Викканские Свитки

Викка сегодня. Викка и язычество в России и СНГ. 

Общий обзор. 2021 г.

Статья написана изначально для международной языческой онлайн-конференции и может нести определённый «колорит». Данный доклад не является академическим трудом историка или религиоведа, но личными воспоминаниями и мнением участника этих событий, написанные в свободной форме (впрочем, любой человек будет иметь лишь личное мнение, кем бы он не являлся). Доклад описывает краткую и обобщённую историю Викки и Языческого Ведовства в России и странах СНГ в пост-советский период. Доклад не раскрывает ничьих личных данных и не является полномасштабным исследованием. Только для интересующихся этой темой. Термин СНГ обозначает Содружество Независимых Государств и подразумевает здесь обобщённое обозначение стран бывшего СССР.

Ведьмовство, к сожалению или счастью, крайне не однородно. Некогда бывшее природным шаманско-ведьмовским Искусством восходяшим к извечной и многоликой Великой Матери, со временем оно разрослось, изменилось, исказилось и преобразилось.

Викку в России и СНГ можно условно разделить на две части. Первое это природное ведьмовство (некий аналог hedgewitch, близкое Викке), сохраняемое некоторыми не ушедшими от около-язычества потомственными ведьмами и ковенами. Обычно родовыми и скрытными. Они были, наверное, всегда. Иногда их путь можно описать как смесь язычества и оккультизма или язычества и христианства, где под язычеством понимается как около-викканское, так и около-славянское или около-северное. Всю жизнь интуитивно следовавшие «пути Ремесла Богов», слышавшие зов Духов. Так и идущее из глубины веков, и сохраняемое в тайне. Часто имеют много эклектичных, но наработанных годами и поколениями семейных ритуалов. Эти ведьмы и ковены обычно очень редко участвуют в «социальной жизни» викканского сообщества, предпочитая свой личный путь и общение с некоторыми друзьями. Исключения бывают, но редко и в основном это касается заработка магией.

И второе это «современная часть» Викки, пришедшая вместе с книгами с Запада. После падения «железного занавеса» (1990-е г) на территории бывшего СССР стала доступна культура из других стран. В т.ч. и активно возрождающаяся Викка. Представлена она была пока редкими книгами-переводами таких авторов как Лори Кэбот, Рейвен Гримасси, Скотт Каннингем, и некоторые другие. Это были первые полноценные книги о Ведьмовстве получившие наибольшее распространение и можно сказать, что с них всё началось открыто. До них можно было найти лишь редкие труды типа Папюса, но массового отклика это не находило. И эти первые ведьмовские книги, описанный в них путь красоты и гармонии, запали в сердца некоторых людей. Эти люди создавали первые сайты о Викке, переводили западные статьи и потихоньку писали собственные. На них позже учились многие другие (примерно 1990е-2010е г). Почти всегда через интернет и самостоятельно. До сайтов все учились лишь по редким и случайным книгам. На сайтах иногда были небольшие форумы, часто малоактивные. Большая часть информации на тех сайтах была тогда переводом обобщённых статей о Викке с Запада, но было немного и личных статей. Активно писать свои статьи и тем более делать какие-то полноценные видео или музыку виккане начали намного позже.

Это была тогда полностью эклектическая Викка, абсолютно принимающая самопосвящения. Или точнее даже сказать, не совсем именно Викка, а викканско-магическая эклектика. Но это была пора вдохновения и развития, первых сайтов и одиночек. Можно вспомнить такие имена как Фиалкора, Эчисера, Аннель, Андрей Гирин, Лео Гринвуд, Влад Ломаев, Зау Таргиски, Сойт, Дина Ши, Ойххо, Залисса, Галина Бедненко, Риола, и другие (имена находятся в открытом доступе и не являются тайными). Далеко не все сохранили активность и связь с Ведьмовством до сих пор, многие сменили имена, традиции или ушли от магии вовсе, прекратили социальную деятельность в языческой сфере. Одной из оставшихся верных путям Богини до сих пор является, например, Фиалкора (но уже с меньшей активностью в сообществе). Некоторых я помню лично.

Хотя безусловно они не были единственной «первой волной». Я довольно часто слышал истории о тех, кто сам по себе слышал Зов, начинал стремиться к вдохновению и интуитивно колдовать с Силой Природы. И когда этим людям попадались позже книги о Викке, они удивлялись и говорили, «О, так это же как раз то, чем я занимался(ась) сам(а)». И такое бывало (и до сих пор бывает) довольно часто. Поэтому мне кажется, неверно говорить, что кто-то был «первой волной», или тем более «принес посвящения или самопосвящения» в СНГ. Ведьмы были всегда, просто доступность книг о Ведьмовстве помогли сделать практику и развитие более структурным.

Современную историю Викки в СНГ можно условно разделить на некоторые эпохи. Грубо говоря «пятилетки» (привыкли люди бывшего СССР жить пятилетками:)). Которые характеризуются подъемом и спадом активности и числа виккан, возникновением и распадом ковенов.

С ростом информации о Викке в сети Интернет (и повышением доступности Интернета) стало возникать все больше тех, кого вдохновляла Викка. В первые годы после падения «железного занавеса» виккане в СНГ представляли собой исключительно одиноких солитари-эклектиков, каждый из которых считал себя единственной викканской ведьмой на многие сотни километров (примерно 1990-2005 г). Активный рост виккан начался с развитием соцсети «Вконтакте» (где-то 2006 г). Возникали и исчезали спонтанные маленькие ковены числом обычно не больше 4-5 человек, их было довольно много. Кто-то просуществовал подольше, кто-то поменьше. Кто-то оставил след, кто-то забылся совсем. Некоторые имена я перечислил чуть выше.

Большинство виккан было в Москве и Санкт-Петербурге, что естественно (в этих городах всегда больше любой активности, чем в других по стране). Кто-то даже пытался проводить небольшие свои встречи, где бывало обычно не больше 10 человек. Но спустя несколько лет, когда количество открытых и активных виккан (не боящихся говорить о себе) превысило некую «критическую отметку» виккане попытались объединиться, начать общаться друг с другом, создать некую общую структуру. Так была создана попытка объединить, вероятно, не объединяемое, «Союз Виккан России» (2011-2014 г). Существовал он около трёх лет и даже успел провести три небольших фестиваля, междугородних встреч виккан (около Москвы и Санкт-Петербурга, по одному раз в год, на Лугнасад). На которые приезжало где-то до 40 человек (плюс-минус), что довольно много для России на таком мероприятии даже сейчас. Это были первые викканские фестивали в СНГ. Некоторые в шутку (но в каждой шутке…) вспоминают это время, сравнивая его с мифическим ушедшим «Золотым веком». Но к сожалению, затем выяснилось, что разногласий было слишком много. И союз распался, Союз Виккан России (СВР) «канул в Лету». Входившие в него несколько ковенов и множество солитари разошлись в разные стороны и вели не очень активное общение, иногда прерываемое небольшими конфликтами. Некоторое время существовало такое шаткое перемирие и нейтралитет. Но, к сожалению, это не было долгим. Виккан постепенно становилось больше, общины и группы в соцсетях постепенно росли. Возможно, сыграло свою роль то, что некоторые видели друг в друге «конкурентов» и не хотели, чтобы о Викке говорили по взглядам других. Чуть позже возникла параноидальная идея, что кто-то «помог» всем поссорится. Но так или иначе, эпоха вдохновения и мира закончилась (по крайней мере, на время). Из попыток меж-ковенного общения выяснилось, что отличий было слишком много, а люди не желали диалога и сглаживать личностное непонимание. Разгорелась «война ведьм» (2014-2018 г).

И викканское сообщество несколько разделилось. Одна часть это общины и небольшие группы, конфликтующие друг с другом. А другая это нейтральные и далекие от всего солитари, продолжившие практику эклектичного природного ведьмовства в одиночку. Причины конфликта описать сложно, по большей части — не понимание, сильное не желание понимать друг друга. У некоторых был страх, что их будут «судить» по другим, отличающимся от них викканам. У кого-то была зависть более крупным и удачливым проектам или жрецам. А кто-то изредка даже просто маскировал Виккой негативную магию или психологические проблемы. С расширением известности Викки иногда стали возникать профанации и лживые люди, такое со временем возникает везде. «Война ведьм» продолжалась несколько лет, многие виккане сильно конфликтовали, было много троллей, озлобленных хейтеров и травли. Это негативно сказалось на развитии викканского сообщества в России и СНГ — распадались круги, люди уходили от Викки, а новички не желали приходить. Люди перестали доверять друг другу, и частично это сохранилось до сих пор. Но ничто не может быть вечно и постепенно градус вражды стал спадать. Кому-то это перестало быть интересно, кому-то стало не выгодно, а кто-то действительно осознал, что мир более ценен (стал более мудрым).

Постепенно настала эпоха дипломатии (2018-2021 г). Пора попыток сотрудничества и взаимодействия между викканскими активистами и главами общин, между ковенами и проектами. Исключение этому составляли лишь нейтральные солитари отдаленных районов которые, как и раньше продолжали личную практику; да отдельные токсичные хейтеры медленно продолжающие конфликты сами по себе и уже «против всех». Хотя конечно виккане не были прежними, прошлые распады союзов и годы конфликтов научили людей подозрительности, недоверчивости. Плюс развивающиеся (несколько в разные стороны) небольшие традиции и собственные взгляды виккан несколько разводят людей в разные стороны. Но после попыток разрушения сотрудничества викканских кругов и попыток выставить викканское сообщество и викканских жрецов некими сектантами-извращенцами (группой сумасшедших и озлобленных «виккан»-фриков, хейтеров), можно сказать что сообщество немного научилось сплочаться и защищаться при нужде (2018 г). Хотя недоверие и некоторая отчужденность ещё остается, дипломатия это уже хорошо. Не все однородно. Хотя большинство старается дистанцироваться от разводящих конфликты, некоторые всё ещё общаются с ними.

Появляются разные коммерческие группы, тоже называющие себя «ковены». Викка как «бизнес-проект», чего раньше не было и не продажа ведьминых поделок, а платные обучения, посвящения и тд. Хотя и основанные чисто на эклектике и собственных наработках. «Единственно правильные» практики и традиции, чего на Викке быть не должно. Иногда такие группы совмещают всю подряд магию, лишь бы продать это. Так же стало появляться много онлайн-ковенов подростков и мэйнстримное «колдовство» из журналов в газетных киосках.

Арсентий Крафт, Виктор Арадия и Полина ParNada. Чаепитие у Виктора.

Но в целом дипломатия и рост это интересное начало и остается надеяться, что удастся его закрепить и улучшить. Что язычники смогут научиться сотрудничать, научаться взаимопомощи и поддержке друг друга. Более научаться принимать чужие взгляды. Поддерживать друг друга без интриг. Ну и совместно защищаться от чьей-либо агрессии. Как минимум, не поддерживать те проекты и людей, которые несут вражду (негативное отношение.

Викканам в СНГ не нужна, на взгляд нашего ковена, никакая единая и централизованная «официальная» организация — это будет концом свободы воли. Это будет «викканским Папой Римским». Изредка кто-нибудь высказывает такую идею, но я глубоко убеждён, идёт она только от личных эгоцентричных амбиций и жажды признания, жажды славы. Викканам не нужны «официальные» жрецы и любой официоз и бюрократия, это будет процветанием коррупции. Я имею в виду не профессиональные жрецы любящие своё Ремесло, ведущие свои ковены и традиции. А главенствующие над остальными на подобии единых лидеров. Нужда не в единой системе или каком-то официозе, а в сотрудничестве и поддержке. Нужда в исцелении последствий конфликтов и вражды. А в идеале и поддержке друг друга от нападок озлобленных людей (в том числе и из числа язычников). Викка это должен быть путь мудрых.

Викка в СНГ представляет собой разноцветной лоскутное одеяло, которое состоит из разных фрагментов, движущихся условно в одном направлении. Какие-то общины ближе к западным традициям и церемониальной магии, какие-то ближе к шаманским и природным понятиям Ремесла, какие-то синкретичны. Многие проводят взятые из книги или спонтанные ритуалы, но есть и те, кто составляет ритуалы сам. Немногие круги создали свои варианты посвящения. Есть несколько гарднериан, некоторое количество эклектичных самопосвящённых диаников, достаточно много людей вдохновлённых теми или иными традициями и их внешними кругами, но на эклектичный манер. И огромное количество свободных эклектиков викканского ведьмовства в целом, без оттенка какой-либо конкретной традиции. Какие-то более мистериальны, какие-то более социальны. Для кого-то ведьмовство это больше путь с духами, а для кого-то с людьми. Кто-то объединён в небольшие альянсы и кланы, большинство существуют сами по себе. Хотя более-менее больших кланов, обобщённо говоря, можно назвать всего два. Это «Дух Богини» (или «Дух Богини – Викка и Природное Ведьмовство», наш проект) и «Викканский Альянс» (наследие «Союза Виккан России», но пока больше не проводившее общие фестивали). Многие являются друзьями того или иного проекта. Ну и разумеется плюс бесчисленные солитари и нейтральные миниатюрные группы на 2-4 человека, разбросанные по СНГ. Развиваются и полноценные отдельные традиции викканского ведьмовства, имеющие несколько разные пути. Но судить что-то конкретное по ним ещё рановато. Само по себе викканское сообщество России и СНГ очень маленькое. Для примера – если кто-либо из открытых кругов соберет встречу на 50 человек, это будет событие сравнимое с огромными языческими фестивалями на сотни человек в Америке. Даже группы проводящие открытые круги можно, условно говоря, пересчитать по пальцам одной руки, если в России. Для СНГ, по пальцам двух рук. Хотя небольших и закрытых мини-кругов можно насчитать наверное два или три десятка, если брать чисто виккан. Статистика по ним сложна, потому что они часто возникают и распадаются.

Стоит отметить, что славянская Викка, интересующая иногда ведьм на Западе, как конкретная традиция так и не была сформирована. Были ведьмы, что пытались продвигать её как конкретную практику, но полноценного распространения как традиция она не получила. Но тем не менее, она существует в формате эклектики для многих солитари, кто обращается к Богине и Богу одновременно и по викканской модели, но славянскими именами и со славянским колоритом. Это нельзя назвать традицией, т.к. каждая такая ведьма делает всё по своему, это подвид эклектики и смешения Викки и славянского язычества каждым отдельным человеком. Подвид устойчивый, но очень не однородный. Это можно сравнить с теми, кто в личной практике обращается к Богам в кельтских, греческих, египетских, индуистских или других образах.

Ещё стоит отметить, что вопрос культурной экспроприации в СНГ чаще всего рассматривается как культурный обмен и взаимодействие. СССР был многонациональной и многокультурной страной, не смотря ни на что. Как в европейской, так и восточной части данных земель многие культуры исторически смешивались по самым разным причинам. Поэтому многие язычники вне традиционалистических течений рассматривают смешения культур естественным и нормальным. Хотя есть и те, кто против этого, обычно это язычники-традиционалисты (т.е. реконструкторы или сторонники только одной этнической традиции). В оккультных сообществах это так же рассматривается зачастую нормально, многие практики переходили из одной традиции или ордена в другие. В среде оккультизма негативную реакцию вызывает скорее неграмотное заимствование магических ритуалов из контекста традиции.
Хочу сказать, в России (во всем СНГ, как и везде в мире) всегда существовали природные ведьмы (как одиночки, так и общины), которые чтут Великую Мать и Бога Природы. Иногда в около-викканских народных образах основанных на мифе о Матери-Сырой-Земле и Отце-Солнце. Можно ли их назвать викканами? Возможно с точки зрения авторитарных людей и догматиков нельзя, но по моему мнению, вполне можно (если они уважают Кредо). Они не всегда сотрудничают друг с другом или другими традициями, но они есть и всегда будут.

Гвиддон Харвестон, Александр Никитчук и Виктор Арадия.

Сотрудничество других языческих традиций с Виккой в СНГ является сложным делом. Никакого постоянного межтрадиционного диалога нет, к сожалению. Единственным местом для постоянных собраний язычников разных традиций сейчас является единственный в России, на данный момент, пабмут (встреча) от Международной Языческой Федерации, в Москве. Существует он с 2012 г. Но из-за социальных и юридических моментов действовать самой PFI в стране достаточно сложно. Ещё один пабмут был в Украине. Кроме этого, иногда язычники разных традиций могут приходить на встречи викканских открытых кругов (тоже достаточно редких, по сравнению с другими странами). Или друг к другу. Но это бывает не часто и это обычно языческие эклектики. Представители родноверия (славянское язычество) и асатру (северное язычество) часто не желают особо контактировать с викканами и другими традициями, связанными с западом. Порой по не толерантным причинам. Хотя и не всегда. Стоит сказать, что родноверие не единственный вид славянского язычества в СНГ, есть много эклектиков которые могут сильно отличаться друг от друга. Вообще, славянское язычество очень не однородно. У каждого народа раньше оно было немного своё и сейчас, не смотря на обобщённые течения и объединяющие факторы, есть много разных традиций в самом славянском язычестве. Традиции восточных и северных славян порой несколько отличаются и имеют разные сообщества язычников. Существуют даже профанаторы и деструктивные личности на славянском язычестве, представляющие его как собрание агрессивных личностей, якобы контактировавших с инопланетянами и тд. Адекватные язычники стараются дистанцироваться от этого.

Виктор Арадия, Велеслав и Витослава Черкасовы.

Одним из самых активных деятелей и жрецов славянского язычества (и не только) является, наверное, Велеслав Черкасов, являющийся автором многих книг. Общин славянских язычников довольно много. Так же тема славянского язычества нашла свое отражения в творчестве самых разных музыкальных групп.

Асатру так же не единственный вид северного язычества, есть и другие виды, обращающихся к самым разным Божествам северного язычества в целом. Так же большое количество практикующих руническую магию и северный шаманизм в эклектичном стиле. Иногда смешивая это с другими традициями. В сообществах данных традиций это иногда создает большую путаницу и разногласия. Существует несколько общин асатру и других подвидов северной традиции, и огромное количество солитари занимающихся рунической магией эклектично.

Реконструкторы не викканских традиций язычества так же держатся довольно обособленно от Викки и оккультной среды в целом. Обычно это кельтское, египетское или древне-греческое или древне-римское язычество, практикуемое вне викканской призмы восприятия и с академическим подходом. Но с представителями славянского и северного язычества они общаются. Хотя, разумеется, и слава Богам, есть большое количество и хорошо общающихся между собой язычников разных традиций. Это всегда было и будет, но в личном порядке.

Само по себе славянское и северное язычество активно и открыто стало появляться тоже примерно с 1990 годов. Но развивалось оно активнее, чем Викка. В том числе, в виду культурных особенностей, менталитета и тд.

Так же в последнее время стало возрождаться так называемое «язычество малых народов». Например, в республике Мордовия вновь стали проводить языческие гуляния, даже появляться различные музыкальные коллективы, старающиеся возродить культуру, коллектив «Ойме» один из таких. Этнографическое направление «Ойме» включает в себя народные песни, плачи, инструментальные наигрыши на аутентичных музыкальных инструментах представителей эрзян и мокшан.

Существует множество представителей восточных языческих течений, например индуизма, в котором существует большое число подвидов и течений. От чисто коммерческих видов (иногда мошеннических) до закрытых школ и отдельных небольших сообществ традиций типа шиваизма или шактизма. Многие язычники предпочитающие общую эклектику добавляют в свою практику индийских Богов.

В оккультной среде чуть больше структурности и единства. Представители европейских магических орденов достаточно сплоченны и имеют свои встречи, проекты, издательства и тд. Иногда они сотрудничают с отдельными викканскими кругами и изредка даже имеют взаимные посвящения, обычно если те сами практикуют достаточно церемониальную магию. Но редко. С язычниками этнических традиций общение поддерживают мало, чаще общаясь с вне традиционными практиками магии. Постоянного сотрудничества и полноценных диалогов с викканскими ведьмами пока нет. Конфликты же выражаются в частом непринятии и неуважении представителями магических орденов виккан как полноценных магических практиков. Часто из-за гордыни и эгоцентризма, иногда от не принятия викканской концепции этичного ведьмовства, а иногда и действительно от некоторой малограмотности некоторых виккан в магии.

Так же на стыке магии авраамического мистицизма, народных суеверий и языческих видов ведьмовства существует множество пограничных двоеверческих (синкретичных) течений. От обычной магической эклектики до черномагических и деструктивных традиций. Как например, в среде сатанистов здесь существуют множество самых разных видов: философия по Ла Вею, полу-языческая люцифериана или лилитиана, конкретное деструктивные и негативные виды, или течения оскверняющие старых языческих духов как бесов, чертей и демонов, и тд. Двоеверие имеет сильное влияние и на не викканские виды ведьмовства, от традиционного ведьмовства до народных черномагических самоделов. Само по себе двоеверие в СНГ представляет собой смесь народного христианства, разных суеверий и народных около-магических традиций, и осколков чего-то некогда бывшего язычеством. Это исторический этап, в который религиозный строй постепенно менялся со старого языческого на христианский. Это не прошло безболезненно для народа, а с точки зрения культуры оставило огромное множество различных синкретических течении – закрепившихся как позитивные, нейтральные или негативные, продолжающиеся до сих пор. Двоеверческий синкретизм славянских традиций и народного христианства до сих пор довольно распространён в деревнях и оставил после себя много народных праздников и забав.

Есть представители традиционного ведьмовства (не викканского) старающиеся развивать традиции Кохрейна, Чамбли, Шульке и тд. Или интерес к американскому Фейри. Несколько небольших проектов и энтузиастов. Часто они так же держаться довольно дистанцированно от виккан, общаясь больше в оккультном сообществе. Диалог поддерживается зачастую только между отдельными людьми в социальных сетях, встречи бывают редко и носят личный характер.

Ещё из не языческих эзотерических течений можно назвать увлечение экстрасенсорикой, биоэнергетикой и легкой эзотерикой в целом, которая существовала даже во времена СССР. Это никак нельзя назвать какой-либо традицией, это частный интерес людей к теме психических способностей. Люди, увлекающиеся «советской эзотерикой» часто верили в единство вселенной (близкое с теорией Гайи), занимаются литотерапией, реже травничеством, изучают творчество Вернадского и русских космистов, изучают энергетику с помощью рамок, маятников и прочих методов. Самые известные представители этого направления – Кашпировский, Джуна, Вольф Мессинг и другие. В СССР были несколько известных многим экстрасенсов, проводивших обучение. Но их отношения с властями были зачастую весьма сложными. В России эта тема стала очень быстро подвергаться коммерции и возникло очень много телевизионных персон, выдающих себя за магов ради шоу-пиара, якобы обучающих школ магии и тд. Иногда они используют и языческие традиции, чтобы расширить свой круг клиентов. Взаимоотношения этой части магического сообщества с властями, религиозными деятелями и часто самими язычниками остаются довольно не простыми.

Несколько отдельно ещё можно выделить этнических шаманов, шаманов народов севера России и бурят-монгольских земель. Это шаманизм местных народов этих земель. Он довольно сильно отличается от западного викканского и современного языческого и городского шаманизма, но больше в социальных и этнических аспектах. Это традиции сконцентрированы на практике со своими родовыми духами-предками, своим родом. В этом они похожи на славянское язычество. Развиваться активно эти виды традиций начали так же где-то с 1990 годов, после смены государственного строя. Эти шаманы держатся очень закрыто и полноценных контактов с языческим сообществом (любых традиций) почти не ведут. Кроме отдельных случаев взаимодействия людей в частном порядке – такое вполне встречается. И на эти контакты идут скорее люди из западной части России, посвящённые в традиционный шаманизм. Последние годы у них наблюдается повышение социальной активности и развитие своих организаций и сообществ, но в основном на коммерческой основе и попытке отделить «настоящих» шаманов от «ненастоящих». Порой очень пренебрежительно относятся к западным городским шаманам. В среде своих собственных единоверцев иногда проводят небольшие фестивали и собрания общин. Обычно с целью познакомить людей с шаманами ради дальнейшего оказания магических услуг нуждающимся или для решения административных вопросов внутри своего сообщества. Если контактируют с другими язычниками, то чаще предпочитают славянских шаманов и жрецов, чем западные традиции. Хотя зависит, конечно, от отдельного человека.

В среде русских язычников даже шутка есть: единственное, что объединяет всех язычников – что все очень разные и многие не желают объединяться. Это тот минус, который язычники всех традиций и видов в СНГ, как мне кажется, не скоро преодолеют. К сожалению. Хотя на взгляд моих кругов разница в практике и традициях не существенна. Но многие предпочитают видеть разницу, а не общее. Хотя многие в России смешивают в личной эклектике шаманизм и ведьмовство, разные языческие и магические традиции. Даже наша традиция, Звёздное Ведьмовство, основана на профессиональном слиянии ведьмовства, шаманизма и языческой теургии. Но это всё ещё остается на уровне отдельных людей и раздробленных маленьких кругов, полноценного взаимодействия нет. Мне кажется, люди здесь ещё не готовы к полноценному диалогу между всеми традициями как равные. Но надеюсь, я ошибаюсь. Русское языческое сообщество несколько отличается от западного. На западе, обобщённо говоря, язычество это интернациональное и межтрадиционное многоликое сообщество. В странах СНГ это пока больше разрозненные традиции с трудом ведущие начало диалога.

Но если немного обобщить, наверное, всё-таки самая распространённая в СНГ «традиция» это языческо-эзотерическая абсолютная эклектика. Подавляющее большинство сторонников которой – солитари. Забавный факт, если говорить несколько условно, обобщённое языческое сообщество СНГ можно примерно сравнить с американским лет 50-60 назад.

Интересный момент ещё в том, что многие язычники, ведьмы и маги здесь более-менее спокойно заявляют о себе или своих кругах/встречах в соцсетях, не считая это де-анонимизацией. Разумеется не все, есть много и тех, кто скрывает своё язычество и эзотерику, от родственников или коллег на работе, многие не поймут и может быть много проблем. И консервативных людей очень много. Но много и тех, кто пишет о своем мировоззрении открыто, будь то язычники, оккультисты, масоны, шаманы и тд. Хотя чаще заводят два аккаунта в соцсетях, один для работы и родственников, и второй для язычников и ведьм. Возможно дело в том, что те кто пишет о себе открыто общается более-менее почти только в среде языческо-магического сообщества.

Одна из встреч друзей внешнего круга ковена «Дух Богини».

Крупнейшим проектом по природному викканскому ведьмовству во всем СНГ, является «Дух Богини», представляющий собой большой проект при ковене и нескольких внешних кругах. Начат он был в 2012 году, до того я занимался не викканскими мистическими практиками, на Дальнем Востоке. Наша традиция — Звёздное Ведьмовство – является, наверное, первой самобытной традицией русской Викки вышедшей за рамки одного ковена, с полноценной системой теологии, практик, литургии, посвящений, потоком, и тд. Она является слиянием викканского ведьмовства, шаманизма и языческой теургии. Так же нами основана небольшая традиция Звёздной Гекатианы, являющаяся подвидом Гекатианы «небесной» и «викканской» направленности, взгляд на Гекату как Мировую Душу. Можно сказать, уже целое поколение викканских ведьм начало свой путь благодаря «Духу Богини» и наш проект это уже классика викканского ведьмовства в СНГ. На наших кругах многие язычники и ведьмы находили друг друга. Саму Викку мы понимаем как старое природное языческое ведьмовство, мифом своим восходящее к культам многоликой и единой Великой Матери.

В будущем остаётся надеяться, что мы все научимся сосуществовать мирно и поймем — общего всегда больше, чем различий. И мир всегда лучше конфликтов. Мы все ответственны за наше общее будущее. И мы надеемся, что оно будет мирным, наполненным сотрудничеством и взаимопомощью, мудростью и развитием.

Во имя Великой Матери.
Благословенны будьте.
Виктор Арадия, Верховный жрец Викканского Ведьмовства.

2021 г.

Дополнительно:

Позиция относительно розней среди язычников и виккан (в СНГ)

Викка сегодня

Wicca today. Wicca and Paganism in Russia and the CIS (статья на английском)

Blessed be

Оставить комментарий