Викканские Свитки

Еще раз о любви, или о возможности викканской квир-теологии (18+)

Tk4xSRVh-IUКолесо повернулось от Бельтайна к Лите, приближается время торжества Солнца, а значит, настало время еще раз поговорить о Боге. Впрочем, я о нем и так уже много чего написал в предыдущих проповедях. Не добавить ли нам немного перцу? Что ж, темы «инцеста» я уже касался, пришло время поговорить о более животрепещущей проблеме, то бишь о гомосексуальности, вернее – об вероятных способах осмысления этого явления в рамках викканской теологической парадигмы. Тем более, что меня и так почему-то уже пару раз обвинили, что я постоянно педалирую эту тему, так что нужно поддерживать реноме.

Вопреки фантастически абсурдному мнению, почему-то бытующему среди ряда наших оппонентов, викка – и особенно традиционная — откровенно и насквозь гетероцентрична. Это факт. Так повелось еще с Гарднера (который, кстати, по свидетельствам некоторых современников, был ярый гомонегативист – заметьте какой я тактичный, и не использую стигматизирующий эпитет «гомофоб») и, в ряде моментов, продолжается по сей день. Были и исключения, как то некоторые ковены в рамках дианической традиции в изводе Зет Будапешт, или пресловутое «Минойское Братство» Быка Небес Эдди Бучински, но в целом тенденция сохранялась. Впрочем, факт этот в настоящее время подвергается активной критике в западном викканском комьюнити. Такие маститые авторы, как Сейбл Арадия, Ивонна Аберроу и многие другие регулярно обращаются к этому вопросу и настаивают на изыскании путей интеграции гомо- и транссексуалов в викканскую культовую практику.

То есть, как «интеграции»: в сущности, никто и так не запрещает – Гарднер-то уже помер, ха — гомосексуалу быть практикующим викканином или даже жрецом (мне, к примеру, никто не запрещал). Но вопрос в том, насколько продуктивна и органична будет для него самого практика в рамках гетероцентричной системы. Не поручусь точно, но, кажется, это была Сейбл Арадия, в одном из прочитанных мной текстов даже жаловалось, что многие знакомые ей квир-виккане по итогу завязали с викканской практикой и перешли в неошаманизм, так как последний оставляет куда больший простор для реализации альтернативных типов сексуальности для своих адептов.

Вот тут-то и зарыта собака: одна из основных целей викки как системы духовного развития – это приобщение к божественному внутри себя. В том числе, и посредством своей сексуальности, как земного отражения надмирового Эроса Бога и Богини. Очевидно, что для гомосексуала в рамках традиционного викканского ритуала это трудновыполнимая задача. Стало быть, предлагается искать пути обхода этой проблемы. Однако, те варианты, которые я пока встречал – у тех же Арадии и Аберроу, скажем – мне кажутся до некоторой степени половинчатыми: они предлагают обратиться к историческим мифам и практикам языческих народов, вспоминая Ахилла и Патрокла, Аполлона и Гианкифа, или ритуальную транссексуальность некоторых шаманских традиций. Иными словами, они находят основания заданному феномену в языческом дискурсе вообще, но не конкретно в викке. В сущности, то, что языческий дискурс содержит в себе это основание и так ни для кого не секрет. Конечно же, в рамках викканской практики можно акцептировать любую идею из исторического язычества, но, меж тем, есть и собственно викканский миф и его культовое отражение, и задача состоит в том, чтобы попытаться остаться в его рамках. В противном случае, мотива перейти из викки в неошаманизм, или куда угодно еще, это не нивелирует.

Итак, необходимо изыскать основания для чисто викканской квир-теологии. Что у нас для этого есть? Очевидно, все то же самое: Бог и Богиня. Иными словами, нужно ответить на вопрос: может ли, скажем, викканский Бог быть геем?

Попытаемся рассмотреть этот вопрос с разных позиций. Прежде всего, конечно же, следует указать, что он в принципе сформулирован неверно. Как я уже писал ранее, наши Боги – не биологические существа, а значит, такие чисто физиологические категории как какая-то бы ни было сексуальная ориентация, к ним не применимы, хоть «гетеро», хоть «гомо», хоть «пан». Однако, коль скоро мы осмысляем и воспринимаем отношения между Богом и Богиней в мифообразах эротического взаимодействия, возникает другой, более точный вопрос: можем ли мы также найти в божественном и гомоэротичные мифообразы?

Подходя к проблеме с традиционных и наиболее распространенных позиций дуотеизма, на мой взгляд, логично будет ответить на этот вопрос скорее отрицательно. Хотя бы уже потому, что в каждый конкретный момент времени Бог – единственный мужчина, и у него не может быть партнера одного с ним – условно — «пола» за отсутствием оного. Богиня в принципе единственный возможный для него партнер для каких бы то ни было отношений (какими эти отношения могут быть я писал в предыдущей проповеди). Собственно, из этой формы интерпретации божественного и растут ноги викканского гетеороцентризма: есть Бог, есть Богиня, и есть их Любовь, а больше ничего нет. Но, что характерно, даже в этой парадигме можно найти основания для, например, трансгендерности: в конце концов, в каком соотношении мужское и женское окажется «распределено» между Богом и Богиней не уточняется.

Однако, строго дуальная концепция божественного – не единственная для викки. Вспомним, что Бог – он не просто так Бог, он Бог Жизни и Смерти, или, вполне можно сказать, он Бог Жизни и Бог Смерти, то есть как бы два Бога. Второй по популярности литургический миф после традиционного Рождение-Свадьба-Жертвоприношение в викке, это миф о борьбе Бога с самим собой в двух его ипостасях, как Короля Дуба и Короля Остролиста. И вот тут препятствия описанного в предыдущем абзаце уже не возникает.

Кого-то, пожалуй, могло бы смутить, что отношения между Королями обычно описывают в образах борьбы. Кого-то, но не меня. Я склонен полагать, что любовь – фундаментальное качество божественного, и присуще ему во всех его модусах и ипостасях (опять-таки, об этом я писал в предыдущей проповеди). Объектом же этой любви выступает любой универсальный «Другой», «тот, кто не я, но на самом деле я». Говоря о паре Бог и Богиня мы обнаруживаем эту любовь между ними, но и разделяя Бога на две ипостаси нам тоже никуда не уйти от любви, вопрос только в том, какие формы она принимает. И борьба – одна из таких форм. Впрочем, не единственная: ровно с таким же успехом мы можем осмыслить и воспринять встречу Бога Жизни с Богом Смерти как схватку и бой, так и как сексуальный контакт. Следовательно, ответ на поставленный выше вопрос: да, викканский Бог может быть геем.

И, если бы передо мной стояла задача, скажем, написать и провести ритуал хэндфастинга для однополой пары, я бы обратился именно к данному мифообразу, и построил ритуал на сюжете взаимной интеграции Бога Жизни с Богом Смерти, и это был бы полностью викканский ритуал соблюдающий все принципы викканской литургики, основанный на идее объединения противоположностей. Аналогично я поступил бы желая провести Великий Ритуал в рамках пары Жрец – Жрец, и это был бы сущностно точно такой же Великий Ритуал, как и традиционный. Возвращаясь к началу данной проповеди, такой ритуал было бы уместно провести как раз на грядущую Литу, в один из дней, когда встречаются Король Дуб и Король Остролист.

В завершении, хотелось бы еще раз прояснить пару моментов. Будучи не понаслышке знаком с невероятно дикой склонностью некоторых людей к неоправданным обобщениям и упрощениям, я вижу необходимость уточнить: я не пишу сейчас, что викканский Бог – гей. Вообще ни разу. Я пишу о способах восприятия божественного в конкретных образах, присущих, или НЕ присущих каждому конкретному воспринимающему. Если какие-то образы вам не присущи, никто не заставляет вас к ним обращаться.

И кроме того, ни я, ни Сейбл Арадия, ни Ивонна Аберроу, ни кто бы то ни было на Западе или здесь не призывает ПОЛНОСТЬЮ реформировать викканскую теологию и ритуальную практику ради удобства какой-то группы. Речь идет только о создании АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ритуальных и теологических форм для тех, кто имеет в этом потребность. А кто-то имеет такую потребность, нравится это вам, или нет.

Викка, она ж как коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям 🙂

(c) Айтварас Наррентурм, он же Падре

Другие проповеди Падре Айтвараса — на странице в ВК автора: https://vk.com/narrenturm

(Источник иллюстрации: http://dharmajon.deviantart.com/)

3 Комментарии

  1. Napoli

    А подойдёт ли сюда ещё и контакт богов со схожей спецификой, типа Меркурий-Гермес, Зевс-Юпитер? Или даже богов разной спецификой, но при контакте создающих интересное нечто, могущее быть осмысленным в ритуале.

    Потому что это единственная более-менее приемлемая схема для квир-женщин, не желающих прибегать к возрастному мезальянсу троеликой богини.

    1. Айтварас (Автор записи)

      Ну, по изначальной идее озвученной той же Сейбл Арадией в рамках ритуала должны соединятся противоположности, но не обязательно гендерные противоположности. Иными словами, если мы апеллируем к двум богам одного пола, они должны выполнять как раз не схожие, а диаметрально различные функции типа день-ночь, жизнь-смерть, верх-низ. Если говорить о квир-женщинах, то Арадия, к примеру, предлагает очень интересный сценарий для пары Иштар — Эрешкигаль основанный на мифе о нисхождении Иштар в преисподнюю. На мой взгляд, из такого сценария мог бы выйти отличный ритуал на Самайн, скажем.

      Далее — если вернуться к чисто викканскому стилю, то нужно отдавать себе отчет, что традиционное представление Богини как Триединой, каждая ипостась которой имеет ярко выраженную возрастную коннотацию, хоть и является общепринятым и укорененным в культе, однако же обусловлено исключительно нашим восприятием, и не представляется обязательным и тотальным. В рамках конкретного ритуала преследующего определенные цели, мы вполне можем представить богиню не как Триединую, но как Двуединую, например, как Богиню Полнолунию и Богиню Новолуния, или Богиню Звезд и Богиню Земли и так далее. Это дает значительный простор для допустимых ритуальных форм адекватных той или иной паре (или даже не паре) практиков.

      Ну и наконец, если говорить конкретно о квир-женщинах, то, вероятно, наиболее правильным было бы с моей стороны оставить для них самих возможность искать адекватные и допустимые для себя ритуальные формы. Отчасти, именно поэтому я предпочел не развивать эту тему в статье: я обладаю собственным специфическим опытом, позволяющим мне создавать определенные схемы в рамках этого опыта и собственного восприятия, но не обладаю их специфическим опытом, и это обстоятельство резко снижает ценность любых моих предложений (включая и те, которые я уже успел озвучить в этом сообщении) для группы, к которой я не принадлежу. Я полагаю, они сами справятся куда лучше 🙂

  2. Napoli

    Сэйбл Арадия была женщиной, а подавала идеи квир-мужчинам? Так и чего бы вам с т.з. успешной практики не развить тему и для женщин? Среди относительно публичных виккан в рунете таких я пока не припомню, а вот мужчин уже дваои знаю.

    Соединение противоположностей мужского и женского логично — из неё рождается жизнь, следующие мужчины и женщины.
    Соединение же «однополых» противоположностей рождает что? Мне пока это видится как взаимоаннигиляция.
    Соединение однополых богов схожего типа, наоборот, подпитает энергией целый архетип.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *