Статья, перевод которой приводится ниже, была обнаружена в бумагах Джеральда Броссо Гарднера (1884-1964), приобретенных у Моник и Кемпбелла Уилсон, тогдашних владельцев Музея колдовства острова Мэн, некогда принадлежавшего Гарднеру, канадской фирмой Ripley’s International Ltd. в 1971 году. Оригинал ныне хранится в Торонто. Что представляет собой рукопись, неясно, но помимо публикации в Интернет, на которой основан данный перевод, кажется, статья нигде больше не публиковалась. Статья должна была пройти чью-то редакцию по причине хорошо известной дислексичности Гарднера (он не мог на письме соблюдать элементарные орфографические нормы); следовательно, существует высокая вероятность, что статья готовилась им к печати.
Статья недатирована. Настоящая редакция статьи не могла появиться ранее 1953 года, на что указывает цитата из «Наказа Богини», переработанного Дорин Валиенте. С другой стороны, в статье отсутствует упоминание Тройственной Богини Роберта Грейвса, о которой Гарднер упоминает в «Значении колдовства» (1959). Странно, что, апеллируя к авторитету популярного тогда Дж. Дж. Фрезера, Гарднер обходит молчанием не менее популярного Грейвса. Можно предположить, что сколько-нибудь глубокое знакомство с идеями последнего произошло позднее – ранее 1959 года, но после 1953. В статье «Джеральд Гарднер» на сайте www.americanneopaganism.com автор указывает на полемичность статьи Гарднера по отношению к Грейвсу (см. http://www.americanneopaganism.com/gardner.htm#614294322 ). С другой стороны, Гарднер стремился представить свои богословские рассуждения как материал непрерывной древней традиции, и прямое упоминание Грейвса, более известного писателя, чем он сам, могло бы натолкнуть читателей на мысль о заимствовании.
Язык Гарднера здесь гораздо хуже, чем в «Колдовстве сегодня», местами просто непонятно, что он хочет сказать. Несмотря на наивность изложения, мне кажется, что это маленькое произведение при вдумчивом чтении может сказать заинтересованному человеку довольно много.
Джеральд Б. Гарднер
Триада Богини
В этой короткой статье я намереваюсь донести до читателя некоторые сведения о теологии Мудрых (Wica). Я делаю это по двум причинам. Во-первых, очень многие люди даже не догадываются, что колдовство (witchcraft) – это религия; и видят в нем лишь предмет нападок. Во-вторых, я стремлюсь помочь этим людям, да и себе самому, лучше понять Ремесло.
Я должен решительно заявить, что я невеликий специалист по теологии колдовства. Я просто практикующий колдун (witch), потративший некоторое время на то, чтобы попытаться выяснить, каков глубинный смысл моей религии. Религии, которая поклоняется Богине, и благодаря которой культ плодородия за долгие века распространился по всему свету.
Мне запрещено раскрывать имя, под которым я почитаю Богиню. Специалисты по мифологии и фольклору знают Ее под различными именами. Так, с самого начала мы сталкиваемся с трудностью: как различные имена богинь языческой мифологии могут означать одно и то же божество? Я думаю, что ответ заключается в словах Вольтера: «Человек создал Бога по своему образу». Эти слова понимают лишь немногие из тех, с кем мне доводилось встречаться.
Конечно, люди должны рассматривать своих богов и богинь в качестве своих собственных созданий лишь пока это касается физического образа отдельных божеств. Как только человек начнет придумывать своим богам намерения и желания, а не просто толковать их, это признак того, что он сбился с пути. Телесный образ божества – только мысленное подобие, помогающее лучше постичь нечто сложное. Поэтому можно сказать, что не существует мифологического Бога и Богини. Например, Афродита существовала в реальности, потому что в Неаполитанском национальном музее стоит ее римская статуя, потому что ее изобразили на фреске в Помпеях, и сохранилось множество ее художественных изображений, выполненных в разных местах и в разные времена. Такие изображения не являются художественными образами чего-то, что никогда не существовало, они только физическое выражение чего-то очень настоящего, но что, тем не менее, должно быть создано, по крайней мере, физически воспроизведено для глаз зрителя.
Многие из этих образов искусства изображают разных богов или богинь в тройном аспекте. Хороший пример – трехглавая статуя Кернунноса из музея бургундского городка Бон. Тройные, двойные и прочие множественные аспекты божеств давно известны в литературе, искусстве и сравнительном религиоведении. Среди них много троиц, большинство которых значительно старше христианской идеи Бога Отца, Сына и Святого Духа. Некоторые из этих триад представляют собой объединение трех отдельных божеств ради общего почитания. Примером может послужить триада Врахмин, Вишну и Сива [sic], [1] соответственно создатель, охранитель и (согласно некоторым источникам) разрушитель жизни и материи. Я думаю, что в последнем случае, лучше использовать слово «преобразователь» (changer).
Различные троицы различных религий получали разные интерпретации. Аргументы, представлявшиеся в пользу каждой из них, порождали бесконечные и, по-видимому, бессмысленные споры. Здесь меня интересует лишь тройной аспект Богини ведьм (witches). Для меня мои взгляды являются абсолютно истинными; я не ожидаю, что они покажутся таковыми другим людям. Так и должно быть. Я просто хочу заставить людей думать, и по возможности конструктивно, и в то же время, возможно, помочь тем, кто не знает Богиню, нечто понять о Ее природе.
Триада Богини, о которой я говорю, может быть сформулирована в этих словах: ЛЮБОВЬ: СМЕРТЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ. Заметьте, что цикл начинается с любви, а не с рождения. Начинать такой тройной цикл с рождения бессмысленно, потому что тогда он будет заканчиваться смертью, которая важна практически для всех религий, особенно для Мудрых, в среде которых основной доктриной является реинкарнация.
Рассмотрим сначала каждый из трех аспектов Богини по отдельности, начиная с любви. У слова «любовь» долгая и запутанная история, и, в конце концов, оно обозначает лишь то, что говорящему угодно под ним понимать. Поскольку это важно, я попытаюсь объяснить это слово в том контексте, в котором я его использую. Для меня любовь Богини – это определенно не романтическая любовь поэтов, жалостливая, слезливая и всегда бесплодная. Любовь как аспект Богини – это любовь живая, взыскующая и приносящая удовлетворение. Такой она должна представляться всякому, кто способен понять, что поистине значило «плодородие» для последователей религии плодородия в прошлом. Когда людей было немного, а уровень смертности был высок, воспроизводство являлось самой насущной задачей. Любовь Богини способствовала воспроизводству.
Я думаю, что лучшим примером того, о чем я здесь говорю, послужит стихотворение Роберта Геррика [2] «Коринна, встречающая май»:
«Тысяча дев, лишь наступает май,
Кругом, как жаворонки – любую выбирай».
И еще:
«Коринна, промедленьем да не согрешим,
Давай с тобой навстречу маю поспешим».
Последние две строчки также указывают на другое важное качество любви Богини – она не знает смерти. Тем читателям, кто склонен искать всюду загадки, я сообщаю, что последнее высказывание не содержит никакого скрытого смысла.
Следующая часть тройного аспекта – смерть. Когда ум того, кто следует пути Мудрых, преодолеет естественное отвращение к смерти, она предстанет ему необходимой частью цикла. Чтобы возродиться, ты должен умереть, чтобы умереть, ты должен возродиться.
Аспект Богини как Богини смерти, наверное, известен больше других – и чаще всего именно его истолковывают превратно. В этом аспекте Богиня предстает той самой Старухой, всем известной сморщенной бабкой на помеле, которой веками пугали детей, как пугали их домовыми и прочей нечистью. Но истинный образ Богини Смерти не вызывает страха – это образ Утешительницы. Конечно, ее изображения как Старухи или греческой Артемиды, богини внезапной смерти, беспощадной и неодолимой, мало говорят нам об утешении. Как же нам найти Ее истинный образ?
Здесь важно его значение: в смерти мы возвращаемся к Богине для отдыха и восстановления сил (духовных сил), прежде чем начать новое путешествие. Если вместо злобной старушенции мы представим себе мудрую старую женщину, которая сама находится по ту сторону смерти и времени, и забирает лишь для того, чтобы вновь отдать, я думаю, моя идея немного прояснится. Если мы не уйдем к Богине Смерти, мы никогда не встретим Богиню Жизни.
Третий этап цикла – это новое рождение. Возможно, его понять проще всего, потому что здесь речь идет о Великой Вселенской Матери. Многие люди чтят Ее присутствие в несколько заниженном образе Матери-Природы. Она – идеал плодородия во всем: среди людей, животных и растений.
Ее почитали с глубочайшей древности. Одно из лучших и, на мой взгляд, прекраснейших Ее изображений, происходит из Ориньякского [3] периода эры палеолита. Это просто маленькая статуэтка обнаженной женщины, однако черты Ее телосложения едва намечены. Но художник изобразил Ее с непомерно большой грудью, животом и бедрами, как женщину перед родами.
От более позднего времени до нас дошла статуя Артемиды Эфесской. Здесь богиня обнажена до пояса и имеет пропорции тела, как у обычной женщины, но Она наделена множеством грудей, которые располагаются рядами на Ее теле. Важно также отметить, что Ее облачение, плечи и головной убор усеяны множеством маленьких фигурок живых существ, которым необходима Ее плодовитость, чтобы существовать.
Это Великая Мать, от которой исходит любое рождение, к которой взывают распускающиеся цветы на лугу и сама жизнь. Без Нее не было бы ничего. Ее желания всегда надо было уважать, а Ее почитание никогда не прерывалось. Именно в ходе развития поклонения Матери родилась религия колдовства.
Теперь, когда триада Богини рассмотрена по частям, можно задаться вопросом: а как эти части соединяются в одном мистическом существе, в Богине?
Это, опять же, задача, которую каждый индивидуальный ум выполняет сам. Однако я могу помочь, напомнив старый обряд убийства Божественного Короля. У многих народов существовал обычай убивать своих королей, чтобы умилостивить Богиню и обеспечить плодородие и мир среди практикующих этот культ.
Может показаться, что это – весьма своеобразный пример, чтобы показать единую Богиню, совмещающую все свои роли, но только на первый взгляд. Короли могли править разные сроки, иногда год, иногда семь лет, или до тех пор, пока новый король не побеждал и не убивал старого. Как показывает Дж. Дж. Фрезер [4] , этот обычай несущественно меняется от места к месту.
Почти без исключения, король во время своей жизни наслаждался физическим обладанием королевой, которая нередко была Верховной Жрицей. Даже когда использовались «подставные» жертвенные короли, чтобы спасти настоящего, «подставной» король все равно разделял ложе королевы. Таким образом, король осуществлял священный союз с королевой, служившей живым воплощением Богини любви. После соития с королевой, король отправлялся вслед за Черной Эннис [5] , Богиней смерти, чтобы родиться вновь от Великой матери, Богини жизни. В то же время король сам принимал участие в ритуале оплодотворения земли – его приносили в жертву ради обилия урожая, скота и потомства.
Я надеюсь, что сказанное выше в некоторой степени объясняет поклонение Богине Мудрых (Wica). Никто никогда не сможет объяснить саму Богиню, и лучше всего искать ее в собственной душе.
«Слушайте слова Звездной Богини. Той, для которой все воинства небес – пыль на ногах, и чье тело объемлет всю вселенную».
Примечания
[1] Имеется ввиду Тримурти – троица современного индуизма: Брахма-Вишну-Шива.
[2] Геррик, Роберт (1591-1674) – значительный английский поэт. Известен стихами, превозносящими удовольствия быстротечной жизни.
[3] Ориньяк (прибл. 30 тыс. – 20 тыс. лет назад) – археологическая культура Верхнего палеолита, распространенная по всей Европе. К этой культуре относят знаменитую «Венеру из Виллендорфа», о которой пишет Гарднер – глиняное 11-сантиметровое изображение тучной женщины, предположительно религиозного или магического назначения.
[4] Фрезер, Джеймс Джордж (1854-1941) – британский антрополог, автор «Золотой ветви». Крупнейший представитель эволюционизма, создатель теорий гомеопатической и симпатической магии и Умирающего и Воскресающего бога, оказавших огромное влияние на людей, формировавших викку, вплоть до 1970-х гг. Сторонник теории «пережитков», в соответствии с которой определенные обычаи и практики, наблюдаемые в необразованных слоях современного общества, происходят из древних религий и мировоззрений, более не существующих в своей целостности. В России многие идеи Фрезера продолжают пользоваться спросом среди неоязычников всех деноминаций.
[5] Черная Эннис (Black Annis, Черная Агнесс, Черная Энни) – персонаж фольклора британского графства Лейстершир; ведьма с синим лицом и когтями на пальцах, специализирующаяся на поедании детей. По легенде обитает в пещере в Дэйн-Хиллз. Известна с XVIII в. Есть предположения, что Черная Эннис имеет прототипом отшельницу-доминиканку Агнесс Скотт, умершую и похороненную в этой местности.
Предисловие, перевод, примечания: Гарсиа
Впервые опубликовано здесь