Дисклаймер:
Сразу отмечу, что все нижеописанное – мое субъективное мнение, основанное всего лишь на прочтении некоторых статей по психологии. Я не являюсь дипломированным психологом и это не профессиональный психологический анализ, а просто размышление на тему. Термины и др. могут употребляться ошибочно, т.к., повторюсь, я опираюсь на конкретные прочитанные знания, но не имею профессионального образования, мой взгляд субъективен. Поэтому, профессионалы – прошу, отнеситесь снисходительно, а те, кто, как и я, просто интересуются психологией, если вас заинтересует тема, пожалуйста, поищите другие, более профессиональные материалы, не опирайтесь на мое мнение целиком и полностью.
Однако, несмотря на все это, я думаю, эта статья может кого-то заинтересовать.
Материалы
Основным источником материалов по психологии является блог evo-lutio.liverjournal.com. Все права на материалы, расположенные в нем, принадлежат автору. Кто заинтересуется, возникнут вопросы или сомнения – читайте первоисточник, помните, что любой пересказ, разумеется, имеет некие искажения в большей или меньшей степени.
Настройки эго
В той статье я сосредоточусь на одной, но основополагающей, вещи которая описывается в блоге Эволюции – настройках эго – и каковы особенности разных его настроек среди виккан. Я не описываю конкретных людей и даже примеры будут усредненные, исходя из общего обезличенного, зачастую интернетовского образа современного русскоговорящего викканина.
Итак, по теории Эволюции “настройки эго” делятся на две части: локус контроля и самооценку. В идеале локус контроля должен быть “внутренним”, а самооценка “адекватной” и “независимой” – это и есть правильные настройки. Так же правильные настройки эго зовутся “скромность” (не путать с кокетством или «правильным» воспитанием).
Но что такое эго и зачем его вообще “настраивать”? Эго – это ядро любой личности, его “сердце”. Его правильные настройки нужны для того, чтобы личность могла нормально интегрироваться в социум: чтобы социум был для нее питательной средой и чтобы личность в этой среде могла расти и развиваться (ну, и плюс всякие бонусы: быть активным, полным сил, самореализованным и пр.).
Хочу так же отметить такой момент. Мы сейчас будем рассматривать настройки эго, и парадокс их в том, что они бывают как глобальные, так и частные. У человека на работе может быть хороший внутренний локус, а в семье/личных отношениях он может так сползать наружу, что мама не горюй. Эго, как я уже писала, это центр личности, ее сердце, его настройки влияют на все сферы жизни. Но все же в разных сферах они могут отличаться. Однако, надо так же понимать, что, если в какой-то сфере настройки слетают и сильно, то это со временем может начать влиять и на настройки в других сферах жизни (то есть то, что слетает, надо замечать и поддтягивать, пока баг не распространился, как вирус).
Самооценка
Честно сказать, долго решала, с чего же начать, но решила рискнуть и все же рассмотреть первой самооценку. Что такое самооценка – знают большинство людей, хотя бы и понаслышке. Самооценка – это то, как человек оценивает сам себя, как он себя видит, как он себя оценивает в сравнении с остальными.
Самооценка бывает трех видов: завышенная, заниженная и адекватная. Начнем с простого.
Заниженная самооценка
О заниженной самооценке много кто слышал, но в реальности мало кто ее видел. Основной закон: если человек со вздохом говорит “ах, у меня заниженная самооценка”, значит она у него не заниженная, а завышенная. Человек, у которого самооценка занижена, сидит и помалкивает в тряпочку. Он не выходит на первый план, ему крайне неудобно, когда его хвалят (и это не кокетство, он реально считает, что это незаслуженно), он стремится зажаться в угол, сидеть и не отсвечивать. Не только в незнакомой компании он себя так ведет, а везде и всюду. Он очень боится ни с чем не справится, поэтому боится ответственности. Человек с заниженной самооценкой старается избегать любых соревнований и оценок, так как считает себя изначально проигравшим (в этом ведь и заключается заниженность его самооценки).
Многие считают, что люди с заниженной самооценкой – это те, кто в “конце списка”: кто вздыхают тяжело, кто не поддерживает инициатив и вечно выглядит бедным-несчастным. Нет, это не так. Обычно такими методами (образом бедного родственника) как раз привлекают к себе внимание. Если человеку с заниженной самооценкой будет нехорошо, он не будет сидеть, вздыхать, смотреть грустными щенячьими глазами и давить на жалость вербально и невербально. Он скорее притворится, что все в порядке и постарается “быть как все”, “не отсвечивать”, либо постарается уйти из компании.
Среди активных виккан людей с заниженной самооценкой довольно мало. Ну, по большому счету и среди невиккан их тоже немного – многие об этом говорят, но обычно именно в значении “ах, у меня заниженная самооценка… похвалите меня срочно”. К тому же, так как заниженная самооценка предполагает то, что человек старается не выделяться (а то вдруг оценят!), поэтому вероятность стать викканином уменьшается. А, если и случиться такое, то этот человек скорее будет тихонько читать в интернете и оставлять ничего не значащие комментарии, чем придет на личную встречу (разве что кто-то его силком притащит).
Так в чем же проблема, что такого плохого в низкой самооценке? Ну, не ценит себя человек, вечно принижает и «скромничает». Так пусть и дальше живет как живет.
Проблема в том, что самооценка очень тесно связана с энергией (мы ж виккане, нам это просто понять). Чем ниже самооценка, тем меньше у человека сил, такой человек апатичен и сер, ему ничего не хочется, а, если и хочется, то не можется. Почему же так происходит?
Представим себе ситуацию. К примеру, в викканской общине есть человек с низкой самооценкой. А впереди, к примеру, белтайн, и вся община к нему готовится. И нужно найти/сделать некий реквизит. Ну, например, по ритуалу бог и богиня воплощаются в конкретных людей и на этих самых людей надо надеть красивые венки. И изготовить эти самые венки поручают нашему герою с низкой самооценкой. Сам-то он, разумеется, на эту роль не вызывался, скорее не успел или не посмел вовремя отказаться. Но, раз сказали – он делает. И вот наступает ответственный день, он приносит плоды своих трудов. Помним, что себя он оценивает априори очень низко, поэтому и изготовленные венки ему тоже совсем не нравятся. А все вокруг начинают ими восхищаться. Он может внешне и согласится с их мнением, чтобы отстали, но на самом деле не верит, думает, что его жалеют и пр. Никакого удовольствия от внимания и положительной оценки своих трудов он не испытывает. Если его самооценка зависима, то он может и реально согласиться, что сделал все неплохо, но вряд ли посчитает это своей заслугой, скорее уж сочтет, что «ему повезло» или кто-нибудь помогал или еще что (при зависимой низкой самооценке еще вероятно, что он ежеминутно отзванивался кому-нибудь значимому типа главного жреца и уточнял, правильно ли все делает, соответственно, заслуги тоже, по его мнению, будут принадлежать полностью «консультанту»).
Но в чем же проблема? Ну, низкая самооценка, да, все что делает, он не ценит, как и себя. Проблема же в том, что, потратив силы на выполнение задачи, наш герой не может их вернуть. Вернуть силы, напитаться энергией – это ощутить положительные эмоции от сделанного – порадоваться, что хорошо получилось и пр. В общем, получить прилив эндарфинов, чтобы закрепить логику, чтобы потом, когда надо было бы сделать следующее задание, испытать прилив сил (и дофаминов). Так вот, чтобы войти в этот цикл, как раз и нужно положительно оценивать результаты своего труда (и не только труда). Чтобы механизм работал нормально, количество «удовольствия» после выполнения работы должно равняться количеству потраченных сил. Чтобы человек был энергичен и счастлив, то для основного количества его занятий должно выполняться правило удовольствия больше, чем траты сил. Наш же герой с низкой самооценкой тратит много сил на выполнение задания, но не может их восполнить, он в этом уравнении всегда в минусе. А, если какую-то капельку энергии и умудряется выцепить, то тратит ее на глупые волнения о том, что «никому не понравится», «никому это не нужно», «меня будут критиковать» и прочее. Поэтому у него обычно нет сил совершенно ни на что, он все делает только благодаря силе воли. Так же низкая самооценка может быть следствием (или причиной, как получится) депрессии.
В общем, все грустно, но бывает, к счастью редко (намного реже, чем об этом говорят). Все, кто слышит фразу «низкая самооценка – это плохо» обычно начинают этого и побаиваться, но и примеряют это к себе. И это становится в некотором роде разрешением для того, чтобы иметь самооценку завышенную, о которой мы поговорим дальше.
Завышенная самооценка
Вот завышенная самооценка – это баг куда более популярный, чем заниженная. Тут будет интереснее и практичнее.
Итак, как понятно из названия, завышенная самооценка – это ситуация, когда человек себя оценивает лучше, чем он есть в реальности. Эта ситуация похожа на то, как человек пытается продать товар на *дцать процентов дороже, чем аналогичный у других продавцов просто из-за того, что это он сам сделал. Обычно еще этот самый товар по завышенной цене никому особо и не нужен, мало кто ведется на фишку о том, что, раз дороже стоит, то, наверное, и качественнее, ведь глаза у людей есть, а объективно это не так.
Но чем это, собственно плохо? Ну, завышена самооценка у человека, можно сказать, что он как бы оптимист по отношению к себе. Как я писала выше в пункте про заниженную самооценку, от самооценки зависит количество энергии у человека. Соответственно, у человека с самооценкой завышенной ее больше – чем не благо?
Проблемы с завышенной самооценкой случаются фактически из-за столкновения с реальностью. Во-первых, как я уже говорила, по завышенной цене мало кто хочет «брать». То есть мало кто хочет общаться с человеком, который описывает себя более крутым, чем есть на самом деле – приписывает себе несуществующие достоинства и прочее. Нет, в первый момент ему могут верить, но потом наступает момент, когда надо все это подтвердить на деле. А на деле оказывается все куда грустнее, чем он описывал. И начинаются проблемы что на работе, что в личной жизни. И почему-то все не понимают и не ценят.
Наверняка вы сейчас в голове нарисовали образ эдакого эгоцентрика, который говорит все время про себя, нахваливает себя, в общем, не слишком привлекательная личность. Но в реальности завышенная самооценка часто скрывается за маской «скромности» (именно в кавычках). Вот несколько примеров, чтобы стало понятнее, как выглядят не-эгоисты с завышенной самооценкой:
- Мало кто осознает, что, к примеру, идеализм исходит именно из завышенной самооценки. Когда, к примеру, ваш друг-викканин показывает вам свое рукоделие какого-нибудь рода, которым он занялся недавно. К примеру, пусть он займется рисованием своей колоды таро. И сделал наброски первых карт, показывает вам. И вы, разумеется, в восторге – вы такого от него не ожидали. А он начинает причитать, что вот де если сравнить с Моной Лизой… «Ась? – думаешь ты, – у тебя художественного образования – три класса художественной школы, ты пятнадцать лет карандаш в руках не держал, и сейчас пытаешься сравниться с Да Винчи?» То есть у человека существует иллюзия, что он «мог бы» как Да Винчи, что сможет, если приложит усилия. Он сравнивает себя не с равными по мастерству и опыту, а замахивается на недостижимые высоты вотпрямщас, а не ставит это своей целью в будущем (а, если и ставит, то будущее предполагает совсем ближайшее).
- Человек может часто рассказывать, какой он неудачник (в викканском варианте – какая у него необычайно плохая карма, ведь в прошлой жизни он был Гитлером, не меньше). В отличие от человека с заниженной самооценкой, такой персонаж явно напрашивается на то, чтобы его похвалили и попытались убедить в том, что он – самый хороший. Хотя проблемы у него, разумеется, огромные, совершенно необычные, никто раньше с этим не сталкивался.
- Нежелание делать вообще ничего – распространенный тип завышенной самооценки. Так как, натыкаясь на реальность, завышенная самооценка вступает с ней в конфликт, такой персонаж будет реальности избегать. «Я супер-маг восьмидесятого левела, – говорит он, – я могу своим ритуалом уничтожить полмира… но не буду. Ибо Бог и Богиня не велят. И даже от насморка тебе не смогу помочь избавиться, ибо это твое испытание (или я сейчас занят – пытаюсь справиться с супер-мега порчей, на такие мелочи, как насморк, размениваться не могу)».
Завышенная самооценка похожа на раздутый пузырь. Нарвавшись на реальности, она, к сожалению, лопается, она очень нестабильна. И в момент этого «лопанья» человек может как раз оказаться в состоянии сильно заниженной самооценки, даже в депрессии или минимум апатии. Разумеется, между двумя этими состояниями он подсознательно выбирает самооценку завышенную – при ней у него хотя бы какие-то силы есть.
Фишка в том, что львиная доля этих сил идет не на позитивную деятельность и развитие, а на поддержание иллюзий, которые обеспечивают эту самую завышенную самооценку. Иллюзии – это фантастические образы о ситуации, в которой человек находится в данный момент или о прошлом. Обычно иллюзиями человек «оборачивает» «неправильные» реакции окружающих людей на несоответствие его самооценки реальности. Не взяли на работу – а это не потому что мне навыков не хватает, а потому что кого-то взяли по блату. Я не смог наколдовать денег – это не потому, что я этого не могу, это потому что воля Богов или Страшное Проклятье (тут еще и внешний локус накладывается, об этом будет ниже). К сожалению, увлеченность эзотерикой в этом процессе дает только больше вариантов для иллюзий, а не помогает от них избавиться. Для обычной женщины неудачи на личном фронте = все мужики козлы, для викканки = карма, закрытая сердечная чакра или какой-нибудь венец безбрачия. Вариант «я ему просто не понравилась» – не рассматривается, ведь «я» априори идеальна и мечта всех мужчин на земле.
Для избавления от этой проблемы есть рецепт. Можно использовать как мантру, петь как чант, сделать на эту тему двадцать заклятий или любым другим образом попытаться усвоить данную мысль (все права на оригинал принадлежат Эволюции): «Я обычный человек, такой же как все. В чем-то я лучше конкретной группы людей, в чем-то хуже, если выстроить нас в линейку, я окажусь на вот этом месте. Соответственно, с ближайшими ко мне я могу посоревноваться за первенство, если приложу усилий. Но и меня могут сместить вот эти, которые за мной. Вот на этого человека я хотел бы ровняться, но мне еще рано, он далеко впереди, сравнивать себя с ним сейчас неадекватно». Разумеется, надо помнить, что таких «линеек» у каждого может быть с сотню. Как маг вы можете быть на одном месте, как друг – на другом, как работник – на третьем, то, что вы «маг сотого уровня» не делает вас идеальным человеком во всех отношениях во всех сферах жизни – это надо признать просто как факт: «да, тут я хорош, а вот тут у меня не очень получается, я часто косячу, надо потренироваться».
Адекватная самооценка
Я написала о двух вариантах багов самооценки, наконец, пишу о правильном варианте, к которому нужно стремиться – самооценке адекватной. Адекватная самооценка, как должно было стать понятно из предыдущего пункта, это, условно, когда ты оцениваешь свой товар на ту же цену, на которую оценивают аналогичный по характеристикам и качествам другие люди.
Тут надо понимать, разумеется, что есть, так называемая, целевая аудитория – референтная группа. Пытаться бравировать своими знаниями по викки перед атеистами бессмысленно, этим людям ты себя-викканина, как товар, не продашь ни по какой цене (разве что за копейки для общего развития), твой супер-вклад в развитие викки в России и супер-знания оценить не смогут. Однако, признавая этот факт, признавая, что «я не сто баксов, чтобы всем нравится» можно хорошо проработать над другими сторонами своей личности, другими способностями (например, рассказать смешную историю из викканской практики).
Референтная группа в каждой сфере деятельности нужна и важна. Достигнув определенного уровня развития, только находясь среди профессионалов, можно осознать, какое место в этой сфере ты занимаешь. Если не встречаться с реальностью, самооценка довольно легко может взлететь до небес.
Чем же так важна адекватная реалистичная самооценка. Во-первых, стараясь держать свою самооценку на этом уровне, вы перестаете тратить энергию на иллюзии, чтобы подкармливать завышенную. Так же адекватная самооценка стабильна, так как вы реально смотрите на существующее положение вещей, соответственно, не происходит лопанья мыльного пузыря, падения самооценки ниже плинтуса и депрессии. Если вы встречаете кого-то, кто в чем-то вас лучше в данный момент, это не разбивает вашу реальность в дребезги. Да, возможно, в своем воображаемом ряду вы отступите чуть назад и освободите место для этого знатока и мастера. Но лишь на один шаг, не будет периода «ах, если я не идеал, то я никто и звать меня никак».
Адекватная самооценка, что самое лучшее, дает возможность развиваться. При самооценке низкой это практически невозможно – на обычное-то существование энергии не хватает, не то что на прогресс. При самооценке завышенной человек ставит себе сразу нереалистичные цели, сравнивает себя исключительно с лучшими, и сравнения редко выдерживает (а зачастую еще и добавляет иллюзий, чтобы смягчить удар – «это они все завидуют»). При адекватной самооценке ты реалистично смотришь на свое положение, на свои навыки и способности, и можешь поставить себе реально достижимые цели, чтобы достичь их, получить порцию эндарфина и пойти дальше, воодушевившись притоком дофамина.
Для адекватной самооценки очень важно себя любить. Причем любить правильно, а не просто как-то там. Не буду тут увлекаться в эту тему слишком уж сильно, кому захочется – прочитают об этом у Эволюции, я же скажу кратко. «Правильно» любить себя – значит относиться к себе как адекватный, но любящий, родитель к ребенку. Осознать, что ты сам не являешься своим собственным создателем (и верно, мы же дети Бога и Богини) и потому не владеешь абсолютной властью над собой: над своим телом, над своими эмоциями, над своим бессознательным в конце концов. Мы владеем, к примеру, своим телом в определенных пределах – можем поднять руку, но вот лично я не могу остановить кровоток в левой пятке. Кто может, тот крут, а я не могу, как не могу заставить силой мысли желудок перестать переваривать пищу или мозг перестать поглощать кислород.
Разум частенько пытается стать человеку деспотичной мамашей – это испытывай, это не испытывай, и почему ты таким родился и пр. На самом же деле нет у разума такой власти, напрямую он влиять на личность человека и на его тело, не может. Да и вообще, разум – это часть целого, часть личности, не может часть контролировать целое – нет у нее такой власти. К своей личности, эмоциям, телу необходимо относиться с уважением, как к тому, что не вы сами создали, отделить себя от своей внутренней родительской фигурой.
При этом любить себя необходимо безусловно. Но рационально. Как хороший родитель любит своего ребенка, но при этом адекватно видит его, знает, что для выживания ребенка в социуме необходимо, чтобы тот обладал определенными навыками и прочим. Не нужно добивать себя упреками и чувством вины, но и обожать себя, забывая обо всем мире вокруг тоже нельзя. Надо найти точку равновесия, чтобы любить себя и мотивировать, не теряя связи с реальностью.
Независимая самооценка
Кроме того, что самооценка бывает завышенная, заниженная и адекватная, она бывает в любом из этих трех вариантов еще зависимая и независимая. Целью должна стать независимая адекватная самооценка.
Когда речь идет о зависимой самооценке, мне обычно вспоминается образ подростков, которые, добиваясь признания, могут натворить что угодно. Их самооценка очень сильно обычно зависима от мнения референтной группы. Еще хуже дело обстоит, если самооценка человека завязана на одном единственном значимом персонаже из его окружения. Например, первая влюбленность – и вот когда он любит, она летает в облаках завышенной самооценки, а чуть отдалился – и ее самооценка падает в пропасть. Самооценка зависимая не может быть стабильной, так как вокруг много разных людей с разными жизнями, эмоциями и мнениями. Поэтому по возможности свою референтную группу необходимо расширять и, пытаясь получить оценку извне, опираться не на конкретные мнения, а на некую среднюю температуру по больнице.
Но опять же, даже если референтная группа довольно велика, верить ее оценке слепо нельзя. Ее нужно принимать во внимание, нельзя отвергать совсем, иначе улетишь в иллюзии, но воспринимать ее адекватно и рационально (а зачастую – делить все сказанное окружающими на десять, как на счет похвал, так и на счет критики). Когда вы начинаете заниматься чем-то новым, необходимо найти новую же специализированную референтную группу для оценки этого нового занятия. По мере вашего развития референтная группа так же должна развиваться, от оценки просто близких надо переходить к сообществам профессионалов и т.п., чтобы не стоять на месте. Очень опасно замыкаться в своей маленькой референтной группе и выпихивать из нее всех несогласных с вашим мнением – это путь в иллюзии. Но так же опасно пытаться подстроиться под всех и вся, ставя чужое мнение выше своего. Пусть даже это мнение десятерых людей против вас одного, если вам реально нравится, если вам доставляет процесс и результат удовольствие, почему бы и нет.
Зависимая самооценка умудряется сочетаться со всеми багами самооценки, как это не удивительно, поэтому необходимо сразу работать в оба направления одновременно. Казалось бы, человек с завышенной самооценкой должен иметь ее независимую, но на деле это обычно не так. Он какой-то частью разума все равно осознает, что обманывает себя, поэтому ему необходима подпитка его иллюзий. И он все время пытается найти тех людей в свою референтную группу, кто будет этим заниматься. Критику он при этом обычно не признает – либо выпихивает человека из группы, обозвав его завистником или навесив другие иллюзии, либо оставляет, но негатива «не слышит», реагирует только на позитивные реплики, поставив между собой и собеседником фильтр из иллюзий. В голове человека с завышенной зависимой самооценкой крутится желание, чтобы его похвалили, одобрили. Человек с адекватной самооценкой в этом обычно не нуждается – он и сам видит, что все сделал хорошо, он доверяет своей оценке, потому что чувствует ее адекватность.
Человек с заниженной зависимой самооценкой похож в своем поведении на человека с завышенной зависимой. Он тоже может воспринимать слова людей словно через фильтр. При этом критику он воспринимает очень ярко, она будто бы подтверждает для него то, что он думал и сам, он верит в нее искренне. А вот в хорошие оценки не верит, боится поверить, бывает даже что осознает, что это правда, но это вызывает у него страх и стресс – вдруг от него и дальше будут ожидать такого же результата или лучшего? Ему хочется избежать этого давления, спрятаться от него.
Локус контроля
Второй по порядку (но не по значению!) настройки эго является Локус контроля. Самой простой аналогией того, что такое локус контроля, можно два словосочетания: «зона ответственности» и «зона влияния».
Локус контроля бывает внешний и внутренний. Стремиться нужно к тому, чтобы он был внутренний. Внешний локус бывает двух типов: альтруистический и эгоистический. Сейчас мы рассмотрим все три варианта.
Необходимо понимать, что ошибки в настройках эго зачастую взаимосвязаны. Баг в самооценке обычно ведет собой баги с локусом и наоборот. Не всегда, но часто, поэтому их необходимо выравнивать одновременно, не откладывая на потом. В то же время тщательное внимание к, например, локусу и его втягивание внутрь может положительно влиять на самооценку и наоборот – стремление к адекватной самооценке может помогать в том, чтобы локус стал внутренним.
Эгоистический внешний локус контроля
Этот вариант бага – самый простой и обычно очевидный (особенно со стороны, изнутри, как это всегда бывает, опознать сложнее). Имеет он обычно две стадии, определяющиеся двумя простыми фразами: «кто бы мне помог» и «все вокруг виноваты».
Эгоистический локус можно еще назвать детским, инфантильным. Обычно при внешнем локусе мир делится на два лагеря (еще есть варианты «мы» и «они», «мы» может быть семья, может быть страна, а может быть и «виккане», суть от этого не меняется). Основная идея внешнего эгоистичного локуса состоит в том, что человеку все должны. Ну, или хотя бы некоторые должны (например, семья должна, муж/жена должен(на), правительство должно и пр.). Соответственно, две стадии этого эгоистического внешнего локуса подразумевают развитие отношений с обществом – сперва, раз кто-то должен, человек ожидает, что ему это дадут; на второй же стадии он обижен тем, что не дали. Очень хочется тут отметить, что второй этап без первого невозможен – если человек не считал что-то своим по праву, он не может обидеться, что ему не дали. Но первый этап может проходить у некоторых людей так быстро и незаметно, что они будто бы сразу приступают ко второму.
Если сравнивать первый и второй варианты эгоистического локуса первый кажется более симпатичным – человек вместо того, чтобы всех вокруг обвинять, просто строит жалобную моську и просит о помощи. Проблема в том, что он при этом не считает, что ему могут отказать, он думает, что ему обязаны помочь. В его картине мира это даже не совсем помощь, это долг людей – ему помогать. Соответственно, он не особенно благодарен за эту услугу. В зависимости от воспитания может поблагодарить, но это скорее вежливость, чем искренняя благодарность, как человек благодарит продавца за то, что тот дает ему купленные товары – просто вежливость, ведь эти товары и так принадлежат ему, он за них заплатил. Так и здесь, человек считает, что помощь ему – долг окружающих, поэтому вполне может и не благодарить вовсе или делать это условно.
Больше всего ожиданий у человека с эгоистическим внешним локусом от «родительских фигур». Все это начинается с претензий к родителям, которые не так любили, не так воспитывали, не то делали, туда же относятся разнообразные начальники, все люди, облаченные властью и пр., доходя до уровня мирового заговора или хотя бы президента.
В чем же, собственно, проблема с внешним эгоистичным локусом. Начнем с того, что он неэффективен. Вместо того, чтобы приложить собственные усилия к решению проблемы, во втором варианте человек тратит энергию на жалобы на то, на что он прямого влияния не имеет. Первый этап этого процесса в этом деле выглядит выгоднее – человек ведь находит тех, кто ему поможет и должен теоретически сэкономить собственные силы. Проблема в том, что окружающий мир не горит желанием ему помогать. Чтобы найти кого-то, кто согласится, замотивировать его, заставить приехать и помочь себе, зачастую необходимо потратить сил в несколько раз больше, чем если сделать все самостоятельно (или заплатить профессионалу).
В викканстве внешний эгоистический локус зачастую проявляется в попытках все решить с помощью разных заклятий и воззваний к богам (которые тоже являются родительскими фигурами) без желания что-то сделать самостоятельно. Как в том известном полу-анекдоте про женщину, которая долгие годы каждый вечер творит заклятья с призывом любви, пока однажды ей не привиделась Богиня со словами «я стольких мужчин уже к тебе приблизила разными дорогами, ты б хоть из дома вышла».
Так же надо понимать, что, если ищешь вовне родительскую фигуру (партнера, с которым будешь «как за каменной стеной»; гуру, который всему научит и решит все проблемы; хотя бы подругу/друга, который подскажет и поддержит), то это не значит, что такой человек согласится стать твоим слугой – то есть только выполнять твою волю тогда и так, как тебе хочется, в тех рамках, в которых тебе захочется. Родительская фигура на то и родительская, что не только предлагает опеку и берет на себя ответственность, но и обязательно попытается захватить над тобой власть (хороший ребенок должен быть благодарным и слушаться взрослых – это логично). И, либо ты отдаешь и власть, либо не ищи родителя вовне, а самостоятельно стань для себя родительской фигурой.
Чтобы избавиться от эгоистического локуса (а он зачастую хорошо сосуществует и с завышенной самооценкой), можно использовать следующую мантру (или с похожим смыслом): «Я взрослый самостоятельный человек. Просто так сама по себе я не нужна никому из всего мира, кроме, разве что, моих родителей. Всем остальным я нужна только в комплекте с приносимой пользой. Никто не обязан мне помогать просто так, это для людей не честь и не удовольствие, это не их долг и обязанность. Каждый из окружающих людей имеет свои желания и цели, свою отдельную жизнь, он ничем мне не обязан».
Альтруистический внешний локус
По сравнению с эгоистическим локусом, альтруистический даже по одному своему названию кажется более привлекательным. Он характеризуется тем, что человек не пытается найти во вне родителя, который все для него сделает, решит все его проблемы, а сам пытается стать родителем всем вокруг. В викканстве это выглядит как попытка стать всем вокруг гуру, всех научить, как правильно.
Надо понимать, что внешний локус – состояние нестабильное, от альтруистического человек может легко перескакивать в эгоистический локус и обратно. Например, решил он стать гуру всем вокруг, а его никто слушать не желает – и вот он уже переключается к эгоистическому «все вокруг враги, потому что не пожелали дать мне уважение и слушаться меня». А потом встретит кого-то с эгоистическим локусом – и вновь вернется в состояние гуру.
Жизнь в альтруистическом локусе похожа на ситуацию, когда вы взяли на себя за что-то ответственность, но не получили соответствующей власти. Например, решили вы организовать классное мероприятие на белтайн, выбрали вас жрицей или организатором. И вот стоите вы перед своим ковеном и говорите: надо сделать то и это. И никто этого не делает, или делают, но только то, что сами хотят. Никто вас не слушается. Но при этом вы понимаете, что, когда все пройдет совсем не так, как запланировано, отвечать будете именно вы. И у вас только два варианта: всех послать и начать обвинять (то есть выпасть в локус эгоистический), либо все за всех делать тотально, но на это физически просто не хватает времени и сил.
Даже если человек стабильно пребывает в альтруистическом локусе, легче ему от этого не становится. Человек тратит прорву энергии, пытаясь решить проблемы всех вокруг. При этом объективно он зачастую не имеет рычагов влияния на ситуацию другого человека, он может помочь только в самых простых ситуациях, когда нужно сделать что-то конкретное и практическое. Но он берет на себя ответственность и за другие вещи. Здесь хорошим примером может послужить фраза «я сделаю тебя счастливым» – он берет на себя ответственность за то, что не может контролировать.
Альтруистический локус можно еще назвать родительским. Он так же зачастую соседствует с завышенной самооценкой – я лучше всех знаю, я лучше всех умею, я избрана богом/богиней, чтобы нести свет во тьму невежества. При этом фактически человек все время тратит кучу энергии на разборки со властью. Обычно окружающие согласны, чтобы наш герой подарил им опеку, но слушаться и подчиняться (то есть быть хорошими детками) не хотят. И начинается внутри отношений невидимая борьба за опеку и власть, за услуги и послушание. Так что, хоть звучит и хорошо «альтруистический» (по крайней мере, лучше, чем «эгоистический»), но в реальности картинка выглядит так же непривлекательно.
Развиваться самостоятельно как личность, человек, распыляющий свои силы на других, не может – ему просто не хватает на это сил. Силы жрут конфликты, раздражение из-за того, на что у человека нет влияния, попытки «воспитывать» взрослых людей не приводят к успеху. При всем при этом отдачи от своих вложений «альтруист» не получает. В первые разы, когда он только начинает кому-то помогать, его могут благодарить довольно активно, но потом его помощь уже присваивается и по умолчанию считается уже долгом. Да еще и выставляются разные условия, как именно он должен помочь, когда и в каком качестве.
Один вывод напрашивается из моего описания двух видов внешнего локуса – люди с альтруистическим локусом притягивают к себе людей с эгоистическим и наоборот. Иногда вокруг одного «альтруиста» собирается группка «последователей» (а на самом деле – детишек-эгоистов), но система эта нестабильна, эгоисты быстро разочаровываются в новом гуру, объявляют его врагом и диктатором и уходят за кем-то, кого объявляют своим спасителем. Только вот после и этот спаситель сперва становится мамочкой, а потом – диктатором, и так по кругу. Поэтому людям со склонностью к альтруистическому внешнему локусу нужно очень осторожно относится к знакомым, которых, по их словам, окружают сплошь давящие на них субъекты. Поддавшись этому зову «пожалейте меня, полейте меня», они рискуют вскоре тоже оказаться в списке врагов. Причем, все это может происходить незаметно и одновременно – вы все еще можете обеспечивать человека, окружать его заботой и лаской, а он уже начнет кому-то третьему втирать, какой вы ужасный человек, заставляете его делать то, что он делать не хочет и т.п.
В крайнем состоянии человек с внешним альтруистическим локусом, «знающий, как правильно», всем вокруг пытается «нанести добро» и «причинить пользу» – то есть проявить заботу (и власть) там, где его об этом не просят совершенно. Он совсем перестает видеть рядом с собой взрослых людей, только детишек, нуждающихся в заботе и руководстве.
Если посмотреть с точки зрения эзотерики и викки, то человек со внешним альтруистическим локусом, скорее всего, будет приверженцем теории о том, что «мысль материальна», причем опять же в крайнем положении. В нормальном состоянии идея материальной мысли воспринимается так, что тебе просто надо стараться больше думать о хорошем. В альтуристическом локусе эта идея создает колоссальное давление, не зря этот локус так же зовется гиперответственным. Человек вешает на себя ответственность за все, даже едва в голове мелькнувшие мысли, за все свои эмоции, которые не может контролировать, за вообще все, что происходит вокруг. Это колоссальное давление, от которого он затем может сбегать в локус эгоистический, ведь в этом локусе можно не отвечать ни за что, даже за собственные поступки, которые уж точно в твоей власти.
Лекарство от альтруистического локуса, к сожалению, найти сложнее, чем от эгоистического. Потому что у человека есть иллюзия (и оправдание), что «он же делает как лучше», он упивается теорией о своей доброте и непогрешимости, его окружают сплошь эгоисты, а вот он – он хороший и замечательный. Тем не менее, от этого состояния тоже надо избавляться: «Вокруг меня взрослые адекватные люди, способные самостоятельно позаботиться о себе. Я такой же человек, как все, я не знаю, что в жизни другого человека лучше, а что хуже, потому что я не на его месте. Каждый человек сам отвечает за свою жизнь и только за нее. Я не беру на себя ответственность за те вещи, для влияния на которые у меня нет рычагов давления».
П.С. Разумеется, все вышесказанное относится именно к взрослым дееспособным здоровым людям. Если человек не дееспособен (в силу возраста, болезни или других обстоятельств, которые он сам контролировать не может), он может нуждаться в опеке, но это накладывает на него обязательства подчиняться в той степени, в которой он принимает заботу.
Внутренний локус контроля
Наконец, последний вариант локуса – самый правильный – внутренний. Если взять два классических русских вопроса «кто виноват» и «что делать», то человек с внутренним локусом сосредотачивается на втором. Думать о первом вопросе он начинает только в случае, если он приведет к положительным последствиям, то есть тоже содержит в себе «что делать». К примеру, если совершено преступление, то надо искать, кто виноват, с конкретной целью – осудить преступника, по возможности стребовать компенсацию – то есть здесь заложено конкретное действие. Люди же со внешним локусом ищут виноватого даже там, где это ни к чему не приведет (виноватым назначается любой человек, ставший для этого персонажа родительской фигурой) и просто наслаждаются затем тем, что постоянно этого человека во всем обвиняют, рассказывают об этом всем вокруг, но ничего не делают помимо этого.
Классический пример из психологии – у меня комплексы, потому что меня мама в детстве не долюбила. Соответственно, на любую проблему – мама виновата. А что делать? Ничего, сидеть маму обвинять. Чтобы втянуть локус обратно внутрь, надо осознать, что прошлого изменить нельзя, повторять его вновь и вновь в жалобах – не ведет ни к чему положительному, кроме того, что собеседник тебе вежливо покивает. А затем надо поискать ответ на вопрос, что же делать? Прошлого не изменить, но сейчас-то ты взрослый самостоятельный человек, можно сейчас стать себе любящим родителем.
Суть внутреннего локуса заключается в том, чтобы сосредотачивать свои усилия на тех вещах, которые человеку объективно подвластны. Положительный эффект заключается так же в том, что, когда человек сосредотачивается на тех вещах, которые сделать может, и делает их, то его зона влияния постепенно расширяется. Когда же он пытается влиять на неподвластные вещи, то только теряет энергию, а его зона влияния при этом может еще и сужаться.
Нужно понимать, что, разумеется, все не так просто и сложнее всего отличить те вещи, на которых твоя зона влияния распространяется, от тех, на которые ты влиять не можешь. Есть и те вещи, на которые ты влияешь лишь косвенно. Есть и те вещи, которые изменить можно, но человек может быть не готов – такие вещи необходимо осознать, определить те зоны, которые влиянию поддаются, и заняться ими – вода камень точит, как говорится.
Виканин с внутренним локусом не отказывается от ответственности в тех зонах, которые он контролирует в пользу магии. Он может дополнить свои действия в реальности магическими воззваниями, но не заменить одно другим. В то же время в викке есть норма, согласно которой магическую помощь можно оказывать лишь тому человеку, который готов ее принять – то есть уже это должно намекнуть гиперответственному человеку, что нужно избавляться от привычки «причинять добро» без спросу, а норма о том, что все что ты делаешь, вернется к тебе троекратно, напоминает, что, пытаясь контролировать поступки других людей, ты можешь потерять контроль над собственной жизнью.
В идеале я вижу ситуацию так, что применять магию человек с внутренним локусом будет разве что в тех областях, которые находятся на границе зоны его влияния – то есть он не может влиять на них напрямую, просто пойдя и сделав необходимое, но в то же время это не должна быть совсем чужая зона ответственности, т.к. обычно эти вещи сопряжены с влиянием на свободу выбора других людей. Если нет, можно попробовать что-то поколдовать, но свободно отпуская последствия, не беря на себя гиперответственность за результат.
Скромность и викка
Как я и писала в начале, сочетание правильных настроек эго зовется скромностью. Противоположность скромности – это гордыня. Завышенная самооценка, эгоистический или альтруистический локус – это все проявления гордыни.
В христианстве гордыня – один из смертных грехов, но в викканстве ничего подобного нет, не вреди другим (в одном из вариантов уточняется, что только другим викканам) – и хоть обгордись. На самом же деле мне кажется, что в этом скрыт посыл к проактивности, уважению собственного выбора каждого человека.
Бог и Богиня – это не родители младенца, готовые бежать к нему с помощью на каждый писк, как в мечте инфантила. Они дают возможности самостоятельно управлять своей жизнью (подчеркиваю – своей) и даже с помощью магии частично расширить зону своего влияния.
Но нужно помнить, что все люди – создания Бога и Богини, а не только вы. Каждый наделен своим талантом, каждый ценен для Бога и Богини, у каждого свой опыт и свой путь. Не может быть у Богов среди людей любимчиков, как у родителя не может быть любимчика среди детей. И, как любые родители, мне кажется, Боги хотят, чтобы мы росли и развивались как личности, а не топтались на месте, упиваясь своей иллюзорной властью и всезнанием.
Отсутствие строгих догм в викке дает свободу, в том числе свободу от зачастую неверного прочтения (ведь, к сожалению, христианское «отбрось гордыню» часто читают как «отбрось гордость и стать рабом»), свободу постигать свой путь, осознавать свои собственные моральные принципы, не навязанные извне, а рожденные изнутри. Но до этого надо дорасти.
П.С. Тоже почти дисклаймер. Описывая все это, я ни в коем случае не говорю, что достигла просветления, в смысле, скромности (правильных настроект эго). Самые популярные баги – все мои, куда без этого. Но я надеюсь, что эта информация поможет хотя бы кому-то узнать о том, что такое есть, что в эту сторону можно меняться и, надеюсь, что мне хотя бы немножко удалось объяснить, зачем это делать.
Автор: Мария Махонова
Материал взят с сайта http://holisticwicca.ru/