Дианическая викка Зет Будапешт была очень популярна. Популярна настолько, что породила десятки и сотни совершенно разных ответвлений, отличающихся друг от друга не только мелочами, но, зачастую, и основными догматами. Более того, популярность Зет Будапешт поглотила и несколько других, порой более ранних Традиций, которые имели неосторожность назвать себя «Дианическими». Об одной из таких Традиции — Дианической Традиции МакФарланд — мы сегодня и поговорим.
С самого начала стоит упомянуть, что данная Традиция сформировалась безотносительно к Зет Будапешт и существенно раньше, чем госпожа Зузанна задумалась о своем понимании образа Богини. Разные источники упоминают разные года, однако большинство все же сходится, что Морган МакФарланд основала данную традицию в 1970 или 1971 году,(некоторые источники называют ранние шестидесятые, однако лично мне это кажется не особенно достоверным) одновременно или даже несколько ранее, чем Зет . Более того, идеи дианики МакФарланд гораздо ближе к истокам викки (Гарднеру, Кохрейну, Валиенте), чем у гораздо более склонной к политическому радикальному феминизму Будапешт. Можно сказать, что дианика МакФарланд гораздо более склонна к мистической составляющей, чем к политической. Впрочем это не единственная особенность рассматриваемой Традиции.
Итак, особенности дианики МакФарленд:
а) Теология МакФарленд близка к другим представителям Дианической Традиции. Снова мы видим Богиню-Мать, являющуюся истоком и универсальным началом. Как и во многих других викканских Традициях Богиня имеет три аспекта: Деву, Мать и Старуху, часто ассоциирующихся с тремя именами: с Артемидой, девой-охотницей; с Изидой, Великой Матерью; и с Нгаме, Древней покровительницей саванов и могил. Впрочем, многие из последователей МакФарланд предпочитают иные имена, что не возбраняется, т. к. «Она — Богиня Тысячи Имен». Тем не менее есть и оригинальные элементы. Так у МакФарланд Богиня полностью имманентна и «растворена» во всем своем творении. Другими словами, весь окружающий мир является тем или иным проявлением самой Богини. Также стоит особо заметить, что в отличие от многих других представителей дианики последователи МакФарланл признают Бога, правда, смертного и полностью подчиненного Богине. Бог в Традиции МакФарланд — создание Богини, умирающий и воссоздаваемый в качестве спутника и любовника Богини. Разумеется, что сила Бога ограничена, как и ограничены его способности к творению и управлению уже имеющимся. Эта особенность привела к тому, что Дианическая Традиция МакФарланд вполне принимает мужчин в число своих адептов. Есть, разумеется, некоторые ограничения. Так ряд ковенов этой Традиции все же остановился на чисто женском составе и в подавляющем большинстве случаев мужчина никогда не сможет получить статус Старшего Жреца и поэтому всегда будет находится на подчиненном положении, что вполне соответствует догматики Традиции МакФарланд. Интересно, что даже со-основатель данной Традиции — Марк Робертс — так и не стал Старшим Жрецом, несмотря на то, что в некоторых ритуалах исполнял его обязанности де-факто. В данный момент в этом принципе уже появились первые исключения и сейчас некоторые из мужчин Традиции МакФарланд, исполняя де-факто обязанности главы общины, называют себя Старшими Жрецами, однако до сих пор эти их притязания в большинстве случаев не получают одобрения от других Старших Жриц.
б) На Традицию МакФарланд оказало огромное влияние кельтская мифология и, в особенности, уже упоминаемый в моих статьях труд Грейвса «Белая Богиня». Соответственно, в ритуалистике данной традиции можно найти чисто кельтские элементы. Так особую роль играет празднование 13 лун (полнолуний) на протяжении года. Каждая луна имеет собственное уникальное празднование и собственные мистерии, большая часть из которых сохраняется в тайне от внешних наблюдателей. При этом каждая из лун имеет четкую ассоциацию с одним из деревьев Огама (кельтского алфавита) в интерпретации Грейвса (другие интерпретации чаще всего игнорируются).
в) Традиция МакФарланд строго иерархична. Так единицей организации является ковен или «Роща» («grove” ), т. к. традиционным местом сборов и проведения ритуалов являются именно священные рощи (изначально этот термин относился исключительно к группе кандидатов в члены ковена, проходящих обучение, однако со временем он начал распространяться на всю общину), в чем снова прослеживается откровенно кельтское влияние.
Система инициации достаточно стандартна. Кандидат проходит персональное обучение на протяжении года и одного дня под прямым руководством Старшей Жрицы своего ковена, после чего проходит инициацию становясь полноправным членом общины и жрецом/жрицей Традиции МакФарланд. Через некоторое время Старшая Жрица может посчитать молодого жреца готовым к дальнейшему обучению и последний проходит через т. н. «Проход» («Passage»), серию углубленного обучения и тренировок (в том числе в проведении ритуалов) длинной также в год и один день. Разумеется, что далеко не каждый из жрецов/жриц получает право на «Проход», как и не каждый в состоянии его завершить. Тем не менее те, кто успешно заканчивает курс «Прохода» считаются Старшими Жрицами (или мужчиной-жрецом с расширенными правами и возможностями). Только прошедшие через «Проход» имеют право учить и инициировать других, а также основывать новые круги и ковены (Рощи). Процесс создание нового ковена называется «роением» («Hiving”). После «роения» Старший Жрец и новый ковен считаются полностью автономными и независимыми. При этом существует также и статус старейшины («Elder”), которыми являются наиболее опытные и уважаемые члены Традиции (в подавляющем большинстве случаев Старшие Жрицы и главы ковенов). Старейшины периодически собираются на совет старейшин, который решает спорные вопросы, а также служит «третейским судьей» в спорах ковенов.
Также существует и Совет Высших Жриц дианики МакФарланд, который в ряде прочих вопросов решает соответствие новых ковенов основным элементам догматики Традиции. Данный совет может отказать индивидуальному ковену в праве причислять себя к Традиции МакФарланд, если сочтет, что данный ковен слишком сильно исказил ритуалистику или догматику Традиции.
Разумеется, что Традиция МакФарланд строго инициаторная и не допускает самопосвящения.
г) Несмотря на то, что Традиция МакФарланд также является вполне феминистической, её представители редко участвуют в социальных или политических акциях. Можно сказать, что в отличии от радикального феминизма Зет Будапешт, последователи МакФарланд стоят на позициях «мягкого» либерального феминизма.
Остальные элементы Традиции МакФарленд незначительно отличаются от прочих викканских Традиций.
Lukrecija Wille
Текст написан специально для проекта «Викка: общий взгляд»