В современной викке не так много заповедей и вероучительных положений, которые бы разделяли все виккане. Но это не означает, что у нас нет теологии и этики, просто их выражение в нашей религии не так явно, как в других. На деле существует много непроговоренных верований, которые мы все по умолчанию принимаем как «викканские» по сути. Откуда они взялись?
Ответ должен казаться самоочевидным, хотя об этом и не всегда говорят. Какая часть ритуала является общей для большинства виккан? Ответ: Наказ Богини.
Сегодня большинство из нас рассматривает это стихотворение просто как красивую формулу инвокации Богини. Однако, если принять во внимание изначальный смысл слова «наказ» (charge) – повеление, побуждение к действию, становится ясно, что этот фрагмент викканской литургии на самом деле – выражение ряда теологических и этических принципов в поэтической форме.
Две наиболее популярные версии Наказа приписываются старейшине гарднерианского Ремесла Дорин Валиенте и Стархоук, основательнице традиции ведовства под названием Риклейминг (т.е. «Возврат [утерянного наследия/силы/мудрости]»). В этой статье я рассмотрю обе версии Наказа с целью выявить и проанализировать, что каждая из них говорит нам об общевикканском этическом кодексе.
Аркадий Морозов, «Ева» (2013)
Валиенте:
Внемлите словам Великой матери, Которую среди людей встарь называли Артемидой, Астартой, Афиной, Дионой, Мелюзиной, Афродитой, Керридвен, Кибелой, Арианрод Даной, Бриде и многими другими именами.
Стархоук:
Внемлите словам Великой матери, Которую встарь называли Артемидой, Астартой, Дионой, Мелюзиной, Афродитой, Керридвен, Дианой, Арионрод, Бригиттой и многими другими именами.
Первое, что Богиня говорит нам: «Внемлите!», «Слушайте!» Это не просто поэтическая формула зачина, скорее, это повеление внимательно воспринимать то, что последует потом.
В обеих версиях Наказа упомянуты одинаковые имена Богини. Это Артемида, Астарта, Диона, Мелюзина, Афродита, Керридвен, Арианрод (в разном написании имени) и Бриде/Бригитта. (Добавления к этому перечню, вероятно, отражает вкусы двух авторов). Обратите внимание на то, какие это разные богини! Здесь есть Богини Девы, Богини Матери, Богини Старухи, богини смерти и богини жизни. Эти богини происходят из разных культур. Но в обеих версиях Богиня именуется «Великой Матерью» и «многими другими именами». Это отражает общее викканское верование в Единую Богиню, представленную во всех богинях. Но также, здесь подчеркивается, что все эти богини – отдельные сущности, иначе зачем вообще упоминать каждую из них?
Перечисляя имена богинь, авторы указывают на их равенство и на то, что все они равно заслуживают наше уважение. Я думаю, что если мы сами почитаем богиню, не упомянутую в перечне Наказа, нам следует упомянуть ее, используя Наказ в ритуале.
Валиенте:
Когда у вас возникнет нужда в чем-либо, раз в месяц, и лучше всего при полной луне, соберитесь в тайном месте и поклоняйтесь Моему духу, ибо Я королева всякого колдовства.
Стархоук:
Когда у вас возникнет нужда в чем-либо, раз в месяц, и лучше всего при полной луне, соберитесь в тайном месте и поклоняйтесь Моему духу, ибо Я королева всякой мудрости.
Хотя многие, если не большинство из нас практикуют в одиночестве, наша Богиня хочет, чтобы мы собирались в группы, чтобы поклоняться Ей, притом «лучше всего при полной луне». Почему?
Большинство виккан знают, что магия, совершающаяся при полной луне, обладает силой прибывающей луны. В прошлом авторы-виккане говорили, что, возможно, поскольку наши встречи проходят втайне, и, вероятнее всего, ночью, при полной луне можно разглядеть дорогу к месту собрания в лесу. Возможно, полная луна просто стимулирует наше воображение.
Богиня также говорит, что мы должны собираться в «тайном месте». Раз в месяц Она хочет, чтобы мы удалялись от чужих глаз. Большая часть работы ведьм – это, в сущности, таинство, и поэтому ее должны разделять только те, кто стремится к познанию таинств (вот почему по традиции прежде, чем участвовать в ритуале, необходимо было сначала пройти посвящение, хотя, конечно, сейчас это правило уже соблюдается не так строго). Эта внутренняя работа (единение с Богиней) необходима прежде, чем можно приступать к внешней работе.
Владычица также говорит: «поклоняйтесь Моему духу, ибо Я королева!» Это значит, что мы должны почитать и уважать ее как Силу, которая больше нас. Заметьте, что она говорит «поклоняйтесь» (adore – поклоняться в восхищении), а не «бойтесь» – нам не следует бояться Богини. Она хочет, чтобы мы любили Ее. Она тоже любит нас, потому что настоящая любовь – это всегда улица с двусторонним движением. Этот момент очень важен.
Валиенте:
Пусть соберутся те из вас, кто стремится овладеть колдовством, но еще не постиг его глубочайших тайн; их Я буду учить вещам, неизвестным прежде.
Стархоук: аналогичный пассаж отсутствует.
Какой из версий следуете вы? Это первое по-настоящему значительное расхождение между двумя Наказами: в версии Валиенте Богиня повелевает вам изучать магию. Если вы изберете следовать Наказу Стархоук, такого требования не предъявляется. Здесь также содержится красноречивое указание на то, что мы никогда не «постигнем глубочайших тайн» магии, и поэтому нас побуждают учиться всегда.
Валиенте:
Вы должны быть свободны от рабства; и в знак вашей подлинной свободы вы должны исполнять обряды нагими; танцуйте, пойте, пируйте, играйте и любите в Мою честь. Ибо Мне принадлежит упоение духа, и Мне – радость земная. Ибо Мой Закон – Любовь ко всем сущим.
Стархоук:
Вы должны быть свободны от рабства; и в знак вашей подлинной свободы вы должны исполнять обряды нагими; танцуйте, пойте, пируйте, играйте и любите в Моем присутствии, ибо Мне принадлежит упоение духа, и Мне – радость земная. Ибо Мой Закон – Любовь ко всем сущим.
Это мой любимый фрагмент! Богиня говорит, что мы «должны быть свободны от рабства». Здесь викка открыто провозглашается контркультурным движением. Для того, чтобы быть свободными, мы должны думать самостоятельно. Мы также должны ненавидеть рабство и стремиться бороться с ним. (Заметьте, что я не считаю БДСМ практики, совершающиеся взрослыми «рабством» в этом контексте, на чем остановлюсь подробнее ниже).
Богиня также говорит, что мы должны совершать обряды нагими. Одно время все виккане считали, что это относится к практике в «небесных одеждах» (т.е. без одежды), но с тех пор многие, если не большинство из нас, стали практиковать в ритуальных мантиях. Вопрос в том, что Богиня имела в виду, говоря о наготе? Очевидный ответ, конечно, это телесная нагота, но здесь также может подразумеваться практика, в которой нет места неискренности, в которой люди раскрывают свою уязвимость.
Далее нам говорят: «танцуйте, пойте, пируйте, играйте и любите». Викка, в своем истоке, это радостная, земная религия, религия воплощения на земле. Так говорит Богиня! Она хочет, чтобы мы радостно шумели, свободно вкушали от плодов жизни, чтобы наши движения были исполнены благоговейной благодарности и восторга, чтобы мы творили искусство и любили свободно и без вины.
Наконец, Владычица ясно говорит, что Ее «Закон – Любовь ко всем сущим». В число «сущих» входит урод, который подрезал вас на дороге, мерзкий начальник, который имеет вас в хвост и в гриву на работе, ваш двоюродный брат, с которым вы бы предпочли не быть знакомы, соседская собака, которая всё никак не может заткнуться в три часа ночи, комары, осы, пауки, змеи и тараканы. Все существа, без исключения.
Валиенте:
Сохраняйте ваши высшие идеалы чистыми. Всегда стремитесь к ним. Пусть ничто не остановит вас и не собьет с пути.
Стархоук: аналогичный пассаж отсутствует.
Я думаю, что этот фрагмент и без толкования достаточно ясен. Богиня хочет, чтобы мы следовали нашим высшим идеалам (она говорит «вашим идеалам», а не «Моим идеалам», указывая на то, что мы сами выбираем себе идеалы). Она хочет, чтобы мы постоянно трудились ради достижения идеалов и не позволяли никому лишать нас веры в нашу работу или отвлекать от нее. Те, кто знаком с творчеством Алистера Кроули, распознают здесь ясное повеление сосредоточиться на своей Истинной Воле и систематически работать ради ее исполнения.
Валиенте:
Ибо Мне принадлежит тайна, которая отворяет дверь в страну юности; и Мне – чаша вина жизни; и котел Керридвен, который есть Святой Грааль бессмертия.
Стархоук:
Мне принадлежит тайна, которая отворяет дверь юности; и Мне – чаша вина жизни, которая есть котел Керридвен и Святой Грааль бессмертия.
Здесь между двумя версиями есть тонкое различие. Валиенте говорит о «тайне, которая отворяет двери в страну юности», а Стархоук – о «тайне, которая отворяет дверь юности». Мы видим здесь разницу между гарднерианской теологией и теологией традиции Риклейминг. В гарднерианстве (традиция Валиенте), Страна Юности – это оккультная тайна. Для ведьм Риклейминга, «источник юности» — это состояние ума, которое может достичь кто угодно в каком угодно возрасте через Тайну Богини. В трактовке Дорин Валиенте, Богиня велит нам искать Страну Вечного Лета через оккультную практику. В трактовке Стархоук, Богиня хочет, чтобы мы искали внутренней юности.
Любая интерпретация хорошо ложится на последующую часть этого фрагмента, где Богиня говорит о таинствах жизни, смерти и возрождения как о своей вотчине. «Чаша вина жизни» может трактоваться и как радость жизни и как утроба Матери. Котел Керридвен – котел преображения; могила, которая также представляет собой утробу. Святой Грааль в оккультных кругах долгое время рассматривался как сила Божественной Женственности и бессмертие. Заявляя о своей власти над этими таинствами, Богиня призывает нас не бояться смерти, но принимать ее как часть процесса жизни. Она напоминает нам, что все процессы происходят циклично, что любая, самая трудная ситуация, со временем переменится.
Валиенте:
Я – щедрая Богиня, дарующая радость сердцу человека. На земле Я даю познание Вечного Духа, а за порогом смерти – мир и свободу и воссоединение с теми, кто ушел раньше.
Стархоук:
Я даю познание духа вечного, а за порогом смерти – мир и свободу, и воссоединение с теми, кто ушел раньше.
Богиня говорит нам: «Если вы участвуете в Моих таинствах, то, когда умрете, Я дам вам мир, и свободу, и вы воссоединитесь с теми, кого любите». В какой форме произойдет это воссоединение – вопрос дискуссионный.
Валиенте:
И Я не требую ничего в жертву, ибо воистину Я Мать всех живущих и Моя любовь изливается на всю землю.
Стархоук:
И Я не требую ничего в жертву, ибо воистину Я Мать всех вещей и Моя любовь изливается на всю землю.
Итак, наша Богиня не просит нас ни о какой жертве! Ее любовь – это не сделка: Она не требует платы, Она дает изобилие даром. Я считаю, что возвратить услугу за услугу – просто дело вежливости, и на ритуалах я отдаю Ей в качестве приношения первую часть вина и пира; каждый урожай я делюсь с Ней первинками своего урожая моркови, винограда, тыкв и т.д. Я приношу эти дары по свободной воле, в благодарность за все, что Она дала, а я получила.
По моему мнению, этот фрагмент также говорит, что Богиня не хочет, чтобы мы жертвовали нашим самоуважением, нашими желаниями, нашей самооценкой, нашими этическими принципами, нашим личным пространством… ничем.
Она напоминает нам, что Она – Мать всего живого, и что Она любит всех. Заметьте, Она уточняет, что Ее «любовь изливается на землю», распространяясь также на растения и духовные существа (а в версии Стархоук – также на «неживые» предметы, такие как горы, компьютеры и грязь). Если Ее «любовь изливается на землю», не следует ли и нам обратить нашу любовь в том же направлении?
Валиенте:
Внемлите словам Звездной Богини. Воинства небес – пыль на Ее стопах, а тело Ее объемлет всю вселенную.
Стархоук:
Слушайте слова Звездной Богини, перед Которой воинства Небес – как пыль у Ηее на ногах, Чье тело обнимает вселенную.
Кто такая Звездная Богиня? Это Великая Богиня Космоса, все богини – лишь ее проявления. Поскольку Ее «тело объемлет всю вселенную», Она включает в свое существо нас всех, мы все находимся внутри Нее. Она значительно превосходит «воинства небес» (богов); она является «Богиней богов», Великой Создательницей.
Примечание автора: я написала этот фрагмент пару лет назад, и с тех пор внесла изменения в свой анализ. Существует множество возможных интерпретаций «Богини», как я недавно писала. В ближайшем будущем я напишу еще о викканской концепции Звездной Богини. Но я не удаляю этот фрагмент, потому что он – неотъемлемая часть моего эссе.
Валиенте:
Я – красота зеленой земли; и белая луна среди звезд; тайна вод; и желание человеческого сердца. Я взываю к твоей душе: встань и приди ко мне.
Стархоук:
Я – красота зеленой земли и белая луна среди звезд, и тайны вод, Я призываю твою душу подняться и прийти ко мне.
Создательница отождествляет Себя с землей, луной и таинственными водами. Она – часть мира, Она не отделена от него и не «вознесена» над ним. Она говорит о Себе: «красота зеленой земли». Если земля – священна, и наша Богиня живет в ней, то мы обязаны заботится о ней и относиться к ней с благоговением и уважением! Через эти таинства Владцчица взывает к нашим душам, прося встать – и не на колени, а подняться, встать и идти к Ней.
Валиенте:
Ибо я – душа природы, дарующая жизнь вселенной; От меня все вещи берут начало; и ко мне все вещи должны вернуться.
Стархоук:
Потому что я – душа природы, дающая жизнь вселенной. От меня все вещи берут начало, и ко мне они должны вернуться.
Наша Богиня провозглашает, что Она – душа природы, и что эта душа дает всей вселенной жизнь. Из этого мы можем косвенно заключить, что в нашей космогонии есть место и духу, и телу; что наша Богиня – Сама и дух и тело. Она также говорит, что все происходит от Нее, и возвращается к Ней. Она – великое космическое сознание, лоно, выносившее нас, и могила, ждущая нас. Круг жизни включает в себя круг смерти; жизнь и смерть невозможно разделить. Она просит нас принять перемены и трансформацию, приливы и отливы мира.
Валиенте:
Перед лицом моим, возлюбленные богов и людей, пусть ваше внутреннее божественное Я расцветает, охваченное восторгом беспредельного.
Стархоук: аналогичный фрамент отсутствует.
Богиня Валиенте говорит нам, что в Ее присутствии, мы являемся возлюбленными богов и людей. Она напоминает, что наша сокровенная самость божественна, и просит нас возликовать «в восторге беспредельного». Этой простой фразой Она напоминает нам о том, что мы должны ценить землю, луну, небо, океан, но также, что мы должны искать мистического состояния просветления.
Валиенте:
Пусть Меня почитает сердце, которое радуется, ибо воистину все дела любви и наслаждения – Мои обряды.
Стархоук:
Пусть Меня почитает сердце, которое радуется, ибо воистину, все дела любви и наслаждения – Мои обряды.
Богиня повелевает нам поклоняться Ей, занимаясь любовью и получая удовольствие. Таким образом, сексуальность священна. Если взглянуть на это повеление в свете фрагмента о наготе, которое звучало выше в Наказе, мы увидим образ очень раскрепощенной сексуальности. Но имейте в виду: все, что удешевляет опыт любви и удовольствия, оскорбляет Богиню. (Это довольно неплохое определение греха).
Валиенте:
Потому да будут в вас красота и сила, мужество и сострадание, честь и смирение, веселье и благоговение
Стархоук:
Пусть красота и сила, мужество и сострадание, честь и смирение, веселье и благоговение будут внутри вас.
В этическом смысле, это наиболее недвусмысленный фрагмент Наказа. Заметьте, что здесь подчеркивается необходимость баланса. Богиня хочет красоты и силы, мужества и сострадания, чести и смирения, веселья и благоговения. Когда мы, виккане, говорим об обретении баланса, мы в особенности стремимся воплотить баланс именно этих качеств.
Валиенте:
И ты, что думаешь найти Меня, знай, что твой поиск и твое стремление не приведут тебя ни к чему, если не обретешь то, что ищешь, в себе самом.
Стархоук:
И ты, что ищещь познать Меня, знай, что твой поиск и твое стремление не приведут тебя ни к чему, если ты не постигнешь Тайну: если то, что ты ищешь, ты не найдешь в себе самом, то никогда не найдешь и вне себя.
По моему мнению, это наиболее глубокий отрывок Наказа. Богиня призывает нас не тратить времени, оглядываясь на других в поисках подтверждения нашей ценности, а посмотреть вглубь себя. Богиня также говорит, что внутренние изменения влекут за собой внешние. Стань той переменой, которой ты желаешь в мире вокруг тебя. «Что наверху, то и внизу».
Валиенте:
Ибо воистину; Я была с тобой с самого начала, и Я – то, что обретаешь, исполняя желание свое.
Стархоук:
Ибо воистину; Я была с тобой с самого начала, и Я – то, что обретаешь, исполняя желание свое.
В заключении Владычица напоминает нам, что Она всегда была с нами, всегда будет с нами, и что Она – то, что все мы в конечном счете ищем – и найдем! Для меня, это весьма утешительная мысль.
Наказ Богини заключает теологию, космологию и этику в форме прекрасного лирического стихотворения. Если вы стремитесь постичь Богиню, я могу посоветовать только учиться, созерцать и впивать Ее слова.
Литература:
Starhawk, “The Charge of the Goddess,” from The Spiral Dance, HarperSanFrancisco, 1975, 2010.
Valiente, Doreen, “The Charge of the Goddess,” from The Gardnerian Book of Shadows, 1957, 2007, available at www.sacred-texts.com.
Опубликовано в: Witches & Pagans Magazine Issue #29 (Winter 2014) как “The Charge of the Goddess: A Wiccan Manifesto,” p. 20-23.
Пер.: Гарсиа
Опубликовано: Время Луны, № 10, октябрь 2015. С. 18-22.
http://veris-sacri.livejournal.com/58236.html