Викканские Свитки

Похвала хаосу

О хмель прозрения! Рабам рассудка нет
Спасения от пут; но коль из кубка лет
Питать тобою дух — вокруг забрезжит свет
И вдруг сверкнёт в руке заветный самоцвет.

О.Хайям (перевод И.Голубев)


Порой кажущееся в начале подозрительно сложным в последствии оказывается самым простым из возможных альтернатив. Так в обучении игре на классической гитаре с самого начала особое место занимает постановка рук. Сколь пустым, напрасным и неоправданно тяжёлым может показаться необходимость держать большой палец на грифе гитары как можно ближе к его центру. Растяжки нет, рука болит… А вот если палец никуда не оттягивать, а просто переставлять по мере движения по грифу, то и проблем особых нет. Мысль эта соблазняет ученика до тех пор, пока учитель не продемонстрирует ему, что потребуется играть уже на следующем этапе обучения. Ученик пробует просто переставлять руку в требуемом темпе, да от начала к концу грифа. И быстро понимает, что держать палец сразу на середине — гораздо проще.

Та же ситуация и с нашим стремлением найти в жизни опору. Найти нерушимые основы, красивые и законченные определения, универсальные для любой ситуации ценности и, наконец, правила ведущие к успеху и счастью. Переболев подростковым желанием вольницы, начинаешь принимать правила общества и верить в нерушимость жизненного уклада. А каждое столкновение с хаосом изменений воспринимаешь как драму. Необходимость перестраивать свои правила или отстаивать привычные в изменившихся условиях оказывается тяжёлым грузом.

Распорядок дня, размер счёта в банке, состояние здоровье и даже этические нормы — всё испытывает на себе влияние нестабильного мира. Бывает сложно даже предугадать откуда придёт удар. Что уж говорить о защите от него. В какой-то момент стабильность благостная и приятная может и вовсе смениться стабильностью удручающей. Будь то крах ценностей или серьёзная болезнь. И хочется остановить время здесь и сейчас, в прекрасном мгновении «пока ещё всё хорошо». Чтобы не испытывать на себе разрушительного мгновения хаоса.

Но в то же время с каждым ударом в очищенной от прежних правил голове зарождается иное понимание. Что мир — это вовсе не стабильность, перемежающаяся мгновениями хаоса. Скорее уж мир — это хаос, перемежающийся мгновениями стабильности. Да и те скорее додумываются нами, чем существуют.

Думать об этом может быть мучительно. Точно так же, как мучительно ставить палец на середину грифа, вместо того, чтобы переставлять руку. Но растяжка нарабатывается, а постановка входит в привычку. И вот мы уже оказывается готовы к следующему этапу. И куда более сложным пьесам.

guitar-869217_1280

Приучить свой разум не фиксировать внимание на стабильности и не цепляться за неё, конечно, сложнее, чем приучить руку к правильной постановке. Но и награда существенно выше. Перед лицом хаоса жизненные ситуации получают иное прочтение. И раскрывают свой потенциал, скрытый до того от наших глаз. Ведь раньше мы видели лишь одну сторону вещей, а теперь наблюдаем их во всей полноте и целостности. И, что ещё важнее, признаём эту полноту и целостность.

Так изматывающая проблема экзистенциального одиночества предстаёт пустым страданием нашего эго. Мир изменчив, это его суть. Он принимает конкретные формы лишь в частных случаях. И каждый человек является таким частным случаем. В чём-то до неразличимости схожим с другими людьми, а в чём-то уникальным. И то, что никто не способен понять другого человека до конца, что чужая душа потёмки, а свои мысли остаются недосказанными — это фиксация на одной стороне. Стоит сместить взгляд, как выясняется, что различия между людьми — не беда, а благо. Люди разные. И от того их можно перебирать бесконечно, сталкиваясь с новыми мыслями и акцентами в эмоциях, с новыми подходами или неожиданными чертами характера. В этом динамичном разнообразии не является проблемой даже то, что многие из них могут оказаться отталкивающими. При взгляде на мир в целом они оказываются таким же частным случаем. А встреча с ними — увлекательным опытом познания.

Мы отдаём себя в мир, вливаясь в него, растворяясь в нём, становясь его частью. И вбираем мир в себя, принимая всё новых людей. С каждым мгновением мы познаём мир чуть больше. И процесс этот бесконечен, как бесконечны изменения частных форм в море хаоса. Одиночество здесь — это неумение отдавать себя и принимать других, не стремясь к предельной полноте понимания. Не стремясь всё подчинить единым правилам и ввести в свою систему координат.

Проблема разочарованности в детях, раздражения на их неумелость и недогадливость — всё та же проблема стремления к единым правилам и подходам. Проблема стремления к стабильности. Дети — уникальный подарок мира самому себе. Они приходят, как воплощённые изменения. Наполняясь окружающим их миром и одновременно искажая его, порой до неузнаваемости. Они по самой своей сути не принадлежат стабильности. И не могут ей служить. Придёт время и данный им от рождения потенциал иссякнет. Тогда они тоже станут взрослыми. И тоже будут раздражаться от очередного краха ожиданий. Но здесь и сейчас они всё ещё надежда мира. И великий потенциал.

Но порой мы готовы ругать и саму надежду. Точнее невозможность для любой надежды и мечты полноценно сбыться. Что бы не являлось нам в мечтах, в финале мы всегда получаем меньше, если вообще получаем хоть что-то. Мы путаем ценность потенциала, ценность хаоса, который мечтой подталкивает нас к следованию по своему пути — с ценностью минутного достижения. Ругая несбывшуюся сполна мечту, забываем о пройдённом в попытке достичь её пути. Но стоит перевести взгляд на мир в целом, как выясняется, что этот путь сам по себе ценнее любого частного достижения.

Так и от Богов мы ждём более явных проявлений, более однозначных знамений, больше силы и конкретных благ. Забывая, что и это — лишь частная форма. И одно из многих возможных проявлений сил хаоса. Но если дети или наши собственные мечты не могут нам ответить, то Боги свой способ найдут. И нас, отказавшихся переводить свой взгляд, снова окунут в стабильность. Но уже в совсем другую. В стабильность одиночества, несбывшихся надежд и непонимания. Пока мы не усвоим урок.

Кому бы мы ни молились, какие бы практики не применяли и к чему бы не стремились, рано или поздно нам приходится учиться видеть мир цельным. Так же как гитаристу — правильно ставить руку. И по той же самой причине.

Автор: Александр Садовников ( член Ковена Неназванного Древа )

Больше текстов этого автора вы сможете найти в группе Орден Мотылька и Репейника

Оставить комментарий