(Sable Aradia. Seekers and Guides: The Downward Spiral – Depression and Suicide in Paganism)
Примечание. Мнение переводчика может не совпадать с мнением автора. Перевод публикуется с сокращениями. В оригинальном тексте приведены полезные ссылки на литературу и другие ресурсы.
Часть 1.
Я была там. Я смотрела в пустоту, в беспросветную безнадежность, в полное отсутствие будущего. Я выбирала только, как именно наложить на себя руки: вскрыв вены, наглотавшись таблеток или спрыгнув с единственной в моем родном городе крытой парковки.
Я была там. Я лежала на полу, съежившись в клубок и всхлипывая, а полицейские уносили из соседней квартиры бесчувственное тело моего друга, который проглотил целый флакон тиленола, пока я устраивала новогоднюю вечеринку, на которую он тоже был приглашен.
Я была там. Я стояла у алтаря на Самайн, собираясь вести ритуал для своей общины в первый раз; мы только что все узнали, что Джоди, милейшая женщина, которая всегда улыбалась, умерла. Она покончила с собой в то самое утро.
Я была там. В семь часов утра я сидела в больничном коридоре, сопровождая женщину из нашей конгрегации, которой назначили курс шоковой терапии от тяжелой депрессии. Ее тонкие руки в шрамах от порезов никак не могли успокоиться у нее на коленях.
Я была там. Когда мне было четыре года, я пряталась под кроватью вместе с моим младшим братиком, пока полицейский спокойно беседовал с папой; потом папа объяснил нам, что маме нужно отдохнуть от всех нас, и что следующий месяц она проведет в больнице. Этот месяц показался мне вечностью.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия Ι (1514), гравюра на дереве
Навязчивая природа депрессии
Начнем с развенчания некоторых мифов. Депрессия – результат химической недостаточности. Это болезнь; как таковая она не отличается, допустим, от гемоглобиновой недостаточности, которая вызывает серповидноклеточную анемию. Она может быть наследственной. Она так же опасна, как диабет. Это не недостаток характера. Это не что-то, что можно просто «выключить, если захочешь». «Выключить» ее совсем не просто, и требования «встряхнуться», «собраться», «взять себя в руки» или разъяснения, что ситуация страдающих депрессией не так уж плоха приводят только к тому, что люди испытывают стыд и унижение, а потому понижают вероятность добровольного обращения за помощью к другим. Именно тогда люди сдаются болезни.
Проблема и смятение появляются, когда присутствуют поводы (triggers). Стресс, горе, бедность, жизненные перемены (даже такие как рождение детей и менопауза), одиночество, чувство отчужденности, абьюз и травма, несчастный случай, сопутствующее психическое расстройство и зависимости – все это может запустить или углубить депрессию. То же верно и в отношении чисто биологических причин: расстройства нервной системы, гормональные флуктуации, нарушение режима, недостаток сна или нехватка необходимых веществ в рационе.
По статистике, язычники более подвержены многим факторам риска, чем средний представитель населения. Большинство из нас знают, что такое быть белой вороной или черной овцой, особенно те, кто сталкивался с конфликтами в ближайшем окружении, связанными с их религиозной, гендерной идентичностью или альтернативным образом жизни. Мы в большинстве своем люди из рабочего класса, и получая образование, мы либо мучительно расстаемся с карьерными амбициями, либо влезаем в непосильные для нас долги. Мы чаще, чем большинство населения, имеем историю абьюза в семье, и чаще страдаем от неврозов и тревожных расстройств. Языческие лидеры почти наверняка встретят на своем пути кого-то, кто будет искать у них помощи в борьбе со своей болезнью. И если ваш диагноз – депрессивное расстройство, то, по крайней мере, знайте, что вы не одни!
Когда в игру вступает зависимость, ставки повышаются. Психотерапевты сейчас называют эту смертельную комбинацию «комплексной зависимостью», «двойным диагнозом» или «коморбидностью», «сопутствующей патологией». В этом случае терапевты говорят, что лечить нужно все сразу, потому что зависимый почти всегда будет заниматься самолечением.
Не всякая депрессия является клинической. Иногда это реакция на события жизни. Вот почему многие люди настаивают на том, что депрессию надо лечить «встряской». Но часто события жизни только активируют предзаданную ранимость. И это опасно. В США 3,4 % страдающих клинической депрессией совершают самоубийства, а 60 % жертв самоубийства диагностированы клинической депрессией или другим аффективным расстройством.
Симптомы
Если вы обеспокоены, не страдаете ли вы сами или ваши знакомые депрессией, вот некоторые симптомы:
— существенные изменения в распорядке сна и принятии пищи;
— изменения веса тела;
— социальная закрытость;
— напряженные отношения с близкими;
— пониженное сексуальное влечение;
— подавленное настроение;
— утомляемость, головные боли, проблемы с пищеварением;
— хроническая или рассеянная боль;
— ажитированность или заторможенность реакций;
— пренебрежение личной гигиеной и другими аспектами ухода за собой;
— снижение когнитивных способностей (потеря кратковременной памяти, неспособность решить простые математические задачи, и т.д.);
— плохая концентрация;
— тревожность;
— раздражительность;
— поглощающие чувста собственной ненужности, беспомощности, безнадежности и ненависти к себе;
— неадекватно сильные чувства вины и сожаления;
— психоз или делюзии;
— мысли о самоповреждении или суициде.
Иногда человек изо всех сил стремится прогнать депрессию напускным весельем. В таком случае, эти люди избегают разговорав о своих трудностях полностью, вместо этого надевая счастливую «маску». Часто «клоун класса» смеется просто для того, чтобы не разрыдаться. Такое нежелание быть уязвимым, даже с ближайшими друзьями, тоже может быть знаком тревоги. Юмор может быть злым и желчным.
Следует заметить, что дети в особенности могут проявлять ажитированность и раздражительность, вместо летаргической заторможенности. Часто они теряют интерес к школе и их успеваемость снижается. Они могут стать навязчивыми, зависимыми, требовательными или пребывать в постоянном страхе за себя. Часто таким детям ставят неверный диагноз – синдром дефицита внимания или необучаемость.
Первая помощь
Я понимаю, что многие среди нас не любят врачей и медикаменты. Но послушайте: это серьезно. Как и в случае с другой болезнью, угрожающей жизни, первая необходимость – покинуть зону опасности. Первый шаг – это обратиться за помощью. Второй, зачастую – подбор препаратов. По крайней мере, на первое время. Пожалуйста, если мысль о самоубийстве посетила вас дольше, чем на секунду, обратитесь к кому-нибудь, не важно, кому. К другу, к учителю, к члену семьи; а еще – к профессионалу.
Я уже слышу негативный голос, который звучит в голове: «Да никому не интересно слушать о моих проблемах!» «Мне не к кому обратиться». «Всем другим я должен казаться сильным». «Мне говорят, что я должен справиться с этим, но я не могу».
Я уверена, что вы ошибаетесь. Я уверена, что есть люди, которые откликнутся на ваши проблемы. Иногда просто внимательный слушатель очень сильно помогает нам. Если вы не можете найти друга, чтобы поговорить с ним, попробуйте найти группу поддержки. А если вы на грани, найдите телефон доверия, и позвоните туда…
Часть 2.
Теперь я обращусь к духовному языческому видению проблемы и некоторым способам терапии, основанным на языческих практиках, которые, возможно, помогут вам, если вы столкнулись с депрессией. Я еще раз хочу подчеркнуть, что эти идеи не призваны заменить рекомендации врача. Но они могут эффективно работать как дополнительная терапия, а могут и помочь в том случае, если конвенционная медицина не принесла ожидаемого действия или по какой-то причине недоступна. Я не врач, не психолог и не психиатр. Я языческая священнослужительница с опытом консультирования паствы. И, главное, я ваша сестра по несчастью, у которой однажды диагностировали хроническую депрессию, а совсем недавно – посттравматический синдром и сезонное аффективное расстройство. Поэтому, во многих случаях, мои предложения основаны на терапиях и способах видения проблемы, которые сработали для меня.
Языческое видение депрессии
Многие из нас, особенно последователи инициатических традиций, спускаются в глубины собственного подсознания с целью самопознания, и это может не только привести к «болезни верховной жрицы», но и поднять со дна души новые вызовы, с которым нам придется встретиться лицом к лицу. Неприятность заключается в том, что иногда мы вызываем на поверхность больше того, с чем способны справиться. Вот почему иногда учитель может сказать вам, что вы не готовы для того или иного духовного свершения. Преимущество же состоит в том, что, когда мы преодолеваем те вызовы, которые перед нами встают в этом процессе, мы становимся сильнее, и часто лучше.
Я обнаружила, что практика языческой духовности богата средствами справиться с депрессией. Ни одно из них не дает быстрого и легкого решения, но все они укладываются в категорию того, что называют «когнитивной терапией».
Дипак Чопра как правило оказывается для меня слишком «нью-эйджевым» автором, но у него есть замечательная, на мой взгляд, система оценки своего состояния, которую он называет «формулой счастья» (очевидно, сейчас вывели формулу, которая в точности предскажет, будет тот или иной человек счастлив при данных обстоятельствах, или нет, но я говорю не о том). Согласно Чопра, счастье складывается из констант (череда факторов, которые определяют, склонны ли вы рассматривать вещи позитивно или негативно; эти факторы определяются генетикой, биохимией и заученными способами мышления), которые составляют примерно 40 % общего уровня счастья; к ним прибавляются условия жизни, определяющие от 10 до 15 % вашего счастья; плюс добровольный выбор, основанный на стремлении к личному счастью или к улучшению мира, что составляет от 55 до 55 % счастья. В соответствии с таким подходом, мелкомасштабные эгоистические решения (например, платная терапия) делают вас счастливым только на небольшое время, и это счастье ненадежно, тогда как выбор, который сделан с прицелом на улучшение мира для других людей наполняет жизнь счастьем на длительное время.
Конечно, я думаю, что это чудовищное упрощение; мне очевидно, что доктор Чопра никогда не находился в состоянии борьбы за существования за чертой бедности, но его теория не лишена достоинств. Некоторым людям легче быть счастливыми, отчасти благодаря естественной биохимической предрасположенности мозга, но также, потому что у них есть хорошие примеры позитивного отношения к миру (у меня нет; я часто говорю, что потратила третий десяток своей жизни на то, чтобы прогнать из головы голос матери, говоривший мне, почему у меня ничего не получится). Но это не означает, будто невозможно улучшить вашу способность к счастью – и не просто улучшая обстоятельства жизни (которые иногда могут находиться не в вашей власти), но изменяя свое мышление. Это совсем не легко! Это в лучшем случае поступательный, долгий процесс. Начните с практики утверждения своих личностных прав и позитивных аффирмаций. Как только это войдет в привычку, быть может, с жизнью станет легче совладать.
Медитация зарекомендовала себя как эффективный способ борьбы с депрессией. Существует много форм медитации, и в их числе – создание круга и совершение ритуала. Любое измененное состояние сознания может пойти вам на пользу. Медитация и медикаменты – орудия воздействия на константы вашего счастья.
У нас есть разные ритуалы. Например, когда нам надо отпустить от себя кого-то, кто навредил нам, мы можем воспользоваться ритуалом хэндпартинга или тому подобным. Можно попробовать ежедневно выполнять малый ритуал изгоняющей пентаграммы, чтобы очищаться от негативной энергии. Попросите темные божества помочь вам при переменах, трансформациях и травмах. Можно поговорить с Гекатой, Кали, Лилит (особенно для разведенных женщин), Герне, и любым из божеств Луны. Если вам нужно сострадание, попробуйте обратиться к Бригитте или Гуанъинь; они очень помогли мне, когда я горевала после выкидыша. Если вы хотите напомнить себе о радости, обратитесь к Кришне, Синему Богу, Кокопелли, или Звездной Богине. [1] Попросите у Них помощи. В конце концов, разве не для этого нам боги?
Ритуалы символической смерти и перерождения по кэмпбелловской модели могут быть невероятно эффективными. Побывав в Нижнем мире, и вернувшись обратно, вы можете стряхнуть все оковы прошлого, и взять с собой только то, что выберете сами. Вам все равно придется разбираться с травмами, но часто это уже происходит во время путешествия в Нижний мир, которые особенно помогают людям, которым представляется трудным рассмотреть свои травмы, отстранившись от них. Вам не придется по-настоящему умирать или причинять себе вред, чтобы создать такой эффект! Ритуалы инициации второй степени и шаманские путешествия могут оказать такое же воздействие. На самом деле, это есть их цель.
Иногда, работа со своей Тенью, с той частью вашего существа, которая вызывает у вас неприятие, которая чувствует, думает и поступает неприемлемым способом для вас или окружающих вас людей, оказывает удивительное целительное воздействие, и почти полностью избавляет от депрессии. В моем случае она, безусловно, сработала. Если я могу помочь вам чем-то, у меня есть медитация, которую я опубликовала в книге, и которую можно увидеть на моем канале на «Ютьюбе».
Заклинания тоже могут помочь. Сожгите черную свечу или сделайте ведьмину бутылку, чтобы избавиться от неудач. Направьте непереносимую боль в куклу, а потом бросьте куклу в проточную воду, избавляясь от собранного в ней негатива (но не делайте это слишком часто; это не будет помогать вам вечно, особенно если вы используете этот метод в рамках стратегии избегания, это просто средство первой самопомощи). Очистите себя, окуривая целебными травами. Даже если эффект будет чисто психологически (хотя, по-моему, если это помогает, то какая разница?), иногда сама мысль, что вы способны контролировать условия вашей жизни, может помочь их переносить куда легче.
Заклинания, нацеленные на изменение существующей ситуации дают вам цель, на которой можно сфокусироваться, и надежду на будущее там, где, в противном случае, у вас ее, возможно, нет. Решите, что сможет улучшить ваши условия, и добивайтесь этого!
Созависимость
В последние годы вышло много книг о так называемой созависимости. Вы, вероятно, об этом слышали. Грубо говоря, созависимость развивается, когда вы ставите ваше счастье и чувство собственного достоинства в зависимость от одобрения какого-то другого человека. Это распространенное заболевание, которое поражает страдающих от психических расстройств или зависимостей, а также членов их семей. К тому же эмпатичные люди особенно склонны к созависимости, поскольку они ненавидят, когда люди вокруг них испытывают несчастье, а иногда просто этого не могут вынести.
У моей матери биполярное расстройство; ей не могли поставить диагноз большую часть моего детства. Я вылечилась (или до сих пор лечусь) от анорексии/булимии. Ее отец был алкоголиком. Излишне говорить, что я провела большую часть своей взрослой жизни, пытаясь избавиться от моей созависимости…
Самое эффективное средство в жизни, которое помогло мне справиться с созависимостью – моя самореализация на пути языческого мистицизма. Практика создания психического «щита» тоже не помешала. Обряды символической смерти и возрождения тоже могут помочь; вот почему часто крещения оказываются такими действенными; помните, что вы не та же личность после возврата из Нижнего мира, так что с этого момента вы можете выбирать с чистого листа, что вам делать и кем вам быть.
Коморбидность
Как выздоравливающся анорексичка, я могу вам сказать, что необходимо одновременно работать со своей зависимостью, чтобы справиться с депрессией. Здесь нет легких путей. Система показавшая себя наиболее эффективной, по-прежнему – «Двенадцать шагов, двенадцать традиций» общества Анонимных Алкоголиков. Это может представлять проблему для язычников, поскольку АА и подобные ей группы часто оказываются преимущественно христианскими (притом с агрессивной миссионерской стратегией!). Другая проблема – теологический аспект. Даже если мы будем понимать под «Богом» «Высшую Силу», многие язычники стали язычниками именно потому, что они ищут собственную силу, а не отдачу себя на милость божеству. Подобная отдача противоречит их базовым духовным убеждениям.
В этом случае, если вы не можете вручить свою жизнь Высшей Силе, тогда вы должны сами полностью взять ее в свои руки. Это, как я верю, и является сутью Викканского Совета для тех, кто ему следует, и это несомненно подразумевают Девять Благородных Добродетелей. [2]
Это значит, что только вы ответственны за ваше поведение, хорошее или дурное! Не ваша абьюзивная мать, не ваш негодяй-начальник, не ваш равнодушный спутник жизни – вы, и только вы. Поэтому, вы и только вы можете взять на себя вину за то, что натворили (а также и принять заслуги). Зависимые обвиняют друших людей в своих поступках (я не была исключением). Только вы сами можете выбирать следовать своей зависимости; и только вы можете выбрать прекратить ей следовать. Совершая выбор за выбором. День за днем.
К богам за советом
Предсказание – очень действенный и часто неправильно применяемый инструмент. Как профессиональный
таролог, я верю, что дивинация выполняет две функции. Во-первых, она дает вам инсайт в глубины ваших подсознательных импульсов. Во-вторых, она дает вам намек на вероятный исход текущих событий. Опять же, для меня не очень важно, верите ли вы, что это магия или психология (я думаю, можно принять и обе альтернативы), в любом случае, можно воспользоваться дивинацией в поиске выхода.
Попробуйте найти ответ на следующие вопросы:
В чем корневая причина моей нынешней депрессии?
Чего мне надо достичь, чтобы облегчить нынешний цикл моей депрессии?
Что я должен делать, чтобы оставить событие Х позади?
Чего я избегаю, и что мешает мне двигаться вперед?
Что случилось со мной в период моей жизни, который я не помню?
Что мне нужно сделать, чтобы улучшить мои нынешние условия жизни?
Но вот в чем подвох, ребята: если вы уверены в вашей интерпретации ответа, который вам дан, тогда необходимо принять этот совет, даже если это что-то очень сложное, например, переезд, увольнение с работы, развод или новое начинание, которое вас пугает. Я заметила, что, по крайней мере, в моем случае, суицидальная дпрессия усиливается ощущением беспомощности, и чаще всего эта беспомощность связана со страхом. Мужество не означает отсутствия страха; мужество – это встреча со страхом, и совершение поступка несмотря на страх. Я поняла, что такое поведение способно дать надежду более всего остального.
У темных богов тоже есть свои таинства. Я не буду заходить так далеко, чтобы утверждать, что все происходит неслучайно. На самом деле, происходит; иногда плохие вещи происходят лишь по воле слепого случая. Но как язычники, мы можем принять нашу борьбу в качестве путешествия в Нижний мир, из которого мы черпаем мудрость; даже если эта мудрость только в том, как помочь другим выжить в таком путешествии.
Я верю, что если быть внимательным к ним, боги будут посылать вам сигналы. Когда мой муж попал в автомобильную катастрофу и целый месяц пролежал в реанимации, фраза «и это проудет» посылалась мне раз за разом. Люди говорили это в автобусе, в который я садилась; я видела татуировку с этим высказыванием на руке у одной из медсестер. В общем, вы поняли идею.
Как язычники, мы обычно верим в циклы, в приливы и отливы. На каждый отлив есть свой прилив. А это згначит, что как бы плохи ни были текущие обстоятельства, они должны когда-нибудь закончиться.
Источник:
Пер.: Гарсиа
Опубликовано: http://veris-sacri.livejournal.com/51585.html
[1] Кокопелли – бог плодородия (в том числе, человеческого чадородия) у некоторых коренных народностей северноамериканских равнин (хопи, зуни и пр.). Изображается в виде горбатого человечка, играющего на флейте. Синий Бог (Blue God) и Звездная Богиня (Star Goddess, Quakoralina) – по-видимому, божества традиции Фери.
[2] Девять Благородных Добродетелей (Nine Noble Virtues) – девять принципов скандинавского язычества, сформулированные в 1970-е гг. группами Odinic Rite и Asatru Folk Assembly.