Викканские Свитки

Викканская горизонталь

О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по-своему —
В этом высший подвиг цветка!

Басё


Если спросить викканина о том, как зовут его богов, можно получить неожиданный ответ. Точнее, вполне ожидаемый, но совершенно непредсказуемый. Имена богов могут оказаться любыми. Из любого пантеона любого племени любого времени. От славянских божеств до божеств синтоистских. Или же можно услышать неведомые имена, которые, как будет утверждать сам викканин, принадлежали давно забытым богам неведомых племён. А то и вовсе – никогда прежде не звучали из уст человека. Для викки ситуация вполне обычная. Но последователи других религий порой бывают обескуражены. И это в лучшем случае, в худшем же они могут просто обидеться. Ведь имена их богов обычно тоже есть в этом списке.

Но обычно куда больше раздражает и обескураживает другой факт. Используя имя того или иного божества, обращаясь к нему, работая с его атрибутикой, викканин вполне может даже не интересоваться прочими элементами религии, к которой традиционно относят это божество. Нет, конечно, он может интересоваться. И даже видит в этом теоретическую пользу. Но на практике руки обычно не доходят.

vatican-1136071_1280

Календарные праздники, священные места, нормы морали, этикет обращения к божеству и даже образ самого божества – всё порой учитывается только формально. Вероятно, со стороны это выглядит как совещание, на котором все сидят по струнке, в элегантных костюмах и с серьёзным видом. А в дверь вламывается растрёпанный парень в джинсах, майке и кроссовках, подбегает к директору, здоровается с ним за руку и начинает что-то быстро рассказывать о делах, не обращая внимания на остальных присутствующих. Конечно, это обескураживает. И может быть даже раздражает.

С другой стороны, в реальных компаниях такие примеры далеко не редкость. Быть может этот парень – системный администратор, которому надо срочно подключить проектор для этого же совещания. Или директор давал ему личное указание, о котором он спешит отчитаться. Порой такими странными людьми оказываются и люди других профессий. Не положен им дресс-код по работе. И задачи выданы не плановые, а срочные. Всякое бывает в реальных компаниях. И в реальной жизни – тоже.

Современные эклектические виккане (т.е. большая часть виккан в России) и вовсе могут смешать элементы из абсолютно разных и исторически несоотносимых верований. Или же по общим схемам собрать полностью свои ритуалы. Они не будут тяготиться этим, страдать от мук совести или же бояться, что им прилетит от тех самых богов, к которым они обращаются. Собственно, эклектические виккане вряд ли вообще поймут, в чём проблема и почему кто-то опять возмущён. Как принадлежащий к этому пёстрому племени, могу заверить, что так и есть.

Столь любимая современными неоязычниками реконструкция так же не слишком впечатляет виккан. Точнее, тут всё индивидуально. Но практика показывает, что слишком далеко зашедший по пути реконструкции викканин рискует просто перейти в другую веру. Поскольку глубокие исторические изыскания порой просто мешают ему действовать свободно, связывают путами конкретной традиции. Лишают живительного прикосновения к универсальным принципам, которое могло бы удержать его в русле викки.

Таким образом мы можем подытожить, как всё это выглядит со стороны. Ни иерархии, ни строгой системы, ни единообразия традиции, ни фиксации на одном культурном базисе, ни исторической аутентичности – ничего. Ничего, что могло бы объяснить, как эта группа людей вообще может существовать в рамках якобы одной религии. Если эти рамки вообще есть. Но, конечно, так ситуация выглядит только со стороны.

***

При взгляде на викканское сообщество изнутри легко можно заметить совсем другое. Несмотря на разброд и шатание, несмотря на практически бесконечные возможности по модификации викки под каждого последователя, в общении чувствуется вполне отчётливая общность интересов, целей и подходов. Викканин викканина в целом понимает лучше, чем представителя другой религии. Взаимодействие нередко оказывается проще. И даже самые странные идеи находят куда больше понимания. Дело здесь не только в принятии любого пути и любой точки зрения (да и принятие то скорее условно, на практике у каждого есть свои личные пределы и границы), дело в самом подходе к божественному и сакральному. Оно иное, чем в других религиях. И оно достаточно цельно, чтобы говорить о викке, как о религии. А не о клубе по интересам.

Отчего же так расходятся ощущения от викки при взгляде со стороны и при взгляде изнутри? Отчасти люди со стороны просто не дают себя труда вдуматься в происходящее на их глазах. Не их вера – и всё. Такое расхождение можно встретить при столкновении практически любых религий, даже достаточно близких по духу. Отчасти оценить общность подходов мешает возмущение от использования «чужих» пантеонов. Но есть и другая причина, которая мешает трезво оценить викку представителям других религий. Увы, часто эта же причина мешает самим викканам оценить чужие религии. Чтобы не вводить новых непонятных терминов, я воспользуюсь простой аналогией. Викка работает в другой системе координат.

Представим себе плоскость, на которой размещены различные религии. Плоскость эта установлена вертикально. На плоскости этой у каждой религии выстроены свои вертикали. Которые могут частично пересекаться, но в целом не выходят за свои границы без особой необходимости. Плоскость эта имеет и множество исторических корней для каждой религии, и проработанные этические системы, и иерархии, в рамках которых кто-то выступает жрецом, кто-то «богословом», а кто-то «мирянином». В отдельных случаях здесь могут существовать даже целые кастовые системы, хоть чаще всего они уже давно оставлены в прошлом. И, конечно, здесь существует множество правил и традиций работы с божественным. Правил, зачастую имеющих долгую историю применений. Хотя на этой вертикальной плоскости вполне могут размещаться и совсем новые религии. Их проработанность и полнота не столь велики, но общая логика взаимодействия с миром и сакральным – всё та же.

Представим себе другую плоскость, на этот раз горизонтальную. Она пересекает вертикальную по некоторой условной прямой. На практике, конечно, эти плоскости стоило бы рассматривать как целые ограниченные пространства, которые имеют много пересечений. Но нам не требуется составлять математические формулы взаимодействия. Для нас это – только аналогия. И в рамках аналогии мы просто имеем две плоскости, вертикальную и горизонтальную. Их пересечение достаточно ограничено. В то же время горизонтальная плоскость проходит сразу сквозь все религиозные системы вертикальной. И взаимодействует с ними с равными возможностями. Одна из религий, находящихся в этой горизонтальной плоскости – викка.

При таком подходе становится вполне очевидным, почему для виккан свойственно пренебрежение к деталям и историческим исследованиям – всё это просто не вписывается в систему координат викки. Точнее вписывается, но только в ограниченном объёме – тут уж насколько соприкоснулись пространства. Так же становится понятным и лёгкий переход между пантеонами. Для верующих вертикали эти пантеоны принципиально разные. Для верующих горизонтали – они отличаются скорее так, как отличаются разные ступени в иерархической лестнице. А ещё точнее – они отличаются так, как отличаются разные слои общества. И хотя каждый выбирает тот «слой», который ему ближе, к которому он принадлежит, но взаимодействовать может (а иногда должен) так же и со всеми остальными. Для вертикали горизонталь выглядит, как расхлябанная и аморфная. Для горизонтали вертикаль выглядит, как зашоренная и ограниченная. На самом же деле ни то, ни другое не является правдой. Два подхода, две группы религий, два разных мира – ни один из которых не лучше и не хуже другого. Но увидеть это бывает сложно. Все мы люди, и с трудом выходим за пределы своей системы координат.

***

Аналогия с перпендикулярными друг другу плоскостями ставит перед нами вопрос: почему так? Конечно, звучит неплохо и вроде бы даже объясняет причину расхождения ощущений. Но в чём причина существования разных координат? Чем так принципиально отличаются две группы религий? Быть может уместно было бы не мыслить об этом так глобально, а вписать викку просто как комплекс методик, универсальных для всех религий? Не называем же мы, скажем, медитацию отдельной религией. Почему должны называть так комплекс, состоящий из методик подобных в своей универсальности медитации?

stained-glass-1181864_1280

Для начала стоит учесть, что виккане всё же не только обращаются к богам из чужих пантеонов. В викке есть и своё собственное воплощение божественного – Бог и Богиня. И нередко, используя имена чужих богов, виккане обращаются к ним, как к аспектам, проявлениям изначальных Бога и Богини. Конечно, здесь мы вступаем на зыбкую почву. Различные течения в викке могут по-разному трактовать существование одновременно Бога, Богини и всех прочих богов. Начиная с чисто символического и практически атеистического варианта и заканчивая тем, что все боги являются просто масками для изначальных богов. Впрочем, чаще можно встретить подход, при котором боги существуют вполне отдельно и самостоятельно, но несут в себе частичку изначальных Бога и Богини. Как именно формулируется эта «частичка» — зависит от конкретного последователя.

Таким образом все боги существуют так же в двух плоскостях. В вертикальной плоскости они полностью самостоятельны и подчинены только своим иерархиям. В горизонтальной плоскости они тем или иным образом связаны с изначальными Богом и Богиней. Здесь нет противоречия как раз потому, что это две разные плоскости. И боги, оставаясь одними и теми же (насколько вообще мы можем определить их «одинаковость» или «разность»), могут подчиняться разной иерархии. Или же просто существовать в различных своих проявлениях. То, что это не всегда представимо нами, ещё не означает, что это невозможно. В конце концов, конкретные проявления законов теории относительности тоже может представить себе не каждый.

Исходя из сказанного, введение перпендикулярной плоскости и выделение викки как отдельной религии уместны уже хотя бы потому, что объясняют существование отдельной иерархии и разных форм проявления богов. Но есть и вторая причина. И она скрыта в самой сущности подходов викки.

***

Ранее я упомянул, что в викке есть своя иерархия. Но само это слово всё же плохо применимо к викке. Иерархия оказывается на удивление зыбкой и условной. Вообще, строгие жёсткие рамки и связи не свойственные современной эклектической викке. Даже в рамках ковенов главенство тех или иных людей связано скорее с неформальным лидерством, чем с формальным соподчинением. Малые формы викканских организаций (вспомним традиционный подход – не более тринадцати членов в ковене) только способствуют этому. Фактически, среди виккан процветают те самые горизонтальные связи. Вертикальные же всегда выглядят подозрительно. И не все согласны признавать их даже в малом объёме.

Поэтому вместо строгости форм для викки оказывается свойственным непостоянный и не имеющий единого центра узор. Словно в калейдоскопе прекрасный хаос складывается периодически в удивительный узор. И тут же распадается снова. Викка по большей своей части – это изменчивость и динамика. В то время как религии, находящиеся на вертикальной плоскости, часто довлею как раз к иерархии. Они по большей своей части – это монументальность и статика.

Конечно, это не значит, что в викке нет ничего статического. В пределах малых организаций могут годами и десятилетиями существовать те или иные формы. И, конечно, это не значит, что религии вертикали не могут изменяться. Ещё как могут, иначе как бы возникали течения в религиях и отдельные ветви. Но в своей основе, в своём сердце, в своём центре викка несёт и видимо будет нести – изменчивость и динамику. А религии вертикали – монументальность и статику.

Викканские практики изменчивы, часто не подразумевают большого числа людей для ритуала, редко требуют наличия специального человека, который мог бы провести ритуал. В сущности, викканин просто берёт и делает. Возлагая функции на себя, за неимением кого-то более подходящего. Но даже и в случае наличия такого более подходящего – нередко возлагает функции на себя. Потому что взаимодействие с богами для виккан в любом случае вопрос индивидуальный и личный. А функции жреца для группы людей нередко носят характер временный. Или, во всяком случае, необязательный.

Викканские практики подразумевают использование любых подходов и методов, которые работают. А работоспособность их определяется чаще всего либо по практическим результатам, либо по самоощущениям наличия или отсутствия контакта с божественным.

Викканские практики часто направлены на размытие границ восприятия, на изменение шаблонов в голове последователя и на более открытое восприятие прямое восприятие мира.

Что всё это значит? Это значит, что мы имеем дело с мистицизмом. Изменчивость, прагматизм, стремление к прямому личному взаимодействию с божественным – всё это именно о мистицизме. Нужно сразу оговориться, что мистические практики есть по большей части в любой религии. Без них религия даже как-то и не совсем религия. Вопрос заключается в том, насколько важное место занимают мистические практики в религии. Так для для многих религий вертикали мистические практики – это практики для особых случаев. В повседневной жизни они используются мало, люди больше следуют наработанным этическим системам, системам табу, правилам и нормам поведения. Как правило, лишь небольшой процент верующих практикует мистические практики постоянно и повсеместно. Чаще всего именно они и являются жрецами, как бы их не называла та или иная религия. В викке всё немного иначе.

***

Викка – это мистическая традиция. Во всей полноте мистицизма. Здесь человек, не практикующий мистические практики повседневно и постоянно, порой начинает чувствовать себя неуютно, словно что-то теряет. Здесь тяга к иному, к божественному порой закрывает глаза на практическую ценность, а порой даже и на явную логику. Здесь каждый может назвать себя жрецом. Это бессмысленное наименование, но в то же время вполне логичное. Просто потому, что в викке практически нет как таковых «мирян». И непонятно, что им в ней делать. Во многом по этой же причине викке не свойственен активный прозелитизм. Какой смысл набирать тех, кто сам не тянется к мистицизму? А кто тянется, тот придёт сам – ему нужно лишь рассказать и показать.

architecture-1138967_1280

Конечно, такие течения есть и в других религиях. Можно вспомнить хотя бы суфиев. Или дзен-буддизм. Но в большинстве случаев это именно течения внутри религий. Т.е. мы имеем религию – религию как комплекс течений, находящихся примерно в рамках одной иерархии, одной парадигмы мышления, если угодно. И в этой религии периодически зарождаются мистические течения. Которые уделяют внимание божественному не время от времени или не для всех, как в остальных течениях этой религии, а постоянно. Порой они могут отделиться, уйти на периферию породившей их религии. Но в любом случае остаются с ней связаны.

Викка же давно отделилась даже от тех религий, из которых изначально заимствовала отдельные методы и элементы. Отделилась полностью и окончательно, вряд ли хоть кто-то в тех религиях станет включать викку в свою общность. И при этом викка осталась мистической религией. Целиком и полностью. Впрочем, тут я не совсем точен. В викке могут выделяться отдельные течения, в которых мистицизм отходит на второй план. В которых возникает строгая иерархия. И жреческие функции становятся уделом далеко не каждого верующего. Но это именно отдельные течения.

Здесь мы возвращаемся всё к тому же. Религии вертикали – монументальность и статика. В них более системная и формализованная религия порождает внутри себя отдельные мистические течения. Викка – изменчивость и динамика. В ней мистическая религия порождает внутри себя более системные и формализованные течения.

Можно было бы вспомнить, что так родилось немало религий. Сначала рождение мистического течения, потом отделение мистической религии. Потом формирование систем и постепенный переход мистической религии к более формализованной. В которой в свою очередь начинают возникать мистические течения. Уместно ли будет сказать, что викка – просто религия на второй стадии? И ей предстоит со временем обрести жёсткие рамки?

Единственный, кто может дать однозначный ответ на этот вопрос – время. Оно выявит все возможности и даст реализоваться тем, которые окажутся более эффективными. Хотим мы того или нет. Со своей стороны, я могу лишь сделать предположение. И предположение это будет основываться на том, что мир изменяется. Мир уже не тот, что был даже в середине XX века. И уж точно не тот, что был в XIX или вовсе в древности. В современном мире процесс индивидуализации неразрывно связан с развитием общества. И пока нет никаких причин считать, что ситуация изменится. Люди всё реже готовы быть молчаливыми свидетелями. И всё чаще хотят участвовать самостоятельно, лично. Даже старые консервативные религии вынуждены подстраиваться под новые нужды людей. И многие из них снова и снова претерпевают расколы, которые дробят их на всё более мелкие деноминации. Этика и идеология постепенно отделяются от религий, те их варианты, которые не поддерживает государство, чаще всего оказываются нежизнеспособны вне малых групп. Культуры стремительно перемешиваются, чему способствует как доступность информации, так и переселение людей. В этом кипящем котле изменчивость викки оказывается не временным уделом малой группы людей. Но востребованным обществом подходом. Подходом, который не только отвечает на новые нужды людей, но и имеет огромный запас прочности для дальнейших изменений этих нужд. В такой обстановке я не вижу серьёзных предпосылок для перехода викки из мистического течения в течение формализованное. Нет, такой вариант исхода представляется мне крайне мало вероятным в обозримом будущем.

Поэтому и с этой точки зрения определение викки как религии, при том как религии горизонтали, оказывается не только удобным, но и фактически необходимым. В первую очередь для понимания самих себя. И для понимания других религий вокруг нас.

***

Вертикальная плоскость и горизонтальная пересекаются. И, конечно же, имеют немало общего. Это важно понимать. Но важно понимать и то, что пересечение плоскостей даёт нам сходство скорее во внешних проявлениях, в отдельных элементах и методах. На глубинном же уровне функционирование религий горизонтали и вертикали сильно разнится. Настолько сильно, что способно обескуражить стороннего наблюдателя. Как это нередко и случается с верующими, сталкивающими с виккой. Ничего не поделать, эту разницу можно только принять как данность. Её нельзя изменить, не изменив самой религии.

Викка, как религия горизонтали, в своей сути мистична, динамична и переменчива. Это и её достоинства, и её недостатки. Без них она перестанет быть виккой. А виккане перестанут быть викканами – мистиками и жрецами, легко проходящими сквозь границы пантеонов и правил. Вряд ли это нужно викканам. Да вряд ли это нужно и всем остальным.

Автор: Александр Садовников ( член Ковена Неназванного Древа )

Больше текстов этого автора вы сможете найти в группе Орден Несуществующих

4 Комментарии

  1. arishai

    Это прекрасно. Спасибо.

    1. Александр Садовников (Автор записи)

      Вам спасибо.

  2. Serpentina

    все здраво и по полочкам)

    1. Александр Садовников (Автор записи)

Оставить комментарий