Турист отправляется в путь с видом важным и одновременно озабоченным.
Воин идёт в бой, сжав зубы и собрав волю в кулак.
Но человек, возвращающийся домой, — улыбается.
***
Буквально на днях разразился настоящий археологический скандал. После смерти знаменитого британского археолога Джеймса Мелаарта выяснилось, что он с большой вероятностью подделал ряд своих находок. В первую очередь – «троянские таблички», уникальный текст о временах троянской войны. Но есть вероятность, что в число подделок попадёт и ряд других материалов. В том числе материалы по Чаталгуюку – находке, значение которой невозможно переоценить. В том числе и для развития идей, лежащих в основе викки.
Конечно, Чаталгуюк сам по себе никуда не денется. И открытий там предостаточно и без материалов Мелаарта. Но всё же, всё же… Этот скандал в очередной раз напоминает нам, что в основу религии бесполезно закладывать научные открытия. Теории будут меняться, находки менять свою принадлежность, а эпохи пересматриваться. Для науки – это прекрасно. Но для желающих точной реконструированной религии – это крах.
Викканский духовный дом, наша духовная родина – лежит в седых временах, когда религия только зарождалась, вероятно вместе с самим человеческим разумом. Он манит нас теплом очага и светом из окон. И вглядываясь в этот слабый далёкий свет, сквозь археологические находки и научные теории, мы в равной степени идём как за путеводной звездой, так и за блуждающим болотным огоньком. И не имеем возможности различить их.
***
«На берегу реки благословенной сидели мы, и, вспомнив Авалон, заплакали. В руках остались сломанные шпаги, щиты развесили мы на деревьях. Разрушены серебряные башни, утоплены в потоках крови. Так сколько миль до Авалона? И все, и ни одной. Разрушены серебряные башни.»
Один из парадоксов викканского пути состоит в том, что с одной стороны – все дороги ведут домой. А с другой стороны дороги, ведущей к дому, просто нет.
Абсолютно любая культура, любая философия, любой стиль и любая вера берут своё начало в том самом культурном истоке. Явно или неявно. Хотят они того или нет. Подобно реликтовому излучению в космосе, то время остаётся непреходящим эхом. Оно будет существовать до тех пор, пока не умрёт последний человек, хранящий в памяти хотя бы одно слово, переданное ему другими людьми. Связующая нить слов из слов и идей протянулась от сидящих у костров древних людей к нам, вглядывающимся в мерцание мониторов. И потянется дальше, сквозь радости и горести, по земным дорогам и межзвёздным путям.
И в то же время реконструкция того времени принципиально невозможна. Конечно, если кто-то не изобретёт машину времени, что всё же маловероятно. Дороги нет. И не будет.
Но вот что ещё интересней. Дороги никогда и не было.
***
Вот уж в чём сложно заподозрить виккан, так это в традиционализме. Как бы мы ни пытались состроить серьёзное лицо, дискутируя в одном поле с другими язычниками, правда всегда вскрывается. И очень быстро.
Пока одни спорят о том, можно ли восстановить что-то из пепла старых религий, а другие жаждут передавать следующим поколениям горячие угли, которые удалось сохранить… Виккане просто берут пепел. И понимают, что это – не пепел. Звёздная пыль – может быть. Пыльца фей – возможно. Но уж точно не отживший мёртвый пепел. И в этот момент остальные язычники начинают крутить пальцем у виска.
Что ж, их можно понять. В их голове не укладывается, что виккане, даже пробираясь к своим далёким историческим корням, к былым религиям и историческим событиям, мыслят их вовсе не на бытовом уровне. Конкретные формы, существовавшие в тот или иной момент времени, могут быть интересны или нет. Но в любом случае они не являются целью. Цель – само состояние веры. Первоимпульса. Того максимально незамутнённого чистого пламени, которое между всех форм открывает дорогу к божественному. К истоку.
Даже если завтра изобретут машину времени и доподлинно узнают, во что верили древние люди – дорога не появится. Просто мы станем лучше понимать направление.
***
Крутящие пальцем у виска будут правы и во многом другом. Что там можно поставить в вину? Давайте посмотрим.
Играем в религию? Конечно, играем. И красивый нефункциональный антураж любим.
Выдумываем на ходу? Безусловно. Ведь когда вместо пепла, сплошная пыльца фей, как можно не выдумывать.
Избегаем сложностей? Нередко. Не изучаем сотни правил построения ритуала, не выстраиваем сложных многоуровневых систем, где каждый чих прописан и имеет конкретное значение. И к богам обращаемся чаще от чистого сердца, а не по канону.
Над всем шутим? А вот это уж точно. Более того – это и есть самое главное.
Мы не спасаем свою гибнущую душу от ада. Не взываем к суровым богам, посыпая голову тем самым пеплом. Не ищем власти над миром. Не тщимся возродить славу Рода.
Мы возвращаемся домой. А человек, возвращающийся домой, — улыбается.
***
Может показаться, что виккане несерьёзны. Но вообще-то это не так. Просто быть серьёзным – это ещё не значит быть «смертельно серьёзным».
Смех, ирония и игровой подход – прекрасные инструменты духовной работы, которые слишком часто остаются недооценены. Они стирают границы. Размыкают оковы нашего разума. И открывают путь к свободе, искренности и жизнерадостности.
Более того, они позволяют проверить на прочность любые теории и построения. Узнать на практике так ли глубока кроличья нора нашего духовного поиска. Или же вся её глубина – лишь нарисованные декорации, в которые смертельно серьёзные люди боятся ткнуть пальцем.
Но главное даже не в этом. Благодаря смеху, иронии и игре мы можем разрешить парадокс викканского пути. Наше «несерьёзное отношение» размыкает не только оковы разума, но и оковы конкретных форм. Стирает строгие границы традиций. И мы оказываемся способны выйти за их пределы. В тот чистый творческий поток, в котором возможно не следовать уже существующими дорогами, но творить свою дорогу. И следовать за зовом сердца.
Да, мы играем в религию. И выдумываем на ходу. Потому что викка, как и полагается религии, — это искусство. А не сборник правил.
И если из-за этого в глазах других мы становимся неумехами, ролевиками, глупцами, сумасшедшими – значить быть по сему.
Мы отказываемся различать, где блуждающие болотные огни, а где путеводные звёзды. Потому что в наших руках всё становится путеводной звездой.
Мы отказываемся стеречь пепел или передавать угли. Потому что мы обращаемся к вечно живому огню и творим из него новые формы.
Мы отказываемся ограничивать себя конкретными традициями и правилами. Потому что наш путь всегда лежит между и за пределами существующего.
Мы просто возвращаемся домой.
И да. Снова и снова: мы улыбаемся.
Автор: Александр Садовников ( Орден Мотылька и Репейника )