Викка — религия большой личной свободы. Настолько большой, что порой становится сложно понять имеем ли мы дело с виккой или уже вышли далеко за её пределы. Это может нравиться или вызывать раздражение. Но таково фактическое положение вещей. Даже если мы с вами ограничим личные практики более конкретным направлением или традиций викки, всех остальных это ни к чему не обяжет. И маловероятно, что они последуют за нами.
Тем не менее свобода не означает отсутствия пути. Вернее свобода не должна означать отсутствие пути. Поскольку ступив даже в самый запутанный лабиринт, даже на землю полную загадок, даже в туман невразумительных планов и сомнений — мы хотим иметь цель. Выход. Финал. Или уж хотя бы набор возможных состояний нашего духа и сознания, к которым нас ведёт практика.
Да, путь викки не столь однозначен, как путь христиан или, скажем, буддистов. Да цели могут различаться от человека к человеку. Но практика без результата — это развлечение. Шоу, которое призвано лишь занять наш ум, пока мы считаем года, проведённые на земле. Было бы грустно всерьёз смириться с подобным. И погрузиться в подобное духовное забытье. К счастью у нас нет такой необходимости.
Пути викки запутаны, а цели могут различаться. И всё же эти пути обозримы. И ведут в не столь уж туманную даль. Есть начало — первичный приход к вере. Через магию, через романтику язычества, через усталость от более жёстких религий или через прямой призыв богов. Главное, что однажды мы входим в викку, погружаемся в её живую воду. Есть пересекающиеся пути. И есть финал — своего рода викканское просветелени. Или обожествление. Или вознесение. Называйте так, как вам больше нравится. Всё равно это не более, чем образ. Поскольку правду финала сможет сполна воспринять лишь тот, кто дойдёт до него. Я называю его состоянием сопричастности божественному. Поскольку при его достижении растворяются границы и наше личное я вплотную сталкивается с самой божественной сутью. С самой божественной силой. И с нами самими во всей возможной полноте.
Да, всё выше и ниже сказанное — лишь моё мнение, мой опыт. Мои откровения, данные богами. Мои размышления над откровениями. И моя личная практика. Но я берусь утверждать, что результаты откровений и практики будут не столь далеки от того, к чему смогут прийти остальные люди. Прав ли я? Судить вам. И вам решать есть ли для вас польза от прочитанного. Я же предлагаю более не откладывать неизбежное и посмотреть на диаграмму, которая называется викканским пентаклем духовного поиска.
Вы можете найти на ней пять «осей». Конкретные значения, располагающиеся на этих “осях”, я опишу чуть позже. Пока же давайте рассмотрим сами “оси”.
Первая “ось”: вертикаль. Степень формализации знаний. От наибольшей формализации (внизу) до наименьшей формализации (вверху). Чем выше вы находитесь по вертикали, тем сложнее вам описать свой опыт в конкретных конечных терминах. Тем больше вы нуждаетесь в наитии, в интуитивной работе.
Вторая “ось”: горизонталь. Ось магии-мистики. От максимального мистицизма (слева) до максимальной магичности (справа). Здесь нужно пояснение. Архимаг менее магичен, чем волхв из-за того, что архимаг и первосвященник неизбежно сближаются. В их работе грань между мистикой и магией на каждом этапе стирается всё больше (но они никогда не сливаются полностью). Так же можно обратить внимания, что провидец не имеет строгой принадлежности к магии или мистике. Он может склоняться в ту или иную сторону в индивидуальном порядке. Но фактически равно связан и с магией, и с мистикой.
Третья “ось”: круговая слева направо. Показывает степень свободы волевого применения силы. От первосвященника (малая свобода) до архимага (большая свобода). Именно поэтому первосвященник часто хочет иметь и вторую «специализацию» — архимаг. Обращаю внимания, что теоретик выпадает здесь из оси, он снизу. Его работа с силой слишком мала. Как и полагается теоретику, он лишь знает, но не применяет знания.
Четвёртая “ось”: круги от центра вовне. Ступени развития.
Первый круг — круг обретения желания. Начало веры. Здесь практик — ещё не практик. Он лишь искушаем грёзами о возможном, сказками о будущем. Его терзают смутные образы, которые постепенно обретают плоть. Все мы начинали с этого первоимпульса.
Второй круг — круг обретения пути (единственный строго разделённый на магию и мистику, но при этом в магии присутствует доля мистики, а в мистике доля магии). Как только смутные образы оформятся, мы переходим на этап непосредственной практики. Пока она выглядит скорее как тыканье носом наугад. Или как чтение множества литературы, в поисках ответов. На этом этапе как правило проявляются природные склонности. Человек либо увлекается мистическими и религиозными откровениями и тайнами. Либо более прагматично уходит в магию. Да, есть те, кто сочетает их равно. Но в его душе всё равно одна склонность побеждает другую. Даже если не проявляется вовне. То, что мы закладываем на втором круге практики, окажет влияние на весь дальнейший путь. Словно фундамент оно будет мешать нам делать свободный выбор в будущем, если мы не проработали его на втором круге. Нехватка фундамента в ряде случаев может заставить человека рухнуть обратно на второй круг с третьего. А в крайних случаях — даже с четвёртого.
Третий круг — круг обретения знаний. Здесь уже нет строго деления. Мистика и магия начинают активно смешиваться в разных пропорциях. Практик экспериментирует, пробует силы. Может сочетать даже откровенно противоположные роли. На третьем круге мы наконец-то понимаем куда идём. Наше движение становится осмысленным. Мы начинаем подходить к информации выборочно, не спешим. Накапливаем ответы. Становимся способны помочь подняться другим. Большинство виккан не поднимается выше третьего круга. Либо лишь частично касается четвёртого. Это вполне естественная ситуация для любой религии. Третий круг может дать человеку обширные возможности, но преодоление его потребует огромных затрат сил, нервов, времени и духовной работы.
Четвёртый круг — круг обретения силы. Именно настоящей могущественной силы. Да, уже на третьем круге формально практик способен творить полноценную магию. Или проводить через себя мистические эффекты. Но на четвёртом круге знания становятся вторичными. Теперь сила буквально переполняет человека, он имеет прямую связь с божественным. Его знания лишь оформляют силу, которую он может проводить и одной лишь своей волей или интуицией. На этом круге практик выходит за пределы ранее поставленных им для себя задач. Начинает осознавать иные перспективы и горизонты. Заново открывает свои возможности. На четвёртом круге большинство людей приходят к одной из пяти позиций. Совмещение возможно, но чаще всего человек явно склоняется к одной из них.
Пятый круг — круг обретения себя. Он един и непостигаем формально. Это багровый бархат, скрывающий силы мира. Союз с силами дарит обретение человеком себя. Через сопричастность божественному происходит полноценное раскрытие всех внутренних резервов. Человек, недостигший пятого круга, возможно, никогда не сможет осознать, что другой достиг его. Это принципиальный выход за пределы повседневного опыта, в любых его описаниях.
Пятая “ось”: лучи пентаграммы. Мысленная прямая от центра к нужной вершине пентаграммы. Эти прямые указывают наиболее очевидные пути развития.
***
Теперь давайте рассмотрим конкретные значения на осях пентакля. На первом круге их нет — мы в начале пути. На втором разделение очевидно — это магия и мистика. Но уже на третьем круге картина мира распадается на несколько отдельных. Словно свет преломляется через удивительный калейдоскоп практики. Постижение знаний делает работу викканина более конкретной. И часто заставляет конфликтовать с другими практиками, имеющими иной взгляд на мир. И иную роль.
Теоретик.
Викканин, удивительным образом переживший увлечение мистикой или магией, но в итоге так и оставшийся на уровне лишь заинтересованности в знании. Не в практике. Не в результате. Но лишь в знаниях, которые можно получить из книг или от других людей. Конечно, не стоит думать, что теоретик обязательно исключен из любой практической работы. Он может медитировать, пробовать что-то магическое, участвовать в ритуалах. Но всё это имеет для него лишь опосредованную ценность — как способ посмотреть и узнать как всё это делается. В абсолютной версии роль Теоретика — это роль фольклориста на празднике в глухом закутке страны. Не мешать, не отсвечивать, всё конспектировать и запоминать. Только и всего.
Чистые Теоретики в викке встречаются не так уж часто. Всё же викка — религия, довлеющая к личному участию в богообщении и магической работе. Порой Теоретики совмещают другие роли, во время кратковременных вспышек интереса или духовного порыва. Но быстро возвращаются к состоянию фольклориста.
Чистый Теоретик фактически лишён возможно выйти за пределы третьего круга. Силу нельзя обрести на одних лишь знаниях.
Жрец.
Роль Жреца в религии одна из самых наглядных и очевидных. Он — говорящий с богами. Приносящий жертвы. Справляющий праздники. Он тот, кто обратится с просьбой и помолится о нуждающихся. Он ищет божественных знаков и наставлений. Вводит новичков в традицию. Наставляет их. Да, в викке ритуал может вести человек любой роли. Но только Жрец сможет вести ритуал в любой ситуации, прорабатывать создание новых ритуалов. И главное — получать зримые и явные ответы богов.
Такой человек пригодится в любой общине. Он сможет из года в год делать постоянную трудную работу. Привлекать божью силу на участников ритуала. И в целом — проводить божью волю в мир. С годами такой викканин может стать излишне суровым и строгим. Ему может быть присущ некоторые формализм, так как он часто не вполне волен в своей работе. Если боги решат — ему придётся принять их решение. При этом Жрец после Теоретика — самый приземлённая из ролей. Его мистический труд порой не так явно заметен, как дела медиума. Он может заниматься магией, но вряд ли достигнет уровня полноценного мага или волхва. Его сила проявляется на длительных периодах. А у того, кто не предает богов и следует своей роли — со временем начинает проявляться житейская и духовная мудрость. Именно Жрец — тот к кому вы пойдёт за советом, чтобы решить реальные бытовые проблемы. Или когда запутаетесь в жизни.
Медиум.
Тот, кто напрямую проводит сквозь себя духовную силу мира. Не обязательно в виде ченнелинга. Медиум вполне может сохранять собственную волю и руководствоваться ей. Но в отличие от Жреца он неизбежно принимает на себя странные и таинственные волны мировых энергий, пропускает по своим нервам божью волю не в виде знаков, нет. В виде прямых видений, голосов, откровений. Именно Медиум будет тем, кто пойдёт в долгих медитациях и визуализациях за границу привычного мира, чтобы попробовать вкус мира иного. Углубиться в него. И принести с собой.
В отдельных случаях Медиум может полностью терять себя, становясь вратами в иной мир. Это рискованная роль. Но викканин, пришедший к ней, как правило считает цену разумной. Его снедает любопытство и желание напрямую прикоснуться к тайнам, которые остальные получают в более обработанном виде. Отчасти именно самим Медиумом и обработанным. Эта роль — самая мистическая из всех. И самая нестабильная. Мало кто занимается только ей. Как правило роль Медиума совмещается с другими, в зависимости от интересов практика.
Ясновидящий.
В отдельных случаях роли Медиума и Ясновидящего оказываются совмещены. Это вдвойне тяжёлый труд, особенно если человек не выдержит нагрузки и начнёт всерьёз считать себя пророком. Тогда это может закончиться плохо. Но чаще всего Ясновидящий всё же существует как отдельная роль. Чуть менее мистическая, чем у Медиума.
Ясновидящий взывает к богам. И получает от них ответы. Формально он может использовать тот же инструментарий. что и Гадатель. Но подход его будет отличаться. Там, где Гадатель будет читать карты таро по значениям или руководствоваться таблицами символов для трактовки видений, Ясновидящий будет искать ответ внутри себя. И ждать прямых божественных указаний.
Ясновидящий, как и все мистически роли, менее стабилен, чем более магические роли. Он способен порой выдавать куда более глубокие и сложные заключения. Предсказывать то, что требовалось людям, но не было высказано. Но и количество ошибок у него будет куда выше. Опытный Ясновидящий будет уделять больше времени не изучению правил гадания, но настройке, воззваниям к богам. Это, возможно, самая спорная роль в третьем круге. На практике часто роль Ясновидящего — это роль данная. Заведомо врученная богами конкретному человеку. И лишь в редких случаях викканин осознанно выбирает её и нарабатывает контакт.
Гадатель.
Гадатель — роль куда более прагматичная и стабильная. Гадатель тщательно изучает возможные инструменты, значения, символы, структуры и связи. В своей работе он больше опирается на знания, чем на чистые откровения. Скорее всего Гадатель будет использовать много разных инструментов. Причём при необходимости сможет объяснить зачем использует именно этот инструмент именно в этой ситуации.
Это не значит, что Гадатель лишёл навыков прямого чтения. Или что не может получить ответ в явном видении. Более того, в ряде случаев граница между Гадателем и Ясновидящим может стать условной — зависящей лишь от настроения богов. И опытный Гадатель периодически будет читать будущее поверх разложенных карт и брошенных рун.
Главное, что важно понять про Гадателя и Ясновидящего — это роли в первую очередь ищущие раскрытия тайн и получения ответов. Они вечные странники духовного мира. Помощники страждущих. Собиратели знаний о мире, которые могут помочь разобраться в настоящем и будущем. Как правило они активно занимаются магией или имеют жреческие задачи. Но это остаётся для них вторичным. Главным же и основным — именно приподнимающаяся завеса и льющиеся из-под неё скупым ручейком ответы.
Колдун.
Это максимально магическая. И максимально практическая роль. Ведьмы, ведьмаки, колдуньи и колдуны — неслучайно называют свою деятельность Ремеслом. Практический результат — вот что перивочно для данной роли. Колдун может обладать сколь угодно сложным инструментарием. Но его всегда будет интересовать эффективность. Эфемерные магические системы с неоднозначными перспективами использования — могут изучаться. Но с изрядной прохладцей.
Если проводить аналогию, то Колдун — не учёный, а в большей степени инженер. Всё, что не может быть применено на практике здесь и сейчас для него уже не является его прямой целью. И этим он отличается от Мага. При этом Колдун не будет чураться и самых простых методов, если посчитает их достаточными.
Колдун — это максимально близкий к традиционному колдовству образ. Роль распространённая, часто именно Колдуны относятся к религиозной составляющей викки со скептицизмом. Да, они остаются в викке. Но скорее как в удобной для них системе.
Маг.
Академический учёный от магии. Впрочем, это не совсем справедливо. Безусловно, Маг тоже практичная роль. Но в куда меньшей степени. В ряде случаев Маг вполне может увлекаться сложной и тонкой работой, не приносящей непосредственной пользы здесь и сейчас. Пусть даже перспективной на будущее.
Нередко Маг довлеет к Жрецу. А Жрец к Магу. Так как оба они достаточно академичны и способны вести диалог друг с другом. Если смогут найти общий язык, конечно. Так же они часто хорошо дополняют друг друга в работе. Если в общине есть опытный Маг и опытный Жрец, который смогли сработаться, такая община в остальном может сочетать любые роли в любых количествах. Она уже будет сохранять работоспособность.
***
Многие виккане останавливаются на третьем круге. В викке нет как такового обязательства достичь высот познания и полноты реализации в духовной сфере. И любой опытный практик может считать себя достигшим реальных практических вершин именно на третьем круге. Всё, что будет дальше — будет уже только для него. Для утоления его жажды большего. Нет смысла осуждать тех, кто остаётся на третьем круге. Нет смысла осуждать и тех, кто рвётся в четвёртый, даже если при этом он рискует падением и срывом. Между третьим и четвёртым лежит пропасть отношения к миру. Хочет ли человек сделать шаг за ограничения знаний и обрести чистую силу? Или же он хочет практической пользы здесь и сейчас? Каждый выбирает сам.
Но те, кто отправится дальше и сможет обрести силу, как правило принимают на себя одну из пяти ролей четвёртого круга.
Первосвященник.
Фактически это всё тот же Жрец. Но обрётший свою силу, создавший крепкую связь с богами. Теперь он фактически их голос, их сила, их слово. Он сам становится символом и знаком для мира. Неисключено, что его уровень богообщения достигает почти непрерывного диалог. А ритуальная работа теперь лишь в малой степени связана с формальными ограничениями структуры и текстов.
Это высшая степень жречества. И пусть разница между Жрецом и Первосвященником для других ролей может быть не всегда очевидной — сами Жрецы её прекрасно осознают. Она проявляется в каждом жесте и в каждом слове Первосвященника.
Чудотворец.
Это роль на стыке Медиума и Ясновидящего. Чудотворец не просто становится вратами в иной мир. Он изменяет мир вокруг себя. Собственно, буквально творит чудеса. Будь то предсказания и пророчества. Или же изменение путей людей. И даже явное управление событиями.
В отличие от магической работы, мистическая работы Чудотворца не вполне контролируется им. Эта роль во многом зависит от богов, их воли и их решений. Чудотворец связан с ними, но всё же именно они являются решающими в вопросах изменения мира. Как следствие порой Чудотворец при всей своей силе становится лишь орудием в их руках. Но это лишь частный случай. В обычной жизни роль предполагает самое яркое слияние с миром и самое яркое восприятие его из всех ролей. И влияние на всё окружающее через единство с ним.
Провидец.
Роль на стыке Ясновидящего и Гадателя. Фактически это и есть Ясновидящий и Гадатель, достигшие высочайшего уровня. Вышедшие за ограничения мантических систем и стандартных образов. Способные работать с предсказаниями сразу на нескольких уровнях. И обладающие пониманием нюансов, которые сложно выразимы словами. Но могут быть постигнуты на прямо уровне силы.
В отличие от Первосвященника или Чудотворца, роль Провидца предполагает куда более высокую степень самостоятельности. Да, он всё ещё скорее получает ответы, чем решает сам. Но его воля подчинена ему. И лишь в малой степени зависит от прямого влияния божественных сил.
Волхв.
По своей сути это в первую очередь развитие роли Колдуна. Но в некоторых случаях к Волхву может вести путь от Гадателя — если процесс познания гадательных систем постепенно приведёт к глубокому пониманию практической магии.
Волхв — это Колдун, который теперь мало связан с формальностями знаний о травах ли, о рунах ли, о иных ли символах и средствах. На уровне четвёртого круга Колдун обретает силу во многих случаях самостоятельно решать что и как будет работать. Управляя миром волей в большей степени, чем накопленными знаниями. Так он становится Волхвом. Хранителем тайн и знаний. Прямым проводником магической силы в мир.
Архимаг.
Эта роль — прямое развитие роли Мага. Нередко переход к Архимагу уменьшает практичность викканина. Так как открывает те самые дали и великие магические силы, о которых грезил Маг. Как следствие, дальнейшее постижение их уже на уровне полноценного владения силой — может оказаться для Архимага важнее и интересней, чем прямая практика здесь и сейчас. Что, впрочем, не помешает ему решить свои жизненные проблемы в рамках всех возможных магических способов решения.
Архимаг меньше всего связан с божественным. Вернее его связь — самая опосредованная. Но именно он наиболее волен в своих решениях. И потому могущественен даже вопреки воле богов. Пока боги не решат вмешаться напрямую, конечно.
Архимаг и Первосвященник нередко сближаются настолько, что могут даже взаимнопересекаться. Но всё же по своей сути они остаются разными полюсами. И потому полноценное совмещение ролей невозможно. Хоть порой и желанно.
***
Переход в пятый круг потребует от викканин выхода за пределы ограничений своего я. Если говорить в привычных мне терминах, но путь до третьего круга — это в том числе процесс исцеления души. Переход в четвёртый круг — потребуется синтеза души, объединения разрозненных сфер психики и духа. Движение в пятый круг — восхождение души. Её рост и готовность принять в себя божественную силу в чистом виде. Быть может однажды найдётся человек, способный описать пятый круг в викке полноценно и в деталях. Пока же мне остаётся лишь умолкнуть.
Будьте благословенны!
Автор: Александр Борода
Хранитель огня