в русской среде, формулировка звучит как «радостна встреча и расставание радостно». Полная же ритуальная формула на английском: merry meet, and merry part, and merry meet again. Т.е. радостно встречайтесь, радостно расставайтесь и снова радостно встречайтесь. В Наставлении используется урезанная версия, повторная встреча только подразумевается.

Разлука, конечно, редко бывает радостной или весёлой. Но Наставление учит нас радостно расставаться, потому что будет новая встреча. Снова и снова мы уходим, чтобы вернуться. Это вечный круг из встреч и расставаний, который особенно очевиден на примере сезонов года. Пусть уйдёт лето. Но на следующий год оно вернётся к нам.

Ещё более важно, что этот вечный круг указывает нам на вопросы жизни и смерти. Расставание с умершим радостно тем, что умерший родится вновь. Так же как Бог виккан после смерти на Самайн вновь рождается на Йоль. И потому сквозь слёзы — расставание всё же может быть радостным. Хотя бы грядущей надеждой.

Помнить этот факт, уметь держать его в голове — значит творить ритуал в повседневности. Замыкать круг надежды, не останавливаться в своём горе. Это путь мудрости.

«Вернётся трижды зло — таков закон.
Но благом трижды будь благословлён.»

Закон троекратного (тройственного) возвращения — одна из основ этики викки. Всё, что мы делаем, вернётся в тройном размере. В три раза больше зла, в три раза больше добра. Многие виккане относятся к идее именно тройного возвращения крайне скептично. Тем не менее, Наставление указывает нам именно такой принцип.

Другое название — Тройственный Закон. Троекратный Закон.

«Когда же в дом твой постучит беда,
Носи во лбу звезду синее льда.»

Я встречал разные, в том числе довольно экзотичные варианты понимания звезды во лбу. Но все они плохо вписывались в контекст Наставления. Либо были искусственно переусложнены. Фактически достаточно учесть время, когда было опубликовано произведение. Это были 70-е. Движение хиппи буквально только-только сошло на нет (или даже не сошло, смотря где и какой конкретно год брать). И духовность индийского образца (вернее образца упрощённой и стилизованной по-европейски индуистской духовности) была очевидна и общепринята. А вместе с ней была общепринята идея чакр.

Скажем прямо, именно «третий глаз», «аджна» даже сегодня всплывает в голове при словах «точка во лбу». В 70-е это было вдвойне очевидно. Тем более, что в версии Гвен Томпсон звезда именно голубая. У Дорин Валиенте цвет звезды пропадает, возможно, для улучшения ритма. Или для меньшей привязки именно к индуизму и созданию образа пентаграммы во лбу. Но это мало на что влияет.

Аджна — воля и познание. Прорицание будущего, восприятие смысла жизни, связь со Вселенной. Вряд ли стоит воспринимать строфу буквально и бежать ставить точку на лоб или рисовать пентаграмму. Но в тяжёлые времена помни о смыслах, которые определяют твою жизнь. Доверься богам, ищи ответов и знаний. Раскрой своё мистическое восприятие, чтобы решить накопившиеся вопросы и найти в себе силы бороться.

«В любви будь верен, как заведено,
Пока сердца влюблённых заодно.

В оригинале чуть жёстче — пока твоя любовь не станет ложью («your love is false to you»). Вопреки отдельным представлениям о викканах, как о людях максимально свободных нравов, Наставление постулирует классический нравственный принцип верности. За небольшим уточнением. Верность имеет смысл, пока любовь существует.

Эта ритуальная формула существует в самых разных вариантах на хэндфастингах, обручениях. Наиболее широко распространённая: пока в сердце живёт любовь. Но вы можете встретить и другие формы. Смысл же каждый раз один и тот же. Браки заключаются на время, пока люди не разлюбят друг друга. Так же с отношениями в целом. Викка ценит волю людей. Боги помогут и поддержат связь между людьми. Но если сами люди больше не держатся друг за друга, то и боги не станут поддерживать связь искусственно.

Пусть Восемь слов живут в твоей груди:
Всё, что захочешь делай, но только не вреди.

А вот и основа основ всей викканской морали. Иногда говорят чуть более простой фразой: делай, что хочешь, но никому не вреди. Принцип простой, но его трактовка и реализация могут быть крайне сложными. Подробней можно почитать в статье по викканской этике.

Как бы вы не трактовали вред и волю, но зачастую именно «всё, что захочешь делай, но только не вреди» и называют викканским наставлением или викканским кредо (ошибочный перевод слова «rede»). Оставляя все прочие утверждения в Наставлении, люди фокусируются на последней фразе, как на квинтэссенции всего Наставления.

В переводе я сохранил число «восемь», как священное для виккан. Так же последняя строка содержит триннадцать слогов — другое священное число. Всё это нужно, чтобы ритуально закрыть Наставление. Поставь логическую точку.

Звучание Викканского Наставления

Можно отметить множество смыслов Wiccan Rede. Но как и любой другой религиозный текст, оно предназначенно для того, чтобы его читали. И более того, для того чтобы проговаривали. Предназначенно звучать, а не быть запылёнными строками на полке. Поэтому я добавляю к этому посту аудио запись в моём исполнении. Не претендую на высокий уровень звучания, оставляю за читателями право решать как прозвучит та или иная строка в их восприятии. Но даю возможность услышать Наставление.

Будьте благословенны!

Автор оригинала WIccan Rede: Doreen Valiente

Автор перевода и комментариев: Александр Борода

Оставить комментарий