Викканские Свитки

Трикстер-основатель

Cегодня день рождения Джеральда Броссо Гарднера. Он известен нам как рукоположенный священник Православной кафолической церкви Англии (Orthodox Catholic Church of England), которая по линии апостольского преемства состояла в общении с русской православной церковью за рубежом и рядом других православных церквей. Wait, OH SHΙ…

Сегодня день рождения Джеральда Броссо Гарднера. Он известен нам как активный деятель друидического движения, сыгравший важную роль в становлении Древнего Ордена друидов (Ancient Druid Order), до 1946 г. – Круга Вселенского Братства (Circle of Universal Bond). Братья-друиды помнят многолюдный праздничный ритуал летнего солнцестояния 1946 года, которым он руководил в Стоунхендже. Или не помнят.

Сегодня день рождения Джеральда Броссо Гарднера. Этот человек был многолетним активистом натуристского движения, воплощавшим в своей жизни идеалы освобождения человеческого тела от пут, наложенных на него обществом, способствуя гармонизации отношений людей и Природы. Впрочем, натуристы открестились от Гарднера, не желая иметь дела с оккультистом и язычником.

Сегодня день рождения Джеральда Броссо Гарднера. Этот человек принял знамя из рук Пророка Нового Эона Алистера Кроули. В  1947 г., в последний год земного воплощения Кроули, Гарднер был посвящен в IV (по другим сведениям – VII, а по сведениям самого Гарднера – ΧΙ) степень Ο.Τ.Ο. и возглавил Орден Восточного Храма после смерти его основателя. Вернее, нет, не возглавил.

Сегодня день рождения Джеральда Броссо Гарднера. Гарднер – отец, дед и прадед современного ведовства, викки и культа ведьм – единственной религии, которую Англия дала миру, то есть Америке, хотя существовала всегда и везде – другой вообще не было. Если верить Гарднеру.

 

***

 

Вопреки распространенному мнению, процесс основания, заложения основ, начала движения мало связан с жесткими структурами, четким планированием, проведением границ и установлением определений. В мифологии всех племен есть мотивы основания важных общественных явлений трикстерами, которые вовсе не заняты важным делом – они играют. Обязательный компонент их игры – обман: герой меняет свое лицо, показывает себя не в настоящем виде, что в результате оказывается способом создать нечто новое – уже полезное другим, уже часть «нормального» общества, где шутовской хаос предстает чем-то деструктивным.

Гарднер прожил почти 80 лет, из которых только последние 15-17 его можно справедливо назвать энтузиастом ведовства – того самого древнего ведовства, благодаря которому память о нем сохранится и в ΧΧΙ веке. За свою жизнь он перемерял много масок, но только эта, последняя стала его историческим лицом – маска жреца и колдуна первобытного и вневременного культа, обещавшего посвященным значительную (хоть и далеко не безграничную) магическую власть над миром и нечто, названное Гарднером «экстазом Богини».

Всю свою жизнь Гарднер играл. Его игра не была похожа на экстатический декадентский перформанс Кроули и на постмодернистскую игру с идентичностями Идриса Шаха. Это была игра английского джентльмена, прочно укорененного в традициях общества, с которым он себя ассоциировал, но, тем не менее, постоянно стремящегося эксцентрически превзойти его ограничения. Это проявлялось не только в занятиях магией, в нудизме или в ведовстве: в годы Второй мировой войны, например, Гарднер всерьез обеспокоил местные власти, пытаясь создать ополчение для помощи регулярным войскам – он при этом ссылался на Великую Хартию вольностей. В то же время Гарднер, по-видимому, не стремился к публичному эффекту (хотя и не гнушался им) – его интересовал в первую очередь сам эксперимент, сам опыт выхода за рамки.

Как и всякий трикстер, Гарднер мистифицировал других. Слово «врал» тут неуместно, потому что предполагает корыстный умысел и плачевные последствия для обманутых – а Гарднер оставил по себе удивительно хорошую память. Его мистификации были для него образом жизни и совершались почти автоматически. Мне до сих пор непонятно, зачем ему нужно было представляться Кроули не просто как «посвященный масон Королевской Арки» (тоже неправда, но и этого бы для Кроули хватило), но также и как «доктор философии Сингапурского университета». Помимо того, что Гарднер не был доктором, Сингапурский университет он тоже придумал – и возможно, на ходу. После этого попытки вычленить какую-то историческую правду о возможном культе ведьм из наследия Гарднера выглядят делом безнадежным.

Ранние рассказы о ведовской практике в ковене Гарднера упоминают опыт мистического слияния с природой, «воспоминания» древности, во всем непохожей на современность, странность, бесконечную странность культа, который требовал связывания и бичеваний, ритуального танца или бега и наготы. Созданные обществом и самими личностями «персоны» спадали, принятый в дневном мире упорядоченный обман рассыпался, а перед человеком разворачивался новый, древний и вечный мир, лишенный определений и границ. Лучшие стихи Валиенте – ведовской «анимы» Гарднера, которая удачно сочетала мистические и аналитические способности – описывают именно этот опыт, который невозможно свести к литературной игре или даже к восторгу обращенных в новую веру. В нужный момент трикстер оказывался психопомпом, подводившим неофита к границе, за которым царили «Ужасные Владыки Внешних Пространств» (Dread Lords of the Outer Spaces), «Древние» (the Old Ones) – именно эти лавкрафтовские эпитеты прилагались к нашим Богу и Богине. Удивителен исход этих встреч: по контрасту со многими магическими орденами и оккультными группами, работавшими в атмосфере торжественной серьезности, здесь люди говорили о радости, о легкости бытия, о снятии бремени, о возвращении домой. В известной степени это было религиозным «спасением», наступившим здесь и сейчас. Именно из-за этого опыта викка шагнула сначала за пределы Британии, потом – за пределы инициатических кругов и закрытой традиции, а в конце концов – за пределы англоязычного мира, став общечеловеческой религией из предположительно древнего локального английского культа.

Один из самых растиражированных образов доисторической религии, к которому любят апеллировать все, кому не лень – фигура «Колдуна» из Пещеры Трех Братьев во Франции: это нечто похожее на человека в животной шкуре, или на некоего полузверя-получеловека в процессе превращение, притом, неясно, кто здесь превращается в кого. Этот образ вечного превращения, текучести мира и «мерцающего зрения» – образ божественного, как его видят виккане – и также образ человеческого. Таким видением мы во многим обязаны веселому трикстеру Джеральду Гарднеру, нашему полуобожествленному предку на высоком тотемном столбе истории современного язычества.

 

Гарсиа

Оставить комментарий