Данный материал был написан специально для сообщества Renard Occultisme. Публикуется на Викканских Свитках с разрешения сообщества Renard Occultisme.
Автор: #Лихо
Сообщество Renard Occultisme
«И помните: постоянная бдительность!»
(Аластор Грюм)
Одной из важных задач для практиков всех уровней является улучшение эффективности проводимых ритуалов. В данной статье я предложу свой взгляд на то, как выстроить ритуал так, чтобы задействовать все уровни восприятия и сделать его гораздо более эффективным, вне зависимости от традиции и направления. Отправной точкой улучшения качества ритуала можно считать послойное рассмотрение взаимоотношений человека с окружающей его средой и качественный анализ компонентов этих слоев, включая языковую среду и самого человека как языковую личность.
Каждый человек- языковая личность, существующая в пространстве определенного этнического, исторического и психологического контекста. Языковая личность (термин В. В. Виноградова)- это меткое и точное определение индивида, который, будучи продуктом своей среды, пропускает через себя символы, связи и коды своего окружения, транслирует их вовне с определенным качеством. Как несложно догадаться, на качество развития языковой личности все вышеперечисленные факторы влияют, складываясь. Чем выше сумма — тем выше качество… И казалось бы, причем тут оккультное действие, ритуал и магия в целом? Здесь нужно проследить логику того, как слово вплеталось в развитие человека и человек входил в создаваемый словами мир.
Точка сопряжения лежит в следующем: овладение речью погрузило человека в особое состояние связей с окружающим миром, в которое, конечно, входят и магические взаимосвязи. Слово сакрально у всех людей, начиная с самого начала человечества. На почве священного страха формируются имена-табу у животных и метафоры для описания мира. Именование — священный акт обретения объектом осмысленной в человеке и бытие оболочки. Адам именует всё живое. Людям даются священные Имена Бога. Начало «Энума элиш» — древнейшего эпоса: «Когда вверху не названо небо….». Наименование породило знаки. Знаки породили символы — сложные совокупности исторических, коннотативных, метафорических значений. Символьные системы наслаивались друг на друга до тех пор, пока не образовали многослойные образование — и это стало культурой. Они же легли в основу магических учений.
Таким образом, магия в своем развитии тесно связалась с языком, даже в отрицающих формах (т.е. например ритуальная тишина или обеты молчания выступают антитезой акту произнесения священного слова, молчание становится актом удержания истинной святости, сакральности слова). И если постепенно разматывать этот клубок, то можно получать определенные ключи для взаимодействия с более древними пластами магии, а также нажимать более древние рычаги воздействия.
Впрочем, одной лингвистикой вовлечение человека в магию и пребывание магии в человеке описать определенно и точно нельзя, ровно так же как нельзя ограничивать только символьной частью ту сложную совокупность взаимосвязей, в которую погружается человек при ритуале. И даже в этой статье используются выводы не только из лингвистики, но из множества других наук. Однако выводы, которые сделали именно лингвисты, изучая взаимодействие человека с языковой средой, отлично накладываются на принципы построения ритуала — т. е. на характер и качество трансляции уже упомянутых «символов, кодов и связей».
И сейчас мы последовательно рассмотрим схему настройки и поддержания ритуала методами лингвистики, пользуясь в качестве базы концепцией «уровней языковой личности» психолингвиста Ю. Н. Караулова, трансформируя и расширяя её относительно магической практики. Данная схема подходит как к ритуалам ЗМТ, так и к ведьмовским.
Уровень нулевой. Структурно-языковой (семантический)
Нулевой уровень — это уровень прямых смыслов. «Стол — то, за чем едят, стул — то, на чём сидят». Уровень максимального соотношения между словом и его смыслом. Кратко: «Всё, что ты скажешь — буквально и материально». Уровень машинной речи. Впрочем, без этого уровня дальнейшие действия невозможны — он является базой. Для ритуала это два важных пункта:
а) намерение как фундамент всего действия (даже если оно не оглашается)
б) фразы-ключи
Если говорить о намерении, то из всех чайников околоблогов дружно доносится «правильно формулируйте намерение, правильно формулируйте намерение». А как его формулировать?
Намерение должно обладать следующими характеристиками: оно должно быть нейтральным (лишенным яркой коннотации), однозначно трактуемым, прямым ( не иметь в составе отрицаний и не двусмысленным), лишенным средств выразительности с переносом значения (метафор, аллегорий), фразеологизмов, поговорок, пословиц, лишенным незавершенности и открытым по типу действия. Есть большая вероятность, что при формулировке неким заказчиком намерения для ритуала Юпитера на богатство в виде «денег должно быть столько, чтобы куры не клевали» вы не деньги получите, а найдете пакетик мелочи или будете вынуждены спешно менять пятитысячную в маршрутке, набитую бабками, везущих кур на базар. Давайте разберем на этом примере, как лучше сформулировать намерение на получение денег. На нулевом этапе мы, конечно, предложили бы избавится от фразеологизма и получили следующие выводы:
Мысль «заказчика»: я хочу больше денег и меньше связанных с ними обязательств.
Далее нам нужно подумать ещё раз и из не лишенных коннотаций и личной рефлексии мысли сделать чистый машинный запрос. Для этих целей рекомендуем представлять себя объясняющим ваше желанию не очень умному пятилетнему ребенку, который пойдет выполнять ваше указание буквально, но цепляясь за любую отвлекающую вещь по ходу действия. Как мы объясним ему это желание?
Подразумеваемое заказчиком намерение расшифровывается примерно так: хочется больше денег, чтобы больше тратить на себя и меньше на выживание: еду, коммуналку и другие обязательные расходы
Но этого всё ещё недостаточно, потому что мы чувствуем, что в этом определении очень много личного и мало конкретики. Однако забрасывать это определение не стоит, оно пригодится.
Во-первых, уберем «больше-меньше». Эти слова подразумевают сравнение с конкретным параметром без количества. Лучше либо совсем это убрать, либо подвязать к изначальной цели — имея в значении конкретный параметр. Допустим: «Я хочу чтобы мой уровень дохода относительно существующего существенно улучшился для того, чтобы…»
Во-вторых, «меньше связанных с ними обязательств» может значит как счастливое избавление от долгов и ипотеки, так и потерю отношений, в которые нужно было вкладываться, разрыв с семьей и т. п., и т. д. Всё, что может означать негатив лучше либо сразу менять, либо убирать. Также лучше «стелить соломку» относительно использования профита — чем меньше неопределенность, тем больше вероятность того, что будет именно то, о чём просили. Также лучше оставить «воздух», не указывая конкретные источники профита, потому что пути магии, как правило, неисповедимы.
Таким образом, мы получаем нейтральную, очень сухую формулировку:
«Я хочу, чтобы мой уровень дохода относительно существующего существенно улучшился, для того, чтобы иметь больше свободных денег, которые я могу потратить на развлечения, хобби и т. д.».
Следующий пункт нулевого уровня это фразы-ключи. Определение фраз-ключей мы берём из исследования русских заговоров: оно очень удобное и не требует дополнительных пояснений. Здесь нет ничего сложного — фразы ключи обрамляют ритуал, они, как правило, жестко привязаны к действиям:
«Я замыкаю круг», «я призываю ….», «я открываю круг», «компас очерчен и скреплен», «да будет так», «вы здесь и сейчас»
Самое важное здесь — смысл создаваемых фраз- ключей. Их можно разделить на множество групп, но самые важные из них — закрывающие и открывающие ключи, пространственные ключи и ключи действий.
Здесь всё очень похоже на пункт намерения. Закрывающие и открывающие ключи обрамляют соответственно открытие и закрытие ритуального пространства. Часто они определены традицией и четко выверены временем, а потому неизменны. Однако если мы ведём речь о более эклектических, новых или восстанавливаемых традициях, то здесь возможна некоторая свобода. Задача ключей открытия и закрытия состоит в том, чтобы четко соотнести ритуальное действие создания или деконструкции ритуального пространства с энергией внутри человека посредством его воли и подключить (отключить) его от условного энергопотока ритуала. Если ключи не определены, стоит помнить о все тех же правилах: однозначность, нейтральность, прямость, отсутствие недосказанности. Лучше даже несколько избыточно несколько раз, в начале и в конце заметить при открытии и закрытии круга, что “ничего из того, что тут сделано и сказано не пойдет нам во вред», чем не сказать, особенно работая со злыми или своенравными стихиями и получить огромный спектр непередаваемых эмоций от духов/сущностей, которые нашли лазейку в ваших формулировках.
Пространственные ключи не так сильно сказываются на непосредственных результатах, они, в сущности, даже не обязательны, но при грамотном использовании способны сильно изменить происходящее внутри круга. Как известно, внутри ритуального пространства устанавливается особое, ритуальное время и особая же ритуальная топонимика. Дополнительное подчеркивание особого, длящегося во все стороны ритуального времени может углубить как переживания участника/ участников, так и дополнить непосредственно физические действия внутри ритуала — «… и мы стоим между верхом и низом, между прошлым и будущим…»
И последние ключи — ключи-действия. Самые простые ключи из всех вышеперечисленных, но в то же время не менее важные. В них важна полная соотносимость с физическим действием. “Я очищаю пространство” — в самом деле надо очищать пространство хотя бы символическим жестом, «я нарекаю этот хлеб жертвой” — и хлеб становится жертвой. Здесь таится наибольшая свобода и наибольшая опасность. Слово вместе с нужным действием имеет почти безграничную власть над ритуальным пространством. Как в том анекдоте: «нарекаю порося карасём«. И как обычно, невнимательное отношение к воспроизводимым словам и действиям может повлечь множество проблем. Допустим, если вы нарекли иголку ножом, истыкали ей куклу, но не оговорили прекращение действия этого заклятия после, то, уколовшись этой иголкой, несчастный домочадец может ровно с такой же вероятностью попасть под проклятие, как и ваши недруги.
Подобным образом дело обстоит с обещаниями. Если вы в ритуале пообещали, что сожжете ритуальную пищу, но этого не сделали — последствия окажутся на вас раньше, чем начнется благое действие. Пользуйтесь логикой пятилетки — всё, что было сказано внутри ритуального пространства — реально и неукоснительно, если не оговорено иное или не поставлен запрет на выход сказанного из круга.
Таким образом, важность нулевого уровня колоссальна, она определяет как базис, так и действующие в нем правила. Выстраивайте на нулевом «базу» ритуала — и будьте уверены в том, что его основа не рухнет в процессе и скорее всего ритуал «выстрелит» Но это только начало.
Уровень первый. Лингво-когнитивный
И только возникло ощущение, что с основой-то мы точно разобрались, но не тут-то было. Редкий ритуал абсолютно молчалив или ограничивается только базовыми фразами. Как правило, он имеет либо обращение к именам, либо к культуре, либо к конкретным сущностям в форме воззваний, гимнов, молитв. Второй уровень — это уровень человеческой культуры и её хитросплетений, выстраивающихся в иерархии смыслов и их общностей. Человек вообще погружен в разнообразные связи с миром во многом создающиеся благодаря культуре. Личное мировоззрение его формируется в тесной связи с национально-культурными традициями, ценностями и идеологиями которые делают возможным создание общезначимой доминанты, инвариантной части. Первый уровень понимания предполагает вычленение и анализ переменной, вариативной части создаваемых ритуалистом смыслов в его картине мира, которая является уникальной для данной личности и укладывается в его культуру.
И если в первом случае это было «всё, что ты скажешь — буквально и материально», то во втором «всё, что ты скажешь — тянет контексты из культур, образов, имен и смыслов, к которым ты обращаешься». Здесь есть несколько общих рекомендаций.
Прежде всего, спрашивать себя: «А зачем я это делаю? Какую цель преследует избрание мной именно такой формы и таких слов? А имею ли я на это право?» . Это гораздо сложнее чем кажется, особенно в русской поэтической культуре, которая выросла на двуязычии и свободе. Далее — продумать, используется ли символика конкретной культуры как инструмент или же ритуалист становится её частью, принимая на себя роль. И какова эта роль, каковы её атрибуты и качество.
Заказчику с ритуалом Юпитера будет просто — как правило, во избежание казусов, связанных с культурой, традиции могут предоставлять и унифицированные тексты, и унифицированные воззвания. Он возьмёт телемитский ритуал Юпитера или возьмёт традиционные эпитеты из любых открытых источников. Однако даже в этом случае возможны сложности, особенно если воззвания берутся из головы.
А почему? Потому что некоторые имена и даже некоторые воззвания открываются только с получением определенных степеней посвящения, некоторые не расшифровываются в нужной степени (их значения недостаточно хорошо известны, так как тоже открываются в закрытых рангах посвящения), некоторые вообще не существуют и придуманы в рамках каких-то небольших сект в 90-х. Например, если брать систему Золотой Зари, то определенные имена, годформы и даже жесты становятся доступны только с определенными градусами посвящения. Божественные эпитеты могут добавлять значения в ритуал, а могут отнимать его. Например, Геката Сотейра и Геката Саркофагос — это одна и та же богиня в разных эпитетах, однако обращаться к Гекате Саркофагос (дословно к «Пожирательнице трупов») за помощью в душевном утешении как минимум неразумно, потому что её эпитет активирует совершенно другие значения.С другой стороны, к Гекате Саркофагос можно обратиться при составлении проклятия или ритуально принять её образ для себя для непосредственного причинения вреда.
Невнимательность к культурным особенностям речи избранной культуры в ритуалах также может испортить результат. Сравнение с волчицей для дисы в северной традиции — тяжкое оскорбление. Глупо обращаться к Макоши, сформировав намерение выйти замуж, с воззванием, в котором вы — невеста в белом платье. Потому что белый — цвет мёртвых. Невеста символически умирала, чтобы войти в дом мужа, и эта часть ритуала не была радостной и веселой — невеста не ела, не пила и не выходила на свет. Вас, конечно, поймут, но чем хтоничнее силы, с которыми вы взаимодействуете, тем жестче будет суд над вашими словами.
Использование мифологических сюжетов тоже должно быть обоснованным, потому что если вы привлечете «отовсюду понемногу», то, конечно, ритуал может вы и проведете, однако нагрузка и смысловые переплетения могут дать неожиданный результат. Делая ритуал Юпитера — обращайтесь к греко-римской мифологии, (если это не специфический синкретизм ЗМТ, где нормальна, например, параллель с Одином, она отработана многими годами опыта). И даже викканские ритуалы, также довольно синкретические, опираются все-таки на вполне существующий викканский миф.
Таким образом, внимательность к используемым культурным паттернам, мифологическим сюжетам, именам и вообще используемым средствам выразительности повышает успешность на первом уровне, когда ритуал нужно насытить средствами языка.
Уровень второй. Концептуально-прагматический
Не просто так в примере человека с запросом на богатство мы говорили, что эмоциональный компонент не стоит совсем уж исключать. Именно эмоциональное отношение человека, находящее выход в словах, составляет второй, внешний уровень.
На этом уровне мотто: «Всё, что ты скажешь — укрепит или ослабится в зависимости от того, как ты скажешь». Человек может подпитывать эмоцией слова, которые откликаются его сознанию и заставить их звучать. Это тот уровень, когда слова ритуала, уже сформированные в образы, с хорошей базой, выходят в реальность устами ритуалиста. Что сделает ритуал лучше на этом уровне? Внимание к интонации, громкости голоса, придыханию и ритму, а также настройка.
Одно и то же воззвание можно произнести по-разному и также получить разный спектр эффектов. Для тренировки этого уровня можно поступать по-разному. Можно делать тексты ритуалов ритмичными, например, оформляя их гекзаметром или любым удобным размером. Можно соблюдать ритм условно, выделяя для себя сильные точки — как правило это начало, ключевой образ и завершающая фраза текста.
Также неплохим вариантом станет выделение сильных мест именно в тексте ритуала — например, ритуалист может сделать акцент на начале и построении круга (что логично, так как в них вкладывается много сил), на центральном воззвании и к концу снизить темп и громкость голоса. Хороший эффект даёт чередование громкости и высоты голоса, однако нужно быть умеренным — резкие и быстрые перемены громкости могут сбить настрой других участников и вызвать если не срыв голоса, то заметную боль в горле, В некоторых традициях, например, в заговорах или молитвах есть произношение на одном дыхании — помимо соблюдения ритма, такое произнесение вводит говорящего в ИСС за счёт перенасыщения легких при задержке дыхания.
Грамотный подход на третьем уровне позволяет скорректировать слабости второго (но не первого, там ошибок быть не должно). Звучащее слово должно соотноситься и с вашим внутренним состоянием. Поэтому настройка любым из множества способов на текст, который вы написали или собираетесь говорить/ зачитывать — необходима, даже если вы уверены, что все сделаете хорошо и сразу. Как вы относитесь к тому, что собираетесь исполнить? Что вы чувствуете? Держите эти вопросы в голове, когда думаете о реализации.
Внимание к всем вышеперечисленным уровням позволяют значительно улучшить качество написанных ритуалов как на сценарии (бумаге), так и при воспроизведении. Эта схема не единственная и единственно верная, поэтому если в процессе у вас выработается своё понимание — тем даже лучше.
Сообщество Renard Occultisme