Викканские Свитки

«Заколдовывание мира» в религии викка: О празднике Yule (в день зимнего солнцестояния) в традиции современных западноевропейских язычников

Мария Стадниченко
(2010)

Рисунок по мотивам А. Дюрера

Всем известно, что 21 декабря – день зимнего солнцестояния, однако мало кто знает, что это еще и день, в который современные западноевропейские язычники отмечают праздник Yule – символ возрождения бога и приближения солнечных дней. Сегодня в мире насчитывается около миллиона человек, исповедующих ту или иную форму язычества, однако большинство из них не афиширует свое вероисповедание из-за опасений осуждения или даже преследования со стороны приверженцев доминирующих конфессий. Термин язычество, или, еще хуже, ведьма, до сих пор имеет в контексте христианской культуры явно негативную коннотацию. Благодаря популяризации образа ведьмы через фильмы и сериалы (например, «Гарри Поттер», сериал «Зачарованные») интерес к этому феномену возрос, но информация, доступная широкой публике, до сих пор мало общего имеет с тем, как на самом деле выглядит современный ведьмовской культ в частности и языческая вера вообще. Один из самых многочисленных неоязыческих культов сегодня – это религия Wicca, получившая в последние десятилетия широкое распространение в англоязычных странах.

Эпоха Просвещения повлекла за собой значительные изменения в области религиозных представлений европейского человека. Социолог Макс Вебер назвал этот процесс «расколдовыванием мира». В его правоте можно убедиться, прогулявшись на ежегодном рождественском рынке. Создается впечатление, что сегодня рождество в Европе – это прежде всего праздник потребления: уже с начала ноября улицы украшаются яркими огнями, витрины манят яркими цветами и привлекательными ценами, а огромные массы людей перемещаются от прилавка к прилавку в поиске подарков друг другу. Кроме встречающихся кое-где инсталляций знаменитого хлева ничто не напоминает о виновнике торжества. Кого из страждущих в очередях покупателей сегодня всерьез волнует история о том, что когда-то, в начале первого тысячелетия, в Палестине родился Сын Божий?

Вместе с религией претерпела изменение и духовная составляющая существования: в материалистическом мире отдельно взятый человек из богоподобного существа превратился в маленький винтик огромной машины, главная задача которой – эффективное производство.

В этом контексте в конце первой – начале второй половины ХХ века в Великобритании возникает религия викка. Викка – самая популярная и многочисленная среди неоязыческих религий, является, согласно ее последователям, возрожденным древнеевропейским культом плодородия, который существовал на территории Европы до ее христианизации, был гоним инквизицией, но чудом выжил, передаваясь из поколения в поколение в отдельных семьях. В этой попытке неоязычников отгородиться от христианства заложено разочарование в церкви и христианской культуре, которую они считают чуждой и навязанной Европе насильно. Язычники полагают, что большинство проблем современного мира, например, экологический кризис, являются прямым следствием потери языческой мудрости и изначальной связи человека с природой.

Викка сочетает в себе традицию мистерий, колдовство, природную и церемониальную магию, а все посвященные викканцы являются одновременно ее жрецами. Последователи викки поклоняются богине и рогатому богу, олицетворяющим дуальную природу мироздания (мужское-женское, луна-солнце, земля-небо). Богиня и бог не имеют собственного имени, они являются скорее архетипами божеств, встречающихся в разных культурах. Викканский год протекает по лунному календарю и разделен на тринадцать частей. Отмечают четыре лунных и четыре солнечных шабаша и тринадцать лунных праздников, называющихся эсбатами. Эти ночи считаются временем особенно сильной концентрации магических сил, способствующих контакту с божествами. Самым главным праздником считается Samhain, викканский новый год, который празднуют в ночь с 31 октября на 1 ноября. Каждый праздник тематизирует одну из фаз отношений богини и бога: богиня предстает в образе девочки, возлюбленной, матери и мудрой старухи, а рогатый бог играет роль ребенка, любовника, отца и повелителя смерти. Многие викканцы называют себя ведьмами и пользуются ведьмовской символикой (пентаграмма, ритуальные реквизиты), однако они не имеют отношения к поклонению дьяволу, его в викке просто не существует.

Викка – это религия инициации, поэтому стать викканцем можно только пройдя обряд посвящения в одном из ведьмовских сообществ (так называемых ковенов), ведущих свое начало от самого первого ковена, основанного в пятидесятые годы прошлого века.

Основоположником викки и ее первым первосвященником является английский отставной чиновник Джеральд Б. Гарднер – хотя он предпочитал уточнять, что сам был посвящен в учение в одном из тайных ковенов Саутгэмптона. Справедливости ради надо отметить, что в Англии конца XIX – начала XX века действительно царила оживленная оккультная атмосфера и в большом количестве процветали всевозможные тайные общества (например, «Golden Dawn» или «герметический орден Золотой Зари» Алистера Кроули). Добавим сюда увлечение фольклорной традицией и идеализацию народных поверий о ведьмах и колдовстве романтического периода IX века, и мы получаем исходные данные, из которых Гарднер почерпнул основные черты своей новой религии.

В 1954 году Гарднер издал книгу «Колдовство сегодня», в которой описал основы и происхождение новой религии. Вокруг него образовался круг последователей, с которыми он основал первый ковен. Через несколько лет викка пересекла атлантический океан и на волне популярного тогда увлечения эзотерикой и учениями древних цивилизаций стала быстро распространяться в США. Вскоре американские феминистки обратили внимание на новую религию, во главе которой находится женское божество, и таким образом возникло новое ответвление викки – «The Goddess Movement», признающее только богиню.

В последующие годы некоторыми жрецами и в особенности жрицами были изданы работы о викке, ставшие бестселлерами (например, «The Spiral Dance» американской жрицы, пишущей под псевдонимом Starhawk, разошелся тиражом свыше 300 000 экземпляров). Во многом благодаря этим книгам викка приобрела известность среди интересующихся эзотерикой читателей, некоторые из которых стали практиковать магию в одиночестве или же образовывать собственные ковены. Из-за отсутствия четких критериев подсчета на сегодняшний день не существует точных данных о количестве исповедующих викку, в США приблизительная цифра – 134 000 (2001 год), однако совершенно ясно, что это одно из самых быстрорастущих религиозных сообществ в мире.

Чем объясняется такая притягательность викки для ее последователей (а в основном это западные белые женщины, представительницы среднего класса с высоким уровнем образования)? Одно из возможных объяснений – это то, что викка возвращает человеку ту духовную составляющую, которая была утеряна в процессе упомянутого выше «расколдовывания мира». С помощью оргиастических ритуалов, шаманских и колдовских практик викка как бы «заколдовывает» мир обратно, сакрализуя человека и пространство вокруг него. Помимо этого сама структура организации викки, предполагающая проведение ритуалов в ковенах численностью до тринадцати человек, дает своим адептам ощущение причастности к общине единомышленников, между членами ковена возникают близкие доверительные отношения, подобные семейным – процессы, обратные тем, что происходят в высокоиндивидуализированном западноевропейском обществе. В викке не существует верховной инстанции, ковен является самой малой и одновременно самой большой религиозной единицей, а все его члены являются священнослужителями. Магическая сила каждого из них требуется для того, чтобы вызвать силы природы и богиню, которая нисходит в верховную жрицу-предводительницу ковена (кстати, в некоторых ковенах эта должность ротируется по очереди среди его членов), поэтому каждому дается ощущение незаменимости в магическом процессе прямого общения с богами.

Помимо этого викка кардинально отличается своим мировоззрением от большинства центральных религий, таких как христианство, ислам, буддизм и т. д. Отличие заключается в том, что в викке отсутствует проблема разрыва между трансцендентным и повседневным мирами. Все упомянутые религии решают вопрос, как преодолеть этот разрыв и спасти человека из земного мира страданий. В викке же такой проблемы просто нет, представление о пропасти между миром земным и миром богов является для викканцев ошибочным.

Магические ритуалы, пение, пляски, музыка (в особенности использование барабанов), практикуемые викканцами, изменяют сознание, оно становится восприимчивым к магическому, таким образом человек в этом состоянии становится посредником между мирами, телом оставаясь на земле, но духом соединяясь с потусторонними силами.

По сути религия викка является продуктом того самого процесса рационализации, в противовес которому она возникла: она сочетает в себе черты демократичности, толерантности и экологической сознательности, свойственные современному западному обществу, со стремлением вернуться к истокам этого общества, в его мифологическое пространство. Казалось бы, уже окончательно демистифицированный наукой, мир снова превращается в место, где возможно все, а знающий заклинания становится его властителем, потому как может направлять магические силы в своих интересах. Что же касается этих интересов: главный этический закон викки гласит – делай все, что хочешь, если это не несет вреда другим. Викка является уникальным случаем для ученых, которым предоставляется возможность наблюдать за зарождением и развитием религии своими глазами, и у нее несомненно есть большой потенциал для дальнейшего развития и распространения.

Примечание. Статья была опубликована на портале «Religo.ru: Эксперты о религии» в конце 2010 г. Впоследствии сайт был закрыт (у него до сих пор есть страница ФБ: https://www.facebook.com/Religo.ru). Длительное время перепечатка статьи размещалась на сайте Ver Sacrum.

Оставить комментарий