Викканские Свитки

«Wheel of the year» Полин Кампанелли. Январь

Книга: «Wheel of the year. Living the magical life»
Автор: Полин Кампанелли (Pauline Campanelli)
Глава: Январь
Перевод:Yandex Translate
Редактура: Александр Борода


По утрам сквозь морозные узоры на оконных стеклах видны покрытые инеем деревья. Лютый холод январских дней гонит нас в дом, к теплу камина. У задней двери солнечный свет отражается от сосульки, висящей над дождевой бочкой. Стаи скворцов собираются на ветках каркаса[1], чтобы полакомиться немногочисленными оставшимися ягодами, а вороны рыщут по замерзшим кукурузным полям в поисках чего-нибудь упущенного из виду во времена изобилия.

Под кормушкой для птиц читаются следы синиц и журавлей, похожие на клинопись на заснеженной земле, — это благодарственные письма за горсть семян.

В лесном саду гроздья черных ягод ложной печати Соломона[2] склоняются над заснеженной землей, а ярко-красные плоды джека-на-кафедре[3] вознаграждают полевых мышей за то, что они разбрасывают их семена.

И все же в этом кажущемся безжизненным замерзшем мире есть признаки новой жизни. На дубах и кленах начинают набухать почки, а в саду с травами, под снегом, начинают распускаться крупные восковидные белые цветы морозника.

***

Нет ни малейших сомнений, что в те времена, когда наши древнейшие предки впервые нарисовали изображения своих религиозных ритуалов на стенах священных пещер и поняли, что вся Природа населена Духами, они отсчитывали время по возрастанию и убыванию Луны. Основная причина в том, что месячные циклы Луны гораздо более заметны, чем медленные и едва уловимые изменения положения Солнца. Они заметны даже тем, кто не стремится наблюдать за циклами в природе. Один из самых ранних известных календарей (хотя его значение до сих пор вызывает споры, которые, возможно, никогда не будут разрешены) представляет собой фрагмент кости возрастом 30 000 лет из Европы[4]. Он прорезан отверстиями различной формы, сгруппированных по семь и обозначающих четверти Луны. Отверстия нанесены в несколько рядов петлёй, которая представляет лунный цикл от новолуния до полнолуния и наоборот до Новолуния или затмения Луны. Артефакт, имеющий всего несколько дюймов в поперечнике, описывает три таких лунных цикла — три месяца или один сезон.

Каждому лунному месяцу древние присваивали название в соответствии с обычной для этого периода деятельностью. Луна[5] в самом сердце зимы — Волчья Луна[6]. Его название напоминает о тех временах, когда наши предки собирались вокруг очага, а тишину падающего снега прорезал вой волков. Подгоняемые голодом, волки подходили к деревням ближе, чем в любое другое время года, и, вероятно, иногда убивали людей, чтобы выжить.

Когда-то в северных странах так боялись волка, что он стал прообразом для Фенрира, существа, несущего разрушение, которое должно поглотить мир в конце времен. Будь этот миф христианским, на этом бы всё и закончилось. Но реальный миф имеет продолжение. История разворачивается подобно сказке о Красной Шапочке, полностью сохранившей идею мифа, но использующейся только для того, чтобы пугать детей. Фенрира убивают, а бабушка, как и весь мир, возвращается к жизни.

В году 13 лунных месяцев и первое новолуние не обязательно совпадает с первым днем первого календарного месяца. Поэтому и полнолуние, середина лунного цикла, не всегда будет выпадать на указанный месяц. Более того, раз в солнечном году 13 полнолуний, в одном из календарных месяцев их будет два. Второе полнолуние за месяц принято называть Голубой луной. Голубая луна не обязательно выпадает на январь; мы поместили ее здесь только для удобства.

Луна, следующее за Волчьей Луной, — это Штормовая Луна. Встречаетесь ли вы с ковеном в ночь полнолуния, приветствуете ли Ее в уединенном ритуале или просто посылаете ей воздушный поцелуй, помните о магии этой ночи и природе январских штормов. В отличие от неистовых штормов светлой половины года, которые сопровождаются раскатами грома и сверканием молний, январские шторма наступают в тишине. Они окутывают мир холодом в соответствии с природой темной половины Колеса года. Но под покровом холодного и безмолвного снега Природа отдыхает, как и мы, находясь в царстве Духа, которое называется смертью. И, подобно обитателям Духовного мира, Природа готовится к новой жизни.

Когда свет нового года постепенно усиливается, а Волчья луна становится полной, приходит время оглянуться на то, что недавно завершилось, и извлечь уроки из нашего опыта. Попрощайтесь с прошлым и отпустите его, чтобы встретить новорожденный год. Умение отпускать всё, за что мы цепляемся, — один из величайших секретов магии.

Это время спокойных размышлений и долгих вечеров у камина. Кроме того, многие из нас радуются возможности заняться рукоделием, для которого в теплое время года мы слишком заняты. Некоторые из этих ремесел имеют древнее происхождение и сакральное значение, в то время как другие являются мирскими или появившимися совсем недавно. Но их тоже можно наделить магией, если приложить усилие.

***

Прядение пряжи — одно из древнейших ремесел, которое не только практикуется сегодня, но и по-настоящему возрождается. Прядение — это процесс скручивания волокон в одну непрерывную нить. Независимо от того, делается ли это на веретене или на «большой» прялке, из хлопка, льна или овечьей шерсти, прядение — это магическое действо. Причина в том, что, как следует из названия, процесс включает в себя быстрое вращение веретена, а то и колеса[7]. Это быстрое вращение производит энергию точно так же, как производит энергию хоровод. Как известно любой пряхе, сам процесс прядения может вызвать измененное состояние сознания, а несколько часов такой работы могут привести человека в состояние экстаза. В древнегреческой мифологии Три Судьбы изображаются как Пряха Клото, распределяющая Жребий Лахесис, которую иногда называют Ткачихой, и Неизменная Антропос, которая после смерти перерезает нить жизни. В англосаксонской мифологии Вирд — это богиня Судьбы, которая управляет судьбой человечества, особенно на поле боя, но имена ее сестер утрачены. Однако она является одной из трех Странных сестер Шекспира, и они, без сомнения, происходят от скандинавского Норнира, который, как и греческие Судьбы, является прядильщиком. Они также ассоциируются с тьмой (ночью) и, несомненно, воплощают Тройственную Богиню Луны.

Также как само прядение является магическим действием, так и для пряжи можно найти множество магических применений. Многие практики носят на поясе шнур, который по-латыни называется «cingulum»[8]. В некоторых традициях послушников связывают шнуром для инициации. Иногда шнур, которым они связаны, становится тем, который они впоследствии носят как пояс. Его назначение такое же, как и у Круга, который он представляет, — удерживать силу. Эти ленты, или шнуры часто имеют длину в четыре с половиной фута. И их связывают узлом, чтобы можно было использовать в качестве основы для рисования традиционного девятифутового круга. У практикующих церемониальную магию есть несколько узлов на поясе, с помощью которых они измеряют внутреннюю и внешнюю окружности. Подобный шнур имеет древнюю историю и фигурирует в некоторых самых ранних египетских текстах в виде овала или картуша, который окружает имя, отделяя его от других иероглифов. Овал или картуш на самом деле представляет собой верёвку, завязанную узлом, и его назначение – также удерживать магическую силу имени.

Носимый на талии шнур был одним из семи украшений, которые носили многие древние ближневосточные богини: Иштар у шумеров, Ашторат у евреев и Астарта у греков. В легенде о сошествии богини Иштар в подземный мир она должна пройти семь врат или дверных проемов, и у каждого из них она должна оставить одну драгоценность. У пятых врат она должна расстаться со своим поясом. Среди других драгоценностей корона, украшения для ушей, ожерелья, браслеты для рук и ног. Все они представляют собой круги, и, учитывая количество и расположение некоторых из них, они, возможно, служили для удержания энергии, создаваемой чакрами. Интересно, что на более поздних изображениях Богини она изображается с семью ожерельями, а кельтские и скандинавские богини носили одно ожерелье, или торквес.

Поскольку назначение шнура — удерживать энергию, подумайте, насколько эффективнее он будет с магической точки зрения, если он будет изготовлен из материала, сплетенного вручную. Если вы прядете шнур, пряжу или нить для магических целей, пойте чанты[9] в ритме вращения прялки или приговаривайте слова наподобие:

Нитью вьётся колдовство,
Лён прядётся
И руно.

Существует множество амулетов и заклинаний, в которых используются шнуры или нити в виде коротких отрезки, такие можно сплести за считанные секунды. Есть амулеты-шнуры, на которых завязывают и развязывают узлы при необходимости. Они служат для управления погодой, могут помочь вам увидеть во сне того, кто пытается причинить вред. И есть десятки амулетов, которые изготавливают наматывая нити на всевозможные предметы. Их цель почти всегда состоит в том, чтобы связать или удержать нечто. Что именно связывается или удерживается, определяет цвет шнурка.

***

В саду, в цветнике, в поле, в лесу и на огороде есть множество источников натуральных красителей. Хороший желтый цвет можно получить из виноградных листьев, молочая или морковной ботвы. Золотисто-оранжевый цвет можно получить из луковой шелухи или цветков календулы, а если воспользоваться железным горшком, то из того же растительного сырья получится насыщенный оливково-зеленый цвет. Нежную зелень можно получить из кружева королевы Анны[10] или мать-и-мачехи. Виноград коренных американцев[11] или франко-американские гибриды дают хорошую пурпурную краску, в то время как цвет от французских сортов, таких как Каберне, выходит непостоянным. Из клубневидных корней полевого цветка лапчатки можно получить различные сорта красного, но лучшие красные оттенки получаются из марены или кошенили. К сожалению, эти растения неместные и мало распространены. Единственными природными источниками синего цвета являются индиго и вайда. Окрашивание с помощью индиго — длительный процесс, требующий использования нестойких химикатов. Окрашивание вайдой (растением, которым древние британцы красили свое тело) можно провести с подручными материалами, которые можно найти дома. Но потребуются килограммы листьев, чтобы получить хотя бы самый бледный оттенок синего цвета.

Независимо от того, красите вы нитки самостоятельно или нет, одним из самых популярных и выразительных видов рукоделия сегодня является вышивка. Вышивка придает многим магическим вещам особый шарм. Алтарные скатерти и ритуальные одеяния особенно уместно украшать магическими знаками или символами. Вы можете выбрать для работы яркие цвета, похожие на драгоценные камни, или нежные и приглушенные оттенки; использовать кружево или мулине. В любом случае, есть определенные виды стежков, которые волшебны по самой своей природе, и главные из них – тамбурный шов и вышивка крестиком. Тамбурный шов (цепочка) — это серия крошечных кругов, каждый из которых заканчивается там, где начинался, и каждый новый стежок является частью предыдущего; таким образом, тамбурный шов — это выражение в нити бесконечной цепи циклов рождения, смерти и возрождения. Он придает особую магию любому проекту, в котором используется, особенно если в финале получается круг или кольцо, как это происходит, если им вышивают по подолу одежды. С другой стороны, вышивка крестиком символизирует союз любых двух противоположностей, дополняющих друг друга. Таких как мужской/женский или светлый/темный.

Существует отдельный вид защитных амулетов, при создании которых нужно наполнить небольшую баночку короткими кусочками цветных ниток. Традиционно кусочки ниток нужно класть в баночку по одному за раз. Само по себе это может оказаться невыполнимой задачей, но для плодовитого мастера вышивки такой амулет станет естественным результатом его работы. Держите в корзинке для рукоделия маленькую баночку, и каждый раз, когда вы будете отрезать нитку от вышивки, кладите ее в баночку с такими словами:

Зачарованная нить
Сбережёт и защитит.

Когда банка уже наполнится, но ещё не будет плотно набитой, нарисуйте на крышке защитную пентаграмму и закройте банку. Затем поставьте ее у себя на чердаке, где множество ниток будут действовать как сеть, способная поймать любое зло, направленное против вас.

***

Сумки для оберегов, изготовленные из ткани, могут быть украшены всевозможной вышивкой. Большие сумки для оберегов бывают самых разных цветов, но лучшим выбором станет нейтральный черный, белый или из небеленого муслина, потому что в конечном итоге в этой сумке может храниться несколько амулетов, предназначенных для разных целей. Каждый в своем маленьком матерчатом мешочке определенного цвета. Если вы решите украсить сумку вышивкой, можно использовать самые различные символы, но одним из самых действенных и практичных способов украшения будут опоясывающие ленты. Они могут состоять из магических символов, знаков Зодиака или ряда рун, а также абстрактных рисунков в символических цветах. При любом дизайне опоясывающие ленты создают эффект сохранения силы амулетов, находящихся в сумке.

По мере приобретения и освящения амулетов их можно заворачивать в ткань отдельно или класть в тканевые мешочки индивидуального цвета, чтобы каждый амулет был изолирован от других. Помимо извлечения амулетов из сумки, чтобы использовать их магию для конкретных задач, полезной практикой может стать мысленная визуализация или воспоминание о каждом из амулетов. Постарайтесь ощутить заключенную в них магию. Это позволит усилить связь и поддерживать канал между вами и каждым из амулетов открытым.

Сумки для амулетов могут быть очень красивы, их можно носить на поясе или в качестве кошелька. Их также можно спрятать в карман или носить под одеждой, главное как можно чаще держать при себе. Простое прикосновение к сумке может многое сделать для подзарядки психических батарей. Единственным недостатком ношения сумки с амулетами является то, что она может привлечь к себе внимание. Если это произойдет, ни при каких обстоятельствах не поддавайтесь искушению открыть сумку и показать содержимое. Причина не только в том, что амулеты – это очень личное дело. Но и в реальной силе сохранения тайны. Мощь амулетов будет уменьшена, если их показать, потому что «разделенная сила — это потерянная сила».

***

Идея лоскутного одеяла родилась в Америке. И хотя ремесло их изготовления никогда по-настоящему не угасало, сейчас оно переживает период возрождения. Это особое народное искусство на самом деле не имеет магической истории или контекста, но в нем есть много элементов, связанных с магическим мышлением.

Процесс изготовления лоскутного одеяла состоит из двух этапов. Оба этапа требуют много времени, терпения и внимания к деталям, что дает квилтеру[12] достаточно возможностей, чтобы вложить свою волю в ткань лоскутного одеяла. На первом этапе — сшивании по частям – соединяем небольшие кусочки цветной ткани для создания общего узора. На втором этапе — стежке – сшиваем вместе готовую лоскутную ткань, слой наполнителя и ткань на подложку. Эти стежки создают другой, более тонкий узор поверх лоскутного одеяла[13].

Хотя узоры для стеганых одеял были придуманы христианскими женщинами-первопроходцами в 18-м и начале 19-го веков, многие из них окажутся знакомы язычницам или, во всяком случае, будут что-то значить для них. Узоры для стеганых одеял бывают двух типов: с одним общим рисунком или с небольшим рисунком, повторяющимся много раз. Большинство рисунков выполнены в виде восьмиконечных звезд. Как бы они ни назывались — Одинокая звезда, Вифлеемская звезда или Калифорнийская звезда, для язычников это все тот же символ Солнца. А восемь точек — это восемь солнечных шабашей. Некоторые из этих звезд состоят из маленьких кусочков, образующих лучистый узор, в то время как другие имеют квадрат в центре, разделенный на девять квадратов поменьше. Число девять посвящено Богине, поэтому для язычника это сочетание может означать Солнце и Луну или Бога и Богиню. Среди лоскутных одеял, состоящих из небольших квадратов или блоков, некоторые квадраты делятся либо на девять, либо на четыре меньшего размера. И называются Девять квадратов и Четыре квадрата соответственно. Существует также группа лоскутных одеял под названием «Бревенчатая хижина», в которых полосы сшиваются вместе, образуя квадраты. Как Четыре квадрата, так и Бревенчатая хижина являются символами Земли.

Будь то Бревенчатая хижина, Девять квадратов или Четыре квадрата, большинство узоров основаны на сбалансированном и гармоничном сочетании светлых и темных элементов. Для язычника эта идея выражает равновесие и гармонию Вселенной, созданной Богами, что отражается в светлой и темной половинах Колеса года, фазах Луны и всех ритмах природы.

Количество элементов, из которых состоит одеяло, также может быть важным. Большая восьмиконечная звезда может быть повторена девять раз, чтобы создать узор на одеяле, выражающий баланс между Солнцем и Луной, Богом и Богиней, мужчиной и женщиной. Лоскутное одеяло может быть сделано из одного большого блока, содержащего символ Солнца, или из 13 рядов по 13 маленьких блоков, что составляет в общей сложности 169 блоков. Что является одним из самых священных чисел для Богини.

Лоскутное одеяло может быть сделано для множества особых магических задач. Для исцеления его можно выполнить в виде одной восьмиконечной звезды, символизирующей целебные, дающие жизнь свойства Солнца. Если использовать красный цвет, он придаст одеялу жизненную энергию.

Если одеяло сшито из 13 рядов по 13 блоков, например, насыщенного цвета индиго, оно может помочь тому, кто спит под ним, получить подсказки и даже увидеть вещие или мистические сны. Стеганое одеяло, в котором гармонично сочетаются символы Солнца и Луны, а также светлые и темные тона, принесет гармонию паре, которая спит под ним, и улучшит их способность творить волшебство вместе. На старых стеганых одеялах, которые изготавливались в качестве свадебных подарков, часто вышивали сердечки.

Узор Дрезденской Тарелки, один из немногих, основанных на круге, защитит того, кто спит под одеялом, особенно если выполнен в синих тонах.

Узор Сосна, один из старейших узоров для одеял, символизирует для язычников Тинне, или Танненбаум, или священное дерево рождения и перерождения. Одеяло, выполненное с таким рисунком, благословит на новые начинания любого, кто спит под ним.

Одеяла с узором Четыре Угла или Бревенчатая Хижина обладают магией плодородия и помогут тем, кто хочет зачать ребенка, а также тем, кто занимается сельским хозяйством.

Изготовление лоскутного одеяла может занять от нескольких недель до года и более, поэтому создать ритуал для его изготовления непросто. Но вы можете волшебным образом зарядить одеяло, которое собираетесь сшить, выполнив несколько шагов: соберите все свои материалы — ткани, отрезы бязи, иголки и нитки. И когда вы будете сшивать первые два лоскута ткани вместе, на самом первом стежке произнесите:

С этого стежка
Начнутся чары!

С этого момента каждый раз, когда вы будете работать над лоскутным одеялом или садиться за станок, сначала подержите в руках материал, с которым планируете работать во время этого занятия. Четко представьте цель, ради которой вы делаете лоскутное одеяло, а затем направьте энергию в ткань. Возможно, вам захочется обвести себя кругом, когда будете работать, и воскурить благовония или зажечь свечу соответствующего цвета. Когда вы закончите вышивать и будете готовы завязать последний стежок, произнесите что-нибудь вроде:

Как завязываю узел,
Так свершится колдовство.

Независимо от того, шьете ли вы одеяло сами, заказываете ли вы его у мастера или покупаете уже сшитое для себя или в качестве подарка, оно может быть освящено четырьмя стихиями и именами Богов. И посвящено той цели, для которой вы его создаете, с помощью, например, таких слов:

Одеяло из ниток и лоскутов,
Защити от дурных и тревожных снов.
Одеяло с вышивкой колдовской,
Пусть всё сбудется так, как сказано мной!

***

Январь также хорош для плетения корзин, которые можно будет использовать в ближайшие месяцы. Плетение корзин — древнее ремесло, которое практиковалось во всем мире. Оно почти всегда предполагает использование материалов, которые либо священны сами по себе, либо тесно связаны с богами. Корзины плетут из дубовых веток, которые являются священными для друидов; из ясеня, мирового древа скандинавов; из лозы или ивы, которая посвящена Гекате и является корнем слова «Викка»[14]; а также из соломы, которую получают из злаков, посвящённых Богине в аспекте Матери-Земли.

Техники, в которых плетутся корзины, также имеют символическое значение. Корзины из луба плетутся по принципу, когда одна лубочная нить проходит поверх ряда вертикальных прутьев и под ними, образуя серию пересечений или солнечных крестов. Подобно вышивке крестиком, они символизируют соединение двух начал — Инь и Ян, Небесного Отца и Земной Матери, Духа и Плоти. Союз, из которого проистекает вся жизнь. По тому же принципу плетут лозу. А в древние времена даже крепостные сооружения плели, как корзины, из гибких молодых деревьев и прочных дубовых прутьев. Поэтому плетение из лозы символизирует защиту.

Корзины, сплетенные из соломы, ржаной соломы или душистой травы, изготавливаются по совершенно иному принципу: в виде спирали. Длинные пучки соломы обвязываются крепежным материалом, таким как тростник, и скручиваются в тугую спираль, которая закручивается все более широкими витками, пока корзина не будет готова по краю. Спираль, конечно же, посвящена богине и символизирует цикл рождения, смерти и возрождения. Корзины, изготовленные коренными американцами в виде спиралей, настолько прочны и совершенны, что могут удерживать воду.

Корзины не только изготавливаются по определенным священным принципам, но и используются в соответствующих целях. Древние египтяне оставляли корзины с едой в погребальных храмах для умерших; исчезнувшие племена североамериканских индейцев возводили свои священные церемониальные курганы из корзин, наполненных землей; древние европейцы хоронили своих умерших в плетеных гробах; сбор винограда, просеивание священного зерна и сбор магических трав были традиционными ритуалами. Все это делается с помощью корзинок. От майских корзин до корзин для сбора урожая, которые украшают круг Ламмас, всегда существовала тесная связь между празднованием смены времен года и скромным ремеслом плетельщика корзин.

***

Как бы ни удлинялись январские дни, они подходят к концу. Меланхоличные закаты отражаются в искрящемся снежном покрове. И мы наслаждаемся теплом и уютом в своём доме. Сердца бьются в такт вращающемуся колесу, движениям рук и произносимым нараспев словам. Странный аромат белого, как бумага, нарцисса, цветущего на подоконнике, смешивается с ароматом древесного дыма, намекая на мириады цветов, которые начинают пробуждаться под ледяной коркой земли.

[1] Каркас западный (Celtis occidentalis) – вид деревьев, распространённый в Северной Америке. Активно используется в озеленении.

[2] «False Solomon’s Seal» — местное название растения Maianthemum racemosum, распространённое в США. По-русски это растение можно найти под названиями «майник кистистый» и «смилацина кистистая».

[3] Так в США называют растение «аризема трехлистная». Из-за характерной формы соцветий.

[4] Скорее всего речь идет о костяной пластине из Абри-Бланшар. Интерпретация её как лунного календаря действительно спорна. Количество отверстий в кости не сходится так точно, как об этом пишет Кампанелли.

[5] Кампанелли подразумевает, что «Волчья луна», как и другие подобные названия относится не к фазе полнолуния, а ко всему лунному циклу. В русских текстах и переводах, как правило, можно встретить обратный подход. Названия имеют именно сами фазы полнолуния.

[6] В настоящее время названия полнолуний в американской литературе фактически даются по сельскохозяйственному лунному календарю, выпускающемуся с XX века и объединившему разрозненные представления и названия для удобства фермеров.

[7] В английском прядение – spinning.

[8] Переводится как «пояс».

[9] Напевные ритмические стихи, которые можно повторять по кругу неоднократно.

[10] Так называют в США дикую морковь.

[11] Эндемики разных регионов Америки.

[12] Человек, занимающийся лоскутным шитьём и стёжкой.

[13] Если интересны детали, то статьи по американской технике лоскутного одеяла можно найти по слову «квилтинг».

[14] «Wicca» и «Wicker»

Оставить комментарий