Автор – Джаспер, он же Алексей-Мишка, он же Пан Панда.
Я нередко замечал, что зачастую люди пользуются какими-то словами и не задумываются об их значении. Они знакомы с этим словом, знают какой в него вложен смысл, но просьба стороннего человека дать определение этому слову ставит в тупик. Попробуйте сейчас, не подглядывая в гуглы, википедии и прочие словари, дать определение слову «раздражение». В двух словах не объяснить, приходится приводить примеры, пространные разъяснения. И куда сложнее оказывается объяснить что-то ещё более комплексное, чем вроде бы понятная и знакомая всем эмоция. И мои друзья нередко спрашивают меня «Что такое Викка?», и я впадаю в ступор, потому что объяснить это сложно, это надо почувствовать.
Но «сложно» — не значит «невозможно». И потому я, чтобы внести ясность для себя, своих друзей и других людей, которые будут читать эти строки, все-таки постараюсь рассказать, что же такое Викка. По крайней мере, для меня.
Как я уже говорил, это весьма комплексное понятие, поэтому я буду рассказывать о нём в три этапа. Для начала – небольшое теоретическое вступление, мои размышления относительно сути Викки. Что оно такое. Затем я расскажу о том, почему мною выбрана именно Викка и что она значит для меня. То бишь, с чём её едят. Ну, и напоследок я попробую подвести какой-то итог, сформулировать-таки одним определением, что такое Викка для меня. Поскольку вся эта статья – плод моих соображений, ощущений и восприятия, то надо понимать, что она строго субъективна. Я ни в коем случае не призываю принимать мои слова как истину в последней инстанции, я просто делюсь своим взглядом на такую вещь как Викка.
Итак, начнём.
Часть первая. Теория.
«А суть то в чём, Петровна?»,- из известного анекдота.
Первое слово, которое напрашивается после знака «тире» — религия. Но настолько уж Викка религия? Да, в ней есть Бог и Богиня, которых почитают и которых чествуют. Но для религии у Викканства, на мой взгляд, недостаточно канонов. Нет какого-то единого викканского способа праздновать саббаты и эсбаты, нет чётких предписаний относительно обрядов, церемоний и традиций. Есть несколько праздников, которые связаны либо со временем года, либо с солярными явлениями природы, либо с лунными фазами. Но это тогда не религия получается, а астрономия какая-то. Так что до полноценного понятия «религия» Викка явно не дотягивает.
И уж точно Викка – не церковь, не секта, не религиозное объединение. У виккан нет единой структуры и иерархии, нет ни выборных, ни наследственных лидеров, ни «проводников божественной воли» в виде священников, жрецов, клириков и иже с ними. Да и куда там зваться «церковью», если даже до «религии» не допрыгнули. Ну, или не скатились – тут уж как посмотреть.
Можно было бы назвать Викку – философией, особым взглядом на мир. Но и в это понятие викканство оказывается невпихуемо. Потому что философия у каждого викканина своя, зачастую сильно отличающаяся. Кто-то почитает Богиню как единственное божество, ставит её во главу угла, а есть и те, кто отводит центральное место Богу. А третьи же считают их единым целым, двумя ликами некоего Единого Начала, божественной сущности. Четвёртые воспринимают Бога и Богиню как со-творцов. И у каждого своя правда, своя философия. Только бороды они друг другу по этому поводу не дерут. Насколько я знаю.
Да и вообще Викка – единство индивидуальностей, поэтому одной философии на всех не получается, а значит и философией Викка с полной уверенностью называться не может.
И я долго бился головой о разные твёрдые поверхности, пытаясь найти подходящее слово или словосочетание. И где-то между дверью в кухню и холодильником мне в голову прилетела замечательная фраза, которая, как мне кажется, идеально отражает, что же такое Викка. И эта фраза – «духовное течение».
Во-первых, это действительно духовный путь, потому как все без исключения люди, которые пришли в Викку, находились в духовном поиске. Поиске себя, поиске созвучия внутренним стремлениям с внешними проявлениями. И большинство виккан (насколько я могу судить) так или иначе стремятся себя развивать, духовно и личностно расти. А кто-то ищет душевного покоя. Но так или иначе, в Викку всех приводит душа, которой нет покоя, которой хочется найти нечто действительно Своё.
Во-вторых, это именно что течение. Не единый путь, не лестница, даже не шоссе. Потому что взгляды на Викку у разных виккан, простите за тавтологию, разнятся. И я об этом уже говорил. Здесь каждый идёт своим путём, и единое у них только направление, вектор. Потому-то и течение. Возможно, кто-то делает что-то по-другому или исходя из других мотиваций, но двигаемся мы все в одном направлении, и стоит только протянуть руку, как можно соприкоснуться с другой точкой зрения на тот или иной аспект, расширить свой личный поток или перейти в другое русло. Но течение останется тем же, в ту же сторону.
Так что я думаю, что термин «духовное течение» как нельзя лучше описывает суть того, чем является Викка. Опять же, напоминаю, с моей точки зрения.
Часть вторая. Практика.
«Шурик, не надо, это же не наш метод…»,- из известного фильма.
Так что же оно, это духовное течение «Виккан», даёт тем, кто в него влился? Если подумать,- то, что люди и искали. Просто каждый ищет в этом что-то своё. И как раз о своём я и стану далее рассказывать.
Самое важное, существенное, то, что лучше всего описывается английским словом «essential» — это ощущение единства. Можно тысячи тысяч раз повторить, что я, как человек, един с этим миром, но когда я зажигаю свечи на алтаре и обращаюсь к Богу и Богине, я ощущаю это всем собой, всем естеством. Это не просто прикосновение к чему-то, не ассимиляция, а самое настоящее единение, ощущение, когда «я» растворяется в «мы». Возможно, кто-то достигает того же состояния другими способами, но я нашёл свой.
И действительно, среди виккан в ходу фраза о том, что люди – «дети Богини». Ну, и Бога, разумеется, куда же мы без него. И это одна из причин, почему я находился в духовном поиске и почему остановил его на Викке. Нашёл.
Ещё один огромный плюс Викканства – отсутствие «дилеров божественной благодати». Мне не нужны посредники между мной и Богиней/Богом. Самостоятельная практика – это не редкость среди виккан. Ведь Богиня и Бог любят нас одинаково, нет и не может быть более приближённых к ним людей, которые уже распространяют божественную милость по миру, отмеряя каждому по своему усмотрению. Это абсурдно в Викке. Да, во время собраний (саббатов, эсбатов) выбираются жрец или жрица, которые ведут церемонию или ритуал, но это может быть любой человек, вызвавшийся это делать и получивший согласие остальных участников эсбата. Точно так же у любого мероприятия есть только один ведущий, но ни на какой метафорический или физический трон это ведущего не возводит.
Что ещё важно в Викке для меня – это её эклектика. Возможность делать всё так, как велит сердце, а не чьи-то чужие умозаключение. Возможность дополнять свою практику новыми элементами. Так, например, уже довольно давно и прочно переняты чакры, руны, Таро, экстрасенсорика, спиритизм и многие другие мистические веяния из разных культур. В основе Викки, помимо прочего, лежит понимание того, что истоки всех религий – едины, и плоды различных культур можно совмещать. Мы же едины, в конце концов.
Часть третья. Результат.
«Что мы в итоге имеем с гуся?»,- крылатая фраза.
Теперь, когда я изложил, как мог, свои мысли и чувства относительно Викки, я попробую все-таки свести всё воедино. Итак, получается, что Викка – это духовное течение, объединяющее людей идеями гуманизма, пантеизма (обожествления природы и мира) и единства.
Вот такая вот формулировка. Но она, как и упоминавшееся выше описание ложки как столового прибора,- всего лишь грубое определение, которое не передаёт всей сути. И здесь, дабы внести ещё большую ясность и добавить объёмности, стоит упомянуть о некоторых столпах, на которых стоит Викка. Помните, я говорил, что канонов Викканству не хватает? Но я не говорил, что они отсутствуют напрочь. Есть несколько краеугольных камней, без которых это будет уже не Викка, а всего лишь подобие или даже, о ужас, пародия на неё.
1) Не навреди. Этот постулат призывает быть внимательным и добродетельным. Не потому, что так велят Бог и Богиня (об этом ниже), а потому, что это логично. В мире достаточно страданий и бед, и преумножать их количество – это, простите, всё равно что гадить на паркет в собственном доме. Это глупо и не ведёт к обретению духовного роста, личностного развития и счастью. Так зачем это делать?
2) Свобода воли. Это дар Богини и Бога, потому как раз они и не предписывают своим детям какого-либо поведения. Мы имеем дарованное свыше право выбирать и делать то, что хотим. И первый пункт лишь напоминает о том, что вместе со свободной волей идёт и ответственность за свои действия.
Вообще же, эти два пункта укладываются в известную среди многих виккан фразу «Если это никому не вредит, делай, что хочешь», просто я решил разложить чуть подробнее то, как я вижу и понимаю эту фразу. Думаю, что это не сильно отличается от понимания других виккан, но считаю должным остановить своё и ваше внимание на этом аспекте.
Вот, кажется, и всё, что я имею сказать по этому поводу.
Благодарю за внимание.
Благополучия и процветания вам и вашим близким!
Искренне ваш, Джаспер. Он же Алексей-Мишка, он же Пан Панда.
Спасибо, Пан Панда! Выразил поразительно точно мои мысли — Викка не религия, а мировоззрение, образ мыслей, действий. С детства меня учили, что Бог — это Природа, и именно в Викке я нашла развитие этой идеи.
Благодарю за чудесную и лёгких в прочтении статью! Сделала перепост в вк.