Примечание от переводчика: в России в отличие от Запада пока не так много виккан, которые придерживаются мнения, что ребенка надо воспитывать язычником. К счастью многие из нас понимают, что навязывание своей веры — это плохо. Однако мы так же понимаем, что в нашей вере нет ничего плохого — и она такая же часть мировой духовной культуры и потому достойна определенного места в нашей жизни и в жизни нашей семьи. Исходя из этого нижеприведенный список вариантов языческой активности с детьми, я предлагаю считать именно списком вариантов «а что еще можно делать с детьми». Ведь любой родитель рано или поздно понимает, что многие активности наскучили. Каждый день мы ходим с детьми на детские площадки, каждый день играем в игрушки, читаем книжки. Нужно приложить много усилий чтобы все это не стало рутиной для родителей. Языческие активности могут стать отличным совместным времяпровождением именно потому что будут интересны и родителям и детям. А это самое главное, ведь это дает хорошую основу для добрых отношений между родителем и ребенком вне зависимости от того станет ли ребенок язычником или выберет другой путь.
Современное языческое движение постоянно развивается и эволюционирует. Языческое сообщество выросло настолько, что охватывает людей всех возрастных уровней. Те, кто пришли к язычеству будучи подростками или студентами колледжа два или три десятилетия назад, сейчас воспитывают своих собственных детей, и поэтому демография языческого сообщества постоянно меняется. Уже перестали быть редкостью семьи, в которых один или оба родителя являются язычниками или викканами, и у них могут быть дети, которые придерживается различных религиозных путей.
Один из вопросов, который постоянно возникает при этом: включать ли детей в языческую практику? Ведь нет каких-либо языческих версий воскресных школ, чтобы отправить туда наших детей. Не волнуйтесь, есть другие способы вовлечь ваших детей в языческую практику. И хотя все представленные ниже предложения предполагают, что вы будете делать их вместе, однако учитывайте возраст и уровень развития ребенка делая свой выбор. И помните: всегда можно найти какой-то способ включить языческие ценности и убеждения в жизнь ваших детей.
Вид деятельности: создайте природный проект. Прогуляйтесь в лесу, соберите какие-либо предметы, которые сможете использовать, например, шишки или опавшие веточки.
Принесите их домой и положите их в стеклянную вазу или другой сосуд.
Воспитательный момент: побеседуйте о сезонных циклах, как все что есть в природе связано друг с другом. В зависимости от времени года, обсудите этапы жизни, смерти и перерождения в естественном мире.
Вид деятельности: сделать волшебную палочку. Даже маленький ребенок может украсить палочку блестящим глиттером (клей с блестками).
Воспитательный момент: используйте эту возможность, чтобы помочь вашему ребенку узнать о направлении энергии.
Помогите ему или ей визуализировать энергию как что-то что они могут контролировать, используя палочку, чтобы направить ее.
Вид деятельности: создать доску из войлока. Вырежьте фигуры языческих символов, изображения богов и богинь из вашей традиции или магические инструменты из обрезков войлока, и помогите вашему ребенку разместить их на доске.
Воспитательный момент: стимулирует воображение — ваш ребенок может использовать доску из войлока и фигуры для иллюстрации рассказов о ее/его собственных божествах, магии, или мире в целом.
Вид деятельности: пусть у вашего ребенка будет собственный алтарь. Позвольте вашему ребенку создать свое собственное алтарное пространство для общения с богами и богинями вашей семейной традицией.
Если вы не следуете какому-то конкретному пути, то вы можете позволить вашему ребенку ставить на алтарь различные найденные предметы, натуральные сладости или какие-либо предметы которые внушают ребенку ощущение безопасности (охранные амулеты, фигурки и т.п. – прим. переводчика).
Воспитательный момент: когда вы позволяете своему ребенку иметь свой собственный алтарь, вы показываете ему, что его потребности ценятся не меньше чем потребности всей остальной семьи. Это так же дает им свое собственное священное пространство, в котором они могут творить то, что они захотят.
Вид деятельности: дети школьного возраста могут участвовать в ритуалах если они умеют сосредоточить свое внимание. Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо, и если вы думаете, что он способен взять на себя участие в ритуале, то поощряйте это.
Воспитательный момент: это помогает вашему ребенку развивать ощущение ритуальных процессов, а так же выработать правильное поведение в ритуальной обстановке. Не менее важно то, что это позволяет ему понять, что его участие в семейных мероприятиях важно.
Вид деятельности: поощряйте вашего ребенка узнавать о божествах вашей семейной традиции. Есть бесчисленное множество книг о мифологии и легендах греков, кельтов, римлян, египтян и других народов. Соберите дома большую библиотеку языческих книг и не забывайте уделять время на то, чтобы читать их вместе.
Воспитательный момент: нельзя быть слишком молодым, чтобы исследовать духовный мир. Подобные исследования дают детям инструменты для почитания и роста в собственной духовности, с уважением к другим путям. Так же это дает ребенку понять собственную ответственность за свое духовное развитие.
Вид деятельности: если вы уверены, что ваш ребенок справится с этим заданием, попросите его написать ритуал самостоятельно, если это необходимо, помогите ему в этом. Подростки справляются с этим заданием с удивительной изобретательностью, придумывая совершенно новые идеи. Подберите шабаш или другое событие, которое вдохновит вашего ребенка создать церемонию, в которой сможет участвовать вся семья.
Воспитательный момент: это не только поощряет творческое мышление, но и помогает развивать лидерские качества.
Вид деятельности: детям любого возраста нравится заниматься каким-нибудь рукоделием к Шабашу. Попробуйте использовать различные поделки к Шабашам для того, чтобы отмечать постоянные изменения в колесе года, украшая ими алтарь или свой дом.
Воспитательный момент: делая различные поделки связанные с шабашами дети могут лучше понять суть различных праздников. В зависимости от вашей традиции, вы можете включать в ваши поделки темы из истории, легенд и мифологии.
И наконец, помните, что лучший пример язычества в жизни ваших детей – это вы сами. Если вы хотите показать вашим детям такие ценности, как доброта к ближнему, уважение к земле, ежедневная магическая жизнь, то сделать это вы можете только на собственном примере. Ваши дети будут видеть ваши поступки и подражать им самостоятельно.
Рекомендуемая литература для родителей-язычников
Мэдден, Кристин: Языческое Воспитание. Книга Мэдден посвящена развитию малышей от самого рождения. Она включает в себя советы о том, как стимулировать у ваших детей психические и магические способности, а так же обучение ритуалам и медитации.
Serith, Ceisiwr: Языческая семья. Serith исследует воспитание детей в семьях последователей не-массовых религий и предлагает десятки отличных идей о том, как включить языческие верования в повседневную жизнь. К сожалению на данный момент эта книга не издается, но вы можете найти ее там, где продают подержанные книги.
Стархоук: Круг вокруг — воспитание детей в традиции Богини. Стархоук и ее коллеги-авторы Энн Хилл и Дайан Бейкер включают множество идей для каждого шабаша, жизненных этапов, а так же рецепты и идеи для рукоделия. Эта книга предлагает множество замечательных идей для семей, стремящихся привить языческих верований своим детям.
Оригинал статьи
Перевод: ParNada