Джейсон Мэнки
Язычество и ведовство в 2010-е гг.
Примечание переводчика. Статью следует воспринимать как осмысление того, что произошло в последнее десятилетие в специфической конфигурации языческого сообщества в Америке. В первую очередь явления, о которых здесь говорится, касаются таких деноминаций, как друидизм, викка, «природная духовность», отчасти асатру и некоторые другие реконструкционизмы, распространенные в англоязычном мире. – Прим. пер.
На многих сайтах сейчас идет подведение итогов минувшего десятилетия. Джон Беккет предложил мне, чтобы я написал похожую статью здесь, на языческом канале портала «Патеос». Это нелегкая задача, потому что за последние десять лет языческое сообщество изменилось очень сильно. В 2010 году я думал, что неплохо представляю себе, что такое язычество и ведовство, в 2019 мне уже так не кажется. Дать определение обоим понятиям становится все сложнее.
Распад языческой общности
На протяжении 1990-х и первой половины 2000-х большинство людей, которых я знал в языческом мире, идентифицировали себя как язычников. Они могли быть викканами* или друидами, но так или иначе, в конечном счете все они соглашались с тем, что они язычники. Пятнадцать лет назад слово «неоязычник» не было ругательным. Так высоколобые люди могли описывать ту новую религиозность, к которой они принадлежали. Сейчас, даже когда я просто набираю слово «неоязычник», мне кажется, что за моей спиной кто-то саркастически усмехается.
Сегодня почти половина тех людей, кого я воспринимаю как «язычников» (Pagans) – в том числе и я сам – очень неохотно соглашаются применять это слово по отношению к себе. На нашем сайте (patheos.org) за последние 10 лет мы много писали о «языческом зонте», но я не уверен, что эта метафора все еще работает. Мне не кажется, что мы по-прежнему все стоим под одним «зонтом» – и даже на одной стороне улицы. И это не потому, что мы отталкивали от себя людей**, а потому что люди сами принимали решение уйти.
Есть много очень неглупых людей, о которых я думаю как о язычниках, но которые сами отказываются так называться. Я помню время, когда разные люди из разных языческих традиций собирались вместе и активно толковали о деле. Такое случается все реже. Отчасти это происходит потому, что социальные сети способствуют разделению сообщества на более мелкие подгруппы. Но отчасти это следствие нарастания взаимной враждебности между группами, которые имеют между собой куда больше общего, чем поводов для конфликта.
Триумф ведьмы
Одним из продуктов распада языческой общности стало обновление ведовства (Witchcraft) – точнее, развитие и возникновение самых разнообразных его направлений (or, perhaps, more specifically, Witchcrafts). Я не уверен, что сейчас можно говорить о количественном росте «язычества», но несомненно, что все больше и больше последователей набирает ведовство. На протяжении последнего столетия практически каждые двадцать лет возникал свой «оккультный пузырь». Последние подобные случаи – рубеж 1960-70-х, 1990-е гг. и сегодня. Чаще всего ключевую роль здесь играет массовая культура, репрезентация ведьм по телевидению и в фильмах.
Но сегодняшний пузырь очень отличается от предыдущих. Даже в 1998 г., когда ведовство было «в топе», чтобы о нем узнать, нужно было хотя бы доехать до ближайшего «Барнс энд Нобл»***. Сейчас ведовские книжки можно купить в любой книжной лавке или просто поискать заклинания в Инстаграме. Ведовство, как никогда прежде, стало частью духа времени.
До недавнего времени современное ведовство обычно было связано с духовной системой того или иного рода. Большинство из тех ведьм, которых я знал двадцать лет назад, по крайней мере иногда говорили о саббатах и даже о «Богине». Сегодня это уже необязательно, а «ведовство», все более и более ассоциируется попросту с «магией». Найдутся те, кто скажет, что так было всегда, но я не соглашусь. Если в книгах по ведовству могли подниматься самые разные темы, то сегодня по большей части ведовство сосредотачивается на магической практике.
«Ведовской пузырь» нашего дня привлекает людей, очень далеких от языческого пространства. Те ведьмы, которые приходят в Ремесло через Лану дель Рей и социальные сети, населяют иные миры, нежели те, кто сейчас меня читает. Им неинтересны наши блоги, наши традиционные издательства или наши ведовские магазины. Существуют как будто две «эко-системы» ведьм – одна, знакомая нам, другая появившаяся на наших глазах.
Эпоха, когда ведовство и викка практически всегда были синонимами, давно закончилась. Сегодня в мире существует несколько различных соперничающих версий ведовства. Некоторые читатели скажут, что в мире всегда было много типов ведовства, и хотя это так, сегодня доступные материалы по ним практически необъятны. Книги по «традиционному ведовству» были относительной редкостью до 2014 года, но с тех пор каждый месяц выходит более десятка новых изданий.
Мы никогда еще так не интересовались политикой
Ведовство всегда имело свою общественную повестку дня****, как бы вы ни определяли ведовство, и когда бы оно, по вашему мнению, ни появилось. Просто объявить себя ведьмой/колдуном и сказать, что практикуешь магию – довольно радикальный способ самоидентификации. Многие оккультные организации были прогрессивны по сравнению с обществом, в котором возникли. Орден Золотой Зари практиковал совместное обучение студентов вне зависимости от пола – в 1890-е гг. это было довольно революционно.
С конца 1960-х гг. язычество и ведовство всегда включали в себя сильный компонент активизма, но никогда он не был так заметен, как сегодня. Сегодня выходят книги с ритуалами, нацеленными на преобразование общества, а международное движение по магической атаке на Трампа захватило СМИ и напугало сторонников президента. Во всем этом нова ничем неприкрытая публичность. Мне она нравится, вам, возможно, и нет.
Но языческое участие в политике не сводится к попыткам убрать с должности плохого президента. Конечной целью здесь является создание более справедливого общества, основанного на принципе равенства. В целом, мы сообщество, которое принимает всех и каждого, кто способен любить и принимать других. Нам предстоит проделать еще долгий путь в решении таких вопросов как расизм и полное принятие ЛГБТ+, но я считаю, что сам факт внимания большинства нашего сообщества к подобным вопросам делает нас прогрессивнее других духовных групп*****.
Я человек, для которого стакан всегда наполовину полон, а не пуст. Я понимаю, что у нас все неидеально. Но мы движемся вперед, и многих из тех, кто пытался удержать наше широкое сообщество от развития на десятилетия, сообщество отторгает от себя, либо они сами умирают от старости.
Язычество всегда на словах провозглашало «любовь к Земле». Изменения климата, которые влияют на нашу жизнь заставляют нас взяться за дело. Я согласен не со всеми инициативами, которые в последние десять лет были призваны привлечь внимание к этой теме в нашем сообществе, но важно, что она вообще поднимается и что мы осознаем важность стоящей перед нами проблемы. Возможно, ваши ритуалы уже изменились вместе с окружающей средой, даже если вы этого не замечаете. Теперь встает вопрос, что мы собираемся с этим делать?
Возвращение нацистов и рост альтернативных правых
В мире всегда были расисты и сочувствующие нацизму, но прежде они никогда не вели себя так уверенно. Хотя я не думаю, что индивиды, исповедующие нацистскую идеологию часть того языческого сообщества, к которому мы с вами принадлежим, они часто очень близки к нему, а порой вторгаются в него. Эти вторжения оказываются возможны по той причине, что на первый взгляд их заявления не выглядят расистскими, хотя такими являются. «Фолькизм» – синоним расизма; не существует никаких требований расовой чистоты для поклонения тем или иным богам или их почитания.
В последние годы эта проблема приобрела остроту по причине принятия расизма в некоторых сферах нашего общества. То, что прежде стремились утаить, теперь выведено на свет. В перспективе это означает, что нам следует быть еще более внимательными, чем обычно, чтобы не допустить проникновения расистских идеологий в наши пространства. Я никогда не думал, что общество к 2020 году совершит такие гигантские шаги назад, но это то, что мы сегодня наблюдаем.
Трансформация языческих медиа
Первая книга, написанная человеком, открыто объявившим о своей приверженности ведовству, вышла в 1954 году. На протяжении последующих 70 лет книги были основным средством вхождения в языческие и ведовские традиции. Возможно, не из этих книг люди впервые узнавали о том и другом, но книги оставались необходимы для практики язычества. Сегодня все изменилось. В конце 1990-х гг. блоги стали принимать на себя некоторые функции книг. Сейчас социальные сети открывают для многих дорогу в язычество, а чтобы узнать о язычестве или ведовстве достаточно открыть YouTube.
В последние 20 лет языческие медиа совершенно изменились и процесс изменений достиг головокружительной скорости в последнее десятилетие. Сегодня есть «языческие знаменитости», существующие только в Инстаграме и на YouTube (многие из них, кстати, довольно сведущи и хорошо подают материал). Хотите собрать сто тысяч подписчиков в сетях? Делайте посты своей ритуальной работы, и успех обеспечен. Вижу ли я в этом проблему? Несмотря ни на что, нет. Люди всегда найдут то, что хотят найти и всегда получат от духовного пути то, что в него сами вложат. Чем больше путей ведут в магический мир, тем лучше.
Нынешний ведовской бум был подхвачен людьми вне нашей эко-системы. Мейнстримные издатели публикуют самые разные ведовские книги, и иногда у них даже неплохо получается (неудивительно, что многие оставляют впечатление бульварного чтива, в качестве какового и изготовляются). Сегодня начинающие авторы могут обратиться не к одному только издательству Llewellyn, но и к многим другим. Мне кажется, что если это помогает распространению книг по ведовству, это хорошо.
Помимо социальных сетей, книг и видео, языческие и ведовские подкасты набирают огромную популярность. Не важно, какой магической практики вы придерживаетесь, вы всегда найдете, какой из них послушать. Во многих случаях подкасты, которые создаются в нашем сообществе не хуже (а иногда лучше) любой другой продукции этого рода. Хосты – увлеченные, знающие люди, которые хорошо делают свое дело. Иногда от многообразия каналов информации идет кругом голова, но здесь открывается отличное средство связи с сообществом.
И, конечно, стриминговые службы полностью изменили то, как мы стали слушать «языческую» музыку (то есть ту, которая написана язычниками, исполняется язычниками и адресована в первую очередь язычникам). Сегодня я слушаю больше языческих групп и исполнителей, чем когда-нибудь прежде, потому что сейчас их записи можно найти в Интернете – уже не надо идти ни на языческий музыкальный фестиваль, ни в языческую лавку. Обратная сторона такого положения дел в том, что стриминг не может заинтересовать музыкантов и художников с финансовой точки зрения. Такие ресурсы как Patreon стремятся это изменить, но я не думаю, что у них это получается.
Spotify и Apple Music – это отличные приложения для распространения языческой музыки, но очень серьезная проблема заключается в том, что деньги, которые они получают от распространения своих продуктов в Интернете, не позволяют им даже купить себе обед.
О чем еще стоит сказать вкратце
Умирают ли языческие фестивали? Многие, по-видимому, думают, что умирают. Я бы сказал, что они меняются. Они становятся более региональными по характеру, и будущее – за мероприятиями в помещении, а не за выездными фестивалями с палатками.
Наше число растет. Хотя люди говорят, что язычество вымирает последние пять лет, в США на сегодняшний момент как минимум два миллиона язычников и ведьм. Это значительное число. Довольно скоро в нас признают электоральную силу, каковой мы уже являемся.
Будущее за малыми группами и солитари. Хотя нас становится больше, я не думаю, что будущее большого сообщества за крупными объединениями на уровне страны. Сегодня больше, чем когда-либо, практиков-одиночек и маленьких частных групп. Это очень усложняет подсчет наших рядов и их мобилизацию, зато препятствует нашему превращению в секту с одним или несколькими лидерами во главе.
Среди нас нет места абьюзерам. Наши пространства не так безопасны и инклюзивны, как им следует быть, но я думаю, мы проделали большую работу. В эпоху социальных сетей и движения #MeToo трудно избежать ответственности за абьюз.
Умирает второе поколение язычников. Многие из тех, кто создавал языческую среду, в которой мы живем, умерли за последние десять лет. Мы подходим к точке, когда наиболее влиятельные из наших учителей и писателей прежних двадцати-тридцати лет покинут нас. Это открывает место новым голосам, но мне нравились и старые. Мы молодое движение, и многие из тех, кто на нас повлиял, еще живы. Цените это, и если можете лично встретиться с кем-то из старейшин, сделайте это. Это того стоит.
То, как духовное или религиозное движение реагирует на изменения своего лидерства, многое говорит о перспективах его развития в будущем. У нас никогда не будет другой Марго Адлер, но я надеюсь, что есть люди, способные оказать подобное позитивное влияние на всех нас.
Перемены всегда были свойством нашего сообщества. В последние десять лет у руля новостного портала The Wild Hunt сменилось три человека. Легендарный Witchvox закрывается в конце этого года. С нами происходят действительно значительные перемены, но перемены – ключ к новым возможностям.
Впереди еще много перемен. Консолидируется ли вновь «языческое сообщество»? Станут ли его частью новые ведьмы, которые сейчас обретаются на его границах? Насколько доступными будут языческая музыка и языческое искусство? Ответы на эти вопросы откроют предстоящие двадцатые и те годы, что придут за ними. И, если будет угодно богам, мы поразмыслим над этим через десять лет.
Источник: https://www.patheos.com/blogs/panmankey/2019/12/paganism-witchcraft-in-the-2010s/
Перевод: Гарсиа
* Автор везде использует многозначное слово Witch, которое я перевожу по-разному в разных местах статьи в зависимости от контекста. В английском нет родов, но в русском они есть; слову женского рода «ведьма» соответствует мужское «колдун» (в первоначальном значении: практик вредоносной магии, осуждаемой обществом). Так получилось, что в русскоязычной среде термин «викканин»/«викканка» получил приблизительно то же значение, что английское Witch обозначая приверженца/практика религиозности, чьи границы оформились на Западе в 1970-80-е гг. В силу ряда причин идентичность «ведьма» в России имеет определенную гендерную и социокультурную конфигурацию и распространяется исключительно в женских кругах (традиция Виктора М использует термины «ведьма» и «викканин» как взаимозаменяемые). Викканская идентичность в русскоязычных странах на сегодняшний день имеет довольно четкие границы, поскольку связана с импортированным материалом, пока еще не ставшим частью массовой культуры – в Америке, о которой пишет Мэнки, это уже произошло. Последние десятилетия видели замыкание в себе инициатических разновидностей викки/ведовства, и их стремление монополизировать термин «викка» (как инициатической, мистериальной религии «в собственном смысле»). Это привело к их значительной маргинализации по сравнению даже с 2000-ми годами. Эклектическая викка/ведовство – целый спектр направлений, традиций и стилей «работы», расцветший в 1990-2000-е гг. – в 2010-е гг. оказывается все больше и больше поглощен, с одной стороны, стихией различного рода «ведовства», о которой пишет Мэнки, с другой – традициями религиозного политеизма и реконструкционизмами, о которых он почему-то не пишет, хотя именно эти направления на сегодняшний день задают «лицо» язычества и чаще всего вещают от его имени. Викка как «привилегированная» языческая идентичность в англоязычном мире («язычество по умолчанию») к 2016 – 2017 гг. практически перестала существовать. – Прим. пер.
** Автор сопровождает это место следующей сноской: «Вы расист? Гомофоб? Трансфоб? Интолерантный придурок? Тогда мы вас вытолкаем из-под нашего зонта. Это не так легко сделать, но ни один нацист не будет писать на языческом канале Патеос или печататься издательстве Llewellyn». Дж. Мэнки является редактором канала и одним из редакторов знаменитого издательства. – Прим. пер.
*** Barnes and Noble – большая американская сеть книжных магазинов с довольно высокими ценами и огромным выбором книг. – Прим. пер.
**** В оригинале: “Witchcraft has always been political”. Учитывая, что сема «политический» имеет более широкий круг значений в английском, чем в русском, использую описательный перевод. Нетрудно догадаться, какую именно «повестку дня» имеет в виду автор: это идеи леволиберального консенсуса об эмансипации (в том числе от гендерной, расовой и религиозной дискриминации), сексуального раскрепощения морали и активного решения проблем экологии и/или отчуждения городского человека от природной среды. Эта повестка была увязана с топосом «ведовства» еще такими ранними писателями как Ж. Мишле, Ч. Лиланд и М. Мюррей и превращена практически в догму в ранней викке у Дорин Валиенте и в американском неоязычестве 1970-х гг. Важно, что эти темы и сегодня вчитывают в ведовские процессы раннего Нового времени, несмотря на деконструкцию «тезиса Мюррей» (о том, что современные формы викки/языческого ведовства являются прямым продолжением средневековой «религии ведьм»). – Прим. пер.
***** Плохой и грубый перевод “the very fact of most of us even being aware of these issues has us further along than other spiritual groups”. Однозначной оценочности тут не присутствует, но невозможно удержаться от впечатления, что автор ее предполагает. – Прим. пер.