От переводчика: статья будет полезна всем тем, кто только еще ищет себе подходящую духовность, но особенно тем, кто застрял, выбирая между некими языческими течениями или направлениями одной традиции. Подумайте, может быть нет смысла рваться пополам и себя ограничивать? В основном составе Московского Дома Виккан почти каждый совмещает викку с чем-то еще. Автор этой статьи — превосходный пример человека, проложившего собственный эклектический путь, и человека, который умеет грамотно реагировать на критику этого пути.
“Я исповедую все религии, которые мне нравятся”
— Морфеус, Песочный человек Нила Геймана
“Когда я что-то говорю, — сказал Шалтай-Болтай презрительным тоном, — То я имею в виду то, что я имею в виду, ни больше, ни меньше”.
— Льюис Кэролл
В жизни того, кто прокладывает свой собственный эклектический путь, есть такая весёлая вещь, как необходимость постоянного переосмысления своих ценностей. Поэтому я поддерживаю последний флешмоб на patheos.com “Почему я до сих пор ______________?” В этой фразе самые главные для меня слова — “до сих пор”. Я спрашиваю себя “Быть дзен-язычником-даосистом-атеистом-дискордианцем значит ли для меня до сих пор то же самое что и тогда, когда я впервые произнес эту фразу?”
(Иногда я добавляю ещё и “транценденталист”, чтобы обозначить свою верность идеям Эмерсона и Уайтмана, Торо и Уитмана. Однако я считаю, что пять философий будет вполне достаточно для этой статьи).
В своих старых записях я называл себя последователем дзен, язычником, даосистом и атеистом начиная с 1994. Позже я познал Эриду Дискордию (а она познала меня задолго до того), и стал называть себя ещё и дискордианцем.
В 2000 году я написал:
Дзен-язычник-даосист-атеист-дискордианец? Вот основные духовные течения, которые влияют на меня. И я верен всем им в одно время.
Дзен. Дзен-буддизм конечно же. Набор философских техник для понимания, как работает наше сознание, почему мы сами заставляем себя страдать от желаний в мире иллюзий, и как прекратить страдания.
Язычество. Духовность, основанная на почитании природы. Современные язычники пытаются возродить то, что раньше приносило пользу: древние мифологии и шаманские практики. Я и сам раньше писал статьи об этом.
Даосизм. Древняя китайская философия о гармонии с природой. Этой философии 2 500 лет. Даосизм в некотором роде является предком дзен-буддизма. Результатом слияния идей даосизма и индийского буддизма сталь чань-буддизм, который проник в Японию и стал там дзен-буддизмом. (Дзен и чань означают медитацию по китайски и японски соответственно). Даосизм происходит от слов “тао те чинг”, которым нет однозначной трактовки.
Атеист. Этот ярлык я получил от людей за то, что я не верю в сверхъестественного бога, существующего за пределами физического мира. В то же время другие люди навесили на меня другие ярлыки: пантеист (верит, что все — это бог), автотеист (верит, что он — бог), апатеист (ему все равно, есть ли бог).
Дискордианец. Если боги и богини правда существуют, среди них просто обязана быть богиня Хаоса, та, кого греки называли Эридой, а римляне — Дискордией. Это вера в спасение через сумасбродство, где основная правда “Человечество решит все свои проблемы, когда перестанет воспринимать себя всерьез” Principia Discordia это смесь ребячливого юмора и глубокой философской правды. Он-лайн версия находится здесь http://ru.scribd.com/doc/27811379/principia-discordia-russian (прим перев. заменила исходную ссылку на русскую)
Я пересмотрел этот текст через 15 лет и не увидел в нем ничего ужасного. Я изучил более глубоко и детально каждую из этих пяти точек зрения. но не узнал ничего такого, что заставило бы меня отказаться от прежних объяснений.
Итак, каково же это более детальное и глубокое понимание? Почему я считаю эти пять направлений элементами моей гармоничной духовной практики и советую их другим?
- Мой Дзен, это в основном Карате Дзен, динамичные медитации, основанные на боевом искусстве. Но я также хорошо освоил дзадзен (это сидячая медитация). И я познал, что истинно древнее высказывание ”Ken Zen Ichi Nyo”, которое можно перевести как “Рука и Дзен это одно” или “Меч и Дзен это одно”, в зависимости от написания. (Это по-сути одно и то же, но те, кто глубоко изучают каратэ, знают, что в японском есть два слова “Ken”, которые произносятся по разному, одно значит меч, а другое — рука).
И когда я сижу без всякой цели или когда полностью погружаюсь в движения каратэ, в обоих случаях пытаясь ни о чем не думать, освободить разум от генерирования идей, прокручивания мечтаний и страхов, которые не относятся к происходящему вокруг. Я наблюдаю за ними, я повышаю осознанность, я выхожу за пределы самообмана и ложного я, иллюзия становится менее затягивающей, положение дел вокруг становится более ясным, а жизнь — менее беспорядочной.
- В своей статье “Почему Будда касался земли”, я исследовал историю язычества вплоть до греко-римского возрождения в европейском искусстве в конце восемнадцатого века и до романтизма девятнадцатого века. Я рассматриваю неоязычество как часть ответной реакции на индустриализацию и уничтожение природных массивов. И необходимость подобной реакции, конечно же, не отрицаю. Я даже стал более уверен в том, что нам нужна была духовность, прославляющая природу, её леса и океаны, скалы и воздух, и чувство нашей человеческой глубинной сути, не укрощённой цивилизацией.
Я проводил свои ритуалы с викканами и друидами, с жрецами вуду и адептами церкви всех религий, и эклектиками вне классификаций, такими же, как я. Я посещал святыни синтоизма, поднимался на священную гору, танцевал всю ночь у ритуального огня, проводил ритуалы, которые нравились в них участвующим, переживал свой собственный мистический опыт (под веществами и без) и чувствовал при этом едва ощутимое присутствие сверх-личности, которая иногда была полностью трансцендентной, а иногда обладала человеческими качествами (чаще всего — чувством юмора). И я стал ещё более убежден в том, что нам нужна духовность, которая прославляет тот факт, что наш разум может подниматься на разные ступени сознания, где его ждет множество перспектив, и которая развивает техники для перемещения между этими ступенями, одним словом, магию.
- Я гораздо лучше стал понимать философию даосизма, пока изучал китайскую медицину. Я научился думать категориями “инь” и “ян”, что важно для понимания мира. Западная философия опасно увлечена категоричностью суждений, как будто есть одна окончательная правда, есть “за” и есть “против”. В основе философии даосизма лежат два противоположных, но взаимозависимых принципа. Множество важных противостояний — свободы и предопределенности, личного и общественного, натурализма и идеализма, свободы и безопасности — исчезают, если рассмотреть их через принцип Инь-Ян.
- Имея атомные бомбы и возможность сгубить всю биосферу на планете, мы не можем позволить себе цепляться за религиозные суеверия, веру в сверхъестественное и догмы старых религий, не подкреплённые ничем кроме авторитета своих служителей. Мои представления о том, что значит для богов существовать и не существовать — это сложная философия. Я нахожу происходящее с “новыми атеистами” весьма печальным (особенно это касается исламофобии). Однако оперируя простыми представлениями “человека с улицы”, о том, что значит “божество” и “существование”, я буду несомненно записан в атеисты.
- И есть одна вещь, в которой мы правда нуждаемся, в следующем столетии и в будущие времена. Богиня знает, что это чувство юмора, понимание базовой смехотворности всего на свете. Более того, следуя за трикстером (возможно, точнее будет сказать, будучи захваченным таковой), я понял суть историй и рассказов, и то, как рассказы влияют на нас, если мы не внимательны. Каждый образованный человек знает историю о золотом яблоке, большинство думают, что Эрида виновата в войне, которая началась из-за соперничества Геры, Афины и Афродиты, и немногие обдумывают, кто был прекраснейшей на этой свадьбе и на самом деле понимают миф.
Я также обнаружил, что дискордианский “закон пяти” это на самом деле великое откровение о природе вещей. Да, я серьезно. Согласно Principia Discordia:
Закон Пяти формулируется просто: ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ СВЯЗАНО С ПЯТЕРКОЙ, ИЛИ ЧИСЛОМ, ДЕЛЯЩИМСЯ НА ПЯТЬ, ИЛИ КРАТНЫМ ПЯТИ,ИЛИ ЕЩЕ КАК-НИБУДЬ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО СВЯЗЯННЫМ С ПЯТЬЮ.
Закон Пяти никогда не нарушается.
В Эридианских архивах сохранилась записка Омара для Мэла-2: «Чем глубже я смотрю, тем больше нахожу проявлений Закона Пяти.»
И это справедливо для любых магических, религиозных, философских или политических принципов, которые вы разделяете: чем глубже вы смотрите, тем больше вы найдете.
И в самом деле, я нахожу дзен-язычество-даосизм-атеизм-дискордианство все более и более убедительным, чем глубже я в него смотрю.
КОММЕНТЫ (Переводчик сегодня добр и вдохновлен статьей):
- Итак, вы убедили себя в том, что верите в пучок взаимно противоположных течений как в одно. Поздравляю, это делает почти любой религиозный и духовный человек. И об этом не стоит кричать во всю ивановскую.
Ответ: А что вы подразумеваете под тем, что я “верю”. Я не вижу ничего ужасного в том, чтобы противоречить самому себе. “Я большой, я содержу в себе множество”, и я вел речь всего лишь об оценке разных точек зрения. Но даже если бы я так делал, ваша точка зрения для меня особенно ценна и важна.
- А почему вы не пантеист? В конце концов, это легче объяснить бабушке с дедушкой.
Ответ: Я не принимаю ярлыка “пантеист”.
- Вы потратили свою жизнь зря. Даже шимпанзе понимают важность эмпатии и сотрудничества. Это врожденное. А этот мусор не нужен и бесполезен. Души нет и духовность бессмысленна. Я лучше встречу красивый рассвет, чем буду кружиться вокруг костра, скандируя всякий вздор.
Ответ: Шимпанзе понимают сотрудничество … и также убийство. Полезная этика обуславливается большим, чем “это врожденное”. И конечно, большим, чем “на то воля бога”. Если вы предпочитаете пассивно наблюдать рассвет, а не танцевать вокруг костра под бой барабанов, это ваше право. Признаюсь вам, что вы можете застать меня на рассвете, только если до того я танцевал всю ночь вокруг костра, время от времени я после этого сажусь и наблюдаю рассвет, и это хорошо. Однако смешно и грустно то, как вы защищаете свои предпочтения, обвиняя других в растрачивании их жизни — это всё равно, что любитель хеви металла скажет пишущему стихи, что тот зря тратит свою жизнь. Я могу понять, если такое скажет подросток-металлист, который только что покинул родной дом и теперь свободен в выражении своих вкусов, но на самом деле это не слова зрелого человека. То же самое, если бы кто-то только что отказался от традиционного религиозного воспитания и открыл для себя свободу атеизма. Может быть это ваш случай? Духовность это то, что вдохновляет нас. Она не зависит от веры в сверхъестественную “душу”, тем более что это слово вы понимаете в его бытовом значении.
Перевод: Анна Абрамова