Сегодня дорогие друзья, я хотела бы поговорить о социальной ответственности виккан. О том должны ли мы что-то делать для общества вокруг или это нас не касается. Внутри статьи я буду говорить о русских викканах и только о них, так что учитывайте это при восприятии информации.
Писать эту статью меня подтолкнули два тезиса. Первый основан на распространенном мифе (а может не мифе), о том какими были древние ведьмы и колдуны и то какую важную и почетную роль они выполняли в обществе. Второй тезис основан на желании виккан хорошо восприниматься в современном социуме.
Итак приступим.
Отношение общества
Часто от виккан я слышу жалобы на то, что общество воспринимает ведьм и язычников очень стереотипно. Фильмы о ведьмах чаще всего рассказывают про злых и плохих ведьм, которые убивают милых и добрых людей. Большинство современных людей услышав слово «ведьма» напряжется и подумает про ад и темные силы. Не говоря уже о выступлениях традиционных конфессий против магии и колдовства. Каждый раз подобные ситуации вызывают у виккан жалобы на то, что общество не право и общество должно менять свое восприятие язычников/ведьм/виккан.
Но давайте подумаем, зачем обществу это делать? Виккане регулярно делают что-то хорошее для этого самого общества? Виккане исцеляют людей на Красной Площади? Виккане ездят в детские дома? Виккане организуют благотворительные фонды или оказывают бесплатные услуги по консультированию в сложных ситуациях? Практически нет. Но при этом каждый хочет чтобы о нем думали хорошо, чтобы к нему хорошо относились.
Для общества мы на данный момент что-то вроде этого незнакомого непонятного человека с претензиями: «ты меня не знаешь, ты не знаешь чего от меня ожидать, но ты сразу должен меня любить, уважать и хорошо обо мне отзываться». Общественная, экологическая и гуманитарная деятельность среди виккан развита мало и имеет скорее эпизодический чем постоянный характер. Но претензии к обществу постоянны.
Наследие древних ведьм
А сейчас мы рассмотрим второй тезис, который может натолкнуть нас на мысль о том, что виккане таки должны для общества что-то делать.
Если вы прочитали больше одной книги о викке, если вы регулярно заходите в популярные викканские паблики, ну или хотя бы если вы смотрели «Туманы Авалона», то вы наверняка слышали или читали истории о том, что древние колдуньи были целительницами, психологами, что они помогали своей деревне/городу, помогали мудрыми советами, защищали и благословляли.
«В те далекие времена шаманы обоего пола были целителями и обладали большой властью»
С. Каннингем «Викка для начинающих»«Ведьмовство всегда было в традиции целительства — с момента своего возникновения и тысячелетия своего существования. Травники и травницы, повитухи, целители и целительницы всегда пользовались уважением всей общины. В древности не было ни врачей, ни больниц, ни аптек за углом, люди полагались на целительские навыки тех, кого называли ведьмами или ведьмаками…»
С. Морнингстар
А теперь возвращаемся к описанному выше. Что делают виккане для общества? Играют ли в нем какую-то позитивную роль? Не особо! Да есть виккане, которые решили заняться оказанием магических услуг, но чаще (чаще не значит всегда) это делается потому что викканин ищет где заработать денег, так чтобы заниматься любимым делом, а не от того что он хочет помогать людям (разумеется зарабатывая деньги он может и помогать людям — исцелять или помогать выбраться из бедности, например, — но я говорю о первичном мотиве). И опять же, если викканин и занимается чем-то подобным, он позиционирует это скорее как свою личную инициативу. То есть это практически не вносит вклад в отношение к викке в России.
Часто мы с гордость обращаемся к этому тезису, мол «викка ремесло мудрых, древние ведьмы ла-ла-ла-ла-ла» , но ведь это не наши заслуги и не наши достижения. Так чего ими гордиться? Для того чтобы этим гордиться, надо хотя бы продолжать их дело — стараться помогать людям и вообще брать этих самых древних целительниц, повитух и прочее за образец.
Современные виккане
Чем занимаются виккане на данный момент? Иногда проводятся субботники, изредка проводятся какие-то сборы одежды, еще реже посадки деревьев. Есть единичные случаи публичных лекций для открытой аудитории (не миссионерства ради, а просвещения для). В общем-то говоря — все. А ведь, согласитесь, виккане могли бы сделать намного большее и это как раз смогло бы оказать влияние на восприятие виккан в обществе, при том очень разными путями.
А зачем оно надо?
Во-первых, сами по себе хорошие дела — это хороший пиар. Люди вокруг видят, что виккане (ведьмы, язычники) не просто старушонки в черных шляпах, а полезные члены общества. В этом плане очень важно не оставлять такую деятельность за кадром, а сохранять о ней различную память — отчеты, отзывы, фотографии. Чтобы и через пять лет в интернете можно было наткнуться на то, как виккане участвовали в лесопосадках или ездили в детский дом.
Во-вторых, во время совместной общественной деятельности, вы можете завести новые знакомства. Например, на субботнике можно работать с людьми имеющими другие религиозные воззрения. И они не просто прочитают в интернете, но воочию увидят, что викканин рядом с ним собирающий мусор в большой пакет — это не какой-то интернет фрик, а нормальный, адекватный человек. Поэтому полезно не только устраивать подобные проекты самостоятельно, но и участвовать в проектах организованных другими (волонтерами, организациями, церквями, общинами).
Почему же виккане не занимаются социальной активностью? Во-первых, боятся. Боятся многого. Боятся, что общество не примет помощь от язычника или ведьмы. Боятся что будут задавать вопросы, что узнают что «это виккане» и начнется какой-то ахтунг. Боятся выйти из зоны комфорта, ведь организация какой-то акции требует делать то чего еще не делал. Боятся что не справятся, что ударят в грязь лицом. Но давайте быть реалистами. Не обязательно уже завтра организовывать викканский аналог WWF, можно начать с малого и не сложного: субботники, сбор одежды. Потом можно переходить к чему-то посложнее.
Дополнительные бонусы
Наша активная полезная социальная деятельность поможет не только изменить отношение к язычникам и викканам среди людей, но и поможет нам самим. Ведь, согласитесь, когда сообщество виккан привыкнет делать добрые делать для общества, оно намного активнее и результативнее будет делать добрые дела для самих виккан. Иногда так случается, что и викканин попадает в беду. Может ли он обратиться к викканскому сообществу за помощью? Чаще всего он не станет этого делать, просто потому что не видит подобной активности в нашей среде. А если благотворительная деятельность ведется регулярна, она в сознании людей становится нормальной. Тогда попросить такой помощи станет намного проще. Да и результат такой помощи будет и быстрее и выше.
Хорошие дела в сторону общества это так же хороший способ интегрировать себя в него. Зачастую убегая от определенных жизненных неурядиц викканин все больше и больше закрывается внутри викки. Внутри него как бы вырастает эмоциональная стена — с одной стороны мои братья виккане, с другой стороны остальное и не очень дружелюбное общество. Это происходит по разным причинами. Иногда причины могут быть вполне объективными, например, если человек живет в семье, которая агрессивно относится к альтернативны религиям. Однако эта внутренняя стена имеет далеко идущие и не очень хорошие последствия, так как она с каждым днем растет все больше и больше. Выходя в общество, помогая людям, которые не имеют никакого отношения к викке или язычеству, работая с людьми других вероисповеданий (пусть даже не обсуждая вопросы типа «а ты какой веры будешь?»), мы разрушаем эту внутреннюю стену (разумеется не сразу, а постепенно). Не думаю, что нужно объяснять, почему важно иметь нормальные отношения с обществом вообще и не строить из этого самого общества страшного врага.
Ну и разумеется не забываем и про духовную составляющую добрых дел. Доброе дело всегда плюс в карму, позитивные вибрации и прочие полезные штуки.
Так что я призываю всех виккан, кто хочет изменить отношение общества к себе, отношения внутри нашего сообщества да и просто кто хочет развиваться на своем духовном пути — не ограничиваться только медитациями и ритуалами, а приносить пользу социуму.
В довершении статьи мне хотелось бы дать несколько идей того, как викканин может начать вносить подобную социальную активность в свою жизнь. Идеи будут размещены по возрастающей от простого к сложному. Разумеется это лишь несколько примеров — немного подумав вы сможете найти ту сферу деятельности, где сможете приложить свои силы и принести пользу.
- Пожертвовать деньги на какой-либо благотворительный проект.
- Поучаствовать в субботнике или организовать его самостоятельно.
- Сдать старую одежду в организации, которые оказывают помощь малоимущим семьям или бездомным.
- Поучаствовать в посадках леса в вашей местности.
- Съездить в детский дом с друзьями или единоверцами (устроить представление, привезти игры и расходные материалы или просто поиграть с детьми).
- Волонтерство в экологических организациях (например, продвигающих проекты по раздельному сбору отходов).
- Волонтерство в приюте домашних животных.
- И наверное самое смелое, а потому в самом конце, организовать группу бесплатной магической помощи людям в трудной ситуации по примеру Эндрю Джейкоба.
Автор: ParNada
>> Боятся, что общество не примет помощь от язычника или ведьмы. Боятся что будут задавать вопросы, что узнают что «это виккане» и начнется какой-то ахтунг.
В первый раз вообще слышу, чтобы нуждающиеся в помощи интересовались религиозной принадлежностью. Обычно это как-то так: Человек? Хочешь и можешь помочь? Помогай!
При чём тут викка, не понятно.