Название «Лита» было дано празднику Середины Лета Эйданом Келли, который основывался на англо-саксонском календаре. В англо-саксонской Британии Litha был летним днем, по которому определялись смежные месяцы – Aerra Litha («до Литы», примерно июнь) и Aefter Litha («после Литы», примерно июль). Дж. Р.Р. Толкиен поместил в календарь хоббитов целых два дня с названием Lithe, несомненно, опираясь на англо-саксонский календарь. Однако у хоббитов одна «Лита» выпадает на весну, другая – на осень. Русская транскрипция «Лита» приводит к целому вороху ассоциаций – это, собственно, «лето», «лить», «литье», а также жар, текучесть, связь Середины лета с водой, образ Бога-кузнеца и раскаленной стали, которая, застывая, становится холодной. Наконец, греческое слово «литос» (камень – отсюда «электролит», «хризолит», «монолит») в контексте Литы напоминает о древних мегалитических сооружениях – Стоунжендже, дольменах, стоячих камнях. «Трилитон», «ворота», сложенные из трех исполинских продолговатых камней, на мой взгляд, очень подходящий символ для этого праздника.
Илл.: восход дня летнего солнцестояния в Стоунхендже
Несмотря на то, что летнее солнцестояние это триумф Солнца и Бога в его солнечной ипостаси, в мифах многих викканских традиций это и начало годового «заката» Бога. В мифе о двух ликах Бога (Боге Дуба и Боге Остролиста или Падуба) летнее солнцестояние – время космической битвы, когда Бог прибывающего года (Дуб) терпит поражение от своего брата-близнеца (Остролист). Рана, которую Богу наносит его соперник в самый долгий день года, приведет Бога к смерти в Ноябрьскую ночь. Умирая, он разделит со всем миром свою плоть – урожай позднего лета и ранней осени. Этот миф описывает такие стадии жизни каждой личности как зрелость и старение. «Кризис среднего возраста», о котором столько говорят в последние десятилетия, это кризис Литы. Бог-Дуб и Бог-Падуб – лики одного и того же Бога. Решение этого Бога уступить свою власть и жизнь ради возможности созревания другой жизни на земле, ради движения мира вперед во времени принимается сознательно. Бог не цепляется за свое всемогущество, не стремится продлить его. Самый миг триумфа становится для него осознанием необходимости дарения себя, трансформации во имя творчества. Вот как говорит об этом Вотан в «Кольце Нибелунгов» Рихарда Вагнера:
«Гибель бессмертных
Меня не печалит,
На то моя воля!
Что раз я решил
В терзанье и муке,
Свободно и радостно
Ныне приму».
Обычай скатывать с пригорка горящее колесо у многих европейских народов соблюдался в праздник середины лета. Солнце начинает движение «под гору», и именно поэтому следует ожидать нового урожая. Вечный зенит означал бы конец всего, так же, как вечный надир. Богиня в мифе о Боге-Дубе и Боге-Падубе часто предстает просто в качестве вожделенного объекта, за который они сражаются друг с другом. Эта версия, так называемый «миф о Золотой ветви», вызывает сомнения. Если решение Бога в момент солнцестояния – это решение довериться собственной судьбе, то такой судьбой является сама Богиня. Урожай, который принесет Бог, возможен только благодаря бесконечной любви Матери-Земли, Жены-Земли, отдающей себя без убыли. Именно любовь Богини и Бога является подлинным событием этого саббата (как, впрочем, и всех остальных). В отличие от Бельтайна, теперь это любовь брачная – зрячая, ответственная, жертвенная.
Праздник летнего солнцеворота сохранился во многих европейских культурах. В христианском календаре он посвящен памяти Иоанна Предтечи. Обряды, которые фиксируют источники IV века (разжигание ночных костров, скатывание с пригорка горящего колеса в водоем), до XX века отмечались во Франции, Британии, Германии, России, а во многих культурах отмечаются и поныне. Ночь середины лета – волшебная ночь, время особой активности колдунов и ведьм (злых и добрых), время, когда распускается цветок папоротника, приносящий неслыханное могущество его обладателю, ночь, когда феи и эльфы посещают мир людей. Летнее солнцестояние в народной культуре – это время соединения противоположностей, воды и огня, мира людей и мира духов, дня и ночи. Современные викканские практики, связанные с Литой, включают в себя предсказание, сексуальную магию, поиск новой силы и могущества. Лита, наряду с Бельтайном, является излюбленным временем свадеб. Горящее колесо современные язычники нередко заменяют моделью, сделанной из круглого деревянного каркаса и бумажной мембраны. А вот венки из живых цветов, плывущие по течению реки или ручья, вряд ли можно чем-то заменить.
Закончу статью традиционной викканской литанией, произносимой жрицей на обряде Литы:
«Великий на Небесах, Сила Солнца, мы призываем тебя твоими древними именами: Михаил, Бэлин, Артур, Луг, Герне. Приди вновь, как встарь, в землю твою. Воздень свое сияющее копье света, чтобы защитить нас. Обрати в бегство силы тьмы, даруй нам ясные леса и зеленые поля, цветущие сады и зреющие нивы. Дай нам стоять на твоем холме видения и укажи нам тропу к прекрасной юдоли богов. Копье к Котлу, острие к Граалю, дух к плоти, мужчина к женщине, солнце к земле, ибо солнце, король света, входит в свою силу в знаке вод жизни».
Счастливого Солнцестояния!
Источник: Время Луны, № 1 (Апрель 2012). С. 9 – 10.