Викканские Свитки

Путь малых дел и больших начинаний

Луна или утренний снег…
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год.

Басё


 

На реке Енисей, среди лесов, холмов и гор расположился город Красноярск. Если посмотреть на него с высоты, появляется ощущение, что город находится в чаше. Что крепкие надёжные руки деревьев обхватили его и не хотят никуда отпускать. А за пределами чаши земля усыпана невысокими горами, словно причудливыми изваяниями. И кажется, что смотрят их потёртые временем камни на города, смотрят чуть устало, но с неизменным лукавством. Как смотрит ещё не растерявший последних сил весёлый старик на молодых, строящих из себя взрослых и умудрённых.

Кто был в Красноярске, но не побывал хотя бы в заповеднике «Столбы», не прошёл по Каштаковской тропе, тот зря потратил своё время. Как ни красив город, ему не соперничать с красотой природы. Как ни ярки его огни, отблески солнца на скалах всё равно ярче.

Когда мы дружеской компанией отправились в заповедник, то предусмотрительно взяли с собой несколько бутылок воды. День выдался жаркий, а пройти по тропе – дело не одного часа. Местные жители подшучивали, что бутылки мы берём правильно, а вот саму воду выльем, не успев толком пригубить. Объяснять они не стали, да это и не требовалось. Вскоре мы лично убедились в их правоте. И купленная вода была отдана мхам и травам, пышно разросшимся вокруг.

Загадка, конечно, не велика. Да и ответ вполне очевиден. В самом начале пути нам встретился известный всем местным родник. Прекрасная струя чистой воды, от которой брал начало целый ручей под покровом леса. По всем сказочным и мифологическим законам, вкус воды из «волшебного источника» пьянил и окрылял, заставляя забыть о мире за пределами заповедника. Но по всё тем же законам, пить после родниковой воды купленную «чистую» магазинную уже не представлялось возможным. Все бутылки были наполнены из родника, и до самого конца тропы мы не раз прикладывались к ним, поражаясь удивительному вкусу.

Вкус этой воды – не только вкус чистоты и растворённых в ней минералов. Не только ломоть в зубах от холода, странным образом приятная в жаркий день. Ещё эта вода – пленительный вкус и аромат мгновения. Мгновения, которое не повторится. Потому что каждый следующий раз будет уже иным, новым, непохожим. Мы полной пригоршней черпали мгновение, бессильные насытиться им. Бессильные удержать его. Под пенье ветра над запылёнными скалами, под скрип сосен на красной земле, под мелодичный перезвон ручья – мы прикоснулись к чуду. И тут же снова потеряли его. Оно ускользнуло в мокрую траву, улетело на крыльях бойкого комара, растворилось в синеве неба. Ушло, как и положено всякому чуду. Но оставило нам о себе сладкую, как родниковая вода, память.

kras1

А ещё этот родник – отправная точка, начало долгого и трудно отслеживаемого пути воды. От истока, через леса и поля, через круговорот облаков и дождей, на крыльях ветров и в крови живых существ, всё дальше и дальше! Пока наконец вода не попадёт в безбрежный мировой океан. Не сольётся с мириадами других капель воды, в едином порыве стремящихся из разных уголков планеты Земли сюда: в место, где всё начнётся снова. Где волны свободны и безудержны. Откуда ветра снова заберут воду и отдадут её земле, а та в своё черёд передаст её родникам. И снова, от истока к мировому океану, начнётся долгий путь воды.

Таков путь каждой капли воды. И от этого пути зависит сама судьба океана. Всякий путь должен иметь и начало, и конец. Всякое существование связана с непрерывным движением. И только в этом движении обретается постоянство. Постоянство малых капель воды. И постоянство великого океана.

***

Дорога, как известно, появляется под ногами идущего. Истина эта сколь стара, сколь банальна, столь же и актуальна. Как и раньше, так и впредь, во все времена. Но возникающая дорога всё же должна куда-то идти, а не просто существовать под нагими ногами. Невелик был бы смысл от тропы, у которой нет ни начала, ни завершения, ни достопримечательностей у обочины. Конечно, можно повторить вслед за Окуджавой: «Покуда ночка длится, покуда бричка катит, // Дороги этой дальней на нас обоих хватит». В этом прелесть момента, кто станет её отрицать! Но если за этим моментом больше ничего нет, то идея пути начинает подозрительно напоминать дешёвый чай. За первой его крепостью, за первым всплеском ощущений ничего не приходит. Ни вкуса, ни аромата. И вот уже недопитая чашка отставляется на стол. Крепость приелась языку, здесь нечего поделать.

К счастью, реальный человеческий путь обычно имеет цель и не одну. Не все из них будут достигнуты, в том числе и потому, что переоценка ценностей в пути может изменить отношение человека. И открыть для него совсем иные горизонты. Не все из них, будучи достигнуты, придутся идущему по вкусу. Многое издали выглядит лучше, чем вблизи. Но всё это не имеет принципиального значения. Принципиально лишь то, чтобы путь содержал в себе цель. Чтобы дорога манила не только упругостью земли или асфальта, не только ароматом диких трав с обочины, да редкими красотами на пути. Но и тем результатом, которого можно добиться в итоге.

Так у каждой малой капли должен быть великий океан, с которым она желала бы слиться. Не будет океана, не будет этой великой цели, и капля станет заложником своего бесконечного пути. Без смысла и без завершение, пусть даже временного. То, что начнётся ярко и весело, закончится повседневностью и отчаянием.

***

Но и у великого океана должны быть свои малые капли. Иначе он просто перестанет существовать. Пусть он – великий, безбрежный, могучий! – куда больше, чем совокупность отдельных капель. Но без них его всё равно не будет. Так любая система является чем-то большим, чем совокупность её элементов. Но состоит она всё же из этих элементов. И ей некуда от этого уйти.

Впрочем, того, кто ступает на путь, вряд ли волнуют беды океана. Может быть на первом этапе и вовсе он не думает о нём, стремясь лишь к морю, а то и вовсе к полноводной реке. Но все родники однажды отдадут свои воды великому и безбрежному. А все люди положат свои дела в основание великих задач. Задач того века, когда они родились, и того мира, в котором они родились.

И не исключено, что даже часть этих великих задач, которая достанется конкретному человеку, будет кружить этому человеку голову. И заставит ощутить себя лишь крошечной пылинкой в вихре времени.

kras2

Как не сломать зубы о гранит века, как найти в себе силы пройти путь до конца? Не сдаться, не отчаяться, не зайти в тупик, пытаясь дотянуться до такой притягательно, но почти недоступной цели? Вспомнить о том, что великое состоит из малого. И не только великий океан. Но и куда менее великая полноводная река – тоже. И даже крохотный ручеёк. Пусть наши начинания под стать веку. Но всякий путь, на котором мы способны их реализовать, — это путь малых дел.

***

Кирпич ложится к кирпичу, и со временем на месте стройки возникает дом. Строка ложится к строке, и со временем рукопись издаётся законченной книгой. В познании божественного, в соработничестве Богу и Богине, в продвижении по духовному пути викки всё происходит точно так же. С той лишь разницей, что редко кто имеет на этом пути точный план. Ни расписанных затрат, ни сроков, ни даже однозначной конечной цели. Путь длиною в жизнь, путь мистика безусловно имеет свои сложности. И тем важнее уделять внимание не выдуманным нами целям, а конкретным действиям, которые можно совершить здесь и сейчас.

Во-первых, познание. Не попытка усилием воли или мозговым штурмом проломить стену между нами и ответами на глобальные человеческие вопросы. А познание вполне конкретное и будничное. Изучение дела, которым занимаешься. Самоанализ или работа с психологом в сложных случаях. Периодический сбор новостей о мире, в котором все мы обретаемся. Эксперименты, будь то научные или магические. По крупице, по малому факту, по незначительному навыку. Познание в самых разных сферах, зачастую не связанных друг с другом. Со временем понимаешь, что разные сферы удивительно удачно стыкуются друг с другом. И в какой-то момент открывают нам совсем новые горизонты. На которых – почему нет? – однажды может замаячить уже и та большая цель, которую мы ставили перед собой изначально. Познание божественных тайн вполне может начаться с познания того, как заколачивать в стену гвоздь. Так лишь спустя много лет я понял, как пригождается мне теория информации, почерпнутая в университетских стенах. Пригождается и при работе с травами, и при составлении ритуалов. Позволяя структурировать в голове данные с максимальной эффективностью. И открывая те самые новые горизонты.

Во-вторых, труд. Те самые забитые гвозди, но уже для конкретного дела. Кто-то пишет стихи, кто-то рисует картины, кто-то делает мебель, кто-то вырезает на этой мебели узоры, а кто-то варит заборы и вытачивает детали на производстве. Кто-то другой составляет отчёты и готовит договора, организует людей. Пусть всё это частные дела, нередко лишь для того, чтобы заработать денег. Они развивают наши навыки, они дают ощущение своей причастности к творческой силе богов. Можно долго рассуждать о Подательнице Жизни. А можно просто посадить цветы у дома или ответственно подойти к заведению дома хомяка. Можно долго рассуждать о Матери Хлеба. А можно вырастить на своём огороде огурцы для засолки. Можно долго рассуждать об Отце Войн. А можно научиться хотя бы правильно держать в руке нож. Можно долго рассуждать о Господине Мира. А можно сколотить для дома табуретку. И каждое такое малое дело даст нам куда больше, чем абстрактные рассуждения. Прикоснуться к творческой силе богов можно лишь делая что-то самому. Но ввязываться ради этого в глобальные проекты необязательно. Достаточно будет и малых дел.

kras3

В-третьих, созерцание. Если бы божественное проявлялось лишь в величественных храмах, да уникальных видах природы – это было бы не божественное. А всего лишь наша выдумка, связанная с эмоциональностью. Боги оторванные от мира, непроявляющие себя в каждом мгновении и в каждой песчинке – разве это боги природы? Куда более вероятно, что мы можем увидеть их след даже в капле росы на пробившейся сквозь асфальт траве. В жёлтом ковре одуванчиков. В распускающихся или облетающих листьях клёна. И даже в нагретой солнцем бетонной стене дома. Конечно, прекрасно отправиться странником по миру, чтобы в долгой дороге созерцать красоты природы, познавая божественное. Но большинство на это никогда не решатся. И, в общем-то, будут правы. Покрытая мхом красная земля Красноярска прекрасна. Но мох, жадно пьющий воду под водосточной трубой в городе – остаётся мхом. И божественное остаётся божественным. Смысл нашего созерцания в том, чтобы научиться видеть божественное. Ощущать его в мелочах. В каждом штрихе и каждом элементе мира.

Все эти малые дела важны не только потому, что замахнувшись на великое, можно в итоге никуда не прийти. Многие справедливо заметят, вслед за известным автором, что человек, не дошедший до вершины горы, поднимется всё же выше человека, который успешно забрался на болотную кочку. Но дело не в успехе или поражении в конкретной ситуации. Дело в том, что великое в принципе не может состоять только из отдельных мощных рывков вперёд. Ведь и при строительстве здания задача не в том, чтобы быстрее добраться до крыши. А в том, чтобы в этом доме могли жить люди.

Малые дела порождают непрерывное взаимодействие с божественным. Не только в минуты молитвы или подвига духа. Но в каждое мгновение нашей жизни. Порой вполне будничной и даже изрядно банальной. Цель не в том, чтобы в отчаянном рывке прикоснуться к Богу и Богине, а потом рухнуть. Цель в том, чтобы они пребывали с нами постоянно. И в радости, и в горе. И серым скучным утром, и в буйстве радостного карнавала. И когда мы полны сил, и когда у нас остались силы лишь на предсмертную агонию. Непрерывность бытия в потоке божественного – это великое начинание. Но оно требует от нас бесчисленного количества малых дел. Снова и снова.

***

Каждое мгновение чуда – акт экстаза, акт соприкосновения с божественным. И жадно глотая волшебную воду родника, мы даже против своей воли оказывались близки богам. Но всякий акт экстаза – краток в сравнении с целой жизнью. Мы снова и снова ищем эти мгновения чуда, окунаемся в них и вновь возвращаемся в серые будни. Но боги никуда не уходят. Они остаются с нами. Мы лишь перестаём ощущать их с той определённостью и силой, с которой они явились нам в состоянии экстаза. Можно надеяться, что сам опыт осознания зачтётся нам. И однажды мы войдём в непрерывный поток божественного. А можно взять свою судьбу в свои руки. И пойти путём малых дел и больших начинаний. Пути, который изначально побуждает нас видеть божественное не от случая к случаю. Но в каждом мгновении нашей жизни.

Автор: Александр Садовников ( член Ковена Неназванного Древа )

Больше текстов этого автора вы сможете найти в группе Орден Несуществующих

Оставить комментарий