Между мирами стирается грань, —
Прекрасное время — заглянуть внутрь.
Богиня мудро правит миром мертвых.
Убедитесь, что ваши предки сыты,
Ведь, если вас благословит семья,
Зима спадет подобно старой коже.
Сауин, начало кельтского Нового Года, отмечает третий и последний урожай. В кельтском мире в это время животных загоняли обратно в стойла с летних пастбищ, чтобы заготовить мясо на предстоящую зиму. В то время, когда земля вступала в зимнюю фазу, люди чтили своих мертвых предков, которые находились в Подземном Мире, ведь на Сауин границы между мирами стираются. Люди верили, что благодаря их почитанию, предки гарантируют возвращение плодородия земле по окончании зимы. Люди оставляли на улице пищу для своих умерших предков – эта традиция в наше время обыгрывается таким образом: жители раздают угощение юным омерзительным посетителям (переодетым в костюмы призраков, вампиров и т.д.).
В качестве символа земли, Богиня преображается в аспект Старухи. Богиня-Змея правит на Сауин, как мертвая Королева Подземного Мира. Появляются образы смерти, такие как змеи и черепа, и им отдается должное почтение. Подоплекой этих образов является признание обновления, подобно змее, которая впадает в фазу, подобную смерти, только для того, чтобы выйти из нее обновленной, сбросив старую кожу. Некоторые кельтские мифы повествуют о герое, собирающем в кулак все свое мужество, чтобы поцеловать старую колдунью зимы, часто трижды, после чего она превращается в прекрасную деву лета. Это предполагает, что человек обязан столкнуться лицом к лицу со смертью, для того, чтобы отыскать источник обновления.
Образы индуистской Богини Чиннамасты весьма символично показывают, как смерть обновляет жизнь. Когда Чиннамаста, Богиня Великой Мудрости, обезглавила себя, с Ее шеи потекли три потока крови. Два потока затекли в рот Ее почитателей, и один – в Ее собственный рот. Чиннамасту, шею которой обвила змея, изображают стоящей на священной совокупляющейся паре. Этот образ олицетворяет два лика Богини, секс и смерть, и показывает, как сексуальная энергия приводит к смерти, ведь порождение требует, чтобы родители проложили путь для своего дитя. Жертвенная смерть питает обновленную жизнь.
Как и Чиннамаста, греческая Богиня Медуза тоже была обезглавлена. Два потока Ее крови, вытекающие из шеи, несли смерть, а один — даровал жизнь. Мифы о Медузе повествуют о Ней, как о прекрасной женщине, пострадавшей от «греха» тщеславия к своим красивым волосам. Афина наказала Ее, превратив ее волосы в змей, сделав Ее столь ужасной, что один невольный взгляд на Нее приводил к смерти. После того, как Персей убил Медузу, Афина прикрепила голову Горгоны к своему щиту, чтобы пугать армии своих врагов.
Первоначально Медуза была ливийской Змеиной Богиней Мудрости. Миф о том, как Ее обезглавили, был создан позже, чтобы объяснить, почему Ее лицо изображено на щите Афины, которая на самом деле была еще одним ликом Змеиной Богини. Как и Медуза, Афина даровала мудрость.
На ранних изображениях Медузы и двух Ее сестер можно увидеть трех Горгон с огромными лицами и змеями вместо волос. Роберт Грэйвз, убежденный в том, что греческие мифы отражали религиозно-политическую историю, утверждал, что Горгон олицетворяли маски, носимые жрицами лунной Богини, чтобы отпугнуть любопытных от Ее мистерий. Персей, «герой», убивший Медузу, олицетворял нашествие Эллинов, которые захватили храмы триединой Богини и сорвали маски с лиц Ее жриц. Однако завоеватели оказались неспособными полностью уничтожить защитную силу Горгон. Их образы появлялись в древней Греции повсеместно, над печью, на стенах и в других местах, чтобы отпугнуть любопытных.
Греческая Богиня Геката часто призывается на Сауин. Она совмещала плодородие со смертью; днем Она была Богиней, дарующей хороший урожай; ночью же – Богиней магии, призраков и могил. Первоначально Геката была сильной и доброй Богиней луны, чтимой, прежде всего, самим Зевсом. Затем Она стала ассоциироваться с подземным миром, призраками и могилами, а так же с магией.
Геката – Богиня цикличных фаз, включающих смерть и возрождение. Роберт Грэйвз описывает Ее, как Змеиную Богиню Тартара, Подземного Мира. Он считал, что двенадцатый подвиг Геракла, поимка змеехвостой, трехголовой собаки Цербера, произошел из изображения Гекаты, как Богини мертвых, пропускающей Геракла в Тартар. Она приняла форму трехголового чудовища: каждая голова, очевидно, отвечала определенному времени года.
Как Богиня Подземного Мира, Геката должна была искать души умерших в пустоши между мирами. В мифе о Деметре и Ее похищенной дочери, Персефоне, Геката помогла Деметре искать Ее дочь, а позже выступала в роли проводника Персефоны между мирами.
В качестве Богини-Змеи, Гекату часто изображали держащей змей в каждой руке, либо как змеи обвивают Ее руки, либо со змеиной головой. На мемориальной доске из слоновой кости из Спартанского убежища Артемиды (8 столетие до н.э.) Она изображена, как крылатая Богиня, со змеей, поднимающейся по Ее руке. Роберт Грэйвз считал, что миф о смерти лесной нимфы Эвридики от укуса змеи и последующей неудачной попытке Орфея вернуть ее из Подземного Мира, был ошибочно составлен по картинам, изображающим Орфея, входящего в Тартар, где он сталкивается с Богиней-Змеей, очевидно одной из ипостасей Гекаты. Именно жертвы Эвридики, а не она сама, умерли от укуса змеи. Мужские человеческие жертвоприношения завершались укусами гадюки и предлагались держащей змей Королеве Подземного Мира.
Богиня, в своей мертвенно-змеиной форме, появляется во многих мифах, например, в египетском, где Исида сотворила змею, чтобы та укусила Ее больного отца, Ра – это позволило Ей выведать его тайное имя, благодаря которому Она смогла вернуть в пустыню плодородную жизнь. Похожий миф людей Зимбабве повествует о первом человеке, Мвуэци, укушенного змеей, в которую превратился любовник его жены, Моронго. В то время как Мвуэци становилось все хуже, земля становилась все более пустынной, и люди начали умирать. В конечном счете, его дети задушили его, и назначили нового царя, который обновил и возродил землю. Возможно, эта история отражает ритуальное убийство царя в средневековом Зимбабве, которого убивали каждые четыре года, и заменяли новым. Последняя египетская правительница, Клеопатра VII, так же столкнулась со смертью от укуса змеи, очевидно, отражающей похожий обряд приношения в жертву правителя по окончании его/ее правления при участии укуса гадюки. Древние египтяне верили, что смерть от укуса змеи дарует бессмертие.
Для сверхъестественных существ, как, например, вампиров, Сауин является наиболее благоприятным временем. Одним из наиболее ранних источников, породивших легенды о вампирах, была месопотамская Богиня смерти Ламашту. Ее изображали на защитных амулетах, как ужасное существо с головой льва и когтями птицы, пьющее кровь поросенка или собаки, и держащее в каждой руке змею. От Ламашту произошла другая Богиня, принявшая форму суккуба, или соблазнительной женщины, высасывающей кровь мужчин, пока они спали. Суккубами были Ламия и Лилит, другие аспекты Змеиной Богини. В одной из историй о Ламии говорится, что она была богатой финикийской женщиной. Она собиралась выйти замуж за молодого человека, но философ раскрыл ее истинную змеиную натуру. Согласно этому мифу, она исчезла, вместе со своим домом и всем своим богатством, оставив своего молодого жениха ни с чем. В некоторых средневековых мистических текстах сказано, что Лилит была первой женой Адама, Ее так же описывают, как змею. Она могла превращаться в красивую соблазнительную женщину, убивающую своих возлюбленных, порождающую демонов, и так же убивающую детей. Она стала олицетворением зла сексуальности и мужских страхов перед соблазнительной силой женщины.
Змеиная Богиня символизирует мост между мирами, смертью и обновлением. Сауин – время для того, чтобы вспомнить и почтить тех, кто умер в этом году, а так же для размышлений о таинствах смерти.
© Журнал MatriFocus
© Перевод Hechisera