Данная статья является по сути продолжением воспоминаний об истории викки в России, опубликованных на нашем сайте ранее. Ибо эта статья начинается примерно в то время, когда заканчивается повествование предыдущей.
Сегодня, дорогие друзья, мне хотелось бы поделиться с вами историей первейшего межрегионального объединения виккан в России — Союза Виккан России. Да, конечно, дни СВР уже давно окончены — Союз не функционирует с 2014 года. Однако он явил собою начало нового этапа в развитии викки в России и прочно вошел в ее историю. Чтобы вы смогли узнать как все это было и понять какое наследие оставил после себя Союз я и решила написать эту статью.
Первая эмблема СВР |
Вторая эмблема СВР |
Для начала немного истории
“По легенде” Союз Виккан России был создан 26 августа 2011 года в Санкт-Петербурге. Подателем идеи создания СВР был Андрей Соловов он же Сигурд, у которого уже имелся опыт объединения язычников: Сигурд на тот момент являлся национальным координатором Международной Языческой Федерации (Российское отделение), а также участником союза асатру (здесь сразу прошу простить — не сильна в том как были на тот момент организованы асатру). Его несколько огорчал тот факт, что вот все вокруг объединяются, а виккане сидят поодиночке. Эту идею довольно лихо подхватили виккане — вначале в Питере, потом в Москве. Начались активные обсуждения.
Первый этап обсуждения СВР был очень бурным и полным противоречий. Мне видится в этом простая причина — до этого виккане были поодиночке, и если объединялись, то очень маленькими группами, поэтому на тот момент еще не были отработаны схемы нахождения компромиссов, мирных обсуждений и прочих вещей к которым мы с вами сегодня привыкли. Тогда народ если уж спорил — то спорил от души.
Также довольно примечательно было то, что ряд виккан, хоть изначально и поддержали инициативу, ушли оттуда после первой встречи и обрушились на идею СВР с критикой.
Так например на в сентябре 2011 года была собрана встреча для обсуждения СВР, при поддержке магазина “Сила Ведьм”. Изначально хозяйки магазина поддерживали идею и защищали ее в интернете. Но после встречи решили что это ненужно и более того вредно. Основным аргументом их критики было то, что сейчас неподходящее время для того чтобы выходить на свет, нас могут заметить представители власти, и тогда нам не поздоровится.
Посиделки на Мабон 2011 года посвященные обсуждению создания Союза Виккан России |
Но несмотря на критику и первые сложности СВР продолжил свои попытки сделать что-то новое и интересное.
Из самых активных участников, которые на протяжении более-менее длительного времени работали в СВР мне хотелось бы упомянуть следующих:
Команда из Москвы:
- Полина ParNada
- Эланор Брендибек
- Афродита Неповторимая
- Елена Агафонова
- Ольга Миронова
- Эмилия Мив-Шер
Совсем у начала истории Союза Виккан России стояла также Наталья Бунделева, которая сохранила отчеты с первых сходок СВР и позже передала их в библиотеку Московского Дома Виккан.
Команда из Питера:
- Дарья Варламова
- Гарсиа
- Александра Крылова aka Nea
Также довольно непродолжительное время в Союзе участвовала Анна Попова, в то время один из самых известных викканских деятелей и хозяйка первого в России викканского интернет-магазина.
Надо отметить, что активная деятельность в СВР стала катализатором для деятельности Московского Дома Виккан. Когда виккане в Москве собрались и увидели как много этих самых виккан в Москве, то они решили, что можно создать свое московское отделение.
Также постепенно началось возрождение Виккан Северной Столицы. Я не могу напрямую связывать это с СВР (так как не являлась участником этой организации), но со стороны мне кажется, что активная деятельность СВР (и в СВР) вывела ВСС из перерыва.
Что успели сделать активисты СВР
Первой своей задачей СВР видел сбор единой встречи на которую смогут приехать представители других городов. Собственно таким образом был проведен первый сбор на Самайн 2011 года. Эта дата считается датой официального основания Союза Виккан России.
Эта встреча была мини-проработкой будущих фестивалей. На ней было проведено несколько мастер-классов, лекций и конечно же ритуал.
Сбор на Сауин 2011 года — официальное создание СВР |
Помимо этого был запущен сайт Союза Виккан России на котором помимо основных материалов, статей и переводов, также функционировал форум.
После этого СВР начал подготовку к первому Летнему Викканскому Фестивалю. Конечно, все фесты, которые проводили виккане до сегодняшнего дня, могут называться фестивалями только с очень большой натяжкой. Но на тот момент фесты СВР были самыми большими собраниями виккан офлайн в нашей стране, кроме того в фестивалях участовали виккане из разных городов России.
Общий сбор на фестивале 2012 года | Ритуал на фестивале 2012 года |
Фестивали эти проходили на природе, с выездом на два дня с палатками и кострами.
Однако не все было так гладко. Уже после первого фестиваля началось великое противостояние Москва vs Питер за право проводить у себя фестиваль. Когда фестиваль проводился впервые не было никаких сомнений что это будет Московская Область. Во-второй раз было решено провести голосование среди потенциальных участников и вновь победила Москва. В третий раз напряжение стало столь велико что московские виккане решили просто отступить и не претендовать на эту роль.
Помимо трех летних фестивалей и одного съезда на Самайн, в копилке СВР есть еще несколько крупных викканских событий.
Так в 2012 году мы начали подготовку настоящего викканского календаря. Несколько месяцев проводились фотосъемки. Темой календаря стали викканские алтари разных сезонов. На каждый месяц мы придумывали и украшали свою разновидность алтаря, с характерной атрибутикой этого сезона. Календарь задумывался одновременно как планер, так что верхнюю часть листа А3 занимала фотография, а нижнюю — сетка календаря устроенная таким образом, чтобы можно было записывать, например, какие-то встречи, даты и т.п. Так же в сетку календаря уже сразу были вписаны даты полнолуний, новолуний и шабашей.
Обложка календаря СВР 2013 года | Внутреннее оформление календаря СВР 2013 |
Календарь был напечатан тиражом 50 экземпляров и был полностью раскуплен. Один из календарей был подарен Эненне, речь о которой пойдет дальше.
Эненна — верховная жрица александрийского ковена из Польши, однажды решила приехать в Россию и в том числе познакомиться с местными викканами. Вернее это даже был взаимовыгодный обмен. Мы обеспечивали Эненну приглашениями в РФ, а также местом для проживания на период их приезда, а Эненна провела для нас лекцию.
Фотография Эненны сделанная фотографом Катаржиной Маяк для проекта «Женщины Силы»
Без сомнения можно сказать что если бы на тот момент в России не функционировал Союз Виккан России, если бы здесь не было достаточного количества активистов, этот приезд возможно и состоялся бы, но однозначно не стал бы достоянием общественности. Мы не смогли бы наблюдать очень интересную и познавательную лекцию об александрийской викке и о том, как викка существует в Польше.
Надо отметить, что где-то через год Эненна повторно приехала в Россию с дополнительной лекцией.
Если все было так замечательно почему же все загнулось?
Да у СВР были свои достижения, но, к сожалению, все было не всегда гладко. Виккане еще не имели достаточно опыта в организации мероприятий, в организации даже просто совместной работы. Мы нарабатывали этот опыт прямо тогда — набивали шишки, спорили и даже ссорились. Думаю, если вы спросите разных активистов СВР вы услышите разные мнения на счет того, в чем была проблема. Я могу сказать вам только свое мнение, но помните что оно не единственное.
Одной из первых проблем СВР, на мой взгляд, являлось то, что не было никаких правил, не было никаких критериев приема участников. Да, реальность была такова, что любой виккаин мог свободно назваться членом СВР, но при этом ничего не делать. Более того реально имел место случай когда мы нашли на яндекс фотках аккаунт одного викканина, который написал у себя, что он участник СВР, но никто из нас его не знал. И чисто формально он имел на это право. По сути и не было никакого членства СВР. Из-за того что отсутствовали какие-то критерии и взаимные обязательства (вроде как ты делаешь вот это и тогда ты являешься участником СВР) довольно быстро почти все дела СВР легли на плечи всего нескольких активистов. А эта ноша была совсем нелегкой.
Сейчас, создавая, например, Викканский Альянс, мы уже учитывали опыт, который получили в СВР. Памятуя о нем, мы не стали сразу объявлять о создании Альянса, мы решили провести бета-тестирование в течение определенного времени, чтобы посмотреть сумеем ли сработаться. Но самое главное мы, прежде чем даже самим себе сказать что “мы теперь вместе”, определились с правилами и критериями отбора участников: кто может стать участником Альянса, и что ему для этого нужно сделать. И мы прекрасно видим с какими проблемами встречаются те, кто не учитывает этот опыт.
Еще одной причиной, которую мы никак не могли ни обойти, ни предвидеть (в виду своей тогда еще молодости и наивности) стало то, что виккане отнюдь не едины в своих взглядах. У нас у всех разные мнения, разная викка, разные воззрения на то, как все должно происходить. Сейчас это само собой разумеющееся, а тогда большинство из нас жили в определенном смысле в иллюзии. Казалось, что викканам нужно просто собраться вместе, а остальное уже дело плевое, мы все станем трудиться на общее благо викки, мы все буде такие дружные, радостные и счастливые. А вот и нет. И сейчас мы прекрасно знаем, что собрать виккан — это самое легкое из всего процесса. Сейчас мы знаем, что в определенное время надо уметь находить компромиссы, надо уметь иногда приструнить свою гордость, а иногда возможно наоборот защитить ее, но сделать это адекватно и без истерик. Но это мы знаем сейчас, а тогда обсуждение определенных вопросов могло превратиться в череду взаимных обид… и это действительно случалось.
Из дальнейших причин я выделяю так же средний возраст виккан на то время. Сейчас средний возраст викканина — 20-25 лет. На тот момент 16-20 лет. Большинство виккан, включая активистов СВР, были эмоционально незрелы. Я вспоминаю себя в те годы, очень много энергии и энтузиазма, но очень мало организованности. Это уже потом я начала изучать книги по тайм-менеджменту, уже потом я начала изучать книги по лидерству, бизнесу, планированию, пиару. Это те книги, которые помогли мне выработать определенные организационные качества, хотя мне все еще есть над чем поработать.
Другие активисты тоже не сидели сложа руки, и хотя немногих вдохновляли книги по бизнес-успеху, но они набирались опыта и зрелости иными путями.
Но на тот момент очень часто случались организационные косяки, которые оставляли не очень хорошее впечатление, как у посетителей СВР, так и у активистов.
Наследие
Наследие СВР может быть не столь явным, но оно обнаруживается повсюду, где есть виккане. Так или иначе опыт СВР усваивался всем викканским сообществом.
Когда СВР официально перестал существовать, образовался определенный вакуум, который постепенно заполнили те, кто пришли после. На данный момент межрегиональными объединениями виккан уже мало кого удивишь — они стали нашей обыденной реальностью, тем к чему мы привыкли и воспринимае уже как должное.
Таким же образом СВР перешел рубикон в плане межрегиональных сборищ. До создания СВР представить, что виккане из разных городов будут приезжать на совместные встречи, проводить совместные ритуалы, греться вместе у костра — все это было лишь мечтой. СВР сделал эту мечту реальностью, и теперь, если в течении года хотя бы одна из викканских групп не устроит фестиваль, мы чувствуем себя уже как-то не так. И этот вакуум так же заполняется по мере сил различными участниками викканского сообщества.
Отдельную гордость лично у меня вызывает то, что мы постепенно начали приучать виккан к таким вещам как реклама и пиар. Хотя этот процесс все еще идет довольно туго, но на фоне многих других язычников, я бы сказала, мы намного спокойнее относимся к таким вещам, мы не осуждаем их и принимаем как нормальную вещь для развития проектов, и не важно связаны эти проекты с деньгами или нет.
Но одна из самых главных заслуг Союза, это то, что он заполнил ту пустоту, которая образовалась, когда ушла первая волна виккан-активистов. Когда первые виккане уходили в личную практику, или уходили из викки, уходили из активизма, СВР поддерживал огонь викканского сообщества, старался чтобы все это не затухало. И, возможно, СВР сошел со сцены именно потому, что выполнил эту функцию — появились новые активисты (в том числе не имевшие прямого отношения к СВР). Огонь викканской активности разгорелся ярко и горит до сих пор. Виккане-активисты теперь разнообразны и многочисленны, настолько, что часто даже не знакомы друг с другом (в те времена сообщество виккан активистов было столь мало что все друг друга знали)
Итак надеюсь, дорогие друзья, вам было интересно узнать историю Союза Виккан России, и мне удалось поделиться с вами его достижениями и помочь вам осознать его наследие. Да, не все вышло так как мы хотели, да СВР не просуществовал десятилетий и не стал гигантом языческого мира, но он стал ступенью, которая помогла нам подняться выше. И без этой ступени… как знать что бы тогда было.
P.S. Считаю нужным еще раз повторить, что я была лишь одним из участников СВР, и вполне вероятно что другие участники СВР данный процесс воспринимали иначе. Я не претендую на истину в последней инстанции — это просто мое воззрение на роль СВР в развитии викканского сообщества в России. Не более того!
Полезные ссылки:
- Фотоальбом первого сбора СВР (Самайн 2011)
- Фотоальбом Летнего Викканского Фестиваля 2012 года
- Фотоальбом Летнего Викканского Фестиваля 2013 года
- Фотоальбом Летнего Викканского Фестиваля 2014 года
- Проект VerSacrum, которые ведет Гарсиа
- Сообщество Агавы — основателем которого является Падре
Для меня опыт СВР был духовным опытом: с одной стороны, время его существования было для меня временем наиболее осмысленной жизни. С другой, благодаря СВР, я многое узнал о себе (в основном, ничего хорошего).
Никто не понимал, зачем нужен был СВР, но смутное стремление к чему-то подобному было — люди (и я в т.ч.) хотели действующей викканской идентичности в кругу себе подобных, разных, ближних и дальних. Это было чувственное влечение, мало связанное с планированием и чем-то рациональным. И сейчас такая идентичность появилась. Из экзотического фрагмента оккультизма викка в России становится религией — по мере того, как ей проживают свою жизнь. Не будет большой наглостью заявить, что это дело Богов.