Каким ты видишь мир, таким и создавай,
Живым движением над смертью восставай.
Сказал ты: «Самому б пошевелить рукою…»
Нет, не посмеешь ты; а смеешь, так давай!
О.Хайям (перевод – И.Голубев)
В начале этого года, когда зимние холода ещё навевали умиротворённое состояние и способствовали философским беседам, одна замечательная последовательница викки задала мне вопрос. Был этот вопрос с одной стороны банальным. А с другой – неожиданным для меня. Она спросила, почему я решил встречаться с викканами вне сети и вместе с ними проводить ритуалы. Фактически её интересовал вопрос, почему люди вообще оставляют свои уютные квартиры и не менее уютные внутренние мирки, чтобы встречаться, подстраиваться друг под друга, искать компромиссы и неизменно в чём-то себя ограничивать ради общего дела.
Конечно, если человек чувствует в себе дар миссионера и хочет нести «свет веры» вовне привычного окружения, то его выход в люди понятен и очевиден. Столь же очевиден он и в случае, когда человек придерживается идей прямой передачи традиции. Сложно получить инициацию и наставления, сидя дома и устраивая ритуалы на собственной кухне. Но если ни первой, ни второй причины не обнаруживается, тогда зачем? Верить можно и запертым в гробу, для проведения ритуала достаточно будет комнаты, а если есть желание выбраться на природу, одиночке это сделать фактически даже проще. Не надо ничего согласовывать, не надо ничего никому объяснять. Только ты и боги, никого и ничего лишнего. И ведь, как следствие, никакого риска, кроме непосредственно риска связанного с магией и духовными практиками. Так зачем?
В тот день я не смог ответить. Попробовал было зайти с одной стороны, потом с другой. И понял, что на банальный этот вопрос у меня нет ответа. Ни банального, ни оригинального, никакого. Возможно, кто-то сначала ищет ответ, месяцами и годами тщательно взвешивая аргументы. Но для меня переход от состояния «викканин сам по себе» к «ищу других виккан» произошёл естественно и без явного перелома. Просто однажды потребность стала очевидной. А потом появилась возможность её реализовать. И вихрь событий закрутил меня, уже не давая опомниться и задуматься о причинах происходящего.
Ответ пришёл ко мне совсем недавно. Ожидаемо банальный, как все честные ответы. Ожидаемо трудный для принятия, как всё банальное. Ожидаемо неизбежный и необходимый, как всё трудное. Я никогда не «выходил в люди». Просто внешний мир со всеми его болезненными вопросами и сложностями пришёл в мой дом сам. Не спросив моего разрешения и не дав никаких объяснений. А я в силу жизненных принципов не смог закрыть на это глаза.
***
В тот вечер, когда я нашёл ответ, осени как раз надоело хранить летнее тепло. Подул холодный ветер, и воздух наполнился влажным холодным ароматом октября. Тем самым ароматом, оставляющим стойкое послевкусие приближающегося Самайна. Я смаковал это послевкусие пополам с яркой горечью тёмного эля в бокале. Эль затягивал в себя подобно чёрному зеркалу, бокал приятно холодил руку, а вокруг разворачивались события под стать тоске осенних дней. Пара, у которой я был в гостях, и которую считаю своими друзьями много лет, в очередной раз находилась на грани расставания. Нет смысла передавать детали, полагаю, каждый может домыслить их самостоятельно. Взаимные обвинения, взаимное недовольство, взаимное недопонимание. Я пил эль и строил из себя не то психолога, не то медиатора. Не слишком умело, но на тот момент любое участие было лучше, чем его отсутствие. Наконец, конфликт угас, ситуация наладилась хотя бы временно, и все отправились спать. Но вместо сна я всё стоял у окна, дышал влажным воздухом и думал.
Их история по-своему тоже банальна. От горячей страсти до ссор и непонимания. С другой стороны, а чья история не банальна? Мир переполнен вещами и живыми существами. Но даже самые великие судьбы легко укладываются в несколько коротких предложений, да утомительное перечисление достижений. Мир банален уже просто потому, что по-настоящему яркие события в нём происходят редко. Это нормально. Это естественно. Но от того не менее драматично. Переходя от события к событию, растрачивая свои силы на серую повседневность, старея и теряя свежесть взгляда, мы не замечаем, как горевший в нас огонь затухает. И то, что было столь важным, кажется, ещё вчера, уже потеряло смысл. Ушло, оставив по себе едва ли несколько воспоминаний, да пустоту внутри. И даже само это осознание – такая же повседневность.
Так уходит любовь. Но чем же вера лучше? Всё тот же огонь. Всё та же сила. И всё тот же исход. Сначала наша вера созревает настолько, что проявляется ярко и зримо. Подобно весеннему цветку она очевидна и сильна в своей самодостаточности. В своей правоте юности и непротиворечивости экстаза. Но пылать вечно не суждено даже ей. Проходит время, теряется новизна, вера становится частью повседневной жизни, религиозные ритуалы вплетаются в события будней, а духовные практики обретают всё более конкретные очертания и границы. Порой на волне экстаза прежнее сияние юности возвращается к нам, но лишь на время. На преступно короткое время.
Я видел это на примере многих людей. Я знаю это и на своём примере, пусть даже пока моя вера ещё горяча. Ничто не может вечно удерживать яркость первой вспышки страсти. Будь то любовь, ненависть или вера. Порой люди борются с этим, меняя религии, как перчатки. Переходя от одной организации к другой. Глотая одну за другой экстатические практики. Но и эта гонка со временем становится повседневностью.
А мир вокруг шумит и не даёт сосредоточиться. Приходится помогать родственникам и друзьям, решать бытовые вопросы, зарабатывать деньги, лечиться, стоять в бессмысленных очередях, да, наконец, просто отсыпаться после тяжёлого дня. И былые яркие чувства становятся лишь собственным подобием, занимая своё скромное место в чехарде дней. Кто-то решает проблему, уходя отшельником в леса и горы. Кто-то строит из себя пророка не от мира сего, кое-как перебиваясь малым в бытовых вопросах. А кто-то просто смиряется, решив, что на его век хватит и малого. Как знать, может и хватит, жизнь коротка.
И всё же… Жизнь коротка – распространённое убеждение, не лишённое здравого зерна. Даже сто лет жизни – невеликий срок в сравнении с многотысячелетней историей цивилизаций. Но человек живёт свою жизнь каждый раз как единственную и уникальную. Человек может многое успеть в своей жизни, сколь бы короткой она ни была, и хорошего, и плохого. Например, он вполне может успеть растерять свои идеалы и надежды, отчаяться и смириться с унынием серых будней. Но совсем не факт, что он успеет понять свою ошибку и всё исправить. Потому убеждение, что жизнь скоротечна, крайне лукавое. И годится, как правило, только для утешения. Подобно знаменитому кольцу Соломона. Да, когда уже не остаётся ни времени, ни сил, можно утешиться мыслью, что всё пройдёт. Но не раньше.
Что же с этим можно сделать? Если, конечно, не уходить отшельником в леса? На самом деле ответ очевиден: выйти к людям. Что остаётся от цветка, когда цветок увядает? Остаются плоды. Остаются семена. Цветок, кажущийся по весне самодостаточным, продолжает жить в своих плодах даже холодной осенью. На самом деле все мы знаем этот ответ.
Выиграть у времени на его территории и по его же правилам – практически невозможно. В этой игре есть только один финал – угасание. Но тот, кто изменяет правила, может победить.
Кто-то ищет способ пребывать в постоянном состоянии экстаза, а кто-то стремится заместить весь профанный мир сакральным. Но есть и более простой метод. Достаточно перестать рассматривать себя и свои чувства, как нечто замкнутое и завершённое. В замкнутом и завершённом пространстве время царит и правит. Но в пространстве, не имеющем строгих границ, в пространстве, где многое взаимодействует со многим, время теряет свою силу. А вместе с ним теряет свою силу и власть серых будней.
Проблема повседневности – это так же проблема границ. Всё, что имеет границы, может быть заполнено, завершено. А раз может, значит будет. Любая страсть завершается там, где ей положен предел. И очень часто этот предел зависит только от нас. Но опьянённые дурным будничным хмелем мы предпочитаем не замечать своей ответственности за свои жизни.
Но религия по самой своей сути рассчитана на то, чтобы толкать последователей за пределы их личных границ. Для начала – хотя бы к богам. К богам идти проще. Они сильные и мудрые. К людям сложнее. Поэтому к людям мы часто идём не сразу. А когда всё же идём, то нередко совсем не с протянутой рукой дружбы. На счету религиозных фанатиков немало жертв. И этот счёт исправно пополняется по сей день. Потому что карать и наставлять – тоже проще, чем идти с открытой душой. Но карать и наставлять – значит снова играть по правилам времени.
Одним из универсальных советов для пары является совет найти общее занятие, которое будет радовать обоих. Любовь должна выйти за границы эмоционального состояния, выйти за границы чувствований одного конкретного человека, только тогда она сможет развиваться и расти. Любовь прирастает делами. Так костру для горения нужны всё новые дрова, ограниченный лишь своими углями он не сможет пылать вечно.
Так универсальным советом для верующего мог бы стать совет найти общее занятие с другими верующими. Не потому, что боги не услышат тебя одного. Не потому, что так эффективней проводить ритуал. И даже не потому, что так хотят боги. Просто от других людей мы получаем нечто незаменимое и не всегда выразимое словами. Нечто приходящее к нам с информацией, с рукопожатиями, с улыбками и общим трудом. Это тот самый непосредственный опыт веры, идущий от сердца к сердцу. Но не единожды во время инициации, а непрерывно. Каждый день. От каждого к каждому.
Для язычника, для викканина этот совет актуален вдвойне. Если весь мир обожествлён, то почему мы закрываемся от части мира? Люди – такая же часть мира, как пригородный лес. Не большая. Но и не меньшая. И викканин, идущий к другим викканам, не только получает от них опыт веры, но и получает опыт взаимодействия с божественным. Так чаша в ритуале идёт по кругу, объединяя всех воедино. Так простое дружеское слово прокладывает новые пути для наших чувств.
Так костёр веры получает новые и новые дрова. И разгорается всё сильнее.
***
В своё время я сам не заметил, как принял этот вывод. И принял решение в соответствии с ним. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это произошло, когда родился мой сын. Сам факт рождения ребёнка, приход в мир того, от кого ты уже точно не сможешь отгородиться, заставил переосмыслить свою жизнь. Понять, почувствовать, что иногда недостаточно просто быть. Иногда недостаточно молитв и медитаций. И даже самый лучший человек, не выходящий за границы своей повседневной жизни, оказывается не столь уж хорош.
Глядя в ещё неосмысленные глаза сына, я вдруг осознал, что так будет не всегда. Что он будет учиться, копировать действия родителей, интересоваться их делами и пытаться принять участие. Что он вырастет. И вольно или невольно, но оглянется назад, чтобы окинуть взором то, к чему пришли его родители. Что, уходя в своё будущее, унесёт с собой частичку родительского прошлого.
Когда-то меня спросили, какой момент я считаю поворотным в жизни мужчины. Я тогда немного в шутку ответил, что поворотный момент – это когда ты смотришь на себя в зеркало. И думаешь: а таким ли я хочу себя видеть? Вот как только этот вопрос задаётся всерьёз, наступает поворотный момент. Сейчас я вполне всерьёз знаю, что есть и другой поворотный момент. Когда ты смотришь в глаза ребёнка и думаешь: каким я хочу, чтобы увидел меня он?
Есть у Цветаевой одно известное и очень яркое стихотворение, посвящённое дочери. Думаю, все его слышали и многие знают. Не останавливаясь на всём стихотворении, позволю себе привести лишь первые строки:
«Когда-нибудь, прелестное созданье,
Я стану для тебя воспоминаньем…»
Прекрасные эти строки при всей своей простоте полны силы. Силы явной, силы правдивой. Невозможно не думать о том, каким ты останешься в воспоминаниях своих детей. А на самом деле: в воспоминаниях своих близких. Тех, кто останется после тебя. Тех, кому ты в какой-то момент уже ничем не сможешь помочь.
Кто ты, человек? Что от тебя осталось со временем? Поутихшая вера, выраженная лишь в вялых словах? Усталость? Обыденность? Чего ты достиг, оставив весь пламень внутри себя? Стал просветлённым? Или, что вернее, просто сохранил в душе немного углей, чтобы греться ими в старости?
А смог ли ты передать свою веру? Ведь вера – это великий импульс. Её не уместить в словах. Но переходя от сердца к сердцу она зажигает сердца. Смог ли ты передать пламя? Или же всё закончилось на тебе?
Подлинная традиция никак не связана с передачей ритуалов и навыков. Оставим это для традиционалистов и формалистов. Подлинная традиция – это передача жизни и огня. Передача импульса. Получат ли наши близкие этот импульс? Получат ли его наши дети?
Каждый сам решает для себя эти вопросы. Меня они привели к простой логической цепочке. Если я хочу передать импульс, мне для начала нужно его сохранить и приумножить. Но если я хочу его сохранить и приумножить, я должен найти способ получать новый опыт. И опыт этот не может рождаться только во мне, будь я хоть сто раз связан с божественными силами. Молись я и занимайся магией хоть всё свободное время. Опыт должен рождаться из дел. И значит мне нужно выйти из своей уютной комнаты и пойти к людям. Хотя бы для того, чтобы узнать их. И обменяться опытом веры.
***
Итак, вера прирастает делами. Когда цветок нашей страсти отцветает, он может продлиться в своих плодах. Но сами плоды существуют и имеют смысл, только взаимодействуя с внешним миром.
Так чем больше мы отдаём вовне, тем больше в итоге получаем. Чем сильнее раздаём свои угли, тем больше дров получаем извне, тем сильнее наш огонь. Конечно, каждый сам выбирает меру пламени страсти. Любовь ли это, дружба или искренняя вера. Кому-то комфортно ровное аккуратное пламя, а кто-то предпочитает костёр до небес. Но и то, и другое всё же требует исхода во внешний мир. Либо вовсе исхода из мира – в отшельники, в том или ином смысле.
Когда мы идём к людям, это всегда кажется сомнительным, бессмысленным, пустым и, главное, напрягающим. Потому что мы ещё не имеем опыта взаимодействия. И не можем оценить его пользы. Но перешагнув через себя, решившись и выйдя в мир, мы обретаем силу, которой раньше не знали. Мы обретаем духовный и магический опыт. И оказываемся способны не только сохранить свою веру, но и передать этот импульс другим.
Вероятно, толчком к такому выходу у каждого человека служит своё особе событие. Кто-то, как я, впервые задумался о будущем, взглянув в глаза своего ребёнка. А кому-то это очевидно с самого детства. Кто-то почувствовал, как иссякает вера, и в отчаянии потянулся к другим людям. А кто-то оказался на краю гибели и осознал скоротечность своей жизни. И то, сколь многое он может не успеть.
Но каким бы ни был повод, все мы выходим во внешний мир и идём к людям, когда молитвы и медитации оказывается недостаточно. Чтобы продлить нашу веру. И сделать её сильней.
Будьте благословенны!
Автор: Александр Садовников ( член Ковена Неназванного Древа )
Больше текстов этого автора вы сможете найти в группе Орден Несуществующих
Автор фото: Ксения Гущина