Итак, друзья, в прошлой статье я рассказывала, зачем нужен пиар викканам и язычникам. Но как-то глупо говорить «давайте делайте» и не дать хоть каких-то советов. Так что сегодня после больших и длительных обсуждений мы предлагаем вашему вниманию статью по основам пиара.
Для начала, друзья, давайте определимся, что такое пиар, а что такое реклама. Зачастую в нашем сознании две эти вещи смешиваются воедино. Но это не так.
Пиар — это построение каналов передачи информации. Это то, откуда люди узнают о вас. Реклама — это когда вы пытаетесь продать что-то или предложить.Пиар — это предложение поговорить: смотри, у нас есть встречи, интересные семинары, а еще мы поддерживаем вот такую-то философию и считаем… Вы так или иначе занимаетесь пиаром, когда создаете паблик своей общины вконтакте, когда рассказываете о том, для чего и зачем вы трудитесь. Пиаром вы занимаетесь, когда создаете страничку в социальной сети, чтобы рассказывать о своем сайте, о том, почему вы создали, собственно, еще один сайт о язычестве, в чем ваши отличия и так далее.
Пиар не говорит «купи», а реклама как раз таки говорит «купи/получи» в той или иной форме. Самый банальный вариант использования рекламы в язычестве — это реклама ваших товаров (если вы, например, hand-maker), вашего интернет-магазина. Но также вы используете рекламу, когда приглашаете людей на ваши семинары, встречи и прочие мероприятия. Даже если эти мероприятия бесплатные, вы просите людей заплатить за участие своим временем.
Итак, перейдем от слов к делу. И начнем мы с пиара.
Представим, что вы молодая языческая община….
Вопросы, которые нужно задать себе, прежде чем заниматься пиаром
(даже прежде чем создавать очередной паблик в контакте)
1. Кого мы хотим привлечь? Язычников? Каких? Всех? Виккан? Славян? Асатру? Если виккан, то каких? Традиционных? Эклектиков? Серьезных? Или может не очень?
2. Какую информацию вы хотите им давать? Тут, собственно, вам нужно подумать над вашими целями. Цель не обязательно должна быть одна. Их может быть несколько, но очень важно понимать, какая из этих целей главная.
Приведу для примера паблик Московского Дома Виккан.
Основная цель этого паблика, конечно же, — привлекать виккан на мероприятия. С другой стороны, мы хотели бы делать что-то полезное для этих виккан, помогать им узнавать что-то новое и давать им действительно полезную информацию. Нам хочется, чтобы виккане росли над собой и росли не только в магическом плане. Поэтому у нас есть сайт со статьями, мы пишем эссе, мысли, переводим что-то. Мы стараемся подбирать статьи, которые ставят острые вопросы развития современной викки, чтобы виккане понимали, что викка это не только заклинания и ритуалы. Однако надо признать, что для того чтобы написать хорошую статью, перевести дельный материал, найти хороший ритуал или практику — нужно время. А между тем, если в паблике регулярно не появляются публикации — люди уходят, и даже если количество участников остается прежним, просмотры снижаются. Поэтому помимо постов о мероприятиях, помимо статей и ритуалов в нашем паблике много небольших постов. Это цитаты и заметки о самооценке, о викке, о магии, о психологии, о здоровье, экологии и многом другом. Данные материалы, хотя и не являются продуктом нашей мысли, но являются отличным топливом для поддержания внимания. Плюс мы все-таки стараемся подбирать их, исходя из наших ценностей и философии МДВ.
Итак, что мы видим. Три цели, исходя из которых подбирается информация:
- рассказать о мероприятиях
- развитие виккан (статьи, переводы, практики, ритуалы), исходя из наших основных ценностей
- поддержание внимания к паблику (цитаты и небольшие заметки, все еще поддерживающие основную философию МДВ).
Однако недавно возникла еще одна цель, о которой мы изначально даже не думали. Не так давно одна из наших постоянных участниц Илона рассказала, что заметила, что ее подруга, не викканка и вообще не особо интересующаяся подобными вопросами, тоже подписана на паблик МДВ. Этот пример заставил нас задуматься, что наш паблик — это еще и то, каким видят викку люди, к викке не имеющие никакого отношения. Это еще не оформившаяся мысль, но между тем она есть, и мы будем размышлять над ней. И она тоже входит в компетенцию пиара.
Итак, вы определились с тем какую информацию вы будете давать людям, что дальше?
3. Определите, где обитает ваша аудитория. Конечно, если вы викканин — то первое, что придет вам на ум, это вконтакт. Основная масса виккан — люди молодые, до 30 лет. Между тем, не стоит пренебрегать другими площадками. «Одноклассники» (особенно, если вы хотите привлечь аудиторию постарше), тумблер, инстаграмм, фейсбук и так далее. Также, возможно, вы подумаете о создании сайта и т.п.
Надо отметить, что чаще всего наши братья-язычники, особенно молодые, вначале создают группу вконтакте, а уже потом думают, зачем… хотя иногда даже и потом не думают, но все равно очень расстраиваются, что народу там немного, а лайков и комментариев и того меньше. А связано это как раз с тем, что нужно вначале думать, а потом делать.
4. Определить стратегию поведения
- откуда вам брать информацию. Вы будете писать сами, переводить, брать цитаты из книг, брать интервью у других людей…?
- как часто это делать. Будете делать слишком часто — отпугнете народ спамом, будете делать слишком редко — людей будет приходить мало, и о вашем паблике скоро забудут.
- в какой форме это делать. Многие об этом не задумываются, но вам нужно продумать основной тон ваших сообщений. Об этом чуть позже.
Реклама. Классические ошибки
В разделе реклама будем идти от противного. В отличие от пиара, реклама в языческом сообществе присутствует, но зачастую в зачаточном состоянии. Ведь если вы приглашаете людей на семинар — вы уже занимаетесь рекламой, если приглашаете людей вступить в ваш паблик — это тоже реклама и так далее. Так что реклама есть, другое дело что часто она с идет вкупе с большими ошибками. Какие же это ошибки:
- Нет конкретики. Зачем мне вступать в твой паблик, зачем идти на твой шабаш, встречу, субботник.
- Зачастую страдает качество оформления по одному или нескольким пунктам:
- большинство картинок — зарубежные и не имеющие никакого отношения к тому, что вы рекламируете. Давайте представим, что вы хотите продать сделанный вами стол, но вместо его фотографии к рекламе прикрепляете какую-нибудь фэнтезийную картинку или фото какого-то левого стола? Продастся ваш стол? А ведь с мероприятиями то же самое. Лучше всего, если это будут ваши фото, может быть с прошлых мероприятий. Потому что тогда люди увидят вас, смогут понять: «ага, эти люди такие же как я, вроде вполне нормальные, адекватные, смотрите, какая милая фотка, у них там вроде очень интересный разговор и все улыбаются.. а не сходить ли и мне». А если это какие-то чужие фотки, с зарубежных сайтов, какие-то картинки с богинями? Это не вы, это не часть вашего образа, вашей рекламы. И соответственно, это может привлечь взгляд, но отнюдь не сможет привлечь внимание! Так что не стесняйтесь. Фотографируйте ваши встречи, ваши алтари, да хоть печеньки на вашем, реально вашем столе! Но пусть это будет что-то более личное, чем уже приевшиеся всем фото зарубежных виккан…
- качество фото. Да, иногда личные фото все-таки встречаются, но их качество заставляет рыдать в подушку долгими зимними ночами. Друзья, ну мы же не в каменном веке живем, у большинства уже даже в телефоне хорошие камеры. А помимо этого есть фотошопы, фото-фильтры и прочее. Так что не ленитесь.
- Также не забывайте ставить на фото логотип вашего паблика или сайта. Сегодня вы запостили фото в паблике, а завтра увидите его на совершенно чужом сайте.
- Очень много неконкретных слов типа «замечательный», «восхитительный» и так далее. Эмоционально-оценочные слова — это агрессивная продажа, а если проще — то обыкновенное впаривание. Так что их лучше избегать.
- Часто страдает логика сообщений. Приведу пример из другой области, просто чтобы вам было понятно. Вспомните фразу «Абсолютно бесплатно». Как по-вашему, это логичная фраза? Может ли быть чуть-чуть бесплатно? Не совсем бесплатно? Какие еще есть варианты?
- Орфография и пунктуация. Проверяйте ее, хотя бы вордом.
Распространенные ошибки пиара
В продолжении темы ошибок, разберем ошибки из области пиара.
- Когда вы не представляете свою аудиторию. Чаще всего мы не думаем, для кого мы создаем паблик, для кого создаем сайт. Кто наша целевая аудитория.
- И как вытекающее, мы не представляем, что этим людям нужно, что им интересно читать, что нет, как с ними разговаривать и так далее.
- Заведите себе список слов, которые вы никогда, ни за что не будете употреблять и, соответственно, ознакомьте с ним всех, кто имеет отношение к вашему проекту. Например, МДВ — это открытая викканская община, мы стараемся привлечь к себе виккан разных направлений, заинтересовать их в обмене опытом и в совместном времяпровождении. Поэтому в нашем паблике должны отсутствовать такие слова, как «недовиккане» или какие-либо намеки на «ваша викка не настоящая».
- Многие паблики редко думают об общей тональности. Особенно это проблема проектов, в которых несколько разных администраторов. Один пишет на «вы», более официально, другой использует сленг, третий использует выражения тринадцатилетних подростков типа «няшка» и прочее. Во-первых, это само по себе сбивает. С другой стороны, подумайте сами: глупо надеяться привлечь серьезную аудиторию, если тон ваших сообщений больше подходит девочке 12 лет. С другой стороны, может быть вы как раз ищете молодых людей, чтобы устроить околоязыческую тусовку, где люди смогут отдохнуть и пострадать фигней. Тогда уже использование слишком серьезного тона не будет адекватным вашим целям.
- Многие паблики используют свои собственные термины и мемы, иногда это создает проблемы. Некоторые термины непонятны, но это еще не так страшно. Самая большая проблема, что в языческом мире одни и те же вещи у разных течений, разных направлений означают нечто совершенно разное. Поэтому будет лучше, если вы будете разъяснять спецтермины.
А теперь несколько общих советов на прощание:
- Вы должны понимать кто вы, что вы хотите сказать и как вы хотите это сделать.
- До публикации попробуйте показать ваш текст двум людям с диаметрально-противоположными взглядами. Если вы получили эмоциональную реакцию (а не технические советы) – значит, вы все сделали правильно.
- Делайте опросы — изучайте свою аудиторию.
Автор: ParNada
Консультант-пиарщик: White Willow
Статья была написана специально для сайта «Языческий активизм»
11.07.2015