Викканские Свитки

Как написать ритуал

Дисклаймер

  1. Все нижеописанное является моим личным мнением, которое я никому не пытаюсь навязывать..
  2. То, что я пишу – это метод, но я не утверждаю, что он единственный и что можно действовать только так.
  3. Я – не истина в последней инстанции, я не прочитала все 100% литературы о викке на всех языках мира и ни на что не замахиваюсь, а просто пишу со своей колокольни о своем личном восприятии.
  4. Вполне вероятно, что вам эта статья вообще не нужна, у вас и так все прекрасно и это замечательно. Вы можете прочитать статью просто для интереса, а можете и не читать вовсе, она написана для другой аудитории – тех, кто не знает, что делать или сомневается, тех, кому не хватает методологии.
  5. Этот пункт будет самым противоречивым. Даже при том, что я пишу эту статью, при том, что я разработала эти принципы и методологию, я не утверждаю, что всегда на все 100% их использую. Я человек, я где-то ошибаюсь, где-то намеренно отступаю от этой логики. Тем более, что раньше она была только у меня в голове, а вот теперь распишу все в статье по полочкам и, вероятно, буду использовать ее чаще и тщательнее, чего и всем желаю.

Зачем нужен план

Начну немного издалека. Эта статья в основном посвящена тому, как написать ритуал, но зачем это нужно делать? Если у вас появляется такой вопрос, то разъясню свое мнение об этом вопросе в этом разделе статьи.

  1. Если вы работаете не в одиночестве, без плана практически невозможно обойтись. Иначе как ваш партнер (а то и несколько) узнают о том, чего ожидать и что сейчас нужно делать. А, если люди не знают, что будет, то им зачастую сложно подстроиться под новые повороты событий. Не зная, чего ожидать, они могут неверно воспринимать те части, через которые вы проходите в данный момент, а затем возникнет противоречие в следующих частях.

Например: во время прошедшей Остары я давала медитацию на избавление от барьеров, при этом заранее предупредив, что препятствие – это часть личности медитирующего, которую мы не будем отторгать, а примем. В медитации это выглядело так, что мы обнимали маленького обиженного (боящегося, разозленного или др.) ребенка, который был этим препятствием. Если бы я заранее не предупредила о том, что мы принимаем это препятствие, что это часть нас и мы ее не отвергаем, то вероятно многие представили бы препятствием, например, мешающих соседей или ненавистный заусенец на ноге. Что-то из этого нельзя было бы принять, что-то – было бы принять слишком сложно, это нужно было бы прорабатывать отдельно. Поэтому человек, который вместе с вами проходит через ритуал, должен понимать, что в нем будет происходить и зачем от начала и до конца до начала ритуала. Поэтому и нужен созданный заранее план.

  1. Казалось бы, если вы работаете в одиночестве, подробный план ритуала не нужен. Конечно, это не лишено здравого смысла. Но, если ритуал чуть длиннее нескольких фраз внутри открытого круга, вы должны опять же знать заранее, что собираетесь делать. Без этого велика вероятность, что посреди сложного действия в полутрансе вы вдруг обнаружите, что забыли взять в круг какой-то важный элемент, который может вам понадобится.

Конечно, тут есть разные «оттенки». Когда нужен план в общем виде, а когда – подробный со всеми текстами, которые необходимо вызубрить. Это зависит от вашего стиля и опыта. Например, если вы предпочитаете классические ритуалы, наполненные различными внешними эффектами и высокопарными фразами, и при этом не имеете слишком большого опыта, то, скорее всего, придется все писать и зубрить. Если же вы предпочитаете более свободный стиль и работаете в одиночестве, то, вполне возможно, сможете обойтись коротким планом, в котором в общем виде передан смысл ритуала и его основные вехи. Опять же, короткий ритуал на новолуние в одиночестве и саббат на 20 человек – это большая разница.

Мой вывод прост: решайте сами, но главное – не переоценивайте свои силы и способности, особенно если опыта не так много. Лучше перебдеть, чем недобдеть.

Как мы делаем это обычно

По моему опыту, есть очень немного статей на тему написания ритуалов. Если они и есть, то довольно абстрактные в стиле «делайте все через себя и все получится». Фактически, виккане создают свои ритуалы по следующему принципу:

  1. Повторить чужой ритуал (в российских реалиях – в основном из книжек)
  2. Модифицировать чужой ритуал, что-то убирая, изменяя в мелочах
  3. Скомбинировать несколько частей из разных чужих ритуалов для получения своего – оригинального
  4. Придумать оригинальные части ритуала и внедрить его в готовый чужой
  5. Написать свой ритуал

Таким образом, путь от повторения чужого ритуала к созданию своего идет эмпирическим путем на основе чужих разработок. Я не хочу ничего плохого сказать про этот путь, у кого-то лучше получается по нему пройти, у кого-то хуже, но так или иначе я вижу в нем недостаток. Из-за того, что все основывается на повторении, а не на логике и теории (которую, к сожалению, не найдешь в книгах по викке), все построение ритуала происходит на зыбком ощущении и принципах «нравится/не нравится» этот ход/процесс/поворот.

К сожалению, беря чужие элементы ритуалов, мы можем не знать их принципиальный смысл. Да, мы знаем в общем виде, что вот по таблице соответствий это значит то, а это – другое и в целом все это дает некий эффект. Но осознать полностью, что же это значило для того, кто написал этот ритуал, почему он сделал все в таком порядке (не говоря уже о более тонких материях, которые он просто в письменном виде не упомянул), просто невозможно. Вместо этого каждый из нас занимается домысливанием того, что не прописано.

Аналогично при попытке поменять одну часть одного ритуала на другую понравившуюся из другого или собственную придуманную. Когда мы начинаем заниматься такой вот комбинаторикой, то ориентируемся на субъективное и не очень логичное «мне нравится, как это выглядело в том ритуале, а смысл вроде как подходит». Но зачастую мы упускаем нечто зыбкое, о чем не пишут, о чем не говорят, что только ощущают. Мы вставляем несколько разных техник для получения одного и того же, а для другого аспекта не делаем ничего или делаем, но скомкано и невразумительно.

Для меня написание ритуала похоже на повествование. Есть стилистика – то, какие слова используются, какие травы/камни/вещества применяются и каким образом. Есть сам рассказ – символика и «картинка», которую ты видишь кроме реальных слов, произносимых жрецом. А есть идея – внутренний смысл этих действий, то, зачем здесь жечь благовония, а тут – бросать их в воду, почему не наоборот и зачем это делать вообще.

Об этом подходе подробнее ниже.

Подход снежинки

Продолжая развивать тему литературного произведения, отмечу, что принцип построения, которым я пользуюсь, я взяла из литературы по построению сюжетов. Хотя идея не нова, подобный принцип используется практически везде. Смысл этого принципа заключается в подходе от общего к конкретному.

Представьте себе художника, который рисует натюрморт. Он видит виноградную гроздь, которая свисает из блюда, и начинает ее рисовать, тщательно прорисовывая детали и тени. Затем он рисует яблоко, лежащее на другом конце блюда. Потом – остальные фрукты в центре, и тут оказывается, что глазомер его подвел. Места между виноградом и яблоком не хватает на все, не говоря уже о том, что тут и тени падают не так, и вообще блюдо какое-то кривое получилось.

Это стандартная ошибка многих людей, которые не имеют классического образования. Настоящие-то художники рисуют наоборот: сперва в тонких линиях блюдо и все фрукты на нем, а потом, постепенно, прорабатывают детали.

В ритуалах зачастую мы (я тоже, да, не отрицаю) ошибаемся так же, как такой неопытный художник. Мы прорабатываем определенные части ритуала, которые нам нравятся, и они начинают занимать значительное место (и время). А другие… ну, другие такие как есть. Мы же не художники, нам пофиг, если фрукты между виноградом и яблоком будут кривенькими и налезать друг на друга, тут не все так очевидно, это же ритуал, никто не заметит, а заметит – промолчит.

Чтобы избежать этого, по крайней мере, в той степени, в которой это возможно (да, не всегда получается), я использую метод снежинки. Он говорит нам о том, что сперва нужно составить короткий план основных вех ритуала, а затем постепенно и аккуратно, без перекосов, прорабатывать каждую из них.

В идеале это выглядит так:

  1. Часть 1
  2. Часть 2
  3. Часть 3

Превращается в:

  1. Часть 1
    1. Подпункт 1
    2. Подпункт 2
  2. Часть 2
    1. Подпункт 1
    2. Подпункт 2
  3. Часть 3
    1. Подпункт 1
    2. Подпункт 2

И лишь затем окончательный штрих

  1. Часть 1
    1. Подпункт 1
      1. Подробности 1
      2. Подробности 2
      3. Подробности 3
    2. Подпункт 2
      1. Подробности 1
      2. Подробности 2
      3. Подробности 3
  2. Часть 2
    1. Подпункт 1
      1. Подробности 1
      2. Подробности 2
      3. Подробности 3
    2. Подпункт 2
      1. Подробности 1
      2. Подробности 2
      3. Подробности 3
  3. Часть 3
    1. Подпункт 1
      1. Подробности 1
      2. Подробности 2
      3. Подробности 3
    2. Подпункт 2
      1. Подробности 1
      2. Подробности 2
      3. Подробности 3

Разумеется, 3 уровня вложенности – это просто пример, иногда бывает больше, иногда – меньше. Главный смысл состоит в том, чтобы все части ритуала развивать равномерно, в соответствии с общим планом, а не концентрироваться на одном, а потом кое-как заканчивать остальное.

Но подробнее об этом будет ниже.

025e3808fef06dfae39ee7726c540757

Идейный набросок

Наконец, приступим к самому процессу написания ритуала. И начать здесь по принципу снежинки нужно не с просмотра других ритуалов на эту тему, а с поиска основного смысла того, что же вы собираетесь сделать.

Примечание. Сразу хочу оговориться, что я буду концентрироваться на внутренней части ритуала, пропуская открытие/закрытие круга, призывы/отзывы богов и четвертей и т.п. Это как раз те части ритуала, которые в 90% случаев мало чем отличаются, они классические и в них сложно что-то привнести тематическое. Вернувшись опять к аналогии с литературой, можно назвать открытие и закрытие круга в таких ритуалах прологом и эпилогом, которые фактически находятся вне общей сюжетной линии. Это норма, тут нет ничего страшного. Но, если вы можете сделать эти части более интересными, нестандартными и встроить их в основную часть – это замечательно.

Итак, что же может быть в идейном наброске? Разумеется, это зависит от вашей цели. Я опишу наиболее частые варианты и те, которым зачастую уделяется мало внимания.

  1. Вводная часть. Говоря о вводной части, я имею в виду все техники для настройки, поднятия энергии, подготовке. Конечно, само создание круга уже предназначено для этого, но в зависимости от цели можно (а иногда и нужно) дополнительно наполнить круг теми энергиями, которые подходят именно для вашей цели.
  2. Очищение. Это часть, которую зачастую опускают, но она, тем не менее полезна очень во многих ритуалах. Будем честны. 90% ритуалов делаются для того, чтобы что-то получить или от чего-то избавиться. Во втором случае зачастую очищению уделяется максимум внимания, а больше ничего и не делается. Но я бы не назвала это оптимальным вариантом, однако подробнее об этом будет ниже. Когда же мы хотим чего-то достичь, то в основном забываем об очищении. Но ведь существует причина, почему у вас этого нет. Например, если речь идет о ритуале на прибыток денег, очищение может быть в формате избавления от лишних трат или долгов. Если, к примеру, делается ритуал на поиск любви, то нужно подумать о том, почему у вас этой любви еще нет быть может, нужно избавиться от каких-то личных качеств или от блоков в анахате (сердечной чакре). В общем, всегда есть, над чем поработать в этом направлении.
  3. Наполнение энергией. Вернусь к теме, которую упоминала в предыдущем пункте. Когда делается ритуал на избавление от чего-либо, хочется вспомнить пословицу «свято место пусто не бывает». Поэтому, если, например, вы делаете ритуал на избавление от болезни, то затем нужно наполнить себя энергией здоровья. Разумеется, и без этой части можно обойтись, но тогда нужно лучше следить за тем, чем вы будете заниматься после. Если вы делаете ритуал на избавление от долгов, а потом идете в магазин и спускаете деньги на какую-нибудь ерунду, то… то можете самостоятельно сделать вывод.
  4. Цельность и защита. Эту часть можно было бы назвать подпунктом очищения, но я решила ее выделить отдельно, так как ее тоже часто упускают. Представьте себе школьную задачку: бассейн, в который втекает вода и вытекает. Вода была грязная и заполняла бассейн всего на половину, вы ее спустили и почистили стенки бассейна и клапаны (п. Очищение). Затем вы наполнили его чистой водой (п. Наполнение энергией). А вода, хоть и чистая, все равно уходит, потому что, кроме трубы спуска в бассейне есть еще дыры. Поэтому зачастую необходимо дополнительно залатать дыры и/или поставить защиту (хотя последней я бы не увлекалась).
  5. Отправка посыла. Собственно, кроме работы над собой, одной из популярных частей ритуала является отправка нужного посыла во вселенную.
  6. Празднование. «Классическая» часть ритуалов, особенно саббатов.
  7. Благодарность. Часть, про которую так же зачастую забывают или уделяют мало внимания.

Таких частей можно написать довольно много, они зависят от ритуала. В общем и целом, это можно было бы назвать кратким пересказом смысла ритуала обязательно без указания конкретных действий, которые будут произведены.

Чтобы было понятнее, напишем для примера ритуал. Для начала представим себе персонажа. Пусть это будет женщина преклонного возраста, которая хочет сделать ритуал, чтобы на ее даче хорошо все росло, а то пока растут только сорняки да чеснок и черная смородина (пример из жизни)).

Итак, какие основные идеи и части должен содержать ее ритуал?

  1. Очищение – нужно очистить участок от негативных энергий, от собственного же разочарование тем, что на нем в прошлом/позапрошлом/др. году ничего не выросло, что хотелось, очистить его от своих несбывшихся надежд и т.п.
  2. Цельность энергии участка – чтобы полученная в процессе ритуала энергия плодородия не ушла вникуда, нужно поставить защиту от своих же собственных негативных энергий, заодно поработав над самой собой.
  3. Наполнение энергией – нужно наполнить участок энергией роста и плодородия.
  4. Благодарность – нужно поблагодарить Богов за их помощь в ритуале.

Расстановка приоритетов

Здесь, прежде чем приступить к обдумыванию действий, которые нужно будет совершить в каждом из пунктов ритуала, нужно выделить время и подумать над очень важной вещью – расстановкой приоритетов.

Когда мы опять же читаем художественную литературу или смотрим фильм, то точно знаем, что в них есть минимум три основных сюжетных части: завязка, кульминация и развязка. Я хочу сейчас поговорить как раз о кульминации. В каком-нибудь боевике это обычно та сцена, когда главные герои убегают откуда-нибудь, а позади них все взрывается, и сердце зрителя замирает от испуга, но при этом ликует от понимания того, что главные герои победили.

Разумеется, в этой статье я хочу поговорить о кульминации в несколько другом контексте. Хотя мы и не представляем во время ритуалов взрывы, кульминация в них присутствует. Иногда она размыта, иногда – более явна, но она есть, она не может не есть)). Технически кульминация обычно расположена где-то под конец ритуала, это момент, который должен оставить у его участников самое яркое впечатление.

Проблема зачастую в том, что, когда речь и идет о длинном ритуале, в его структуре есть несколько кульминаций: сперва празднование саббата, в котором есть своя кульминация, потом магическая часть, где есть своя. И, если вторая кульминация слабее первой, то впечатление от ритуала остается не настолько яркое, как хотелось бы.

Хочу тут рассказать очень важное о человеческое психологии. Не зря продюсеры из Голливуда придумали эту фишку с финальным взрывом, не на пустом месте это сложилось, а потому, что психология человека такова, что он оценивает все произведение по финальной сцене. Если ученик в течении часа сидит на уроке и каждые 5 минут его спрашивают, насколько ему скучно, а в последние 15 минут урока учитель начинает шутить и развлекать учеников, то в целом после этого урока ученик ответит на вопрос, насколько скучно ему было более позитивно, чем среднее из его оценок каждые 5 минут. Аналогично, если все было интересно, но финал подкачал, то впечатление от урока/фильма/ритуала/любого времяпрепровождения будет более негативным.

Но почему же это так важно именно в плане ритуалов? Это же не кино, казалось бы, нам не нужно, чтобы человеку было интересно или весело, нужно добиться вместо этого своих магических целей. И я считаю, что эта точка зрения не верна. Внимание человека в круге – одна из самых простых энергий, которыми мы управляем и распоряжаемся. Если люди, находясь в круге и совершая магические действия, не испытывают интереса, если они через силу сохраняют сосредоточенность, то и та сила, которую они привносят в ритуал, рассредоточивается и уменьшается. Кроме того, многие по опыту знают, что магическое действо – это отнюдь не только то, что происходит в круге. Оно начинается тогда, когда вы начинаете придумывать ритуал, работать над ним, думать о нем, он уже начинает действовать. Аналогично, после проведения ритуала его энергия следует за каждым, кто был в круге. Он либо пополняет силу этой энергии своими положительными эмоциями по поводу прошедшего ритуала, либо наоборот, мешает ее работе своими негативными воспоминаниями. А ведь скука – это энергия, которая может убить очень большую часть положительного посыла ритуала.

Конечно, мы можем все это объяснять участникам ритуала, можем пытаться навязать им нужные мысли и действия, но это практически невозможно. Вместо этого намного вернее использовать простые и незаметные методы управления их вниманием по время ритуала, чтобы оставить после него положительные эмоции, которые будут помогать ритуалу работать дальше и лучше.

При этом помним, что, даже если мы работаем в одиночестве, с нашей собственной психикой происходит все то же самое. Нам точно так же невозможно все время прибывать в абсолютно ровном состоянии, энергетический посыл во время ритуала должен постепенно нарастать и в конце концов достичь своего пика на важной части ритуала, чтобы потом схлынуть на завершающей части.

Поэтому, сейчас, написав идейным план, мы должны понять, какая из его частей будет кульминацией всего действа.

Хочу так же вернуться к теме ритуалов с несколькими кульминациями. Самый большой ошибкой в таких ритуалах является так называемая «нисходящая кульминация», когда кульминация в первой части сильнее, чем кульминация во второй. В таком случае все, что происходит после первой кульминации оставляет после себя впечатление не то ненужной части, не то какой-то затянувшейся концовки ритуала. Поэтому, самое главное здесь – сделав первую кульминацию сильной и яркой, очень важно сделать вторую еще сильнее на порядок. В этом большая сложность таких ритуалов, нужно очень внимательно следить и за состоянием участников ритуала, и за его эмоциональной наполненностью, чтобы на вторую кульминацию хватило сил, эмоций и времени. Поэтому зачастую первую кульминацию лучше «притушить», возможно, какие-то элементы ее действия отложить, чтобы оставить сил на финальный рвывок.

В моем примере плана пиком будет наполнение энергией, а благодарность станет мягким завершением ритуала.

Повторю главную мысль. Если у вас получается, что пункт, на который вы расчитываете как на кульминационный, оказывается не в конце пунктов идейного плана, вам нужно очень хорошо подумать. Возможно, какие-то части нужно поменять местами. Либо, в дальнейшем распределить действия в завершающих частях таким образом, чтобы они занимали достаточно мало времени и на них хватило сил после кульминации.

Например, в моем примере после наполнения энергией идет благодарность. Благодарность благодарности рознь, я могла мы на одну нее потратить полчаса визуализаций, физических акций и т.п. Но в данном случае я не могу себе этого позволить, так как слишком большое внимание на этой части нивелирует впечатление от кульминационной части. Да и просто на такие вещи после большого действа не хватает сил. Поэтому я сделаю эту часть довольно скромной и функциональной.

cade212e6458ff61a7762a94b0e24e98

Логический план

Следующий пункт развития плана ритуала – это превращение идейного наброска в логический план. На этом уровне планирования мы расписываем то, какими действиями будем пользоваться для достижения тех целей, которые поставили в идейном наброске.

Обращу внимание, что не нужно путать логический план с итоговым. Здесь мы лишь набрасываем общий смысл и записываем все в общем же виде, без деталей, не прописываем конкретных слов речей или конкретных описаний медитаций. Только определяемся в общем виде, что нужно сделать, чтобы добиться нужного эффекта.

На этом уровне нужно подумать о техниках, которые будут использоваться в ритуале и его «внешней» идее. Я придерживаюсь мнения, что, чтобы ритуал смотрелся цельным, нужно выбрать одну или парочку техник/видов/тем и использовать только их. Можно сказать, что это вывод из моего профессионального опыта. Это как корпоративный стиль, когда выбираются шрифты, цвета, схемы и затем все делается в этом корпоративном стиле. Когда же такого общего стиля нет, а берутся просто разные идеи и сцены из разных ритуалов, то итог зачастую напоминает эдакого монстра Франкенштейна. Поэтому я предпочитаю придерживаться одной темы, а не смешивать вместе и карты, и руны, и свечи, и визуализации и все в одном. Но это чисто мое мнение.

Так же на этом этапе придумываем сюжет (или выбираем его из известных). Например, когда речь идет о праздновании какого-то из саббатов, то все мы знаем, что на любую тему есть с десяток разных мифологических сюжетов (разумеется, если вы придерживаетесь эклектического взгляда на викку). Именно на этом этапе вы должны выбрать один из них. Аналогичные сюжеты есть и для эсбатов, и, хотя на них обычно применяется тема трехликой богини, существуют и другие.

Далее, выбрав один из мифологических сюжетов, необходимо его связать с теми действиями, которые мы будем совершать. Например, я делала это на Йоль. Я взяла сюжет сражения между Дубом и Паддубом. В нашей магической практике мы работали с победившим веселым и пьяным Паддубом, принесшим с собой дары нового года. Конечно, это некая «вольность», но она позволяет привязать магическую практику к исходному мифологическому сюжету, а я придерживаюсь мнения, что все и всегда должно быть в ритуале связано и не должно существовать полностью отдельных частей.

Таким образом, мы соединяем мифологическую историю с теми техниками, которые мы решили применить. Мы думаем о том, что хотим получить в результате, будь то заряженный амулет или просто состояние души, и решаем, как этого будем достигать.

Чтобы было проще понять, вернемся к нашему примеру.

Итак, у нас есть желание поработать с дачным участком, чтобы в результате он приносил хороший урожай. Предположим, что происходит все действие весной (как сейчас). Сам ритуал будет проводиться на этой самой даче, то есть, можно будет обойти территорию и совершить какие-то действия на месте. Действия можно приурочить, например, к полнолунию.

Работаем мы с тем же идейным наброском, мы его развиваем вместо того, а не забываем о нем:

  1. Очищение. Чтобы очистить участок, как раз предполагаем, что нужно его обойти. Включаем в данном случае в ритуал открытие и закрытие круга как его полноправные части, а не как пролог и эпилог, и рисуем круг на весь участок, заодно совершая все классические действия, делающие его освященным местом: окуриваем и окропляем водой с солью (соли совсем-совсем чуть-чуть). Проиходим не только по периметру, но и акцентируем внимание на плодовых деревьях, местах, где будут выкопаны грядки и клумбы и т.п.. Так как суть ритуала заключается в теме плодородия, то выбираем заодно полезные в нашей цели ипостаси вызываемых духов. Как воздух может быть плодородным? Пусть ветер приносит тучи дождя, когда это необходимо, или наоборот разгоняет их, когда нужно. Пусть солнце греет и наполняет растения энергией, пусть вода питает, а земля уж и подавно благословит. Хорошо будет включить в ритуал те действия, которые полезны для растений и с логической точки зрения. Например, если что-то планируете жечь, золу затем использовать как удобрения для тех растений, которые этого требуют (главное – не перепутать и не сжечь удобрением те, которым это совсем не нужно).
  2. Цельность энергии участка и его защита. Если мы делаем круг на весь участок, это уже частично отвечает нашей цели, но лучше сконцентрироваться на ней получше. В данном случае я бы использовала визуализацию с посылом положительных энергий к участку. Быть может, вам понравится идея договорится с духом участка, как есть домовой, так может быть и «учАстквовый». Вы можете решить общаться с ним как с маленьким бородатым человечком или просто с потоком энергии, настроившись на который можно с ним найти единение и взаимопонимание. Здесь есть множество вариантов реализации.
  3. Наполнение энергией. Этот пункт во многом зависит от предыдущего, от того, что вы выбрали, так как, если вы общались с учАстковым, то не можете его просто так бросить, нужно через него и напитывать землю энергией роста и плодородия. Я бы так же предложила здесь использовать физическое воплощение. Купить несколько мешков с удобрениями, подходящими для растений на вашем участке, и зарядить их плодородием (можно зарядить участок в общем и их отдельно конкретно, можно выбрать что-то одно). На физическом объекте все же проще сосредоточить свое внимание, а следовательно его проще зарядить, даже если речь идет о довольно больших мешках. При этом опять же идет налаживание контакта с участком, вы ведь не просто покупаете неподходящие удобрения, вы разбираетесь с каждым из растений, делаете проверку, какая вокруг него почва, сверяетесь со списком того, какая она должна быть и тогда уже решаете, какие удобрения нужны в данном случае. Зарядив пару мешков один раз, вы сможете использовать их потом постепенно, к месту и вовремя. Таким образом, вы проводите работу. Как известно, амулет работает тогда, когда с ним работают. Когда же вы просто заряжаете всю землю, то затем должны повторить всю процедуру, чтобы обновить эффект.
  4. Благодарность. Благодарность опять же может быть разной, я бы в данном случае, когда речь идет о такой материальной вещи, как земля, и благодарность сделала бы материальной (особенно если в предыдущем пункте так же было выбрано удобрение в качестве носителя). При этом я не считаю подкормку своих собственных растений на участке благодарностью, ведь вы это делаете для получения урожая. Вот взять несколько прошлогодних яблок, зерен и др. и отнести их в ближайший лес с благодарностью – это, мне кажется, хороший вариант.

Таким образом, на этом этапе мы подбираем действия в общем виде, не забывая о том, что ритуал должен быть цельным.

3de1a2ccd860b0bb0153193ff0727ea6

Тайминг

Составив в общем виде логический план, нужно подумать еще об одном важном ресурсе, который мы используем в ритуале – время. Мы раздумывали над вниманием и силами, но его из виду упустили. Я считаю, что вопросом времени нужно заняться как раз после продумывания общей логики ритуала, чтобы еще до итогового плана решить все вопросы со временем.

Во время ритуала время иногда кажется довольно абстрактным понятием, уплывающим из виду, ведь мы сосредотачиваемся на том, что делаем, не обращая внимание на то, сколько времени это занимает. Именно поэтому нужно подумать о времени заранее.

Вопрос времени важен во многих случаях:

  1. Когда вы работаете в съемном помещении с почасовой оплатой – понятно, почему. Еще не хватало, чтобы во время кульминации к вам ворвался менеджер помещения со словами «время вышло, продлевать будете?»
  2. Когда вы работаете не в одиночестве. Все мы люди, всем нам нужно планировать свое время, кто-то из участников ритуала может запланировать после него важную встречу. Чтобы не было эксцессов, нужно прикинуть, сколько времени понадобится на все про все и сообщить эту информацию заранее. Не забудьте при этом добавить процентов 20% времени на непредвиденные обстоятельства. Тут опоздали, там затянули – без этого практически не обходится, разговор может вестись даже о критерии «плюс-минус час», все зависит от вашей организованности и организованности людей, которые так же принимают участие в ритуале.
  3. Даже когда вы работаете в одиночестве, нужно прикинуть, сколько времени все это займет. Во-первых, чтобы сориентировать родственников «не беспокойте меня в течении часа», во-вторых, чтобы правильно распределить время внутри ритуала, что немаловажно. О последнем поговорим ниже подробнее.

Зачем еще нужен тайминг, кроме как для того, чтобы посчитать общее время на ритуал? Для того, чтобы грамотно распределить его внутри самого ритуала. Я уже писала выше о силе, внимании и концентрации. Решив, какие именно действия вы будете совершать, вы должны примерно прикинуть, сколько времени на каждое из них потребуется. Тут лучше опять же перебдеть, чем недобдеть – лучше прибавть лишних полчаса, чем слишком «сжать» по времени какую-то из частей. При этом нужно не забывать о других участниках ритуала, когда вы работаете в группе. Если вы проводите стандартное очищение, во время которого жрец/жрица проходит по кругу и каждого брызгает соленой водой/окуривает благовониями/благословляет маслами, то нужно прикинуть время одной процедуры и помножить на количество присутствующих. Даже когда вы считаете, что это действие займет одну-две минуты, перемножив на 15 участников, получите уже 15-30 минут, а это уже не «быстренько сделаем».

Скорее всего, у вас в логическом плане выйдет несколько разных последовательных действий для одного пункта идейного наброска. Например, в нашем примере очищение было реализовано как часть построения круга, в котором, как известно, есть несколько частей: создание круга, собственно, очищение, призыв четвертей, призыв богов. Для расчета времени удобнее выделить каждую и таких частей и оценить время на нее отдельно, а потом суммировать.

Наконец, составив план со временем, вы опять возвращаетесь к теме приоритетности ваших действий. Вспомните идею о том, что самая сильная часть ритуала – это кульминация. Логично в этом плане, что на эту основную часть ритуала должно уйти максимальное количество времени. Конечно, это сложно учесть, если части ритуала у вас перемежаются между собой, но в целом вывод сделать можно.

Здесь как раз можно заметить популярную ошибку – когда делается довольно короткий ритуал и основная его часть занимает в целом меньше времени, чем открытие и закрытие ритуала, то явно что-то не то и нужно либо сделать основную часть ритуала более полной, либо использовать более простую и короткую версию открытия/закрытия круга. Так же зачастую бывает, что большое количество времени тратится в ритуале не довольно простую и в общем-то «проходную» вещь.

Щелчок

Так же, уже прикинув, что же вы собираетесь сделать, но еще не прописав полностью все слова и образы, вы можете подумать вот о чем. Опять эта часть про человеческое внимание. Дело в том, что мы все люди и наше внимание не бесконечно. Когда ничего не происходит или проходит что-то однообразное, то мы теряем интерес.

Опять же я использую опыт телевизионщиков. Если вы когда-нибудь смотрели детские мультики, то поймете о чем я. Дело в том, что количество времени, которое человек способен сосредоточиться на том, что происходит на телевизионном экране, довольно ограничено. Время это зависит и от возраста ребенка, и от других факторов. У тех, кто занимается созданием мультиков, чтобы избежать потери детского внимания, есть такое понятие, как «щелчок». Это момент, который должен вновь привлечь внимание ребенка. Чем ребенок старше, тем больше паузы могут быть между двумя «щелчками». Аналогичная история с фильмами, книгами, театральными постановками и др.

Что же такое «щелчок»? Им могут служить самые разные вещи. Это может быть и смешная сценка, и проявление жестокости, и вообще любая неожиданность. Все, что заставит человека выйти из статичного эмоционального состояния и изменит его.

Зачем же это все знать викканам, ведь мы не занимаемся детскими развлечениями? И вообще, мы люди взрослые, можем и потерпеть. Тем более, что мы люди, периодически медитирующие, следовательно более терпеливые. Но, тем не менее, и нам тоже нужны периодические «щелчки». Иначе ритуал наполняется разнообразными прерываниями в виде хихиканья, шепотков и других разнообразных неприятных вещей.

При этом я хочу сразу предупредить людей от того, чтобы винить тех, кто поддается этому соблазну отвлечься. Дело зачастую не в самом человеке. Просто его индивидуальное расстояние между «щелчками» может быть меньше, чем у большинства присутствующих. Бывает и наоборот – когда у жреца это расстояние больше, чем у большинства, и он продолжает развивать одну тему, а присутствующие уже начинают отвлекаться и держать себя в руках и не отвлекаться для них тяжелее, чем хотелось бы, что, повторюсь, ведет к потере энергии, которую можно было бы направить на реализацию ритуала, в место этого она тратится на сопротивление собственным инстинктам.

Что же делать с этим? Ну, вопрос этот фактически философский. Во-первых, это нужно понять и принять, это избавит от многих неприятных вещей и мыслей, особенно во время ритуала. А во-вторых, нужно работать. Нужно делать «щелчки», нужно привлекать внимание людей, при этом стараясь не сбить тех, у кого расстояние между «щелчками» может быть больше. Ориентироваться здесь зачастую нужно как раз на самого слабого из группы. Помните, что смотреть мультик взрослому человеку куда проще, чем смотреть взрослый фильм ребенку. Ему просто становится скучно, и он начинает отвлекаться и болтать. Поэтому нужно держать внимание людей, ориентируясь на примерно показатель терпеливости «чуть ниже среднего».

Опять же, просмотрев логический план с этой точки зрения в этот момент, вы можете расставить размеры терпения, как ритм в музыкальном произведении. В идеальном варианте можно прикинуть, что во время медитации ритм должен быть более медленным и размеренным, во время же всплеска энергии – резким и ритмичным. Аналогичным же образом подбираются и формулировки слов жрицы/жреца: предложения с большим количеством описаний и деепричастных оборотов для входа в медитацию и резки отрывчатые фразы, чтобы выплеснуть эту энергию и поднять уровень адреналина и сердцебиение.

Лучше прикинуть все это заранее и оставить в виде небольших пометок к логическому плану, чем потом переписывать итоговый, имхо.

Крылья, ноги, главное – хвост!

Так же важный аспект ритуалов, особенно групповых – физика. Когда вы работаете в одиночестве, все проще, вы просто чувствуете, когда устали ваши ноги или руки, когда нужно сменить позу, а когда можно еще посидеть, чтобы не отвлекаться от процесса.

Когда же работаете с коллективом, все намного сложнее. Если не хотите, чтобы в самый неожиданный и сложный момент кто-нибудь с тихим стоном осел на пол или наоборот встал с колен, потому что сидеть уже невозможно – нужно запланировать эти моменты заранее, дать эти возможности между частями ритуала.

Целый многочасовой ритуал провести на ногах или в одной позе лотоса сложно. У разных людей разные физические возможности, но в целом за образец можно взять по опыту полчаса. Каждые полчаса люди должны иметь возможность поменять позу. Стоять или танцевать более получаса многим может быть сложно. Если вы сидите, то все проще, но опять же между частями ритуала можно делать небольшие паузы, чтобы люди поменяли позы. Опять же, не забываем, что ноги имеют свойство затекать и лучше сидением так же не злоупотреблять.

Поэтому сейчас, имея логический план  тайминг будет удачный момент, чтобы расставить пометки о том, в каких позах при всем при этом находятся люди в круге. Зачастую ритуал пишет жрица/жрец, которая может (и должна) встать, всех обойти, что-то еще сделать. И она может не осознавать, что вообще-то все остальные люди в это время находятся в статических позах. Поэтому на данном этапе важно прочитать логический план, учитывая временные рамки и представляя себя на месте обычного участника ритуала, а не жрицы.

К примеру, во время создания круга люди обычно стоят. Потом им можно и посидеть. Реже бывают хороводы или хождения по кругу. Опять же, не забываем, что от долгого хождения по кругу может закружиться голова. Чтобы понять, что будет происходить с обычными людьми во время ритуала, представьте себя на нем в жмущих туфлях и узких джинсах. И стоять неудобно, и сидя толком не расслабишься. С мыслями об этом будет куда проще и расставить места смены поз, а может, и сократить кое-какие части ритуала.

Итоговый план

Наконец, имея все описания и пометки, можно составить итоговый план всего ритуала, прописывая в нем все свои речи дословно, все описания медитаций и образов.

Проще всего этим заниматься, представляя себе в красках весь процесс. Это очень похоже на визуализацию или на простое писательство. Вы проживаете все эти процессы, видите их в красках, видите, в каких именно позах стоят те или иные люди, что они в это время видят внутренним зрением и т.п.

А затем берете свой логический план и план итоговый начинаете править в соответствии с ним. Вы могли расчитывать, что эта часть займет полчаса, а сами затянули речь минут на двадцать? А она точно здесь нужна? А не потеряется ли при этом основная мысль всего ритуала, не станет ли перекошенной структура? Почему вы тогда раньше не отвели на эту часть больше времени? И так далее. Лучше всего на самом деле, если все части вашего итогового плана окажутся процентов на 10-20% больше чем предполагалось в логическом. Это будет означать, что со структурой-то у вас все хорошо, просто вы время заранее заложили маловато. Это исправить несложно, надо лишь поработать над щелчками и тем, чтобы люди не застоялись/засиделись.

Если же вы предполагали, что часть займет пять минут, а она занимает полчаса, при том, что остальные части укладываются в план, значит, скорее всего, вы слишком сосредоточились на ненужной части ритуала (а если она очень нужна была с самого начала, то почему вы до того не выделили на нее время? Или, быть может, она на самом деле относится к другой части ритуала?).

В целом, чем ярче вы представляете себе происходящее при написании ритуала, тем лучше и тем более гладко он пройдет, так как вы заранее представили себе, как кто стоит, куда поворачивается, что за чем говорит. Стоящий перед глазами логический план не позволит вам уйти в какие-то лишние дебри, а сам он связан с планом идейным, поэтому вы в любой момент знаете, что и как делаете и затем, с какими энергиями работаете. Так же вы помните и о том, что работаете не в одиночестве (если это так), что вам нужно поддерживать контакт с остальными людьми – это довольно сложная, но очень важная вещь в работе жрицой/жрецом. Нельзя вести ритуал, все время отбрасывая от себя мысли о том, что вообще-то вокруг живые люди и им неудобно стоять, они не знают, что делать дальше и так далее. Вы должны быть с ними в контакте, чтобы направлять их энергию вместо того, чтобы она вам и им самим мешала.

Скажу так же пару слов о том, как же описывать ритуал, что там должно быть и каких ошибок следует избегать. Многие вопросы на самом деле решаются, когда вы видите перед собой картинку, но для этого нужно обладать хорошим образным мышлением. Зачастую проблемы заключаются в переходах между разными событиями, которые мы не продумываем, концентрируясь только на «интересном». Чтобы избежать этой ошибке, нужно стараться все представлять с начала и до самого конца, помня о том, что люди не летают и не телепортируются, им нужно каким-то образом переходить от одного к другому, нужно давать им информацию о том, что будет дальше.

Когда речь идет об описании визуализаций, то по-моему лучше всего опять же представить себе, что ты уже находишься в этой самой визуализации и даешь ее людям. Некоторые считают, что визуализацию не нужно заранее полностью описывать, что можно обойтись общей логикой. Я так не считаю, для этого нужно набраться опыта, да и вид визуализации тоже на это влияет. Бывает, что мы просто встраиваем элементы визуальные в наше окружающее пространство. То есть, вот мы сидим в круге и просто дополнительно представляем, что у нас в руках что-то, чего нет на самом деле. Такие визуализации относительно просты, их можно не прописывать во всех подробностях. Другие же визуализации происходят с полным погружением, когда мы оказываемся в другом, внутреннем мире. Нет ничего, что окружало нас раньше, есть другой мир, который нужно грамотно описать. Очень мешают в этом деле стилистические ошибки, когда «ничего не было и вдруг появилось». Опять же, повторюсь, везде и всюду нужны переходы.

Представьте себе такую визуализацию (пример из жизни):

— Вы стоите в поле, вокруг темнота. Тишина и покой… тишина… над вами ярко светит полная луна.

Была темнота, вдруг оказалась луна. Это как раз иллюстрация к пробелеме отсутствия переходов между событиями. Можно было сделать:

— Вы стоите в поле, вокруг темнота. Небо черное, закрытое перистыми облаками, сквозь которые слабо просвечивают звезды, благодаря которым вы видите хоть что-то. Вдруг вдалеке над горизонтом показался светящийся край луны. Она медленно восходит на небо, разгоняя тучи, и вот уже полная луна, словно серебряная монета, освещает ваше лицо.

Заодно с появлением перехода в данном случае вы увеличиваете и энергию этой медитацией. Как окружающее пространство наполняется лунным светом, так и сама медитация наполняется энергией. И это нужно грамотно использовать.

Разумеется, объем второго варианта входа в медитацию несравнимо больше, чем у первого, если время ограничено, нужно использовать более короткие варианты, но это не значит, что для этого нужно полностью выбросить переходы. Нет, просто вместо того, чтобы вставать из-за горизонта, луна может выглянуть из-за туч. Но законы физики все же никто не отменял. Если небо чистое, то кроме луны на небе должны быть видны звезды. Если оно не чистое, то нужно об этом упомянуть. Это совершенно обычные писательские приемы, классические описания, но, тем не менее, правильно созданные образы помогают легче войти в визуализацию и проще представить себе кратинку. Именно поэтому я считаю, что такие визуализации нужно расписывать во всех подробностях заранее, «увидеть» их внутренним зрением несколько раз, поработать над стилистикой, найти логические огрехи, а потом уже давать эту медитацию людям.

Выше я говорила о медитациях с неполным погружением, так сказать, в виде «дополненной реальности». Они проще, чем визуализации с полным погружением, но все же хочу пройтись и по их теме, там тоже есть сложности. Зачастую эти сложности опять же заключаются в переходах. Есть, к примеру, энергия в камне в точке А. Нужно ее переместить в ваше тело в точку Б. Вы должны заранее представить вариант этого перемещения (а лучше – парочку), который будет использоваться. Камень может засветиться, а может превратиться в жидкость, которая впитается в поры, может и вовсе испариться, чтобы вы его «вдохнули». Классика – это свечение, но зачастую такой прием настолько уже «замылен», что плохо дается. Не потому, что это сложно представить, а потому что это слишком сложно, происходит едва ли не на автомате и сложно сосредоточиться на процессе и прочувствовать его, когда делал это уже 20 раз. Этот процесс превращается в рутину. А рутина – это самый главный бич любого ритуала, от которого нужно стремиться максимально избавиться. Посмотреть на процесс с другой стороны, сделать образы более яркими, а то, что уже привычно – максимально сократить.

После написания ритуала во время подготовки нужно его не просто читать, а как раз визуализировать то, как он будет проходить, не забывая и все внутренние визуализации. Только если вам этот ритуал во время его визуализации интересен, если вы сами не пропускаете «скучные» части (типа по 20 раз уже открытого/закрытого круга), вы можете счесть, что сумеете увлечь и других участников ритуала им.

Тут так же важно отметить еще один «грешок» создателей ритуалов. Это опять же все как в писательстве. Начинающие авторы зачастую «упускают» какие-то моменты, которые в их воображении сами собой разумеются. Тут то же самое происходит. Готовясь к ритуалу, жрец может представлять, что вот во время этой практики энергия такого-то цвета будет закручена вот таким-то образом, образуя вот такую-то фигуру. Для него это само собой разумеется. Но, если он не скажет это во время ритуала (а соответственно – не пропишет в плане, что нужно это сказать), то никакая энергия, кроме его собственно, никаким образом никуда не закрутится. Потому что люди мысли жреца читать не умеют.

Поэтому все по 20 раз проговаривать, дать читать подготовленный ритуал неподготовленному человеку, если у самого мало опыта именно как у писателя, и так далее и тому подобное. Подготовка, подготовка и еще раз подготовка, тогда во время самого ритуала проблем будет куда меньше, а отдача – куда больше.

Надеюсь, что эта статья будет вам полезна, даже если вы будете использовать парочку строк из нее, уже значит я ее не зря написала. Удачи в написании собственных ритуалов!

Оставить комментарий