Последнее время женщины и мужчины все чаще изъявляют желание рожать «вместе». Еще недавно присутствие мужа при родах категорически не допускалось, а теперь это в порядке вещей во всех роддомах, принимающих роды по контракту. Число сторонников «семейных» родов становится все больше, при этом остаются и активные противники, которые объясняют свое отношение тем, что раньше мужчина никогда не был участником родов и все происходящее сейчас лишь дань модным веяньям.
Насколько же новым на самом деле является участие мужа в родах? Чтобы выяснить это, обратимся к обычаям и обрядам, связанным с рождением ребенка в странах Европы. Семейные обряды были известны человечеству с давних времен, а ритуалы и обряды, связанные с рождением и смертью – старейшие из них. Родильные обычаи народов Европы отличаются большим разнообразием. Наряду с элементами, носящими универсальный характер, бытуют и такие, которые присущи только тому или иному народу или населению определенной области.
У большинства народов Европы о начавшихся родах должны были знать минимум людей, а муж или кто-то из близких родственников отправлялся за повитухой, которая тотчас приступала к своим обязанностям. Француженка с началом родов могла сходить за повитухой сама, а жительнице Прованса даже надлежало совершить 20-25 минутную прогулку по ухабистой дороге, выходящей в поле. В Бретони же муж при начавшихся родах приглашал поддержать роженицу соседей и родственников.
Чаще всего роды принимала повитуха, и именно она была главным организатором традиционной родильной обрядовости. Эта ее ведущая роль дает основание считать, что в древности она была представителем родовой общины, принимающей нового члена. Не редко считалось, что повитуха владеет белой магией и может с ее помощью управлять родами и влиять на участников процесса.
Так, у народов центральной Европы бытовало мнение, что повитуха может перевести родовую боль женщины на нерадивого мужа или мужчину, который не хотел признать своего отцовства. Если участие повитухи было невозможно, то роды принимала свекровь или другая опытная родственница, соседка.
Наиболее архаические родильные обряды сохранились в области Северная Олтения (Румыния). В отличие от других регионов, там вместо повитухи приглашали пожилую семейную пару – мужа и жену, обязательным условием было требование, чтобы они являлись родственниками мужа роженицы, то есть как бы представляли род.
Кто же еще мог принимать участие в родах, и как это сказывалось на течении самого процесса родов? То, что присутствующие на родах могут влиять на ход родов, было известно давно. В Древней Греции существовал миф, что Гера приказала скрестить своим мойрам пальцы рук, чтобы задержать рождение Геракла.
Основными помощниками повитухи бывали женщины – родственницы роженицы (например, в Бретони, в некоторых местностях должны были присутствовать на родах все взрослые женщины семьи) или подруги. Необходимо было развязать на одежде беременной все узлы, расстегнуть пуговицы, снять кольца, в доме завесить окна, открыть дверцы шкафов, полок, сундуков. Эти же женщины для облегчения и ускорения родов под руководством повивальной бабки делали массаж, обливали ее, окуривали благовоньями, травами, помогали парить, если роды проходили в бане (Россия, Финляндия, Югославия и др.). Нередко они становились участницами тех или иных ритуалов и обрядов, облегчающих роды.
У большинства европейцев бытовало мнение, что присутствие мужа ускоряет роды и делает их менее мучительными (Германия, Польша, Чехия, Словения, Италия, Испания, станы Скандинавии). При этом существовал жесткий регламент того, что входило в обязанности мужчины, и за соблюдением этого следила повивальная бабка. Считалось, что муж может взять на себя часть страданий и передать жене свои силы. Часто в родах муж служил опорой роженице, держал женщину на коленях, поддерживал ее в вертикальном положении во время потуг (Испания, отдельные области Италии, Германия, Бретонь, Ирландия, Шотландия, Чехия и т.п.).
Для того чтобы помочь роженице, вызывали добрых и злых духов, читали молитвы, совершали обряды жертвоприношения, произносили заклинания. Большинство методов сводилось к разнообразным психическим воздействиям на роженицу – танцам, пляскам, песням – как отвлекающим факторам. В известной мере они помогали. Иногда применялась в аллегорической форме передача болей другим лицам – чаще мужу: он мимикой показывал, что ему тоже больно, в большинстве случаев он и в самом деле страдал от действительно причиняемой боли.
Там где участие мужа не являлось нормой, мужчину призывали лишь в случае тяжелых родов. Он «тянул жену за рубаху» (Болгария), встряхивал роженицу при затяжных родах (Шотландия, Ирландия, Бретонь, и т.п.).
Не только муж, но и другие мужчины могли быть участниками родов. Так, в Приморских селеньях Испании считалось, что на роды и на новорожденного благоприятно повлияет участие мужчины, который пересек Гибралтар. А шотландцы и ирландцы к выбору помощника подходили более практично: мужчина должен обладать достаточной силой, чтобы встряхнуть женщину в случае необходимости.
Когда непосредственное участие мужа было невозможно (например, не принято или он отсутствует в данный момент), использовались элементы его одежды, символизирующие участие мужской силы в родах. Женщину укрывали одеждой мужа, опоясывали его ремнем (Польша, Югославия, Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Россия). Полезным находили показать роженице штаны ее мужа, растянутые на палке (Албания). Чтобы облегчить свою участь, за несколько дней до родов надлежало носить панталоны мужа, а в родах прикладывать к животу его ночной колпак (Франция, Италия), или одеть его шапку (Португалия). Верили, что если надеть во время родов куртку мужа, он возьмет на себя боль супруги (Ирландия).
Таким образом, мы с полной определенностью можем констатировать, что присутствие и помощь мужа в родах не являются данью моде, а лишь возращение к традициям, безусловно, направленным на улучшение состояния женщины и течения родов. Важным видится четко очерченный круг «обязанностей» мужчины в родах, за исполнением которых следит акушерка. Врачи, принимающие подобные роды отмечают, что присутствие и помощь мужа действительно хорошо отражается на течении процесса и самочувствии роженицы. Конечно, для этого прежде всего необходима определенная подготовка.