Вуду никогда не будет пытаться сделать вас своим приверженцем. Такого никогда не было, и, похоже, никогда не будет. Но у Вуду есть простое и ясное послание для вас: “Танцуйте с нами”
Энюрю Джейкоб 1 августа 2012 г
Существуют небольшие знаки для того, чтобы выразить своё уважение. Это обычаи, которые известны каждому. Когда вы переходите через реку, вы делаете жест для приветствия речного духа. Вы смотрите вверх и вниз по течению, делаете этот жест и только потом пересекаете реку.
Некоторые люди так не делают. Может быть, они выражают своё уважение про себя. А может быть, не верят в речных духов. Однако они понимают, что значит этот жест, также, как иудей понимает крёстное знамение, а гражданские узнают воинский салют.
Подобные жесты используются везде. При входе и выходе из леса, при взгляде на горную цепь, на закат или рассвет, или когда вы видите луну. На въезде в город, при входе в святилище. Везде при переходе от одного места к другому вы можете увидеть людей, выражающих своё уважение. Это всё равно что постучаться, прежде чем войти.
Вы можете услышать личные обращения. Реже это “оно”, чаще “она” или “он”. Река обычно “она”, горный склон или небосвод “он”. Иногда возможны вариации, например, разные люди могут говорить о Солнце в мужском или женском роде.
(Примечание переводчика — у меня Луна “она” или “он” в зависимости от божества, которому посвящаю полнолуние).
Оставлять подношения — нормально. На каждой улице есть своё святилище. Они небольшие, некоторые представляют собой всего лишь полочку для свечей и даров. Нет двух одинаковых святилищ. Их строили владельцы домов, на границе двора и улицы. Городские власти никогда не строили храмы, это делали только частные лица. Святилища доступны для каждого прохожего.
Эти святилища представляют собой переплетение традиции и личных верований. О некоторых из них заботятся, постоянно поддерживают в порядке, чистят и отмывают. А другие за годы использования накапливают пятна и граффити. В некоторых местах есть крыши от дождя, а другие открыты для всех элементов. Вы можете внезапно увидеть святилище очень необычной традиции, а рядом стопку брошюр. В них нет ничего ортодоксального, вы можете использовать их, как пожелаете.
Иногда эти святилища разрушают вандалы. Но скоро их вновь восстанавливают для использования.
У этих святилищ останавливаются и неязычники. Они фотографируют эти места или просто болтают в тенёчке. Некоторые оставляют подношения, даже если они не веруют. Иногда они оставляют странные вещи: половинку чизбургера или мышеловку после использования. Границу между исполненным по обету и вульгарным провести непросто, поэтому подобное никого не волнует. Если в двери вашего святилища не стучится полиция, то у вас всё в порядке.
Назначение этих храмов тяжело объяснить иностранцам. Почему так много людей приносят дары, если они не верят в этих богов? О, я не знаю. Спросите двадцать человек — получите восемнадцать разных ответов. Эти святилища относятся к религии? Я не знаю. Они просто есть. Оставьте их в покое.
Город заманчивых обещаний слишком соблазнителен. Он зовёт вас. Он становится частью жизни.
Конечно же, в этом городе есть и храмы, в основном, небольшие. Они принадлежат общинам разных традиций. Многие из них выполняет три функции: центр общины, храм и место для аренды. Большинство групп уделяют несколько часов в неделю своим ритуалам и церемониям, также часто устраивают благотворительные вечер Всё, что я рассказал выше, разумеется, очень специфично и разнится от случая к случаю.
Мир, о котором я рассказал, кажется фантастическим большинству язычников. Мы видим, как группы создаются и распадаются, храмы открываются и закрываются. Рассказывая историю языческого движения, чаще упоминают препятствия, чем успехи.
Но мир, который я описал вам, существует. Это индуизм в Индии, вуду в Новом Орлеане, католицизм в Мехико. Это места, в которых традиция, не практикуемая всеми, обретает культурную важность и вливается в общественную жизнь.
На самом деле, есть что-то трогательное в жертвенных свечах под деревом в церкви Валладолид, что в Мехико. Я скорее позволю себя распять, чем буду практиковать христианство, однако я опустил монетку в коробочку и зажёг свечку, прежде чем продолжить свой путь. Это было чересчур соблазнительно, даже для меня.
Количество не имеет значения. Конечно, католическая церковь доминирует в Мехико, а Индуизм укоренился в течении нескольких тысяч поворотов колеса года. Однако Новый Орлеан является отличным примером, всего небольшая горстка людей здесь на самом деле практикуют вуду. До недавней поры к вуду относились с презрением, понимая его неправильно. Но теперь это общегородская гордость и часть национального самоосознания. Это больше, чем татуировки-веве и футболки с лоа, это работает лучше, чем коммерческое вуду для туристов. Вы можете видеть эти зажжённые свечи, эти браслеты из бусин, эти консультации со жрецами и жрицами, эти барабанные ритмы каждый день.
Маленькие подвижки ведут к глобальным изменениям. Религия меньшинства может стать важным пластом культуры, особенно если она преисполнена почтения, как вуду или язычество. Это выгодно и для религии, и для общества.
В моей предыдущей статье я спрашивал, как язычество может стать мировой религией. Как сформировать послание, чтобы говорить с людьми? Дискуссия в комментариях привела меня к ужасной, но стоящей идее. Мы не хотим обращать людей. Мы отказываемся быть следующей волной фундаментализма. Разумеется, сейчас я говорю за некоммерческое язычество.
Это честно.
Но можно иметь чистое послание и не делать того, что я описал выше. Вуду никогда не будет пытаться сделать вас своим приверженцем. Такого никогда не было, и, похоже, никогда не будет. Но у Вуду есть простое и ясное послание для вас: “Танцуйте с нами”. Целый потаёный мир приглашает вас на вечеринку. Пой, танцуй, прикоснись к божественному, и ты уверуешь.
Это притягательно.
Я рассказал вам о том, как вижу мир язычников по единственной причине — чтобы показать вам, что будет, если сформировать чистое послание, поделиться своей точкой зрения. Преимущества, которые мы получим, не имеют ничего общего с обращением людей, это культурный сдвиг, который прославляет, а не демонизирует, богатую жизнь языческого мифа и ритуала.
Поскольку вы уже дочитали мою статью до конца, у меня есть для вас задание. Отложив вопросы агитации, речь о которых здесь не идёт: так какое же чистое послание у язычества?
Если выразить всё, что вам нравится в язычестве, всё, чем оно вам цепляет, в единым предложении, каковым оно будет?
Источник: сайт Heroic Life
Перевод: Xaverta