«Круг есть плоская фигура, содержащаяся внутри одной линии (окружности), на которую все из одной точки внутри фигуры падающие прямые равны между собой. Центром же круга называется эта точка».
Евклид «Начала»
Конечно, в реальной жизни рисовать линии, измерять их и править – дело слишком долгое и малоэффективное. Да и зачем, если есть такой замечательный инструмент как циркуль? Берём его, отмеряем требуемый радиус и чертим круг. Правда, вот незадача, для ритуала нам потребуется круг достаточно внушительных размеров. Так что циркуль нужно взять побольше. И радиус задать изрядный – хотя бы пару метров. Затем, пока один человек держит циркуль прижатым к выбранной точке, второй осторожно обводит вторым концом желаемый круг. Безумие? Безумие. Но без точных инструментов круг у вас не получится. В лучшем случае окружность.
Не лучше дело обстоит и с идеей шара, в котором находятся участники ритуала. Можно каждый раз высчитывать какой радиус нужен, чтобы головы людей не выходили за пределы такого шара. И на каком расстоянии при этом человек должен находиться от границ круга. А так же что вы зацепили под полом нижней половиной шара. Но крайне сомнительно, чтобы кто-нибудь занимался подобным. Более того, эти расчёты и ухищрения выглядели бы скорее, как профанация самой идеи магического круга. Или, если уж мы заговорили о профанации, скорее идеи священного круга.
Стоит задуматься, зачем мы вообще очерчиваем круг. Зачем входим в него, соблюдая формальности. Зачем в конце ритуала закрываем. Защита? Да, конечно. От тёмных сил и злых влияний, от пытливых глаз и чуждых энергий. Но порой мы открываем круг просто, чтобы призвать Бога и Богиню, восславить их, обратиться к ним с просьбами. Без особенных магических воздействий. Без далёких планов. Зачем же нам в этом случае защита? Можно было бы сказать, что это перестраховка. Что призыв богов открывает каналы, по которым могут прийти отнюдь не боги. Но как же тогда мы смеем обращаться к ним в обычной жизни без круга? Пусть это куда более слабый призыв, но тоже – призыв. Почему в одном случае мы старательно создаём круг, а во втором даже не задумываемся об этом? Да потому что функция защиты является побочной, а не основной при построении круга.
Сразу оговорюсь, что речь идёт именно про ритуалы с обращением к богам. Я ничего не берусь утверждать о конкретных магических действиях или же призыве в круг духов. Хотя практика показывает, что в таких случаях вместо круга может использоваться немало других фигур, всё зависит от конкретных магических направлений и школ. Но я говорю именно о круге. И именно в викканских ритуалах, в которых мы призываем стихии и Бога с Богиней.
Что же происходит в момент создания круга. Во-первых, мы символически выделяем в пространстве ограниченную область. Во-вторых, очищаем её любым привычным способом. В-третьих, заряжаем силой. В-четвёртых, призываем богов. Так что же мы делаем? Мы формируем сакральное пространство. Делаем ровно то же самое, что и священнослужители всех мастей в прочих религиях при организации святилища, храма или хотя бы красного угла со святынями. Создаём место, в котором сможем войти в прямой контакт с божественным.
Здесь можно выделить два подхода к созданию сакрального пространства. Первый подразумевает, что мы создаём максимально отвечающее вкусам божества убранство, которое как бы притягивает его к себе, способствует проявлению. Второй же подразумевает просто приглашение божества прийти и подготовку пространства к самому факту явления. Несмотря на то, что разница между этими двумя подходами есть и вполне реальная, итог один. Боги проявляют себя. И поскольку пространство изначально было очищено, то теперь оно заполняется силой и энергиями богов. Вполне естественно, что такое пространство будет нести в том числе защитную функцию. Но эта функция – побочная.
Теперь самое время вернуться к вопросу о геометрии магического круга. Нужно ли при освящении святилища облить водой или помазать маслом каждый сантиметр стен, пола и потолка святилища? Конечно, нет. Точно так же не требуется строго очерчивать границы красного угла. Или иного сакрального пространства. Отчего же мы ждём такой точной детализации при создании круга? Только из предположения, что мы в буквальном смысле создаём барьер. Но на самом деле мы лишь инициируем уже существующий образ. И накладываем его на реальную геометрию мира вокруг нас. Для этого нам достаточно провести границу. Это очень удобный подход, позволяющий создавать пространство в любой точке земли без каких-либо ограничений в виде необходимых построек или символов. Так в древности другой берег реки считался другим миром. Для этого реке вовсе не требовалось обязательно разделять всю землю пополам. Граница – символ. Инструмент для инициации священных символов и форм.
Таким образом после использования условной границы выделенное пространство возникает, заполняя собой конкретное реальное пространство (скажем, всю комнату от пола до потолка). Но на самом деле и это заполнение достаточно условно. Так, проводя ритуал под открытым небом, мы не можем строго сказать, где заканчивается граница над поверхностью земли. Теоретически – нигде не заканчивается. Простирается бесконечно. Практически – заканчивается там, где она перестаёт быть нам нужной.
Священное пространство, конечно, привязано к конкретным точкам на местности (очерченный круг, например). Но по сути существует параллельно пространству профанному. Мы не столько создаём его на земле, сколько открываем для себя доступ в него. И здесь впору говорить о том, что условной является не только геометрия магического круга, но и физика магического круга. Священное пространство существует там, где мы создали условия, а Бог и Богиня проявили себя. Но на самом деле оно накладывается на пространство реальное и не подчиняется ни его геометрии, ни физике. Оно – вещь в себе.
Конкретным примером условности такого пространства является то, что получить в него доступ невозможно просто шагнув в него. Обязательно необходим ритуал допуска в той или иной форме. Так, проводя ритуал в лесу, мы очень долго разводили костёр на снегу. В результате чего случилась накладка. Круг уже начал создаваться, а один из участников всё ещё подкидывал сучья в огонь, как раз в центре круга. Однако даже по ощущениям он не находился в круге, он был просто частью окружающей обстановки. Таким же как снег или сучья на этом снегу. Он вышел за пределы круга, после чего был допущен согласно ритуала. И только тогда по-настоящему вошёл в священное пространство.
Другим примером может служить наличие детей в помещении во время проведения ритуала. Дети могут иной раз забежать в круг и выйти из него. Это может отвлекать участников, но само по себе не оказывает значимого влияния на ритуал. Дети не участвуют в ритуале, не получали формального допуска и потому взаимодействуют в основном с профанным пространством, минуя сакральное.
Чтобы лучше осознать этот момент, достаточно представить более простую ситуацию. Если вы будете проводить ритуал под открытым небом, а с соседнего дерева в круг упадёт ветка – создаст ли это проблему? Нет, не создаст. Так же не создаст проблемы влетевшая в круг птица. И даже грибник, случайно прошедший мимо вас со словами «опять ролевики развлекаются». Всё это отвлекающие факторы. Но войти в священное пространство и что-то изменить в нём, не получив формального допуска, они могут только по решению богов. С ними, безусловно, не спорят. И они вольны открывать доступ в сакральное пространство всякому, кому пожелают.
Таким образом и магический круг, и возникающая вокруг участников «сфера» являются обозначениями условными. Удобными для визуализации, если таковая необходима. Но по сути своей не имеющими фактического воплощения в сакральном пространстве. Во время ритуала можно поднять руки, прыгнуть как можно выше – и всё равно не выйти за пределы сакрального пространства. С другой стороны, можно стоять в круге, но в сакральном пространстве так и не оказаться. Просто потому, что сакральное – не геометрическая и не физическая категория. Оно символично и несёт на себе отпечаток сложно постигаемой природы божественного. Природы, с которой мы и стараемся соприкоснуться, создавая наш магический круг.