(Sable Aradia. The Many Faces of Wiccan Divinity)
Аутсайдер или новичок в Ремесле легко может решить, что в викке предписываются определенные верования относительно Божества. Какие именно, зависит от того, какую книгу из разряда «Викка 101» он прочитает первой. Однако надо помнить, что большинство подобных книг сознательно создавали версию теологии[1]«для чайников»: простую рабочую теорию о сложных предметах, которая позволит вам самим начать их исследовать. По причине широкого распространения подобных книг и труднодоступности более глубокого материала, можно предположить, что тот плоский взгляд на божество, который чаще всего упоминается в пособиях для начинающих, разделяют все практикующие виккане. Но это не так.
Викканская теология на самом деле очень сложна. С равными основаниями можно охарактеризовать викку как дуотеизм, политеизм, анимизм, шаманизм, пантеизм, панентеизм, монотеизм, агностицизм или атеизм; и я знаю виккан, которые придерживаются каждого из этих взглядов, иногда нескольких одновременно. При этом невозможно ограничить викку ни одним из перечисленных «измов». Хотя другие язычники часто называют нас дуотеистами, для нас это только один из способов описать наш взгляд на божественное. Именно поэтому мы чаще всего говорим о себе как об ортопраксии, а не ортодоксии – мы больше заостряем внимание на практике, а не на верованиях.
Я думаю, что определенные проблемы возникают из-за различного понимания наших божеств викканами и не-викканами. Многие из богов, которых мы почитаем, в частности, «Бог и Богиня», «Рогатый Бог», «Звездная Богиня» — синкретические божества. Они сознательно мыслятся викканами как таковые. По этой причине, люди, стремящиеся сообразовать свое поклонение богам с тем, как их видели и как им поклонялись в древности, отрицают реальность викканских божеств. Я думаю, что это ошибка и источник взаимного непонимания между викканами и жесткими политеистами. С одной стороны, то, что пара викканских божеств имеет синкретическую природу, не делает их менее реальными; с другой стороны, тот факт, что культ и видение этих божеств переосмысляют определенные мифы и образы других божеств, не делает сами эти божества и сами эти мифы менее реальными.
Викканский миф о Сотворении мира
Есть несколько вариаций викканского мифа о Сотворении мира. В основном они включают в себя следующие элементы:
— Сначала было Ничто, затем было Сознание. Это Сознание было Единым Источником, это Сознание было Богиней.
— Богиня ощущает одиночество и рождает себе спутника (Бога); или она «разделяется ради любви» на Бога и Богиню.
— Совместно они занимаются любовью и порождают Вселенную.
В Книге Закона, известном сочинении Алистера и Роуз Эдит Кроули, мы видим, вероятнее всего, истоки викканского мифа о сотворении. Стархоук изложила другую версию в «Спиральном танце». Однако я была удивлена, обнаружив, что наиболее часто встречающаяся в интернете версия мифа принадлежит Сильвер Рэйвенвольф.
Этот миф можно истолковать множеством методов, от чисто символического до совершенно буквального. Я вижу викканские теологические верования (Wiccan theological beliefs) как спектр, на одном конце которого находится теизм (буквальная вера в индивидуальных богов), на другом – атеизм (неверие в богов). Виккане могут придерживаться верований, которые располагаются где угодно на этом спектре; многие виккане придерживаются сразу нескольких позиций одновременно. Ниже я опираюсь на определения теологических позиций, даваемых Википедией[2], и они не могут считаться исчерпывающими, но достаточно подходят для начала дискуссии о том, во что верят виккане.
Джебран Халиль Джебран. Божественность
Монотеизм
Википедия: ««Энциклопедия Британника» определяет монотеизм как веру в существование единого бога или в единственность Бога. «Оксфордский словарь христианской церкви» дает более узкое определение: «Вера в одного личностного и трансцендентного Бога», противопоставляя монотеизм политеизму и пантеизму. Различие можно провести между эксклюзивным монотеизмом и, с одной стороны, инклюзивным монотеизмом, с другой – плюралистским монотеизмом, который, признавая существование многих отдельных богов, постулирует некоторое их единство».
Поскольку в викке все началось с Истока или непознаваемого Единого, викка может вполне законно считаться монотеизмом. Если, в конечном счете, все боги – эманации Единого, тогда существует только Один Бог, и викка – монотеистична. Такое толкование викки, наверное, будет не слишком далеко от индуистского учения о Брахмане, которое рассматривает всех нас и всех «меньших богов» как его эманации. Виккане-монотеисты могут воспринимать Единое скорее как Богиню, чем как Бога (поскольку, в викканском мифе она появляется первой), или как нечто за пределами гендера, но содержащим в себе все гендеры – как церемониальные маги и каббалисты рассматривают ЙХВХ. Они обращаются к отдельным божествам, в таком случае, так же, как католики обращаются к святым – для решения специфических задач. Роль ведьмы заключается в том, чтобы понимать эти эманации и этично и эффективно взаимодействовать с ними, и с другими людьми.
Такое прочтение викканской теологии обычно встречается у людей, пришедших из монотеистических религий. Оно также подходит тем, кто имеет туманное видение духовного и не хочет его усложнять. Критики говорят, что такое воззрение, согласно которому «все боги суть один Бог» отрицает индивидуальную силу (individual agency) «меньших» божеств, низводя их до «простых архетипов».
Дуотеизм (теологический дуализм)
Википедия: «Дуализм (от лат. duo – два) означает явление, в котором есть две части. Термин «дуализм» первоначально возник для описания совечных бинарных оппозиций; такое значение он сохраняет при описании любой метафизической или философской дуальности, получив более широкое значение, применимое к любой системе, состоящей из двух значимых для функционирования целого частей».
Чаще всего встречается идея о том, что викка – это дуализм. Звездная Богиня и Рогатый Бог были первыми божествами, произошедшими от Вселенского истока, либо же Богиня появляется первой, когда Вселенная осознает себя, и рождает Бога, чтобы иметь себе спутника, потому что испытывает одиночество. Все остальные божества, таким образом, выглядят как эманации или отражения Бога и Богини, так же как ангелы и святые являются образами христианского Бога.
Это верование происходит из определенного толкования Наказа Богини, в котором сказано: «Внемлите словам Великой Матери, Той, которую древле называли… и многими другими именами». Для викканина-дуотеиста Великая Мать – Богиня, а имена, под которыми она известна в разных культурах – разные способы, которыми эти культуры воспринимали ее. Рогатый Бог воспринимается таким же образом – применительно, возможно, только к немонотеистическим религиям. Для дуотеиста роль ведьмы – в том, чтобы стать ближе к Божественной Чете, что также часто совмещается с поиском «друга сердца», и почитанием цикла Жизни, Смерти и Любви.
Следует отметить, что есть несколько различных вариаций дуотеизма и викканин может узнать себя в каком-то из них или в нескольких сразу:
Википедия: «Дуотеизм, битеизм, дитеизм.
В теологии дуализм может также означать дуотеизм, битеизм или дитеизм. Хотя дитеизм/битеизм предполагает моральный дуализм, они не идентичны: дитеизм/битеизм подразумевает существование (по крайней мере) двух богов, тогда как моральный дуализм может быть не связан с теизмом как таковым.
Битеизм и дитеизм предполагают веру в двух равно могущественных богов с комплементарными или антиномичными свойствами. Однако битеизм предполагает гармонию между ними, а дитеизм – соперничество и противостояние, подобное противостоянию добра и зла, света и тьмы или лета и зимы. Например, дитеистической системой будет такая, где один бог творит, а другой разрушает. В первоначальном учении зороастризма, например, Ахура Мазда выступает как дух высшего блага, а Ангра Майнью – как дух зла. В битеистической системе, наоборот, два божества не вступают в конфликт или противостояние – одно может быть женским, другое – мужским (ср. дуотеизм). Хорошо известный пример битеистической или дуотеистической тологии, основанной на гендерной полярности можно найти в неоязыческой религии викка, где поклоняются божетвенной паре – Лунной богине и рогатому богу, которые воспринимаются как любовники. Однако, в традиционной викке также присутствует дитеистическая тема, поскольку Рогатый Бог обладает двойственным аспектом света и тьмы, будучи связан с чередованием ночи и дня, зимы и лета – эти аспекты персонифицируются как Король-Дуб и Король-Остролист, которые, согласно викканскому мифу, дважды в год вступают в битву за руку Богини, что и вызывает смену времен года (В викке свет и тьма не соответствуют понятиям добра и зла – это просто аспекты естественного мира, подобные инь и ян даосизма)
Однако, битеизм и дитеизм бывает не так просто отделить друг от друга, особенно в системе, где один бог представляет лето и засуху, другой – зиму и дождь/плодородие (ср. миф о Персефоне). Маркиониты, раннехристианская секта, считали, что Новый и Ветхий Заветы были даны двумя соперничающими богами разных религий».
Наверное, так много людей говорят, что виккане дуотеисты, потому что об этом написано в Википедии.
Дуотеизм отлично подходит для христианских виккан, которые обычно рассматривают Марию в качестве Владычицы. В дуотеизме часто выстраивается космология баланса, основанного на гендерном эссенциализме, поскольку среди верховных богов царит полная гендерная и сексуальная комплементарность. Как и монотеистическая модель, дуотеизм рассматривает отдельных богов в качестве отражений Божественной Четы и потому может видеть божества политеистических культур в качестве «малых богов».
Википедия: «Онтологический дуализм.
Также дуализм может рассматриваться как тенденция воспринимать и понимать мир разделенным на две категории. В этом смысле, восприятие дерева как объекта отдельного от его окружения, являет собой дуалистическое мышление. Такая форма онтологического дуализма присутствует в даосизме и конфуцианстве, которые делят вселенную на комплементарные оппозиции инь и ян. В таких традицих как классический индуизм, дзен-буддизм и исламский суфизм, «превзойти» такой род дуалистического мышления значит прийти к просветлению. При этом такая трансценденция не означает простой замены дуалистического мышления монистическим или плюралистским».
Викканин может рассматривать Богиню и Бога как инь и ян (или, чаще, как ян и инь, соответственно). Такая интерпретация подходит викканам, которые не убеждены в реальности богов как «личностей». Опять же, такой подход раздражает политеистов.
Политеизм
Википедия: «Политеизм означает поклонение многим божествам или веру во многих богов, как правило, организованных в пантеон, в котором присутствуют боги и богини вместе с их особыми религиями и ритуалами. В большинстве религий, которые принимают политеизм, различные боги и богини являются репрезентациями сил природы или являются божественными предками, и могут рассматриваться либо как автономные силы, либо как эманации Бога-творца или трансцендентного абсолюта (монистические теологии), который проявляется имманентно в природе (панентеистические и пантеистические теологии).
Политеизм – разновидность теизма. Внутри теизма он контрастирует с монотеизмом, верой в единственного Бога, в большинстве случаев, трансцендентного. Политеисты не всегда оказывают всем богам равное почтение, но также могут быть генотеистами, которые специализируются на поклонении одному конкретному божеству. Другие политеисты могут быть катенотеистами, поклоняясь различным богам в различное время».
Джебран Халиль Джебран. Пирамида
Виккане – политеисты воспринимают Бога и Богиню как архетипы, а богов, которые ассоциируются с этими архетипами как индивидуальные существа со свободной волей и личной силой. Для них Великая Мать и Великий Отец – символы, а индивидуальные божества видятся отдельными и целостными личностями, выполняющими функции Великой Матери и Великого Отца для разных культур. Они могут также применять такое видение архетипов к силам природы, к явлениям человеческого мира или просто группировать богов по определенному отличительному признаку (Богиня Любви, Тройственная Богиня, Рогатый Бог, Бог Смерти).
Или напротив, они могут рассматривать Бога и Богиню как «немного более могущественные Божества, включающие в себя черты многих других божеств, но все же обладающие индивидуальным бытием», как сказал один комментатор в дискуссии..
Когда божества пересекают культурные границы, может возникнуть путаница. Например, являются ли Марс и Арес одним и тем же существом с разными именами и немного разными сферами компенетции, или же это разные существа, только поверхностно схожие друг с другом? Виккане-политеисты могут придерживаться любого из этих взглядов. Для некоторых, Марс – это образ, в котором этот бог открылся римлянам, а в образе Ареса он открылся грекам; по аналогии, каждый человек обладает своим уникальным видением божества, и поэтому различия в восприятиях также будет зависеть от практика. Это то, что в блогосфере часто называется «мягким политеизмом». Для других, Марс и Арес не имеют ничего общего между собой и поэтому называть одного имнем другого – оскорбительно. Такие виккане как правило придерживаются строгого правила не призывать божества различных пантеонов в одном ритуале. Это «жесткий политеизм».
В определенном смысле, можно сказать, что викка обладает «своим пантеоном», в которой определенный набор синкретических божеств, чьи черты были заимствованы из различных культур, определяет выбор нами конкретно-исторических божеств. Наш пантеон может включать в себя Герне, Кернунноса, Пана (который в синкретическом виде предстает как Рогатый Бог), Исиду, Осириса, Бригитту, Тора, Луга, Фрейра, Одина, Локи, Баст, Сехмет, Фрейю, Шиву, Шакти и других божеств из различных культур, которые традиционно связываются викканами с их Тройственной Богиней и каждым из ее ликов[3], Великой Матерью, Богиней Смерти[4], Рогатым Богом, Богом-Охотником, Богом Света, Богом Тьмы и Богом Младенцем.
Для виккан-политеистов задача ведьмы состоит в развитии личных рабочих отношений с одним или несколькими божествами, которым человек поклоняется. Это, по-видимому, один из наиболее распространенных взглядов на божественное в современной викке, по карйней мере, если судить по интернету. Виккане-атеисты часто воспринимают такой взгляд на божественное как суеверие и отказ от рационального осмысления событий.
Анимизм/Шаманизм
Википедия: «Анимизм (от лат. anima – дыхание, дух, душа) – мировоззрение, основанное на представлении о том, что негуманоидные существа и предметы обладют такой же духовной сущностью, как и человек.
Анимизм предполагает веру в то, что не существует разделения между духовным и физическим (или материальным) миром и души или духи есть не только у людей, но и у некоторых животных, растений, камней, географических локаций, гор или рек, и вообще могут присутствовать в любом предмете или природном явлении, таком как молния, ветер или тень. Таким образом анимизм отвергает картезианский дуализм. Анимизм может также наделять душой абстракции и слова – такие как «истинные имена» или метафоры мифологии».
Джебран Халиль Джебран. Космос
Для анимистов все вокруг обладает духом. Большинство виккан, если они вообще верят в дух, по крайней мере отчасти анимисты. Но для настоящего викканина-анимиста не важно, являются ли божества действительно личностями. Они обычно воспринимаются как личностные воплощения универсальных сил (Жизнь, Смерть, Любовь, Солнце, Луна, Плодородие и т.д.). Имена, которыми мы называем их в основном созданы нами для того, чтобы взаимодействовать с этими силами, поэтому Инанна, Исида, Астарта и Эрзули, в сущности – одна и та же «личность». Как они проявляют себя, зависит от того, кто взаимодействует с ними, и что эти силы значат для них. Некоторые политеисты считают, что здесь не достает преданности богам.
Роль ведьмы здесь похожа на роль шамана, являющегося посредником между людьми, божествами и духами. Ведьмы-анимисты обычно уделяют большое внимание путешествиям в мире духов наряду с ритуалами.
Пантеизм
Википедия: «Пантеизм – вера в то, что вселенная (или природа как тотальность всего) идентична с божеством, или что во всем присутствует вездесущий имманентный Бог. Пантеисты, таким образом, не верят в отдельного личностного или антропоморфного бога».
Для виккан-пантеистов божества либо слишком сложны для нашего понимания, либо, в соответствии с современным научным взглядом, эти язычники верят, что вселенная и земля могли бы оказаться разумными живыми организмами, но если это и так, мы не сможем понять их, потому что их «разумость» будет слишком непохожа на нашу. Последний взгляд напрямую связан с «гипотезой Геи» Дж. Лавлока. Боги также могут рассматриваться как предсуществующие в душе человека идеи, такие как Свобода или Справедливость. Возможно, Терри Пратчет понимал этот взгляд на вещи лучше, чем другие.
Для пантеистов роль ведьмы заключается в том, чтобы жить в гармонии с силами Природы, которые являются святыми, и учить тому же других. Виккане-пантеисты , как правило, активно участвуют в экологичнской деятельности. Критики пантеизма заявляют, что он отрицает личное могущество богов. Некоторые пантеисты склонны считать, что все ведьмы разделяют их взгляд на божественное, но это, очевидно, не так.
Панентеизм
Википедия: «Панентеизм представляет собой систему верований, которая полагает, что божественное – будь то единый Бог, несколько богов или другая форма «космической животворящей силы», пронизывает каждую часть вселенной, простираясь безвременно (и, вероятно, беспространственно) за ее пределы. В отличие от пантеизма, который полагает тождество божества и вселенной, панентеизм проводит различие между божественным и небожественным, заявляя о значимости того и другого.
В пантеизме, вселенная и все, что она включает тождественно божеству, а в панентеизме, вселенная и божество онтологически не эквивалентны. Бог рассматривается как душа вселенной, универсальный дух, который присутствует повсюду, во всем и во всех, в любое время. Некоторые версии панентеизма утверждают, что вселенная не более, чем проявленная часть Бога. В некоторых формах панентеизма, космос существует внутри Бога, который, в свою очередь, может быть ему трансцендентным, «пронизывать» его и присутствовать внутри космоса. Тогда как пантеизм утверждает, что «все есть Бог», панентеизм говорит, что Бог больше вселенной. В добавок, некоторые формы панентеизма видят вселенную внутри Бога».
Джебран Халиль Джебран. Мать
Виккане, испытавшие влияние телемы и британские традиционные виккане, по-видимому, принимают этот взгляд. Его отзвуки слышатся в максимах «Что наверху, то и внизу» и «Каждый мужчина и каждая женщина звезда»[5]. В целом, ведьмы-панентеисты склонны больше концентрироваться на магической работе и традициях, которые заимствуют материал из церемониальной магии. Цель такой ведьмы – заниматься магией с целью достичь личного просветления; вторичная цель – обучать тому же других. Такие виккане также проявляют политическую активность, рассматривая политический активизм как форму коллективной магии. Критики этой перспективы считают ее непочтительной по отношению к богам, поскольку здесь человек в некотором роде является «равным» с богами. В это, впрочем, верят далеко не все виккане-панентеисты – они просто верят, что искра божественного существует во всем. Однако, некоторые могут задаться целью достичь Восхождения и своего рода личного обожествления. И это тоже совершенно допустимая интерпретация викканской теологии.
Деизм[6]
Википедия: «Термин «деизм» происходит от лат. deus, «бог». Деизм совмещает неприятие откровения и авторитета духовной власти как источников религиозного знания и заключение о том, что разум и наблюдение над естественным миром приводят нас к идее существования единого творца вселенной».
Виккане, которые придерживаются деистической философии, верят, что Бог или боги, сотворив вселенную, больше не вмешиваются в ее жизнь. Я не люблю это выражение, но такая вера утверждает «разумный замысел» вселенной в качестве наблюдаемой, научной истины. Другими словами Творец или Творцы реальны и они суть «сознание», которое мы наблюдаем в силах природы. Однако, они не вмешиваются в нашу повседневную жизнь, поэтому виккане-деисты вряд ли будут делать акцент на мистицизме, магии или работе с духами. Они могут воспринимать мистический опыт в терминах юнгианской психологии, а ритуал – как эффективное средство связи с глубинными слоями психики. Роль ведьмы, в таком случае – задействовать эти средства максимально эффективно, чтобы помочь себе и другим. Политеисты, как правило, выступают с резким неприятием того, что они видят «отрицанием» реальности их богов и тех опытов, которые с ними связаны.
Атеизм
Википедия: «Атеизм в общем смысле – отказ от веры в существование божеств. В более узком смысле, атеизм представляет собой позицию, согласно которой богов не существует. В более широком смысле, атеизм – отсутствие веры в то, что боги существуют. Атеизм представляет собой противоположность теизму, утверждающему, что, по крайней мере, одно божество существует».
Для виккан-атеистов божества являются персонификациями или символами тех или иных понятий, а реальных богов и духов не существует. Божества – антопоморфные конструкты, создаваемые сознанием, которые мы используем для связи с чудесами природного мира и для пробуждения «магии» глубинной юнгианской психологии. Главная роль ведьмы в таком случае – служить консультантом и, возможно, терапевтом, для себя и для других, когда об этом попросят; это также организация групповых и общинных ритуалов и лидерство. Здесь также не идет речи о культивации мистического опыта[7]; иногда атеисты могут свысока смотреть на людей, верящих в магию. Критики такого мировоззрения считают его оскорбительным для богов, поскольку отрицается их реальность, а также обвиняют атеистов в высокомерии, поскольку те, по их мнению, считают, что современная наука знает все. Они также негодуют по поводу обесценивания того опыта, который они сами воспринимают как подтверждение их мистических и магических представлений.
Агностицизм
Википедия: «Агностицизм – это мировоззрение, основанное на убеждении в том, что претензии метафизики и религии по поводу существования Бога или божественного и сверхъестественного не могут быть доказаны или опровергнуты. Согласно философу Уильяму Роу: «Грубо говоря, агностик это тот, кто с одной стороны, не верит в существование Бога, с другой стороны, активно не отрицает вероятности его существования». Агностицизм – учение или набор пропозиций, а не религия[8]».
Виккане-агностики очень похожи на виккан-атеистов, с тем различием, что они не уверены в существовании богов, тогда как атеисты их активно отрицают. Атеист может агрессивно выступать против веры в богов, заявляя, что те, кто в них верит, опутаны иллюзиями, или, напротив, воздерживаться от критики, уважая право других людей на свое мнение. Агностик же скорее всего даже не подумает никого критиковать, потому что убежден, что понимание божественного не входит в сферу компетенции человеческого разума, и у нас никогда не будет твердых знаний на этот счет. Агностики могут воспринимать богов как «реальных» на протяжение ритуальной работы, могут прислушиваться к советам более мистически настроенных язычников, или даже обладать собственным мистическим опытом, не стремясь разобраться, является ли он результатом встречи с божеством или игрой психических сил.
Для виккан-агностиков роль ведьмы близка роли консультанта и терапевта, организатора ритуалов и общинного лидера – так же, как и для виккан-атеистов, но они также могут выступать как маги и интуиты, возможно, трактующие свой опыт в чисто психологическом ключе. Они также, как правило, менее уверены насчет понимания «воли богов» и вряд ли будут стремиться навязать свое понимание этой воли окружающим. Критики обвиняют их в нерешительности.
И кроме того
Как я уже говорила, викка может быть сложной. Я сама нахожу у себя тенденции к битеизму, онтологическому дуализму, политеизму-анимизму с элементами пантеизма, панентеизма и агностицизма. Другими словами, я почитаю сознание Звездной Богини как макрокосм и Рогатого Бога как микрокосм в качестве творцов вселенной. Их «гендер» для меня – только метафора для взаимодополняющих сил созидания, которые, как я верю, обладают сознанием, которое мы, смертные, не понимаем. Также я верю, что существуют другие подобные организмы (как Мать-Земля) и мыслеформы (как боги и богини различных культур, которые также могут создавать свои синкретические гибриды – Рогатый Бог, Богини Любви, Бог смерти и пр.), обладающие при этом отдельным сознанием и личностностью. Я также верю, что все живые существа и некоторые неживые предметы обладают духом и бесполая Божественная Искра присутствует во всем, сообщая всему свой дух. Однако я не утверждают, что я знаю все это как «физический» факт – это лишь то, что я предполагаю, и я не буду настаивать на моем видении как на единственной истине при общении с другими.
Я считаю, что виккане не обязаны принимать решение об однозначном выборе своих теологических верований. Напротив, мы можем свободно перемещаться между разными взглядами на божественное и комбинировать их. Наш выбор – это не «или – или», а постоянное «и кроме того». Принятие одной из позиций как верной вовсе необязательно делает другие неверными. Я убеждена, что догматическое следование тому или иному набору теологических пропозиций, которое отрицает возможные взаимодействие теологических перспектив, противоречит духу современного язычества. Сомнение, как мне кажется, одна из основных языческих ценностей.
Источник: http://www.patheos.com/blogs/betweenthe
Пер.: Гарсиа