Викканские Свитки

К вопросу о небесных одеждах

К вопросу о Небесных Одеждах или #проповедьотпадре

Так называемый «Skyclad» — практика крайне редкая в ритуальной работе российских виккан, однако довольно часто всплывающая в обсуждениях и многих интересующая, особенно новичков. Не имею сейчас никакого желания ни рекомендовать ее, ни, наоборот, отговаривать, меня вполне устраивает сложившийся статус кво, но хотел бы прояснить несколько исключительно теоретических моментов, поскольку, как мне кажется, не все в полной мере осознают зазор между «как оно должно быть» и «как оно может получиться».

Primo
Для начала необходимо описать тот набор состояний, в которых может оказаться человек, снявший с себя всю одежду, не важно, для ритуальной работы, или по любому другому поводу. Я с этой мыслью впервые столкнулся у Игоря Кона, хотя, полагаю, далеко не он является ее автором и не один он озвучивал ее. В рамках данного текста я перескажу ее своими словами, поэтому не стану ссылаться ни на кого конкретного, дабы случайно не исказить ничью позицию. Уверен, что заинтересованный читатель сам сможет найти авторитетные исследования, посвященные этому вопросу.

Так вот, в чем соль: «быть голым» и «быть обнаженным» — совершенно разные состояния человека, хотя физически они и выражаются одинаково – в отсутствии одежды, и в обыденной речи выступают как синонимы. Самый очевидный пример, который позволяет сразу почувствовать разницу, это представить человека без одежды, когда все вокруг ТОЖЕ без нее (например, в общественной бане: редкое явление в нашей современной жизни, но, скажем, в Германии, насколько я знаю, это вполне возможный сценарий), и сравнить это с ситуацией, когда некто оказался без одежды среди ОДЕТЫХ людей. Первое положение – это «быть голым», второе – «быть обнаженным».

«Быть обнаженным» означает уязвимость, отсутствие барьера между человеком и враждебной средой. Это положение раба: во многих древних обществах именно рабам было предписано носить минимум одежды или вовсе обходиться без нее, когда как господа носили положенный в соответствии с их статусом костюм. Противоположным образом, «быть голым» не означает уязвимости, человек без одежды как бы продолжает сохранять на себе социальный костюм, барьер между ним и средой сохраняется, пусть и чисто воображаемый.

При этом важно понять, что факт наличия или отсутствия такого невидимого костюма не определяется полностью положением окружающих (одеты или раздеты они). Скажем, сюжет, изображенный на картине Семирадского: по легенде, прославленная гетера Фрина имела обычай раз в год на праздник снимать с себя всю одежду и идти в таком виде к морю, чтобы искупаться. И хотя формально она была единственная обнаженная среди одетых, фактически обнаженной она как раз не была. Она продолжала находиться в позиции силы, именно она доминировала над толпой, невидимые «доспехи» были на ней.

Сравните это с гипотетическим сценарием, когда раздетая женщина окажется среди раздетых же мужчин, в благожелательности которых она не уверена: хотя формально все находятся в равном положении (без одежды), фактически, только женщина будет по-настоящему обнаженной.

Следующий момент, который нужно принять во внимание: оба состояния, и «быть голым», и «быть обнаженным», не означают автоматически эротического контекста. Эротика – это «надстройка» над обоими состояниями, дополнительный фактор. Этот фактор обязательно нуждается во взгляде Другого, источнике эротического напряжения. Невозможно быть сексуальным в одиночестве, даже разного рода аутоэротические практики в большинстве случаев сопровождаются хотя бы фантазиями о Другом, его незримым присутствием.

Но при этом и «голый», и «обнаженный» человек могут быть субъектами и/или объектами эротического контекста. Первый чаще будет связан с активной сексуальной ролью, второй – с пассивной, но необязательно, возможны варианты.

Secundo
И вот теперь мы, наконец, можем перейти собственно к ритуальной практике Небесных Одежд. Полагаю, уже из названия должно стать очевидно, в чем ее содержание: быть в Небесных Одеждах – это значит быть голым, но не быть обнаженным. Небесные Одежды – это и есть тот невидимый социальный защитный костюм, который ритуалисту необходимо «надеть». Если же вы в таком виде чувствуете себя неуверенно, беззащитным, это означает, что на самом деле никаких Небесных Одежд на вас нет, вы обнажены. В таком случае, для вас куда более актуально носить обычную ритуальную одежду, мантию, или любую другую, но не издеваться над собой.

Конечно, проблема в том, что вся разница – в голове, и очень трудно «заставить» почувствовать себя правильно. Поэтому-то практика Skyclad и не общепринята, и не должна быть такой. Я думаю, что это как раз тот случай, когда гораздо лучше никак, чем неправильно, и если ощутить небо на своих плечах у вас так и не получилось, ничего страшного, просто практикуйте в физической одежде, но не стремитесь переломить себя, чтобы следовать чьим-то ожиданиям или рекомендациям. Другой вопрос, если вы сами хотите научиться этому трюку: тут я не знаю, что можно посоветовать, возможно, как раз этот мой текст поможет расставить в голове все на свои места и увидеть картину целиком, но совсем не обязательно.

Кроме того, важно помнить, что практика Небесных Одежд сама по себе НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ эротического контекста, в особенности, для рядовых участников ритуала. Если кто-то боялся, или, наоборот, надеялся, что такие ритуалы всегда заканчиваются оргиями – то нет, это НЕ ТО, что должно произойти.

Единственное исключение – это роль жреца. В зависимости от содержания ритуала, он может иногда принять на себя этот внешний эротический взгляд, если это как-то соотносится с достижением цели ритуала. Но даже в этом случае эротический контекст не возникает и не должен возникать сам по себе, он должен (или не должен) именно сознательно вызываться исполнителем ритуала. Умение менять контексты – важный навык для викканского жреца. И, к слову сказать, совсем не обязательно для этого жрецу быть в Небесных Одеждах. Всегда возможны варианты.

И только держа в голове все вышесказанное имеет смысл приступать к практике Skyclad, или решительно отказаться от нее. Выбор должен сделать сам практик.

С первым днем календарного лета всех, и будьте благословенны!

(c) Айтварас Наррентурм

Оставить комментарий