В начале данной статьи обязательно стоит упомянуть, что «Дианической Традицией» себя называют многие течения и ковены, поэтому имеет смысл разбить рассмотрение этой Традиции на три индивидуальные части: Дианическая Традиция Зет Будапешт — первая и наиболее характерная для всего спектра «дианики»; Дианическая Традиция МакФарланд — как более мягкая и умеренная; всевозможная Дианическая эклектика — о наиболее характерных и интересных представителях которой мы поговорим индивидуально.
Собственно, начнем мы наш экскурс именно с Дианической Традиции Зузанны Будапешт, чему и будет посвящена данная статья.
Итак, в чем же особенности данной Традиции?
Во-первых, в полном и безоговорочном отрицании Бога и, следовательно, мужчин-диаников. Дианическая Традиция верит в то, что в мире существует исключительно Богиня, которая является всеобщим Истоком и началом всей Жизни. Именно Она порождает все что существует и именно Она вбирает все в себя, когда приходит нужное время. Богиня вечна и не имеет ни начала, ни конца, порождая саму себя и продолжая вечный цикл. Соответственно, Богиня циклична, но цикл этот не имеет завершения, поэтому одним из наиболее распространенных символов Дианической Традиции является спираль. При этом ДНК человека дианики считают именно отражение великой спиральности Богини. Интересно также, что Богиня является началом не только женщин (женского начала), но и мужчин (мужского начала), но при этом женщины расцениваются как создания «такие же как Она» («same as her (daughters)»), а мужчины — «отличные от Неё» («different from her (sons)»). Другими словами, женщины в дианике гораздо ближе к Божественному Истоку и, соответственно, имеют в себе неотъемлемое начало Богини, в то время как мужчинам практически полностью отказано в праве на Божественное начало. Следствием этого подхода также является то, что именно мужчины (и грубая, отличная от Божественного, мужская природа) являются источником всего зла в мире. Сама Богиня, хоть и имеет аспекты связанные с разрушением и смертью, не несет в себе зла, но является Всеблагой и Любящей Матерью Мироздания.
Как уже было сказано, выше мужчины, исходя из упомянутого отличия от Богини, ни при каких условиях не могут быть ведьмами, жрецами или состоять в ковенах Дианической Традиции. Впрочем, в последнее время этот незыблемый догмат дал первую трещину. В 2014 году лично Зед Будапешт провела церемонию инициации над Клаудинеу Прето, Высшим Жрецом Неморенсианской Дианической Традиции, таким образом создав первый и пока единственный прецедент мужчины жреца в Дианической Традиции Зет Будапешт. Сам Клаудинеу при этом отверг любую возможность собственных притязаний на внутренние мистерии Дианической Традиции, приняв при этом статус курета (жреца-защитника Богини) из рук Зет Будапешт. Несмотря на то, что Зет Будапешт не отрицает самой возможности существования и других мужчин, достойных звания курета, пока что Клаудину Прето остается единственным исключением из более чем сорокалетней истории Дианической Традиции Зет. Впрочем, подробнее об этом прецеденте я расскажу в отдельной статье, посвященной Неморенсианской Традиции.
Тем не менее, общее отрицание мужчин в Дианической Традиции доходит и до отрицания трангендерных женщин (урожденных мужчинами или ставшими мужчинами в результате операции по смене пола). Так сама Зет писала следующее:
«Эти индивидуумы в своем эгоизме никогда не думают о следующем: если женщины позволят мужчинам быть посвященными в Дианические Мистерии, то что останется женщинам для самих себя? Ничего! Опять! Трансы (трансгендеры — прим. пер.) которые нападают на нас заботятся только о себе. Мы, женщины, нуждаемся в нашей собственной культуре, в нашем собственном сборе ресурсов, в наших собственных традициях. Можно сказать, что это мужчины, их не будет волновать если женщины потеряют свою единственную Традицию, обретенную огромным количеством исследования и практики — Дианическую Традицию. Мужчины просто хотят войти в неё. Это то, их желание. Как же это мы, женщины, не пускаем их и не желаем отдать ЕДИНСТВЕННЫЙ духовный дом, который мы имеем.»¹
Разумеется, подобный подход привел к тому, что большая часть дианических викканок являются лесбиянками или бисексуалками и чаще всего занимают активную радикально-феминистическую позицию.
Во-вторых, необычным для викки в целом является понимание викканского Реде в Дианической Традиции. Несмотря на то, что некоторые их диаников по прежнему следуют принципу «Делай что хочешь, но не вреди», подавляющее большинство, в том числе и сама Зет, считают этот принцип может быть нарушен в случае необходимо защитить женщин от насилия или преследования со стороны мужчин. Причем речь идет не только о сравнительно безобидных «связывающих» чарах, но и о проклятиях и прямом контроле сознания. Более того, сама Зет активно призывает своих сторонниц применять вредоносную магию в отношении насильников, т. к. современная модель правосудия не может обеспечить женщине достаточную степень безопасности, как и адекватное наказание.
В-третьих, Дианическая Традиция ориентированна на активное использование женской сексуальности в своей магической практике. При этом, как следует из первого пункта данной статьи, главным образом рассматриваются те аспекты женской сексуальности, которые непосредственно связаны с лесбийскими отношениями. Так даже Великий Ритуал в Дианической Традиции был переработан под проведение с участием одной или двух Высших Жриц, со всеми вытекающими последствиями. Многие другие ритуалы также активно завязаны на вышеуказанной форме сексуальности, что, впрочем, не отрицает наличия в дианических ковенах гетеросексуальных женщин.
Дианическая Традиция Зет Будапешт также является традицией инициаторной, т.е. отрицающей самопосвящение, что, впрочем, не мешает множеству виккан по всему миру считать себя дианиками, однако об этом подробнее в следующий раз.
Остальные элементы Дианической Традиции в целом совпадают с другими викканскими Традициями и не требуют пристального рассмотрения, впрочем, возможно в следующей статье я расскажу о некоторых менее значительных, но все же особенных нюансах Дианической Традиции.
¹Ссылка на источник высказывания: http://wildhunt.org/2011/03/transgender-inclusion-issue-intensifies.html
Список литературы:
- Falcon River «The Dianic Wiccan Tradition»
- Z. Budapesht «Holy Book of Women’s Mysteries» (Robert Hale, London, 1980)
- Kamila Velkoborská «Wicca in the USA: How a British-born Religion Became Americanized»
- Ruth Barrett “Lesbian Rituals and Dianic Tradition.” (unknown publisher, e-copy)
- Ethan Doyle White «Wicca: History, Belief, and Community in Modern Pagan Witchcraft» (Sussex Academic e-Library, 2015)
- Блог Зет Будапешт
- Jason Pitzl-Waters «Transgender Inclusion Issue Intensifies»
Автор: Lukrecija Wille
Специально для проекта «Викка: общий взгляд»