Автор: Отумн Дамиана
Перевод: Гарсиа
Что такое эклектическая викка? Есть шутка, что, если спросить десять эклектических виккан, во что они верят, получишь десять ответов. Этот, хочется надеяться, беззлобный укол отчасти недалек от истины. Эклектическая викка – собирательный термин для идей и практик, которые нельзя отнести к сложившимся викканским традициям, таким как Британская традиционная викка, кельтская викка или дианика. Эклектическая викка окружена спорами, и кажется, что у каждого по поводу ее есть свое мнение. Критики могут даже доходить до заявлений, что эклектикам не место в викке. Почему это так?
Во-первых, эклектические виккане не считают слишком важным линию преемственности, иерархию и систему степеней посвящения. Обычно они не испытывают потребности пользоваться материалом под клятвой секретности и не требуют, чтобы члены ковена проходили обучение «год и один день». Некоторые эклектики могут даже не следовать традиционно принятым викканским ритуальным методам или толковать викканские учения по-своему. Одна из наиболее спорных идей в эклектической викке – самоинициация, потому что многие верят, что «только ведьма может сделать кого-то ведьмой». Другая тема для споров – представление о том, что эклектические виккане сваливают в одну кучу любые аспекты духовности, которые им нравятся, создавая себе религию на заказ.
Пытаясь определить в точности, что такое эклектическая викка, я подумала, что лучше всего для начала спросить живых виккан и ведьм, что они думают по этому поводу. Я решила опросить нескольких людей по поводу их верований и практик и включила некоторые их ответы в эту статью (Все имена изменены, а цитаты перифразированы).
Опрос эклектиков по типам
Эклектики-солитари: Будучи самой большой группой, солитари появились в доинтернетную эпоху, когда не существовало легкого способа для отдельных виккан, разделенных большими пространствами, связаться с другими практиками-солитари, группами и ковенами. Однако кто-то и сейчас сознательно избирает солитарный путь, который превратился в самостоятельный стиль викканской работы, дающий большой простор для выбора и самостоятельной инициативы. Зоэ – одна из таких солитари: «Я обучалась Ремеслу самостоятельно, начиная как солитари, и сейчас я собираюсь продолжать одиночную практику. Мне это подходит, потому что здесь мне не надо ни от кого зависеть».
Викканская ведьма-эклектик: «Викканин» и «ведьма» часто взаимозаменяемые термины, особенно среди эклектиков, которые могут мешать свои личные ведовские практики с викканскими практиками. Хотя Алекс является потомственным колдуном, он замечает: «Ведовство, в атмосфере которого я вырос, можно было определить как эклектическую викку. В какой-то момент я стал называть его именно так, потому что не знаю, как это еще можно назвать».
Член эклектического ковена: Новые ковены часто позиционируют себя как «эклектические». Многие из них – ответвления более традиционных ковенов или объединяют представителей разных традиций. Интересно, что многие из недавно основанных эклектических ковенов создаются молодыми викканами в качестве реакции на строгие установки их старейшин. «Я стал частью эклектического ковена, потому что у меня уже был какой-то опыт в язычестве, друидизме и ведовстве», — говорит Джереми. –
«Эклектизм показался мне интересным, потому что здесь я могу делать ритуалы с группой, в то же время исследуя другие формы духовности».
Неовикканин: Кто-то считает, что существуют всего два типа викки: Британская традиционная и все остальное, появившееся позже – иногда это «все остальное» называют неовиккой, чтобы провести границу между тем и другим. «Я покинула традиционный ковен, где меня посвятили в третью степень», — говорит Кейт, — «Теперь я определяю себя как ведьму, но все еще придерживаюсь некоторых викканских верований. Делает ли это меня неовикканкой? Мне не нравится этот термин, но возможно, он справедлив».
Эклектические организации: Церковь Универсальной Эклектической Викки (Church of Universal Eclectic Wicca, CUEW), Ковенант Унитариан-Универсалистов-Язычников (Covenant of Unitarian Universalist Pagans, CUUPS), Церковь Скинии Водолея (Aquarian Tabernacle Church, ATC) – три наиболее известные организации, к которым принадлежат некоторые эклектики. Вот, что рассказывает Мишель: «Я пришла в викку через христианство. Я знаю, что многие прошли такой же путь, особенно католики, но у меня все случилось в унитарианской церкви».
Смешивание пантеонов
Многие виккане не видят ничего плохого в смешивании пантеонов разных культур – и это может быть одной из первоначальных причин тяготения к эклектической викке. Тем не менее, у тех, кого я опрашивала, здесь есть определенные границы: «Нравится ли богам, когда я смешиваю пантеоны? Не очень», — говорит Мишель. – «Но я стараюсь работать с каждым пантеоном по отдельности, в разное время».
Джереми считает, что «вероятно, ничего страшного, если пантеоны смешиваются, но это уводит тебя от более глубокого понимания каждого из них – ты ограничиваешься довольно поверхностным знанием».
У Зоэ более широкий подход: «В организованных формах викки на смешение пантеонов смотрят с подозрением. Но если ты солитари, а не член группы, где это запрещено, то почему нет?»
Кейт считает, что «это может стать проблемой, если ты работаешь с пантеонами, которые плохо сочетаются. Мне не кажется, что Один и Ра составят гармоничную компанию».
Алекс заявил: «Вопрос в том, придерживаешься ли ты «жесткого» или «мягкого» политеизма. В этом отношении, важнее вопрос, считаешь ли ты это неуважительным отношением к богам».
Культурная апроприация
Термин «культурная апроприация» описывает ситуацию, когда кто-то, принадлежащий одной культуре перенимает что-то из другой, и такая ситуация рассматривается в негативном ключе – особенно, когда господствующая культура перенимает верования и/или практики у культуры побежденной. Наиболее яркий пример – культура белых США, в которой есть заимствования из индейских культур. Однако, как заметила Кейт, «все это не ново – языческие племена Европы уступили христианству, которое очевидно заимствовало их праздники и некоторые обычаи, но никто в сегодняшней культуре не воспринимает ээто всерьез».
Джереми сказал такое: «Мне бы хотелось думать, что любая духовная традиция, которая меня привлекает, не должна быть задана моим цветом кожи, национальностью или этничностью. Когда я был викканином, много значения уделялось всему кельтскому. У меня вероятно есть кельтские предки, но стрегерия привлекала меня, несмотря на то, что она никак не была связана с моим происхождением». Он добавил: «Возможно, что у меня связь с этой традиции из-за прошлых жизней».
Мишель добавила к этому: «Одно дело воспринимать идеи из другой культуры, другое – говорить, что ты на этом основании принадлежишь к этой культуре. Можно найти очень красивые учения у уичольских шаманов, но ты сам не станешь уичольским шаманом только потому что ты провел пять дней в пустыне, наевшись пейотля».
Эклектическая этика
На сайте Церкви Универсальной Эклектической викки можно найти «Пять пунктов викканской веры». Три из них представляют собой этические предписания и говорят за себя сами: ответственность за себя, постоянное совершенствование и настройка (на Божественное во всем и в циклах жизни). Два других пункта представляют собой Викканский Совет и закон возврата (тройственный закон), которые признаются всеми викканами. Однако, конечно, существуют нюансы.
По поводу Совета, Алекс сказал следующее: «Теоретически Совет говорит, что викканам следует и не следует делать. Мне не нравится, когда все это длинное стихотворение сокращают до формулы «не вреди». Это огромное упрощение и этот совет невыполним. Растения и животные должны умирать каждый день, чтобы мы ели, а это определенно причиняет им вред».
Зоэ пожала плечами: «Я стараюсь держать Совет в уме, но воспринимаю его именно как совет, а не как заповедь».
Кейт согласилась: «Я верю, что каждое мое заклинание воздействует на свободную волю других на каком-то уровне, поэтому я интерпретирую закон возврата и Совет немного по-другому. Но я также очень-очень тщательно выбираю, на что направить свою энергию. Я верю, «что выходит, то и приходит», как говорят, и возможно, даже не в этой жизни». Она также добавила: «И кстати – закон причины и следствия это не закон кармы. Слишком многие виккане говорят это, но карма просто значит совершенно другое».
Ответ Джереми по поводу закона возврата был более прямолинеен: «Если вас беспокоит плохая энергия, которая от вас исходит, тогда нужно всерьез рассмотреть свои намерения и мотивы. Потому что если сами эти мотивы и намерения не добры, то я не думаю, что маленький «дисклеймер» в конце заклинания что-то исправит». Что по поводу высказывания «ведьма, которая не может проклинать, не можеи и исцелять?» Согласно Джереми, «оно просто означает, что нужно иметь хорошее рабочее знание магии, которая сама по себе ни позитивна, ни негативна. Знать о проклятиях – не то же самое, что насылать их».
Алекс согласился и добавил: «Можно ли считать проклятьем защитную магию? Потому что если кто-то угрожает мне и моим близким, я без колебаний буду защищать их, особенно на магическом уровне».
Мнения о других практиках
Христианская викка: Еще одна очень спорная идея среди эклектиков. Возможно ли быть христианином и викканином одновременно? Кейт недоумевает: «Зачем это нужно? Я ушла из традиционной викки как раз потому, что мне она казалась слишком похожей на церковь».
Мишель улыбнулась: «Существуют христианские виккане. Я познакомилась с некоторыми из них в унитарианской церкви и у квакеров. Хотя их христианство радикально отличается от христианства всех прочих. Думаю, можно сказать, что они христиане-эклектики».
Джереми сказал: «Я вижу, как определенные аспекты христианства могут сочетаться с виккой, но если ты это сочетаешь, то ты скорее уже ведьма, чем викканин».
Алекс заявил, что «две эти религии в сущности противоречат одна другой. Нет оснований придерживаться их одновременно».
Зоэ хитро заметила: «Большинство говорит, что нельзя быть христианским викканином, потому что христиане верят в своего «единственного истинного Бога, выше всех прочих», а виккане – нет. Поэтому христиане говорят, что мы все поклоняемся Сатане. Есть ли сатанинская викка? Нет, потому что мы в Сатану не верим. Я делаю вывод, что если возможен один путь, то возможен и другой. Потому что, честно говоря, христианская викка кажется мне такой же странной, как идея сатанинской викки».
Кибервиккане: Зоэ сказала: «Не значит ли это просто солитари, подключенного к интернету? Если вы получаете степени посвящения на онлайн курсах, связываетесь с другими викканами и даже участвуете в ритуалах онлайн – вы все равно остаетесь солитари».
Магия хаоса: «Виккане могут практиковать магию хаоса. Однако есть также собственно маги-хаоситы, и у них своя отдельная традиция, но она необязательно имеет какое-либо отношение к религии. Это магия» — сказала Кейт.
Взгляд «всё подойдет»: Алекс сказал: «Люди иногда думают, что виккане-эклектики просто читают пару книг, а потом просто делают, что им в голову взбредет. Если бы все было так просто».
Зоэ согласна с ним: «Наш путь неизбежно будет основан на опыте инициации, поскольку нам приходится проделывать всю работу самостоятельно, особенно если мы солитари. Нет одного определенного пути в эклектической викке, на которым можно было бы руководствоваться».
Джереми отметил, что «большинство эклектиков «идут, куда они призваны», так сказать, поэтому они выбирают отдельные элементы из других религий. Возможно, это к лучшему, если в итоге их практики оказываются исполненными смысла, который ищут именно они».
«Эклектическая викка подходит не всем», — сказала Кейт, — «Даже в ковене или группе она не является эдаким коротким и легким путем. Вам все равно придется тяжело работать, много учиться, а потом в итоге еще и создавать собственную традицию. Но если бы не трудности, разве настало бы удовлетворение в результате?»
И, наконец, Мишель подвела итог: «Кулинарный рецепт можно немного изменить – так, что блюдо, которое вы готовите, все-таки не станет каким-то другим блюдом. Эклектическая викка такая же – в ней допускаются изменения по желанию, но это все равно викка».