До нынешнего дня не утихают споры, связанные с причиной появления этой Традиции. Многим кажется странным, почему перспективный, известный и уважаемый Высший Жрец Гарднерианской Традиции, который вложил достаточно много сил и времени в популяризацию и развитие викки в целом внезапно основывает новую Традицию, причем практически целиком и полностью отказываясь от принципа инициаторности и иерархической структуры. Эта странность в итоге и породила ряд не менее странных версий появления сикс-вики: начиная от версии о том, что этот поступок Бакленда был своеобразной шуткой, пародией и насмешкой над классической гарднерианской структурой и заканчивая версией о Бакленде-реформаторе, что решил реформировать викку, которую чуть ли не рвали на части одинаково сильные, умные, гордые и честолюбивые Высшие Жрицы Гарднера. Существуют также как и более конспиративные версии (например, Сикс-Вика, как порождение Леди Олуэн (отреченной Высшей Жрицы, которая инициировала Бакленда), нуждающейся в оружии для мести гарднерианам), так и гораздо более прозаичные (к примеру, создание Сикс-Вики в качестве наиболее подходящего для США, «демократического» гарднерианства). Возможно я рассмотрю некоторые из эти версий подробнее позже, но пока оставлю эту тему и перейду непосредственно к рассмотрению самой Традиции.
Так или иначе, но история Сикс-Вики берет свое начало с небольшой публикации в издании «Новости религии Земли» («Earth Religion News»), в которой Раймонд Бакленд объявил о создании новой Традиции на основе Англо-Саксонского язычества. Примерно через месяц свет увидела книга Бакленда «Древо: Полная книга Англо-Саксонского ведьмовства» («The Tree: The Complete Book of Saxon Witchcraft») в которой автор изложил основные постулаты новой Традиции. Не будет преувеличением сказать, что постулаты эти сильно сказались на современном облике всей викки. Так в чем же особенности этой Традиции и что именно такого необычного ввёл Бакленд? Ответ прост:
Во-первых, Сикс-Вика полностью или почти полностью отрицает иерархию. По сути единственной степенью посвящения в Сикс-Вике является само посвящение в Сикс-Вику. Ты либо являешь членом Традиции, либо нет. Разумеется внутри самой Традиции есть целый ряд званий и должностей, но абсолютно все из них (да, и сами Высшие Жрец и Жрица) выбираются общим голосованием всех членов ковена и на определенный срок. Для викки того времени это было шокирующим откровением и небывалым торжеством демократии. То, что было немыслимо для чопорной и откровенно склонной к монархо-аристократическим тенденциям Великобритании на ура было принято в кичащейся своей демократией США. Возможно именно этот пункт и послужил причиной взрывной популярности Сикс-Вики.
Рассматривая данный пункт я хотела бы остановится также и должностях, регулярно выбираемых в рамках ковенов Сикс-Вики.
— Высший Жрец и Высшая Жрица. Обязанности людей, находящихся на этих должностях мало отличаются от обязанностей Высшего Жречества других Традиций, однако власть сосредоточенная в их руках существенно меньше. По-сути, их функции сведены до руководства ритуалами и определения общего распорядка ритульной деятельности ковена. Срок полномочий Высшего Жреца/Жрицы составляет 13 полных лун (или один год), после чего происходят новые выборы, причем в некоторых ковенах Сикс-Вики предыдущие Жрец и Жрица уже не могу баллотироваться на второй срок подряд.
— Тан (Thegn). Интересная должность, которая отвечает за порядок на церемониях Сикс-Вики, а также защищает церемонию от потенциально нежелательных или откровенно враждебных субъектов в случае необходимости и отвечает за безопасность Ковенстида (Covenstead, место встреч и проведения ритуалов ковена) и поддержание его в надлежащем порядке. Данная должность также является выборной, но в данном случае есть ряд исключений. Так Таном может быть назначен человек, в чьей собственности находится Ковенстид и в этом случае должность становится постоянной. Также в небольших ковенах Таном может всё время перевыбираться один и тот же, наиболее подходящий для этой должности человек и в этом случае выборы Тана являются всего лишь условностью или не проводятся вовсе. Интересно ещё и то, что в случае необходимости может быть выбран более чем один Тан.
— Писец (Scribe). В задачи данной должности входит тщательное ведение всех записей ковена и составление ковенной летописи и, в некоторых случаях, общей Книги Теней. В некоторых из ковенов Сикс-Вики Писец также ведет и финансовые дела ковена. Как и в случае с Таном, на должность Писца могут быть одновременно избраны несколько человек, что бывает оправданно в случае активной деятельности ковена.
— Стюард (Steward) Де-юре является главой всей Традиции и выбирается точно также общим голосованием всех ковенов Традиции. Интересно то, что сам Бакленд не является и никогда не являлся главой Сикс-Вики, но почитается исключительно как основатель и вдохновитель.
Во-вторых, Бакленд отказался от принципов инициаторности и переемственности. С самого момента своего основания Сикс-Вика была открыта для всех, вне зависимости от посвящения и происхождения. Более того, именно Бакленд ввел само понятие самоинициации в рамки викки. Другими словами, для того чтобы стать членов Традиции Сикс-Вики достаточно провести обряд самоинициации и в целом соглашаться с основными постулатами Традиции. В эпоху закрытых иерархических Традиций это был поистине революционный шаг.
В-третьих, Сикс-Вика позиционирует себя как полностью открытая Традиция. Сикс-Вика не требует от своих последователей никаких клятв о сохранении тайны и, в принципе, не содержит никаких тайных мистерий (подобные мистерии могут существовать в отдельных ковенах Традиций, но они не имеют общего распространения). In facto, любой член Традиции волен раскрывать кому угодно любые сведения о ритуалах, таинствах и любых догматических элементах Сикс-Вики, равно как и любые другие сведения, за исключением, пожалуй, личной информации других участников Традиции без их разрешения и ведома (что, впрочем, является правилом элементарной вежливости и мерой безопасности в периоды гонений). Следствием этого стало то, что представители Сикс-Вики зачастую охотно контактируют с прессой и публикуют открытые репортажи со своих ритуалов.
В-четвертых, Сикс-Вика является одной из первых Традиций во всеуслышание заявившей о своей полной лояльности к представителям ЛГБТ. Данная Традиция с самого начала была полностью открыта для геев и лесбиянок и продолжает таковой оставаться до наших дней.
Что касается остальных элементов данной Традиции, то особенными могут считаться следующие:
а) Сикс-Вика основывается на англо-саксонской мифологии и пантеоне божеств, хотя и заявляет, что не в коей мере не является реконструкцией дохристианских верований данного региона. Как и в большинстве других викканских Традиций Сикс-Вика верит в дуализм Матери-Богини и Рогатого Бога, однако считает, что Божественная пара имеет четыре основных репрезентации: Воден (Woden), Тунор (Thunor), Фрейя (Freya) и Тив (Tiw) из которых более частыми и важными считаются Воден и Фрейя.
б) Сикс-Вика имеет более мягкие требования к магическому инструментарию. Так большая часть ритуалов может быть проведена вообще без инструментов или с подручными более-менее подходящими приспособлениями, однако даже полный набор существенно меньше, чем в большинстве Традиций.
в) Весь необходимый для последователя Сикс-Вики объем знаний содержиться в вышеупомянутой книге Бакленда «Древо: Полная книга Англо-Саксонского ведьмовства» и уже одной её достаточно, чтобы любой из последователей мог вести полноценную практику. Впрочем, большая часть материалов в данной книги изложена в общих чертах, так что каждый последователь может дополнять практику любым количеством собственных особенностей. Среди практиков Сикс-Вики вышеупомянутая книга носит название «Большая Синяя» («Big Blue»).
Остальные элементы Сикс-Вики очень напоминают любую из ТБВ и не требуют отдельного рассмотрения.
Автор: Lukrecija Wille