Викканские Свитки

Джон Беккет. Язычество и ведовство в 2020-е годы: чего ожидать в cледующем десятилетии

То, что написано ниже – не столько пророчество, сколько проекция. Некоторые вещи совершенно очевидны (или кажутся мне таковыми), но часто мы игнорируем именно то, что лежит прямо у нас перед глазами. Нас захватывает повседневность, и мы не замечаем более масштабных перемен.
Вот, чего я ожидаю для язычества от предстоящего десятилетия.
Религиозный импульс язычества усилится

Начнем с хорошей новости: все больше людей будут становиться язычниками в том или ином смысле слова.

500-летний упадок христианства оказывается все глубже. Без поддержки правительства или давления социальной среды, люди просто будут покидать религии, которые говорят им, что они должны верить в то, во что они искренне верить не могут.

Кто-то становится атеистом, но большинство – те, кого обычно относят к «духовным, но не религиозным» – ищут чего-то, сами не зная, чего.


Язычество в своем естественном состоянии – органическая религия. Никому не надо заниматься прозелитизмом, проповедуя многих богов, магию и священность Природы
 – люди все это и так схватывают интуитивно. Вот почему монотеистам приходилось прилагать столько усилий, искореняя органические элементы язычества из духовной жизни человечества – и сейчас они по большей части утратили возможность добиться своего.

К нашему движению будет присоединяться все больше людей, но меня беспокоит, с чем им придется столкнуться в этом движении.

Дыры в большом шатре язычества станут больше

Прошло пять лет – полдесятилетия – с тех пор, как я написал о «Большом шатре язычества»
. Я питал большие надежды на сообщество, которое, будучи в первую очередь ориентировано на отдельные группы и традиции, сможет, тем не менее, выступать под единым знаменем язычества.

Мы никогда не разделяли общей теологии, космологии или политической ориентации. У всех нас были свои дисфункциональные группы и плохие лидеры – манипуляторы, а иногда и абьюзеры. Но пока все мы придерживались вымысла об общем происхождении и видели общего врага, большинство из нас стремилось сотрудничать друг с другом.

Но, хотя религиозная дискриминация, по-прежнему остается на повестке дня, сегодня уже далеко не так опасно публично объявлять о себе как язычнике. Хорошо и необходимо освещать те дурные вещи, которые делают люди в языческих организациях, но в свете этой правды все меньше и меньше тех, кто согласен вкладывать свое время, энергию или деньги в создание
языческой идентичности.

Мне кажется, что эта тенденция в дальнейшем только усилится. Слово «язычник/языческий» (Pagan) применяется вот уже 1700 лет и никуда не исчезнет. Но идея «язычества» как единого религиозного движения будет становиться все менее популярной, возможно, пока вовсе не перестанет означать какую-либо из живых религий
.

Следующая волна языческих инфлюэнсеров придет извне сообщества

Мне сложно говорить об «инфлюэнсерах» – это популярное слово из области маркетинга. Но в своем буквальном значении («лицо, обладающее влиянием на мышление и поведение других») здесь оно предпочтительно. Инфлюэнсеры – не лидеры, у них нет в
идения будущего для всего сообщества или плана, чтобы это будущее реализовать. Скорее, люди видят, как инфлюэнсеры что-то делают (чаще всего потому, что инфлюэнсеры очень стараются, чтобы их увидели) и подражают им.

Те, кто откликнутся на органический религиозный импульс язычества, будут искать духовного руководства или ролевые модели. Наш большой шатер больше не сможет им в этом помочь (мог ли он помочь и раньше, большой вопрос). Поэтому неофиты будут искать информацию там, где смогут ее найти. Очень невелика вероятность, что за ней они обратятся к языческому каналу «Патеоса», порталу The Wild Hunt или конференции «Паганикон». Возможно, им попадется в руки книга хорошего автора, но скорее всего они получат информацию о язычестве из телепередачи, из уст знаменитости или из книги, где написано, что они хотят услышать.

Я не могу утверждать, что эта перемена однозначно к худшему. Большой шатер не смог помочь людям найти свое место в язычестве, потому он так неустойчив. Умирает второе поколение языческих лидеров, а то, что приходит ему на смену – более многочисленно и менее заметно – среди нас больше нет Стархоук или Рэймонда Бакленда, кто бы говорил от лица всех.

Я всегда говорил, что хотел видеть язычество, достаточно широкое для сантехников и клерков, а не только для жрецов и мистиков. Но мне не приходило в голову, что люди станут обращаться к сантехникам и клеркам за духовным руководством и мистическим вдохновением.

Раздробленность сообщества и закрытость групп возрастут

Мы все хотим
свою религию. Но мы забываем, что в данном контексте «своя» означает, что мы принадлежим к религии, а не она – нам. Слишком многие озабочены правами собственности на ту или иную традицию и стремятся в первую очередь не допустить до нее «тех» или «этих».

Такой эффект порождает возросшая популярность язычества, особенно в ее более поверхностной форме: то же самое уже случалось, когда частью мейстрима становились комиксы, компьютерные игры, панк-рок и т.д. Люди стремятся установить барьеры, сообщить другим, что они «не тру». Мы уже проходили это применительно к ведовству.

Есть и такие, кто хочет ограничить доступ к традиции для людей с «неправильным» происхождением. За этот год я написал по этому вопросу три статьи: ДНК – не религия, а боги призывают, кого пожелают. Все будет только хуже, поскольку расизм и национализм никуда не уходят из большой культуры нашего общества.

Поляризация общества мейнстрима потребует от нас относиться к любому, кто не разделяет наши убеждения на сто процентов, как к врагу или, по крайней мере, с подозрением. Я надеюсь, что у нас хватит сил провести различие между «нацистами» и теми, кто лайкнул непонравившийся нам пост в Твиттере.

Но в этом отношении я далек от оптимизма.

Те, кто делает серьезную работу, будут выстраивать серьезные границы

Не всякая традиция и путь предназначены для всех. Атеистам нечего делать в группе политеистов и наоборот. Магам не место в религиях, верящих, что магия нечестива. Группы, сосредоточенные на ежедневном поклонении, не подойдут тем, кто хочет делать «языческие вещи» только на праздники и полнолуния.

Если люди состоят в группах, которые им не подходят, они останутся неудовлетворены и будут отвлекать остальных от работы, которую те хотят совершать. Проводя четкие границы, группы и традиции говорят: «вот то, что мы делаем», «вот, чего мы не делаем» и «вот, чего мы ожидаем от участников». Это позволяет другим оценить, насколько цели и нормы группы и традиции соответствуют их собственным интересам и призванию.
Некоторые группы сегодня пишут манифесты, своды правил и кодексы поведения. Им предстоит научиться жить сообразно этим документам и ценностям, которые вызвали их появление на свет. Некоторые правила можно нарушить только один раз.

Ни одна группа не может быть всем для всех. Те, кто будет четко понимать, кто они и для чего вместе, получат более высокие шансы на выживание.

Возникнут новые виды сообществ

Проблема языческих сообществ в том, что, с одной стороны, нам они необходимы, с другой – мы не хотим создавать условий, без которых они невозможны. Я думаю, конец «Пантеакона» показал нам, что дорогостоящая ежегодная конференция не замена сообществу. Проблемы АДФ показали, насколько трудно приспособить христианские организационные структуры к язычеству (я сочувствую АДФ в их попытках справиться с ситуацией, но впереди много работы – посмотрим, какие плоды она принесет).

Я предполагаю, что впереди возникновение локальных групп, подобных ковенам – маленьких сообществ людей, живущих достаточно близко, чтобы регулярно встречаться и поддерживать друг друга. Наверное, будут возникать онлайн-сообщества, в особенности, связанные с необычными специфическими интересами. Надеюсь, что между этими группами возникнет взаимодействие, но это скорее пожелание, чем предсказание.

Люди животные
общественные, а религия – это один из главных центров, вокруг которых мы собираемся вместе. Мы будем экспериментировать с разными типами общности, пока не найдем ту, которая будет оптимальна.

Разделение язычества на три больших потока через сто лет
Я уже говорил, что, когда фаза «дифференциации» в язычестве завершится, различные группы и традиции распределяться по трем основным направлениям: политеизм, викка/ведовство и нетеистическое почитание Природы. Это предполагает, что различные этнические политеизмы выработают общую космологию и теологию – что, по моему мнению, вероятно, но не обязательно. Также, возможно, состоится своего рода рабочее соглашение между гарднерианами, викканами-эклектиками и традиционными ведьмами – такое соглашение еще менее вероятно, но возможно и желательно.

Однако мы не увидим такое распределение в 2020-е гг., и вряд ли я вообще увижу его на своем веку. Должны возникнуть (и исчезнуть еще многие языческие группы, организации и традиции, прежде чем в процессе естественного отбора станет ясно, какие из них лучше всего приспособлены к окружающей среде в долгосрочной перспективе.

Другая группа существ из Иномирья будет регулярно проявляться в обычной реальности

Это был второй пункт, который я написал, когда составлял план этой статьи, но я удалил его, потому что он не совсем соответствует теме других пунктов. Однако, мне сказали вернуть его.
2010-е можно назвать десятилетием Морриган. Она набирала себе воинов, жрецов и иногда друидов по меньшей мере с 2011 года. Бригитта спокойно созвала себе довольно внушительную армию. Мои друзья-северные язычники (heathens) говорят, что Один сейчас занят тем же. То же можно сказать о других божествах.

Можно спорить, уходили ли Старые Боги, но, несомненно, сегодня они очень активны в мире.

Традиционно люди всегда говорили: «наши предки видели духов, а мы не видим» – хотя для последующих поколений их собственный опыт общения с духами становился поводом говорить то же самое. Но в середине этого десятилетия Прекрасный народ (Fair Folk) начал регулярно проявляться в нашем мире.

В грядущее десятилетие следует ожидать контакты с другим «классом» иномирных существ. Я не уверен, что это будет за класс, но я делаю ставку на демонов. Отчасти это связано с возросшим интересом к магии гримуаров, но в основном такое предположение основано на наблюдении нашего сегодняшнего мира и как он работает.

Помните, что история демонов была написана их врагами. Не верьте всему, что католики и евангелические христиане говорят о них. Но, как и в случае с Прекрасным народом, есть мудрость в тех историях, которые наши предки сложили о демонах. Это личности, которые действуют по своим собственным мотивам, и служить вам не входит в список их приоритетов.

Вы предупреждены.
Пер.: Гарсиа

Оставить комментарий