Возможно, вы услышали это слово от случайного попутчика. Или же увидели на бескрайних просторах Интернета. Может быть вам подкинула его всеведающая, но порой скупая на детали и тонкости Википедия. Или же знакомый, смущаясь, признался, что так называется его вера. Возможно, вы зашли в магазин и наткнулись на него на книжной обложке. Но какими бы путями это слово не пришло к вам, оно неизбежно вызвало вопрос: викка? что ещё за викка? и почему оно звучит так странно?
Действительно, странно. Слово викка — это транслитерация английского wicca. А вот происхождение английского слова уже не столь очевидно. По многочисленным утверждениям, его корни уходят в старые формы английского языка. Но проследить точный путь не представляется возможным. Было ли слово искажено в 20 веке, появилось ли на несколько веков ранее — ответа нет. Но это не главное. Главное, что все варианты происхождения приводят нас к словам, обозначавшим когда-то магию и колдовство.
Но не стоит считать викку разновидностью магии. Такой подход в корне неверен и способен лишь ввести вас в заблуждение. Да, магия уважаема в среде виккан. Многие виккане активно используют её и с прагматическими целями, и как духовную практику. Именно с атмосферы колдовства викка начиналась, атмосферу эту она сохранила и по сей день. Виккане нередко называют себя ведьмами и ведьмаками, а порой считают, что сам факт принадлежности к викке равносилен причастности к магии. Так ли это — вопрос сложный.
Важнее другое. Несмотря на всё вышеперечисленное, в первую очередь викка — это религия.
***
История уводит нас в далёкие земли Англии, в глубь двадцатого века. Времена с одной стороны совсем недавние. А с другой стороны ушедшие без возврата и окружённые не меньшим числом загадок, как и куда более древние.
Беды и горести двадцатого столетия уже разворачивались во всей своей красе. Озарённая светом надежды наука обретала доселе невиданные возможности. Великие люди сменяли один другого как в калейдоскопе. Блистательный и страшный век мчался от одной вехи к другой, не думая сбавлять темп. Но скрытые в тени всего этого великолепия по-прежнему жили древние легенды и сказания. Дышали тайной стёршиеся камни. А остатки некогда могучих лесов навевали ностальгию по давно утерянному и, вероятней всего, никогда не существовавшему. Ностальгия эта смешивалась с обрывками идей, оставшихся от рухнувших магических орденов. Выискивала среди научных открытий близкое ей и родное. И вновь зажигала сердца.
На фоне усталости от догматических религий, от формализма и мрачной безнадёжности быта рождалась религия недогматическая. Религия свободы, радости и надежды.
Джеральд Гарднер, человек стоящий у истоков викки, в сущности именно так и описывал религию ведьм в своей книге “Колдовство сегодня”. Радуйся и пляши, празднуй и надейся на лучшее. Боги с тобой здесь и сейчас. А после смерти они проведут тебя на отдых в свою волшебную страну. И после дадут возможность родиться вновь.
И хоть о реальных делах в общинах Гарднера мы знаем не так много, чтобы делать однозначные выводы, но сама идея, отпущенная им в мир — была этим миром подхвачена. Викка легко меняла формы. Но всегда хранила в себе прекрасный образ ведьмовского карнавала, танцев с таинственным народцем и волшебства.
***
В Россию викка попала уже в 90-х годах. К тому времени она представляла из себя множество течений, зачастую совершенно несходных друг с другом. Традиции, школы, авторы со своими собственными подходами и методиками. Все они могли бы оказаться в нужное время в нужном месте и рассказать о викке в удобном для них ключе. Но честь сделать это главным образом выпала Скотту Каннингему.
Умерший в 1993 году, Каннингем едва ли мог предположить, что его книги разойдутся по огромной стране, распространяя викку, словно благую весть. Что для множества русских людей викка начнётся с его простых и душевных слов, с его атмосферы любви и принятия мира. И эта простота останется в их сердце навсегда.
Конечно, со временем отношение к Каннингему менялось. Становилось очевидно, что его книги где-то поверхностны, а где-то неточны. Что он больше полагался на интуицию читателя, чем на знания. И как следствие часто бывал слишком уж краток, оставляя больше вопросов, чем ответов. Для иных виккан стало хорошим тоном ироничное отношение к его книгам. Но и в их сердцах он оставил свой неизгладимый след, избавиться от которого не смог бы и самый сильный скептицизм.
Мы своим опытом исправляли неточности, искали ответы. Учились выстраивать самостоятельно идеи, ритуальные схемы и молитвы. Пустоту прекрасной формы заполняли своими душевными порывами и памятью прошлых поколений. Так Каннингем совершил невозможное: передал нам образ викки, слепок невиданной красоты, созданный ещё при Гарднере и отшлифованный сотнями рук после него. И позволил наполнить его самим.
Так викка в России обрела свою собственную судьбу. Став фактически отдельной религией. Мы приняли дар других земель, но сделали его своим, родным и понятным.
***
Так что же такое викка? Чем мы наполнили прекрасный образ? Какую духовную идею вложили?
Когда-то Гарсиа, человек в русской викке известный и даже знаковый, высказал простую и гениальную мысль: все мы словно бы заново проживаем серебряный век русской культуры. Тот самый век, который был так жестоко и преждевременно оборван революцией. Образ прекрасной Дамы, мистицизм, тонкий поэтический символизм и готовность к экспериментам — всё это легко и органично ложится на викку, словно для неё и создавалось. Многие из нас обращаются к тому времени напрямую, к стихам ли, прозе или живописи. И неизменно находят их актуальными для нашего времени. И для нашей веры.
К этой великолепной мысли я хотел бы добавить и другую. В русской культуре был и следующий, назовём его условно бронзовым. Это время шестидесятников. Время небывалых надежд на будущее, веры в научный прогресс и силу человеческого разума. Удивительным образом, в современной викке два этих века смешались. Серебро и бронза — небывалый сплав. Мистицизм, символизм и изысканная утончённость с одной стороны. И лаконичность, сайентизм и прямота с другой. Для современной викки равно прекрасны и образы яблонь на марсе, и образы потайных троп в дремучих лесах. Равно близки и устремления мистиков, и жажда новых открытий учёных.
Мы — наследники русской культуры. Двух её культурных веков, двух течений в искусстве. Мы приняли дары и тех, и других. С восторгом и почтением. И вложили их идеалы в викку. Сделав её подлинно русской религией, со своей историей и своим неповторимым будущим. От того так разнообразно наше понимание викки. От того она так близка нам.
***
И принятый нами образ викки, и наследие двух веков сходятся в том, что лежит в основе викки — это свобода. Свобода выбора. Свобода быть счастливым. Свобода строить свою жизнь и идти своим путём.
Именно из свободы происходит и то единственное общепризнанное правило викки, которое мы называем “викканским наставлением”: “Делай, что хочешь, только никому не вреди”.
Делай, что хочешь — потому что ты свободен. Никому не вреди — потому что и они свободны. Конечно, на практике полное выполнение этого наставления невозможно. Любым своим действием человек вредит хоть кому-то. Если не другому человеку, так животному. Если не животному, так камням или пыли вокруг себя. Викка не отрицает свободы для всего мира и не выделяет человека, как царя природы и единственного заслуживающего уважения. Поэтому причинение вреда остаётся причинением вреда, даже если пострадал не человек.
Каждый раз нам приходится решать какой выбор лучше отражает наставление. Какой вред окажется допустим, а какой нет. Ответы меняются в течение жизни. И это само по себе часть духовного пути. Постоянное переосмысление себя, своего места в мире и своих прав.
И помнить о том, что в основании лежит свобода — важно. Чтобы не ошибиться в этом поиске. Так нередко неприемлемым оказывается тот путь, который подавляет волю другого человека. И неважно делается ли это магией или обычным давлением.
***
Виккане признают право других духовных путей на существование. Более того, мы признаём, что для конкретного человека отличный от викки путь может оказаться лучше. Если он сам сделал такой выбор. В конечном итоге, религия — это всегда одежды веры. Пути, ведущие к единству человека с божественным. Сссориться из-за этого или проявлять прямую агрессию — значит лишь мешать и себе, и другим людям идти по пути.
С другой стороны, в каком-то смысле для викканина любая религия — лишь вариант викки. А все боги — воплощения наших богов. Кто-то скажет, что воплошения в прямом смысле. Кто-то, что другие боги лишь несут в себе часть духовной силы наших богов. А кто-то просто посчитает, что все боги находятся в родстве. Суть останется той же. Весь мир для викканина — часть викки. Уже поэтому не стоит мешать другим идти своей дорогой к своей цели.
И даже если эта цель не имеет отношения к вере — это не проблема. Боги проявляют себя и скрыто, и явно. Никто не сможет избежать их проявлений. Никто не сможет отречься от них. В конце концов экстаз жреца и учёного — явления одного порядка. И тот, и другой служит богам, познавая и меняя мир вокруг себя.
***
Теперь, когда мы определились с образом викки, можно наконец-то задать главный вопрос: во что верят виккане? Как зовут их богов? Какие праздники они празднуют?
Ответить детально — непросто. Викканская свобода предполагает, что верования разных людей могут значительно отличаться. Вернее сказать, будут значительно отличаться. Порой вплоть до самых ключевых идей.
И всё же, в общих чертах веру виккан описать можно.
Викканские божества имеют сотни имён, либо же не имеют имени вовсе. Они могут приходить в различных образах из различных мифологий. Но всегда будут Отцом и Матерью. Богом и Богиней. Часть виккан принимает их в конкретном историческом образе. И тогда они обращаются к Деметре или Ладе, в зависимости от того, кто им ближе. И какое из своих имён даровали боги. Но и в этом случае фактически обращаются к тем же Отцу и Матери. Великим богам.
Викку часто называют природной верой. Отчасти это связано с самим образом викканина, с атмосферой потайных троп, лесов, туманов и колдовства, как естественной части природы. Но на практике виккане бывают более чем городскими жителями. И ритуалы наши часто не столь уж природны. Смысл утверждения природности обычно в другом. Всё, что мы делаем, весь мир, который мы наблюдаем, мы воспринимаем через призму естественных природных процессов. Наши праздники — не исторические события. Наши молитвы так или иначе обращаются к циклам природы и живым человеческим чувствам и эмоциям. Даже надеясь на будущее, в том числе обусловленное техническим прогрессом, мы хотим видеть его вписанным в живую природу, в плоть и кровь нашей земли. И не так уж важно говорим ли мы при этом про лес или про бетонные кварталы.
Мы не отшельники, желающие скрыться в заброшенных деревнях. И не запуганные современным миром изгои. Скорее мы видим несовершенство современного мира и всем сердцем желаем развития. Экология, концепции городов-садов, развитие щадящих природу технологий — всё это часть нашей жизни, наших надежд. А порой и нашей веры.
Мир для нас населён духами и силами. Мы не подменяем ими науку, но и не отказываемся от них. Каждый камень живой. А у каждого холма есть свои загадочные глаза и уши. Духи ли это стихий, духи ли идей или же волшебный народец, который порой называют феями — все они часть нашей жизни. Наполняющая эту жизнь особым сказочным вкусом. Недаром мы так часто обращаемся не только к мифам, но и сказкам народов мира. Черпая в них вдохновение и силу.
Виккане празднуют два годовых цикла — Колесо года (Йоль, Имболк, Остара, Белтайн, Лита, Ламмас, Мабон и Самайн — саббаты) и фазы луны (полнолуние и новолуние — эсбаты). Наш Бог рождается, восходит на престол, отдаёт себя в жертву, становясь урожаем, и умирает. Чтобы родиться снова. Наша Богиня бессмертна, но она стареет и молодеет. Каждый праздник символичен и взывает к этапу нашей жизни. И к этапу в жизни природы. Вместе с богами мы умираем и рождаемся, чтобы обрести гармонию в жизни. И надежду на продолжение после смерти.
Наследники мистических традиций, мы отдаём должное красоте ритуала. Вино и чаши, лезвие ножа или шероховатая поверхность деревянного жезла, мантии и кристаллы — всё находит своё место в наших ритуалах. Но не подменяет их. Для виккан ритуалистика — это искусство, а не выверенная догматическая схема. А создание каждого ритуала — акт творчества. Редкий ритуал повторяется в точности так, как был проведён когда-то. Ещё чаще ритуалы и вовсе пишутся для каждого случая отдельно. Соблюдая символизм праздников, мы позволяем себе вольное их воплощение. Непреложно лишь то, что любой ритуал — это воззвание к богам. И любое творчество возможно лишь с их благословения.
***
Вторым по значению словом после свободы в викке является слово “жизнь”. Во всём её многообразии и во всех возможных формах. Быть живым — естественное стремление викканина. Радость возможна не всегда. Не всегда возможно и счастье. Но это не повод сдаваться. Да, мы верим, что после смерти нас примут к себе боги. И большинство из нас верит в грядущую реинкарнацию. В новую жизнь. Но не посмертие стоит во главе викканской веры, а жизнь здесь и сейчас. Со всеми её радостями и горестями.
Тем значимее, тем выше становится и свобода. Тем важнее не мешать жить другим, позволяя им попробовать свою жизнь на вкус, даже если этот вкус кажется нам неприятным. Будущее сулит надежду. Но счастье и гармонию можно обрести лишь в настоящем.
Мы учимся видеть божественную силу во всём, что нас окружает. В молитве ли, в магии или же в самой обычной повседневной работе — благословение богов остаётся с нами. И их незримое присутствие не покидает нас.
***
Свобода и жизнь, радость и надежда на будущее — естественная суть викки. Смешиваясь с романтическим символизмом, сказками былых лет и любовью к современному миру они порождают подлинно магический синтез самых разных взглядов и жизненных философий. Разобраться в этом хитросплетении порой непросто. Это требует погружения в ритуальную и повседневную жизнь виккан. В наши будни и праздники.
Говорить о конкретных ритуалах, молитвах и колдовских действиях можно бесконечно. Но это уже совсем другая тема, углубляться в которую имеет смысл лишь для того, кто хочет узнать больше.
В этой же статье довольно уже сказанного, чтобы понять, что викка — это современная живая религия, обращающаяся к образам древности, к поэтическому (и не только) наследию 19 и 20 веков, но ищущая свои ответы и надежды в настоящем. Религия колдовская, мистическая и гибкая. В которой общение с богами и следование гармоничным отношениям с миром оказываются гораздо важнее догматов и канонов веры.
Будьте благословенны!
Автор: Александр Садовников