Под взором богини Колумбии.
Так случилось, что на полгода я оказался в столице США – городе Вашингтоне, округ Колумбия, и мне посчастливилось соприкоснуться с жизнью местного языческого сообщества. Я познакомился с представителями нескольких языческих групп, поразному идентифицирующих свой религиозный (духовный) путь, и принял участие в «открытых» ритуалах, которые проводили эти сообщества. Вот группы, с которыми я соприкоснулся: — Фонд «Открытый очаг» (Open Hearth Foundation) – организация, более 10 лет собиравшая деньги на приобретение помещения для языческого общинного центра в округе Колумбия. Покупка совершилась практически на моих глазах: ключи оказались в руках главы фонда в прошедшем октябре.
В основном, руководство фонда — члены ковена «Светлячок» (Firefly). Это эклектический ковен, который, тем не менее, ревниво оберегает собственные тайны. Инициация в каждую из трех степеней возможна только после длительной под- готовки в «академии» ковена, под началом посвященных людей. — «Домашняя языческая церковь» в Александрии (штат Вирджиния) – признанная в качестве церкви (религиозного учреждения, свободного от налогов) группа язычников, склоняющихся к скандинавскому и кельтскому наследию. — «Союз язычников унитариан-универсалистов» (Covenant of Unitarian Universalist Pagans — CUUP) города Арлингтона (тоже Вирджиния) — часть большой и, по российским представлениям, совершенно немыслимой церкви. Унитарии-универсалисты — христиане, агностики, светские гуманисты, мусульмане, иудеи, индуисты и язычники — объединившиеся в одну религиозную организацию для совместного духовного поиска. Этот поиск они, впрочем, предпочитают вести «по секциям»; разные мировоззрения при этом выступа- ют как разные инструменты в оркестре. При этом представители разных «секций» управляют церковью и финансируют ее сообща. Круг «Становление» (Becoming) – группа, объединяющая практиков «магической религиозности» (magickal religion), созданный жрицей (кохенет) традиции магического иудаизма Кецирой. Я выделю несколько моментов, которые показались мне, члену российской языческой группы, примечательными. Во-первых, распространенное представление среди российских виккан о том, то Америка – языческий рай, а американские язычники как-то качественно отличаются от отечественных – совершенно неверное. Они не обладают никакими сокровенными тайнами, которые недоступны нам. Они не отличаются какой-то запредельной «мудростью», которой нам так не достает. Их встречи, их ритуалы и их совместные акции проходят так же, как наши. На них тоже опаздывают (ритуал Йоля у унитариев пришлось отложить на полчаса из-за опоздания главного участника). На «барабанном круге» под Хэллоуин, о котором я уже писал («Ночь, когда поднимается завеса», http://www.versacrum.narod.ru/articles/jefferson. html), заводилам с барабанами и трещотками приходилось долго «раскачивать» публику, прежде чем начался собственно нормальный танец. Некоторые ритуалы мне показались более интересными и мощными, чем другие. При этом в целом уровень организованности при проведении обрядов, в которых участвует много человек, выше, чем у нас. Общественное признание язычников, которому так завидуем мы, в Америке не так уж и широко. Культура США, даже в регионах, славящихся своей открытостью и толерантностью (округ Колумбия входит в их число), испытывает сильное влияние религиозного «истеблишмента» (протестанты, католики, иудеи). Это плодотворное влияние, но в результате малые группы оказываются на периферии общественной жизни, и о них мало кто знает. Многие язычники открыто объявляют о своих взглядах. Тем не менее, запрет на фотосъемку на одном из саббатов мне потом объяснили так: «Понимаете, люди могут работу потерять». Если начальник язычника – «возрожденный христианин» (т.е. энтузиаст-протестант), вероятность для язычника потерять работу, особенно в частном секторе, весьма высока. Во-вторых, меня удивило, как большинство язычников описывают свою религиозную принадлежность (духовный путь). Я встретил только несколько человек (из числа руководства ковена «Светлячок»), которые называли себя “Wiccans”.
Остальные идентифицировали себя как «ведьм» (Witches), «язычников в широком смысле» (Pagans in a broad sense) или более специфическим образом (например, «язычница с сильным интересом к церемониальной магии», «кухонная ведьма», «энтузиаст британской природной духовности»). Лидер «Становления» Кецира просто сказала, что «работает со своим еврейским наследием». Один посвященный жрец веры «вудун» (вуду) – магической и религиозной традиции, которая формировалась с 16 века – тем не менее, считает себя единоверцем также и «новых» язычников. Наконец, Рат (Rath), очень эксцентричный жрец из Александрии, на вопрос, не асатруа ли он, ответил, что не считает себя вправе называться асатруа или викканином, хотя его духовный путь связан с обеими религиями. При этом те ритуальные практики, которые я наблюдал, несомненно, викканские. Во всех группах выстраивали ритуальный круг, призывали четверти, Бога и Богиню. Жезл, атам, пентакль, котел, чаша непременно фигурировали в любом ритуале. На праздновании саббатов задействовался викканский миф о жизненном пути Бога Года/Солнца. На всех ритуалах звучали традиционные викканские фразы (“So mote it be”, “the Circle is open but unbroken”, “Merry meet and merry part and merry meet again”). Мне кажется, причина в том, что «викка» в англоязычных странах – это, прежде всего, Британская традиционная викка. Когда я называл себя «эклектическим викканином», все понимали, о чем я говорю: так определять себя тоже нормально. Я не уверен, что кто-нибудь из традиционалистов в Америке обругает тебя за это недовикканином. Но в 1970-90-е «войны ведьм» велись регулярно, и нежелание в них ввязываться, возможно, и объясняет такое количество «язычников в широком смысле». Другим важным фактором, на мой взгляд, является статистика: «язычник» более широкая деноминация, чем «викканин», и перед лицом общества удобнее позиционировать себя как «язычников». В общем, то, что в России мы называем виккой, здесь могли бы обозначить как «язычество в ши- роком смысле». В-третьих, я не нашел у американских язычников споров о религии. Разнообразие верований и практик участников ритуала воспринимались как нечто позитивное. В одном круге могли собраться девушка-агностик, поклонник кельтских богов, посвященная служительница Исиды, жрица Шхины (женский аспект божества в иудаизме), эклектики вроде меня и церемониальные маги. Эти люди самим фактом совместного участия в ритуале соглашались с «общим полем», в котором они будут действовать во время обряда, и рассматривали это поле в качестве места духовной встречи с другими людьми, естественно, отличающимися от них самих. Я впервые столкнулся с ситуацией, когда религиозная церемония служила средством обмена духовным опытом. Одно из правил на встречах, организуемых «Открытым очагом» и «Становлением», это уважение чужих взглядов, неважно, насколько отличных от твоих собственных. Я ни разу не слышал и намека на проблему «правильности» той или иной практики, того или иного учения. Посвященные различных традиций при мне не выказывали снобизма по отношению к последователям других путей. «Открытый очаг» планировал сдавать помещение «для бармицвы» (праздник совершеннолетия в иудаизме) и сам для ритуалов арендовал помещение пресвитерианской церкви. Я не видел у американских язычников враждебности к «большим» религиям. При мне они обсуждали религиозные конфликты в семье, когда один из ее членов – «возрожденный христианин» – поднимает проблему спасения родственников, особенно «заблуждающихся». Я ни разу не услышал ни насмешки, ни злого слова в адрес этих домашних проповедников, и в адрес проповедников публичных тоже.
В «метафизическом магазине», где постоянно устраиваются чтения Таро, целительные сеансы Рэйки, медитации, языческие саббаты и шаманские классы, на- ряду с викканскими, африканскими и тибетскими атрибутами на полках я нашел статуэтку Святой Софии с крыльями (как на русских иконах), медальоны с Богоматерью и почитаемыми святыми – Франциском, Антонием, Иосифом. Помимо чисто коммерческих соображений, такой ассортимент несет еще и педагогическую функцию. Владелец магазинчика сказал мне: «Мы торгуем атрибутикой разных традиций, потому что мы все разные». При этом язычники живут каждый своей традицией, не стремясь вербовать сторонников, но и охраняя собственные границы. Группа воспринимается не как кружок единомышленников, преданных какому-то учению, а как место встречи разных людей с разными умениями и разным опытом. В-четвертых, акцент в групповых ритуалах делается на создание и поддержание общности людей (community). Главное в совместном обряде – не воспарение души «вверх», по вертикали к чему-то потустороннему, а «горизонтальное» общение и взаимодействие людей. Американский ритуал экстравертен. «Дух», «божественное», «Бога и Богиню» во время ритуала находят «здесь и сейчас» – в круге, среди равных тебе существ. Меня тронула практика «Становления», называемая «Мудра сердечной чакры»: каждый человек в круге прикасается к сердцу другого и произносит: «N., я почитаю Божественное в тебе!» Круг не должен быть анонимным; не может быть монополии «жреца» на обрядовые действия. Но при том, что в ритуале участвуют все, ритуальные роли четко прописаны и распределены. К праздникам и ритуалам готовятся заранее, иногда специально проводя репетиции. Ритуально отмечаются обряды перехода: на празднике Йоля унитарии проводили «викканинг» для полугодовалого малыша Азраэля — румяного, веселого и круглого, как новорожденное Солнце. Жрица язычников- унитариев проходила Croning – обряд вступления в пору жизни, которой правит Богиня-Старуха (Crone). «Открытый очаг» ежегодно дает «ведовской бал» на Хэллоуин, куда приглашаются все желающие: это одновременно сбор средств для фонда, и способ заявить о себе в обществе. И, наконец, атмосфера. В Америке в целом более доброжелательный психологический климат, но язычники оказывали мне и моей жене особенно теплый прием. Им было удивительно видеть русских виккан, хотя после знакомства с бразильскими гарднерианами, казалось бы, чему тут удивляться. Все интересовались, как виккане живут в России, сталкиваются ли с непониманием, существуют ли языческие организации. В унитарианской общине я даже прочел лекцию о древнем и современном восточнославянском язычестве. Айрис, жрица ковена, узнав о создании Союза виккан России, вздохнув, сказала, что труднее всего тем, кто начинает. Я уверен, что нам необходимо начинать именно с создания мирной, дружелюбной атмосферы в общении. Этого не так легко добиться – история викки на западе знает длительные эпизоды «ведовских войн» между традициями и группами. Может быть, положительный пример нынешних американских виккан поможет нам не совершать ошибки, уже пройденные другими, и создать здоровую и плодотворную духовную общность?
Автор, фотограф: Гарсиа