Викканские Свитки

Русские ведьмы не желают объединяться: Викка как философия и повод для чаепития

Мария Солнцева
(2011)

Вчерашнюю ночь многие девушки провели в поисках цветка папоротника. Праздник Ивана Купалы снова принято отмечать, и даже довольно массово.

Большим успехом пользуется международный музыкальный фестиваль «Иван Купала»— в этом году он прошел в восьмой раз, и тысячи его участников, собравшихся под Калугой, не только пели и плясали, но с удовольствием прыгали через костер, считая при этом, что приобщаются к корням славянской культуры. На самом деле этот древний праздник, когда-то привязанный ко дню летнего солнцестояния, отмечают во многих странах, но по-настоящему серьезно к нему относятся представители тех религиозных движений, что сейчас принято называть неоязыческими. И у них могут быть отнюдь не славянские корни— как и многое другое, неоязычество в современном варианте к нам приходит с Запада.

Следы неолита

Одно из стремительно приобретающих популярность новых религиозных движений и самое крупное течение в современном язычестве называется викка. Ее последователи, виккане, или ведьмы, происходят из самых разных слоев и групп населения— от домохозяек до университетских преподавателей, от девочек-подростков до десантников армии США.

Викка (от англосаксонского wicca— колдун, мужчина-ведьма) появилась в 50-е годы ХХ века в Англии. В первой половине ХХ века под влиянием роста мистических настроений в Европе возникло множество магических и эзотерических орденов. Некоторые из них подпитывались интересом к фольклору, народной культуре и нехристианским религиям, который начал нарастать в английском обществе еще в ХIХ веке. Все эти ордена были закрыты для широкой публики, их секреты защищались строгой системой рангов и посвящений. Однако после того, как в 1951 году в Англии отменили «Акт о ведовстве» 1735 года — закон, предписывавший считать мошенниками всех колдунов, предсказателей, вызывателей духов и наказывать их соответственно,— антрополог-любитель Джеральд Гарднер решился опубликовать книгу «Ведовство сегодня», где описывал обычаи и практики общины ведьм, в которую он был посвящен.

Гарднер писал о том, что ведьмы, которых сжигала инквизиция, были последовательницами и последователями (напомню, что в английском словом witch обозначают не только женщин-ведьм, но и мужчин-ведунов) древней первобытной религии, «старой веры», зародившейся еще в эпоху неолита и существовавшей свободно вплоть до раннего христианства. Этой древней вере приписывалось особенно глубокое понимание природы, гармония с окружающим миром, равенство мужского и женского начала, свобода воли и принцип «не причиняй другим того, чего не желаешь себе». Позже исследователи пришли к выводу, что «старая вера» была скорее вольной реконструкцией кельтских ритуалов и адаптацией народного фольклора, подкрепленной популярной тогда теорией антрополога Маргарет Мюррей о том, что в средние века существовали пережитки веры, появившейся еще в неолите.

Гарднер стал автором множества оккультных и художественных книг. Ученики и сподвижники Гарднера распространили новую веру в Британии, Америке и континентальной Европе. И каждый привносил что-то свое, создавая все более разнообразные течения. Более того, иные течения стали создаваться на основе книг Гарднера и его последователей, без прямого контакта с ними. Особенно сказалось на образе викки в массовой культуре ее радикально феминистическое направление— дианическая викка (по имени богини Дианы). Ее сторонницы отказались принимать в свои общины мужчин: эти решительные дамы даже призывали использовать магию против них (такие стервозные современные ведьмы нередко появляются в кино, например в новелле «Люкс для новобрачных» из фильма «Четыре комнаты»).

Обаяние постмодерна

Сильное влияние на викку оказало течение нью-эйдж, вошедшее в моду в 70-е годы. Восприняв из нью-эйджа тягу к эклектике (смешение элементов разных культур и практик), викка приобрела установку на свободу воли, ценность опыта каждого адепта. На этой почве возникли десятки новых либеральных викканских движений. Хотя традиционные формы викки с посвящениями, сложными ритуалами и иерархичной властью сохранились, преимущественно в Англии, викка превратилась в пестрое смешение тысячи течений, способных включать в себя любые образы и взгляды. Виккане также отказались от идеи «старой веры», признав себя адептами новой религии, и начали подчеркивать универсальность ее принципов для разных традиционных и современных верований и культур. А самым главным нововведением, способствовавшим широкому распространению викки, стала практика солитари (от английского solitary— «одиночка»). Теперь человек мог сам объявить себя викканином, провести так называемый обряд «самопосвящения» (который на самом деле исполняется лишь в редких случаях) и практиковать без общины, ведя себя так, как ему нравится.

Во что именно верят виккане и есть ли еще что-то общее у разных течений? Виккане почитают Бога и Богиню— универсальные силы вселенной. Бога обычно называют Рогатым Богом, а его образ— это что-то среднее между Паном и Зевсом. Богиню также часто называют Триединой или Лунной, считают покровительницей магии и почитают гораздо больше. А уж как воспринимать эти силы— дело каждого викканина. Они могут называть их именами греческих богов или Яхве и Субботой, считать их физически существующими или просто конструктами сознания, близкими к юнгианским архетипам. Кроме этого виккане практикуют магию. Используют волшебные палочки, варят зелья, читают заклинания, танцуют под полной луной. Кто-то считает, что это действительно чудесным образом меняет мир, кто-то— что помогает психологически настроиться и изменить его своими силами. Однако викканская магия— это не что-то сверхъестественное, любой последователь способен ее творить. Викка также призывает заботиться об окружающем мире, не причинять вреда людям и уважать свободу каждого. Виккане считают, что все, что человек делает, возвращается к нему в утроенном размере, и хорошее, и плохое. И можно делать все, что тебе нравится, пока это не причиняет вреда другим. Вот, собственно, вся нехитрая викканская мораль.

В США викка с 1985 года является узаконенной религией, там уже есть тюремные и военные капелланы-ведьмы. Пятиконечную звезду— символ викки— разрешили размещать на надгробиях солдат и ветеранов на официальных военных кладбищах. Оказалось даже, что викка— самая распространенная нехристианская религия в ВВС США, по численности верующих опережающая буддизм (он на втором месте), иудаизм и ислам. А ведь еще десять лет назад считалось, что это религия для домохозяек и хиппи. Посчитать численность виккан трудно, но специалисты и адепты называют цифры от 800 тыс. человек до 3 млн. И несмотря на то, что каждый из виккан верит во что горазд, в западных странах они легко объединяются для защиты окружающей среды и прав женщин. Или чтобы уберечь виккан от агрессии американских протестантов, которым всюду мерещится поклонение дьяволу— а уж в викке тем более. Викка особенно популярна в Англии и чуть меньше, но все же значительно в Канаде, Австралии, ЮАР, Бразилии. Почти во всех европейских странах виккане также существуют.

Особенности национальной магии

В России викка тоже находит себе последователей— их число довольно быстро растет. Российские виккане впервые появились в 90-е годы, когда среди тысячи переводных эзотерических книг был издан «Учебник колдовства» Скотта Каниннгема, одного из идеологов одиночной практики викки. Интересующиеся магией и эзотерикой приобрели эти учебники, прочли, прониклись— и кое-кто из них стал считать себя викканином. Позже об этой религии стали узнавать через интернет, чаще всего через частные дневники или сообщества. Так что никаких миссионеров, никакой проповеди— только личная инициатива. Кто же они, русские виккане? В основном это женщины от 18 до 60 лет, обычно с высшим гуманитарным образованием. У виккан существуют свои общины, которые называются ковены, они проводят свои ритуалы, например, в Битцевском парке или на дачных участках. Можно было бы ожидать, что викка распространится только в Москве и Санкт-Петербурге, но 30 апреля 2011 года в Ижевске был зарегистрирован официально, как религиозная группа, первый российский ковен— «Ивовая Лощина». А это значит, что в соответствии с российским законом через 15 лет члены ковена смогут получить статус религиозной организации с полноценными правами. Уже два года «Ивовая Лощина» издает свою газету для всех виккан и неоязычников. За последние годы открылось несколько магазинов, где можно купить необходимые для ритуалов вещи— травы, свечи, магические книги и многое другое. В большом числе появляются в интернете любительские переводы англоязычных статей и книг.

Но русские виккане хоть и доброжелательны друг к другу в целом, однако объединяться не спешат. Кто-то не хочет ничего делать вместе, предпочитая исповедовать викку в темном углу и не посвящать в это даже близких. Для таких написаны специальные пособия— «Магия в ванной», например, где говорится о том, что родственникам ритуал со свечами, эфирными маслами и травами можно легко выдать за попытку «расслабиться».

Есть, впрочем, и желающие всех объединить, но заставив при этом разделить свое единственно верное виденье викки. Такие виккане-старообрядцы с удовольствием сами сочиняют некий незамутненный канон и отступления от него, а потом яростно на эти отступления обрушиваются, обзывая своих единоверцев еретиками и идиотами. Идея свободы воли, особенно чужой воли, в этот канон обычно не вписывается, что западных и прозападных виккан очень бы удивило. Еще одной уникальной особенностью русских виккан является бурное отрицание всякого миролюбия. Если в других частях мира викка призывает к отказу от насилия, то в России ее адепты часто обещают показать всем кузькину мать в рамках самозащиты— они же не бесхребетные хиппи какие-нибудь.

К общественной деятельности виккане тоже подходят по-разному. Одни ездят сажать лес, тушить пожары и убирать мусор. А другие замыкаются в себе, предпочитая активным действиям мистическое общение с высшими сферами. Кто-то строгий веган и проповедует такой подход к жизни, кто-то, напротив, ест мясо и даже охотится— потому что это естественно. Кто-то интересуется любыми религиозными движениями и признает равенство и братство всех религий, но большая часть видит в них, особенно в христианстве, только угрозу и явно ожидает, что ведьм в любой момент могут снова начать жечь на кострах.

Русские виккане с трудом могут преодолеть различия во взглядах и принять чужие мнения, даже для того, чтобы вместе бороться за свободу вероисповедания, за место под солнцем и за позитивный имидж своей религии. Потому как если пуританам в США во всем мерещится сатанизм, то в России РПЦ повсюду видит деструктивно-тоталитарные секты. И вполне «травоядную» викку уже успели к ним причислить наряду с некоторыми другими безобидными движениями. Да и простые люди настороженно относятся к неведомым им религиям. Если соседка гадает на картах, снимает порчу и сводит бородавки— все отлично. Но если она скажет, что исповедует какую-то неизвестную религию,— доверия ей нет. Ребенку могут поставить двойку за сочинение, если он в нем напишет, что вместе с мамой исполнял языческие ритуалы. И даже не потому, что они языческие, а потому что это что-то непонятное, а значит— секта, промывают мозги, отнимают деньги, а потом заставляют покончить жизнь самоубийством. Ну а с позиции менее суеверных граждан, нормальный человек просто не будет заниматься такой ерундой, как заклинания, ведовство и прочая мистическая чушь. Поэтому люди уважаемых профессий и должностей предпочитают не афишировать свои верования, чтобы не прослыть ненормальными среди друзей и коллег.

И все-таки викка распространяется. Она утоляет духовную жажду своих последователей, не требуя при этом аскезы, безгрешности, отрешения от мира сансары, не предписывая следить за кармой. Она дает ощущение того, что мир— хороший, жить в нем можно радостно, а того, что не получается сделать руками, можно добиться магией. Викка не требует соблюдения строгих законов и не отделяет своих последователей от остальных людей. Большую часть времени виккане ведут себя так же, как все. А собираться с подругами, пить чай на травах и танцевать под луной в конце концов просто весело и приятно. Так что, несмотря на все замашки в духе Гарри Поттера, виккане вполне адекватные люди. Ну или не менее безумные, чем все остальные.

(Московские новости, 8 июля 2011 г.)

Примечание. Статья была, по-видимому, первой публикацией в СМИ, объявившей о регистрации ковена «Ивовая лощина».

Оставить комментарий