Викканские Свитки

Поговорим о закрытых традициях: пару слов о гордости, глупости и границах

Данный материал был написан специально для сообщества Renard Occultisme. Публикуется на Викканских Свитках с разрешения сообщества Renard Occultisme.

Автор: #Sorora_Fascia

Сообщество Renard Occultisme

Иногда в русской магической среде попадаются действительно интересные мысли и авторы, а иногда возникают тренды, от которых хочется руку с лица не снимать. Одним из таких трендов стало «все инициатические традиции хотят вас контролировать, обмануть, обокрасть, использовать [вставьте любое]». Тренд расползается в основном от а) поклонников индивидуальности в крайних мерах (они же эйджлорды, магистры хаотической магии, основатели демонолатрических групп) б) от феминистских кружков, и в этом случае добавляется дополнительная аргументация – дескать, все ордена или группы суть патриархальный пережиток, давайте встанем в круг и будем дружно противостоять. Почему так происходит, почему возникают такие радикальные мнения и что вообще такое закрытые инициатические линии? Давайте разберем подробнее.

И начнем мы с юного адепта. Часто в ходе своего магического пути адепт, начинавший с тематических чатиков, руноставов и «гадания на путь по картам» осознает, что не находит своего места среди «любителей» и что чувство принадлежности и удовлетворения амбиций остается неудовлетворенным. В связи с этим он стремится к получению официального признания. Его привлекают ордена, ковены, круги – устоявшиеся группы, в которых он сможет раскрыть свой потенциал. Однако, бывает так, что, найдя такой, предположим, орден, адепт понимает, что он сам в гордости своей далеко не уникален и значим, ему не дадут сразу доступ в тайные тайных и он вынужден учиться и меняться. В случае столкновения с контролем (например, необходимостью менять практику, рутину или отчитываться), от которого адепт уходит в протест и уходит из обучения или отказом от самой организации в виду любых причин, у обиженного адепта может появиться мотивация публично раскритиковать конкретный орден, направление или даже идею закрытых инициатических сообществ.

И вот такими отказниками и форсируется мнение о том, что любая крупная инициатическая организация – это устаревший пережиток патриархата или высокомерных магов, в то время как «истинность» исключительно в частных небольших группах или индивидуальных инициативах с замысловатыми названиями. Более того, как в первых, так и, во-вторых, в основном используются методики, которые первоначально считались «враждебными», только с изменением авторства.

Итак, имея в виду вышеперечисленные аспекты, давайте обратим внимание на то, что на самом деле представляет из себя закрытая оккультная магическая организация, и почему претензии нашего адепта представляют собой лишь болезненное отражение его гордыни и неадаптивности. Легко можно обнаружить присутствие всех перечисленных признаков в любом, даже немного крупном закрытом или полузакрытом ордене, ковене или объединении.

Закрепленный состав: вертикальная и горизонтальная иерархия, движение адепта.

Начнём с простого. Все организации, выдержавшие испытание временем, разработали собственную систему контроля. Иерархия служит для обеспечения устойчивости организации и балансировки ее структуры. Например, в викканских ковенах сформировалась специфическая система ролей. В привычном нам варианте в основном присутствует понятие Верховного Жреца или Жрицы, но также в практике Д. Валиенте встречались «стражи сторон» и хранители круга, избираемые не только по функциям, но и по возрасту и даже внешности. В орденах ЗМТ-типа часто используется масонская модель иерархии через систему градаций. Возможны различные вариации, но суть остается неизменной. Иерархия соответствует пути развития адепта – и его движение внутри нее сопряжено с растущими обязанностям.

Communi Fabula: символы, знаки, культурные герои

Любая уважаемая организация вырабатывает и внедряет свои символы, извлекая их из «общего мифа»(Communi fabula) или, наоборот, создавая его. Общий миф, по существу, представляет собой версию происхождения организации (миф основания), ее символическое оформление (связь с культурой или культурами, в рамках которых она функционирует), а также культурных героев, божества/духов, предков или аналогичные концепции.

«Communi fabula» может подвергаться множеству интерпретаций, как это произошло с различными ветвями викканского движения, но всегда сохраняет основную структуру. Даже если организация внедряет что-то принципиально новое, на основе общего мифа возникают уникальные и узнаваемые для данной линии символы.

Зачем нужна communi fabula в магическом смысле? Она создает особое поле, в котором оккультные символы, смыслы, результаты и достижения превращаются в то, что в пространстве тиктока принято называть “эгрегором” – но, так как этот зонтичный термин не отражает необходимого смысла полностью, мы им пренебрежем. Эти смыслы формируют информационный поток, своего рода узнаваемый слепок той или иной традиции.

Организация практики: рутинное и ритуальное развитие адепта

Каждая организация имеет свой собственный набор ритуалов – от самых простых до максимально комплексных. Ритуалы формируют не только основные события в жизни организации, но также содействуют личному развитию участников.

В качестве иллюстрации рассмотрим открытые материалы ордена «Ordo Templi Orientis» (члены которого в России известны как «телемиты» по учению Телемы). Учение Телемы определяет правила поведения адепта в повседневных ситуациях и предоставляет практики для их духовного развития. В рутине создаются простейшие действия, которые поддерживают адепта в общем мифе. Допустим, необходимо стучать по столу определенное количество раз перед едой, тренировать свою волю и упорство, укреплять тело и разум.

Далее, для стабилизации уже магической энергии даются ритуалы персональной практики. Например, ритуал под названием «Либер Реш» или просто «ритуал Реш» выполняется персонально включает в себя четыре поклонения солнцу в различных его аспектах, что способствует выравниванию энергетической структуры адепта и обогащает его силой, схожей с буддистскими практиками разжигания огня – туммо.

И, в конце концов, адепта допускают к участию (сначала в качестве зрителя потом, возможно, в качестве участника) в больших групповых ритуалах, которые направлены не только на достижение некоторого практического эффекта, но и оставляют большой оккультный след от группы в целом. Одним из наиболее значимых больших и групповых ритуалов Телемы является Гностическая Месса, которая не только является религиозным событием, но также обладает магическими свойствами.

Так это действует не только в Телеме. Можно подставить все что угодно – и параллели найдутся.

Субординация: контроль, наставничество и обучение

В кругах орденов и ковенов существуют различные методы обучения, контроля и унификации, каждый из которых представляет собой уникальную точку зрения на то, каким должен быть адепт и как он должен относиться к различным аспектам обучения. Ожидается, что адепт проявит уважение к вышестоящим членам иерархии. Обучение и контроль обычно осуществляются через проведение экзаменов и испытаний.

Формы наставничества могут быть очень разными. В некоторых организациях это прямое наставничество, где есть один наставник и один или несколько учеников. Связь между структурным наставником и подопечным предоставляет последнему демонстрационный доступ к энергетической структуре организации в контролируемых масштабах, а наставнику – доступ к энергетике своего ученика, которую он формирует в соответствии с требуемыми характеристиками. Часто это групповые занятия со множеством преподавателей – и тогда вышеописанные задачи делятся на несколько людей, а большой набор преподавателей определяет качественное освоение информации. Группы адептов со временем начинают допускать к ритуалам и церемониям, они пробуют свои силы и укрепляются.

Срок наставничества тоже у каждой организации свой, но всегда длительный – и это не по нраву многим. Дело в том, что родить ребенка можно только за девять месяцев, но девять детей за год – никак. Время создает нужные условия для вхождения адепта, развития его и становления.

По мере прохождения определенных этапов обучения доступ адепта расширяется, достигая своего пика в форме масштабного посвящения. Недобросовестные люди могут использовать этот процесс, чтобы манипулировать другими от имени орденов, однако внутри самих структур такие индивиды быстро выявляются и устраняются, поскольку их амбиции мешают развитию ордена.

Инициация: ограничения, клятвы, договоры

Однако вместе с доступами также существуют ограничения. Большая часть информации в организациях всегда скрыта во внутренних кругах. Во всех оккультных организациях в какой-либо форме существует так называемая «подоатная» информация – то есть информация, скрытая под клятвой. Это относится как к личной безопасности (например, нераспространению личной информации), так и к ответственности и пониманию, необходимым для овладения определенной областью. Это могут быть закрытые материалы, ритуалы, имена и жесты. Клятвы служат для сохранения достижений и прогресса конкретной организации, а также являются самостоятельным магическим актом, который усиливает получаемые блага в форме договора.

Для того, чтобы получить к ней доступ – нужно двигаться по цепочке восхождения, сформированной всеми процессами в вышестоящих пунктах – и перемещаться по ролям, статусам, градусам и т.д. Также в некоторых традициях женская и мужская практика должны быть четко разделены, существуют гендерные роли, роли, связанные с возрастом, качеством и заслугами.

Скрытность и строгость инициатических линий в отношении материалов оправдана: любые ордена оберегают свое наследие, многие не хотят, чтобы потенциально опасная информация попала в руки юных или не очень обезьян с гранатой, которые будут игнорировать тот порой очень нелегкий путь, который нужно пройти, чтобы в полной мере овладеть ей. Большая часть материалов традиционной викки закрыта и не публиковалась никогда публично, и даже в тематические группы в соцсетях можно прийти только либо объяснив мотивацию к учению, либо предъявив воуч.

И пусть в определенных рамках адепт может практиковать вне сколько угодно, но определенные имена, знаки и практики остаются недоступными без получения «подтверждения» посвящениями – так это работает не только в ЗМТ, но и в любых других традициях.

Готовность адепта к посвящению проверяется через серию испытаний – от голода и одиночества до сложных экзаменов. Более того, не стоит думать, что каждый адепт достигнет посвящения, пусть это может вызывать обиду. И далеко не каждый человек может считаться достойным даже для базового испытания – причем здесь играет серьезную роль не только его качественная характеристика, но и способность вписаться в структуру. Организация предпочтет принять к себе скорее представителя, который мог бы стать ее частью, даже если у него нет великих способностей, так как их всегда можно развить, чем принять того, кто обладает великими способностями, но проявляет плохую приспособляемость или непоследовательность.

Во многих традиционных направлениях играет роль материальная обеспеченность адепта – в масонских орденах, например, принято платить членский взнос. В АКТ плата есть за все – такова особенность философии этого направления – магия должна быть оплачена. Посвящение в АКТ-традициях может стоить десятки тысяч долларов, включая затраты на подготовку (животные для жертвоприношения, цветы, продукты, алкоголь).

А вот отношение к набору адептов у организаций совсем разное – тут играет роль и популярность направления, и особенности передачи информации – насколько важны личные посвящения, и даже особенности наставников. И так некоторые линии оказываются более критичными к новым людям чем другими. Конечно, тут присутствует некоторая субъективность – так как объективных методов оценки в оккультизме вообще немного, и риск «не вписаться» или «не понравиться» конечно есть.

Закрепление и наследование: воучи, поручительства, наследованная магия и договоры

В ходе своей деятельности любой орден, ковен или другая организация создает линии посвящения. Каждая такая линия включает в себя не только официальное признание другими участниками, но и многолетний опыт, преимущества, а также договоры и покровительства от всех предшествующих и современных участников. В основном эти линии концентрируются вокруг достижений своего «основателя», например, ветви Пало связаны сочетаются с договорами мифического предка с определенными покровителями и носят их имена.

Любая организация заботится о сохранении прямых линий наследования и защите каждого ее представителя. Для этой цели часто используются сертификаты, грамоты и другие документы. Все полученные имена, знаки и знания, которые передаются через посвящение, обеспечивают безопасность и результативность практики, а также дарят определенные бенефиты. Духи, божества и сущности в рамках традиции будут узнавать адепта и легче (или вообще) идти на контакт. И тут важна прямая линия передачи, которая обеспечит отсутствие «проволочек» или «сбоев».

Во многих случаях эти документы (автор предпочитает называть их «воуч») содержат информацию о двух поручителях, которые подтверждают право инициируемого называться членом организации и присутствуют на церемониях инициации. Зачем они нужны?

Они открывают доступ к «общему потоку» организации. Например, в АКТ практик не сможет по-настоящему безопасно и успешно провести церемонию вызова духа без «получения» этого духа через уже посвященного взаимодействие с ним. Автор видел несколько «диких» вариантов вызова в рамках АКТ, но только один раз он закончился более-менее успешно.

В некоторых традициях есть возможность создания своих структур без наследования: например, в викке независимые ковены стали обычным делом уже в 70-х, но их не так уж и много выжило с течением времени. Многие структуры возникали, отделяясь от других. Но вот что важно: как правило, основатели новых орденов или прочих движений были полноценно инициированными членами других групп. И, следовательно, все, о чем мы говорили выше — прошли.

Наша критика не касается частных инициатив — ковенов общей практики, кругов и других объединений, которые нужны для того, чтобы вместе было веселее. Это касается только радикалов — непризнанных орденов с замахом на наследование чуть ли не от ЗЗ, традведьм, которые учились в лучшем случае по тиктоку и пр., которые берут некоторый образец и копируют его, выставляя себя за “лучшее от вон того, что не очень”.

Сформированная сущность: естественный «магический след» и влияние поля традиции на адепта

Что еще отличает сформированную оккультную организацию от кружка энтузиастов? То, что члена организаций видно на энергетическом плане. Мага в структуре Ordo Templi Orientis (они же телемиты) легко не только по подходу, но даже по магическому ощущению отличить от ковенной ведьмы или тем более солитари (прим. – одиночного) практика. Немного сложнее от сходственных ЗМТ-структур, но, тем не менее, телемитов видно всегда, что бы они ни делали. Но это только верхушка айсберга.

Чем более вовлечен адепт в структуру, тем больше он начинает перенимать общие свойства от нее, и его собственная магическая структура начинает претерпевать изменения. Адепты получают свои преимущества и уязвимости – например, многие традиционно посвященные ведьмы не терпят масла Абрамелина. Традиционные шаманы с каждым годом практики все ближе и ближе к духам не только по своему «уровню», но и по энергетическому следу. Практики АКТ начинают заимствовать качества своего «головного» духа, ведьмы формируют связь с Козлом Шабаша.

Членство в сформированной оккультной организации может ударить и по душевной организации. Вышеупомянутые последователи учения А. Кроули склонны к тому, чтобы как вовлекать в свое учение всех, кого только можно, в определенный момент резко уходить во все тяжкие. Шаманы страдают депрессией, ведьмы – спектром пограничных и биполярных расстройств личности.

Все официальные члены сообществ рано или поздно «ловят звезду». Остаются по-настоящему в основном те, кто сумел справиться и выровнять себя, и это тоже испытание оккультных организаций – сумеет ли человек обуздать все то, что неожиданный приток силы искривил. И направления мы, как внешние наблюдатели, судим, как правило, по самым отбитым и странным – тем самым, которые не справились.

Давайте подведем итоги.

И в этом всём во многом причина того, почему появляются вышеупомянутые альтернативные «круги» и дикие ордена. Нужно учиться, возможно платить взнос, нужно соблюдать субординацию и взаимодействовать с коллегами по цеху, и быть готовым к тому, что ты не уникальнейшая снежинка. Это, недоступность всего и сразу и закрытость, отказы и страх перед отказами формируют контркультуру на основе мысли «если меня не берут (даже теоретически), я создам что-то, где я буду королем». И область королевства определяется только фантазией создателя.

Однако оккультные организации – состоявшиеся структуры со своими правилами, культурой, мифом и мотивацией, которым, в общем, нет смысла контролировать одного конкретного адепта, нет смысла уничтожать его личность. Поэтому верить «освобождению от оков» в рамках дикого (то есть, непризнанного) демонолатрического ордена или псевдофеминистского круга подруг – это примерно то же самое, что верить в то, что вакцины – зло, но от коклюша поможет отвар коры дуба. Важно делать выбор своей головой, но с осознанием последствий. И по возможности не вестись на радикальных отказников.


Сообщество Renard Occultisme

Оставить комментарий